Автор: Волкова Татьяна Борисовна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: МБУ ДО "ДШИ с. Покровское" НР РО
Населённый пункт: с. Покровское, Ростовская область
Наименование материала: статья
Тема: Франц Шуберт и Иоганн Михаэль Фогль
Раздел: дополнительное образование
Франц Шуберт и Иоганн Михаэль Фогль
Методическое сообщение Волковой Т.Б. , преподавателя МБУ ДО «ДШИ с.
Покровское» НР РО
Среди большого количества друзей, окружавших Шуберта, особое место занимает
певец Иоганн Михаэль Фогль. Во многом благодаря ему Вена, а потом и вся Австрия
узнала и полюбила музыку Шуберта.
Как же произошло знакомство двух музыкантов?
К 1817 году Шуберт создал столько великолепных песен, что его друзья Шпаун и Шобер
стали думать о распространении его песен за пределами их кружка. Шпаун, например,
послал альбом с песнями на стихи Гёте самому великому поэту. Гете не ответил. Но
неунывающие друзья не оставили попыток .
Шпаун вспоминал:
Францу всегда приходилось самому исполнять свои песни. И он все чаще выражал
желание найти настоящего певца. Он мечтал познакомиться с солистом Венской оперы
Фоглем . Говорят, что еще в 1813 году юный Шуберт продал свои учебники, чтобы
купить себе билет в театр, где выступал Фогль .
И небольшой кружок во главе с Шпауном и Шобером решил действовать, чтобы
привлечь внимание Фогля к песням Шуберта. Задача была не из легких! Фогль славился
своей неприступностью.
Шобер смог познакомиться с Фоглем. Он восторженно рассказывал певцу о музыке
Шуберта и предложил ему спеть какую-либо песню композитора. Фогль ответил, что
музыкой он сыт по горло. Он хочет, чтобы его оставили в покое, и не желает больше
слышать об этом. Ему сотни раз рассказывали о юных гениях, а потом он всегда был
разочарован.
Отказ Фогля расстроил всех , кроме Шуберта, который сказал, что ожидал подобного
ответа .
Между тем друзья вновь и вновь заговаривали с Фоглем о Шуберте, и в конце концов
он пообещал прийти на один из вечеров. В назначенный час он с величественным видом
вошел в квартиру Шобера. Когда же маленький Шуберт несколько раз неуклюже
поклонился и, заикаясь от смущения, промямлил , как он рад познакомиться, Фогль
высокомерно задрал подбородок. Подобное начало знакомства не предвещало ничего
хорошего. Когда концерт заканчивался, Фогль сказал: «Посмотрите, как это делается,
аккомпанируйте мне», затем взял в руки ближайший к нему лист нотной бумаги. Фогль
скорее напевал, чем пел, а потом холодно заметил: «Неплохо». Затем под аккомпанемент
Шуберта он начал петь вполголоса другие песни, и выражение его лица становилось все
более и более дружелюбным. Правда, уходя, он не выразил желания прийти вновь.
Шло время. Песни Шуберта все больше нравились Фоглю, и теперь он сам приходил на
«Шубертиады», приглашал Шуберта к себе и репетировал с ним. Эти песни так
воодушевили певца , что он стал самым большим поклонником композитора. Вместо того
чтобы отказаться от музыки, он вновь начал петь.
Эта встреча и настоящая дружба между двумя столь разными людьми, как Шуберт и
Фогль, имела для Франца огромное значение. Шуберт все больше времени проводил в его
обществе.
Певец помогал ему в выборе поэм для песен, декламировал стихи с выражением, чтобы
музыка максимально подчеркнула идеи, выраженные в стихах. Шуберт приходил
к Фоглю утром, и они или сочиняли вместе, или корректировали уже
написанное. Молодой гений не всегда улавливал вкус публики, а вот практикующий
исполнитель лучше понимал ее требования. Шуберт очень полагался на мнение друга, и
принимал большинство его замечаний.
Фогль был очень интересным человеком: крупный, властный , прекрасно образованный
и необычайно начитанный; он свободно читал по латыни и по-гречески, владел
английским. Певец был на 29 лет старше композитора. Внешне они составляли комичную
пару: Фогль был человеком высоким и солидным, а рост Шуберта был чуть больше 150
см. Сохранился остроумный рисунок Шобера,: впереди гордой поступью шествует
необъятный Фогль, а за ним — крошечный Шуберт с двумя нотными свертками: один
зажат под мышкой, а другой торчит из кармана.
После закрытия немецкой оперы Фогль вышел на пенсию и стал давать концерты. Все
они состояли из песен его друга .
Трижды ( В 1819, 1823 и 1825) годах Шуберт и Фогль ездили с гастролями по Верхней
Австрии . Фогль стремился сделать произведения Шуберта известными и любимыми по
всей стране. Их концерты пользовались огромным успехом В провинции композитор
встретил и восторженных слушателей, и хороших исполнителей. Здесь играли и пели
Шуберта, да так хорошо, что у него самого от умиления наворачивались слезы на глаза.
Они с Фоглем тоже не оставались в долгу.
Шуберт писал: "Для слушателей было чем-то неслыханным пение Фогля под мой
аккомпанемент, когда мы как бы сливались воедино в нашем исполнении".
Во время третьей поездки друзья посетили Гмунден, очаровательный городок на берегу
озера . Здесь они жили в доме крупного торговца Травегера. Его сын Эдуард, которому
тогда было пять лет, на всю жизнь сохранил память об этих днях.
Позже Эдуард вспоминал; "Всякий раз, когда Фогль пел, а Шуберт аккомпанировал,
мне разрешалось слушать. На концерты приглашалась многочисленная публика . Его
произведения вызывали бурю восторгов. Нередко к концу песни люди бросались друг
другу в объятия и разражались слезами...»
Именно здесь, в Верхней Австрии была написана знаменитая «Аве Мария» и много
других песен.
Такое творческое сотрудничество между композитором и исполнителем, переросшее в
настоящую дружбу, продолжалось до самой смерти Франца Шуберта. Фогль продолжал
петь музыку Шуберта и после смерти композитора. Незадолго до своей смерти в
двенадцатую годовщину смерти Шуберта он исполнил вокальный цикл «Зимний путь».