Напоминание

Франц Шуберт и Иоганн Михаэль Фогль


Автор: Волкова Татьяна Борисовна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: МБУ ДО "ДШИ с. Покровское" НР РО
Населённый пункт: с. Покровское, Ростовская область
Наименование материала: статья
Тема: Франц Шуберт и Иоганн Михаэль Фогль
Раздел: дополнительное образование





Назад




Франц Шуберт и Иоганн Михаэль Фогль

Методическое сообщение Волковой Т.Б. , преподавателя МБУ ДО «ДШИ с.

Покровское» НР РО

Среди большого количества друзей, окружавших Шуберта, особое место занимает

певец Иоганн Михаэль Фогль. Во многом благодаря ему Вена, а потом и вся Австрия

узнала и полюбила музыку Шуберта.

Как же произошло знакомство двух музыкантов?

К 1817 году Шуберт создал столько великолепных песен, что его друзья Шпаун и Шобер

стали думать о распространении его песен за пределами их кружка. Шпаун, например,

послал альбом с песнями на стихи Гёте самому великому поэту. Гете не ответил. Но

неунывающие друзья не оставили попыток .

Шпаун вспоминал:

Францу всегда приходилось самому исполнять свои песни. И он все чаще выражал

желание найти настоящего певца. Он мечтал познакомиться с солистом Венской оперы

Фоглем . Говорят, что еще в 1813 году юный Шуберт продал свои учебники, чтобы

купить себе билет в театр, где выступал Фогль .

И небольшой кружок во главе с Шпауном и Шобером решил действовать, чтобы

привлечь внимание Фогля к песням Шуберта. Задача была не из легких! Фогль славился

своей неприступностью.

Шобер смог познакомиться с Фоглем. Он восторженно рассказывал певцу о музыке

Шуберта и предложил ему спеть какую-либо песню композитора. Фогль ответил, что

музыкой он сыт по горло. Он хочет, чтобы его оставили в покое, и не желает больше

слышать об этом. Ему сотни раз рассказывали о юных гениях, а потом он всегда был

разочарован.

Отказ Фогля расстроил всех , кроме Шуберта, который сказал, что ожидал подобного

ответа .

Между тем друзья вновь и вновь заговаривали с Фоглем о Шуберте, и в конце концов

он пообещал прийти на один из вечеров. В назначенный час он с величественным видом

вошел в квартиру Шобера. Когда же маленький Шуберт несколько раз неуклюже

поклонился и, заикаясь от смущения, промямлил , как он рад познакомиться, Фогль

высокомерно задрал подбородок. Подобное начало знакомства не предвещало ничего

хорошего. Когда концерт заканчивался, Фогль сказал: «Посмотрите, как это делается,

аккомпанируйте мне», затем взял в руки ближайший к нему лист нотной бумаги. Фогль

скорее напевал, чем пел, а потом холодно заметил: «Неплохо». Затем под аккомпанемент

Шуберта он начал петь вполголоса другие песни, и выражение его лица становилось все

более и более дружелюбным. Правда, уходя, он не выразил желания прийти вновь.

Шло время. Песни Шуберта все больше нравились Фоглю, и теперь он сам приходил на

«Шубертиады», приглашал Шуберта к себе и репетировал с ним. Эти песни так

воодушевили певца , что он стал самым большим поклонником композитора. Вместо того

чтобы отказаться от музыки, он вновь начал петь.

Эта встреча и настоящая дружба между двумя столь разными людьми, как Шуберт и

Фогль, имела для Франца огромное значение. Шуберт все больше времени проводил в его

обществе.

Певец помогал ему в выборе поэм для песен, декламировал стихи с выражением, чтобы

музыка максимально подчеркнула идеи, выраженные в стихах. Шуберт приходил

к Фоглю утром, и они или сочиняли вместе, или корректировали уже

написанное. Молодой гений не всегда улавливал вкус публики, а вот практикующий

исполнитель лучше понимал ее требования. Шуберт очень полагался на мнение друга, и

принимал большинство его замечаний.

Фогль был очень интересным человеком: крупный, властный , прекрасно образованный

и необычайно начитанный; он свободно читал по латыни и по-гречески, владел

английским. Певец был на 29 лет старше композитора. Внешне они составляли комичную

пару: Фогль был человеком высоким и солидным, а рост Шуберта был чуть больше 150

см. Сохранился остроумный рисунок Шобера,: впереди гордой поступью шествует

необъятный Фогль, а за ним — крошечный Шуберт с двумя нотными свертками: один

зажат под мышкой, а другой торчит из кармана.

После закрытия немецкой оперы Фогль вышел на пенсию и стал давать концерты. Все

они состояли из песен его друга .

Трижды ( В 1819, 1823 и 1825) годах Шуберт и Фогль ездили с гастролями по Верхней

Австрии . Фогль стремился сделать произведения Шуберта известными и любимыми по

всей стране. Их концерты пользовались огромным успехом В провинции композитор

встретил и восторженных слушателей, и хороших исполнителей. Здесь играли и пели

Шуберта, да так хорошо, что у него самого от умиления наворачивались слезы на глаза.

Они с Фоглем тоже не оставались в долгу.

Шуберт писал: "Для слушателей было чем-то неслыханным пение Фогля под мой

аккомпанемент, когда мы как бы сливались воедино в нашем исполнении".

Во время третьей поездки друзья посетили Гмунден, очаровательный городок на берегу

озера . Здесь они жили в доме крупного торговца Травегера. Его сын Эдуард, которому

тогда было пять лет, на всю жизнь сохранил память об этих днях.

Позже Эдуард вспоминал; "Всякий раз, когда Фогль пел, а Шуберт аккомпанировал,

мне разрешалось слушать. На концерты приглашалась многочисленная публика . Его

произведения вызывали бурю восторгов. Нередко к концу песни люди бросались друг

другу в объятия и разражались слезами...»

Именно здесь, в Верхней Австрии была написана знаменитая «Аве Мария» и много

других песен.

Такое творческое сотрудничество между композитором и исполнителем, переросшее в

настоящую дружбу, продолжалось до самой смерти Франца Шуберта. Фогль продолжал

петь музыку Шуберта и после смерти композитора. Незадолго до своей смерти в

двенадцатую годовщину смерти Шуберта он исполнил вокальный цикл «Зимний путь».



В раздел образования