Автор: Иванова Елена Евгеньевна
Должность: педагог-психолог
Учебное заведение: ОГКОУ "Школа для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья № 19"
Населённый пункт: г. Ульяновск
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Современные здоровьесберегающие технологии в коррекционной работе с детьми с ОВЗ"
Раздел: начальное образование
Современные здоровьесберегающие технологии в
коррекционной работе с детьми с ОВЗ
В современных условиях проблема сохранения и укрепления здоровья
детей приобретает глобальный характер. Постоянный рост числа детей с
отклонениями
в
развитии
выдвигает
коррекционно-развивающее
и
профилактическое направление деятельности образовательных организаций
в ряд наиболее значимых и приоритетных.
Одним из средств решения обозначенных задач становятся
здоровьесберегающие технологии, без которых немыслим педагогический
процесс современного образования.
Здоровьесберегающая технология – это система мер, включающая
взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды,
направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и
развития.
Сохранение и укрепление здоровья, как во время непосредственной
образовательной деятельности, так и в свободное время особенно важны для
детей с ограниченными возможностями здоровья. Эти дети, как правило,
отличаются от своих сверстников по показателям физического и нервно-
психического развития.
Кинезиологические упражнения направлены на развитие и
синхронизацию межполушарного взаимодействия, развитие общей и мелкой
моторики, развитие речи, формирование произвольности. Эти упражнения
помогают детям стать внимательными, активными, снять напряжение, страх,
раздражение и улучшают учебные достижения.
С этой целью в работе с детьми с ОВЗ используются кинезиологические
упражнения. Кинезиологические упражнения можно использовать как в
развивающей деятельности, в качестве динамических пауз, так и перед
занятиями как организующее звено, настраивающее детский организм на
плодотворную работу.
Предлагаю вашему вниманию один из комплексов кинезиологических
упражнений, применяемых в коррекционной работе с детьми с ОВЗ:
1)
«Кулак-ребро-ладонь»
-
четыре
положения
руки
на
плоскости
последовательно сменяют друг друга. Выполняется сначала правой
рукой, затем левой рукой. Затем двумя руками одновременно.
Ладошки вверх,
Ладошки вниз,
А теперь их на бочок
И зажали в кулачок.
2)
«Ухо – нос – хлопок» - левой рукой возьмитесь за кончик носа, а
правой рукой за противоположное ухо. Одновременно отпустите ухо и
нос, хлопните в ладоши, поменяйте положение рук с «точностью до
наоборот».
3)
«Лягушки» - Положить руки на стол. Одна рука сжата в кулак, другая
лежит на плоскости стола (ладошка). Одновременно менять положение
рук, отрывая руки от стола. Усложнение упражнения состоит в
ускорении.
Две весёлые лягушки
Ни минутки не сидят
Ловко прыгают подружки,
Только брызги вверх летят.
4)
«Лезгинка» - левую руку в кулак, большой палец в сторону, кулак
развёрнут пальцами к себе. Правой рукой прямой ладонью в
горизонтальном положении прикоснитесь к мизинцу левой. После
этого одновременно смените положение правой и левой рук. Повторить
6-8 раз. Добиваться высокой скорости смены положений.
Кисть мы в кулачок сжимаем,
А другую разжимаем
А потом их поменяем
И лезгинку начинаем.
5) «Колечки» - соединяем пальцы руки в кольцо с большим, начиная с
указательного
сначала
одной
рукой,
затем
другой,
затем
двумя
одновременно.
Пальчики соединяем
И кольцо мы получаем:
Один, два, три, четыре, пять
Поздоровались пальцы опять!
Пять, четыре, три, два
Закрепим кольца-слова!
Условия проведения кинезиологических упражнений:
- упражнения проводятся утром по 5-15 минут
- упражнения проводятся ежедневно, без пропусков
- упражнения выполняются в доброжелательной обстановке
- от детей требуется точное выполнение движений и приемов
- упражнения проводятся стоя или сидя за столом
- упражнения проводятся по специально-разработанным комплексам.
Список литературы:
1.
Галанов А.С. Оздоровительные игры для дошкольников и младших
школьников., СПб, 2007 г.-160 с.
2.
Грабенко
Т.М.,
Зинкевич-Евстигнеева
Т.Д.
Коррекционные,
развивающие и адаптирующие игр. СПб.: Детство-Пресс, 2002 г.- 64 с.
3.
Деннисон П.И., Деннисон Г.И. Образовательная кинестетика для детей:
Базовое пособие по Образовательной кинезиологии для родителей и
педагогов, воспитывающих детей разного возраста., М.: Восхождение,
1998 г.- 85 с.
4.
Сазонов В.Ф., Кирилова Л.П., Мосунов О.П. Кинезиологическая
гимнастика против стрессов: Учебно-методическое пособие. РГПУ,
Рязань, 2000 г.-48 с.
Подготовила:
педагог-психолог Иванова Елена Евгеньевна