Автор: Тищенко Ольга Викторовна
Должность: преподаватель по классу фортепиано
Учебное заведение: МБУ ДО ДМШ № 4
Населённый пункт: г.Хабаровск
Наименование материала: методическая разработка
Тема: «Волшебная школа музыки и рисования. Работа с начинающими на основе пособий Кати Матюшкиной»
Раздел: дополнительное образование
МБУ ДО ДМШ №4 гор. Хабаровска
«Волшебная школа музыки и рисования.
Работа с начинающими на основе пособий Кати Матюшкиной»
Методическая разработка по актуальным вопросам
методики и музыкальной педагогики
Тищенко Ольга Викторовна
преподаватель по классу фортепиано
г. Хабаровск 2023 год
Цель: развитие фантазии, творчества и познавательского интереса в работе
над первоначальными навыками игры на фортепиано и освоения нотной
грамоты.
Задачи:
- поиск средств музыкальной выразительности;
- освоение рисунка – как способ развития музыкального мышления и
воображения;
- осознание и интерпретация рисунков в музыкальные построения.
Методы:
- художественного анализа;
- проблемно-поисковый.
Реквизит:
- 2 сборника Кати Матюшкиной: «Школа Кота да Винчи» и «Пираты
Кошмарского моря» ООО «Издательство Астрель» г. Москва 2006 и 2007
год;
- фортепиано;
- карандаши;
- фломастеры;
- альбом для рисования;
- цветная и нотная бумага.
Начинающие… Как заманчиво и многообещающе это звучит! Каждый
новый ученик рождает у преподавателя любопытство и надежду на
появление яркой личности. Хочется дать ему все, что ты знаешь и умеешь,
открыть для него этот волшебный мир звуков и образов! Но реальная
действительность – это не сказка, и к далекой цели часто нужно идти,
преодолевая препятствия и отталкиваясь от действительности. А
действительность такова: маленький ученик не умеет ни читать, ни писать.
Традиционные методы обучения начальным навыком игры на инструменте и
изучение основ нотной грамоты надо, конечно, всегда использовать, но я
решила пойти от главного детского увлечения шестилетних – рисования.
Для этого я приобрела два иллюстрированных пособия по рисованию
«Школа Кота Да Винчи» (Приложение 1) и «Пираты кошмарского моря»
Кати Матюшкиной (Приложение 2) - российской детской писательницы,
художницы и автора серии сказочных детективов. Эти занимательные
красочные книги – игры имеют сюжет и дают первоначальные навыки
рисования. И я подумала, почему бы мне не использовать их в своей работе с
малышами. В них «все просто, быстро, весело»! И мы начали постранично
учиться вместе рисовать и сочинять музыку. У ребёнка складывается очень
яркий ассоциативный ряд, который связывает между собой музыкальные и
художественные образы. Поэтому нам так же понадобились фортепиано,
альбом для рисования, фломастеры, карандаши и море фантазий. Начинали с
самого простого: рисовали капельки, сердечки – мордочки (Приложение 5),
которые выражают различные эмоции, а на инструменте – прикасались к
клавишам от пиано (грусть и нежность) до форте (восторг, удивление,
раздражение). И мне пришла идея сделать к рисункам музыкальные
подтекстовки. Поэтому мы с детьми решили оформлять альбом (Приложение
4). Для этого дети на правой стороне рисовали или делали аппликации из
бумаги по книгам К. Матюшкиной, а на левой стороне я записывала нотные
примеры с ритмическими рисунками и стихи с названием клавиш.
Художница использует в процессе обучения самые простые черточки,
волнистые линии, круги и т.д. Даже маленький ребенок сможет это
нарисовать, а настроение передать в звуках на инструменте. Для тех, кто
совсем не ориентируется на клавиатуре я использую цветную клавиатуру
(Приложение 3) и цветные кружочки с специальной подсказкой, например:
звук «ре» - красный фломастер, а «ми» - зеленый. Долгие звуки – кружочек
не закрашиваем, а короткие – закрашиваем. Дети рисуют увлеченно и с
удовольствием и так же с азартом находят к рисункам звуки –
характеристики на клавиатуре. Личностные переживания ученика
складываются в определённые ритмоформулы. Постепенно я усложняю
задачу для знакомства со всеми регистрами фортепиано. Вот злая акула с
юмористическими стихами в большой октаве (Приложение 6), а это диалог
привидений (Приложение 7): сердитое в малой октаве, маленькое и доброе в
скрипичном ключе. Стены замка мы рисовали вместе и затем сочинили
маленькую сказку. Посмотрите на аппликацию доброго кашалота с
музыкальным сопровождением в контроктаве (Приложение 8).
А с каким удовольствием мы вырезали из красивой бумаги золотую рыбку
(Приложение 9)! Постепенно ребёнок учится воспринимать штриховые
особенности и разнообразить темпы. Надо отметить, что к каждому рисунку
в книгах, автор предлагает свой стихотворный вариант. Мы так же с
интересом сочиняли попевки и к этим стихам, но вам я показываю только
детские сочинения.
Постепенно, по мере изучения, я стала записывать попевки нотами. В них
хорошо усваивались новые правила, например звукоряд к аппликации
«Снеговик» (Приложение 10). И на этой же основе опевание тоники в номере
«Рыбка» (Приложение 11). Знакомству с диезами нам помогают «Ежик»
(Приложение 13), а ноту с точкой и мелодию из-за такта –аппликация «НЛО»
(Приложение 14). Восьмые ноты помогают осваивать «Кошечка»
(Приложение 15) и «Осьминог» (Приложение 16).
Еще одна удивительная особенность книги «Пираты кошмарского моря» -
эти пиратские штучки очень любят рисовать мальчики. Они с удовольствием
рисуют оружия пиратов в контроктаве (Приложение 17) и поют песни
призраков морских, знакомясь с басовым ключом. Постепенно усложняются
и рисунки, и исполнение. Сочиняем «Шторм» (Приложение 18) с квинтами, а
позже мы осваиваем идиллическое «Дно морское» (Приложение 19) в
двуручном исполнении.
Самые сложные рисунки и песенки к ним я оставляю на третью четверть,
когда уже освоены первоначальные навыки игры разными штрихами и
изучен басовый ключ. К таким рисункам относится аппликация «Цыпленок»
(Приложение 20).
В итоге, у нас получается альбом для рисования с 64 рисунками-песенками.
Мы не пропускаем ни одной страницы!
За три четверти учебного года, учащиеся практически всегда осваивают
книги – игры, создавая для себя альбом – подсказку с азами исполнительских
навыков и нотной грамоты. В четвертой четверти, я расширяю
познавательные границы учеников и перехожу на новый этап. Я начинаю
знакомить учащихся с шедеврами музыкальных и художественных
произведений. Исполняя известное произведение, например, П. Чайковского
«Март», я нахожу на компьютере пейзаж русского художника А. Саврасова
«Грачи прилетели» или исполняю «Сурок» Л. Бетховена, при этом нахожу
очень подходящую для этого произведения репродукцию картины Жана
Антуана Вато «Савояр сурком». Такую работу можно продолжать до
бесконечности, помогая учащимся интересно, понятно и результативно
расширять новые музыкальные и художественные горизонты, раскрывать
свой эмоциональный фон, осваивать музыкальные образы и понимать смысл
художественного произведения. Новые ассоциации, общий зрительный и
слуховой настрой позволяют расширить кругозор ребёнка, обогащает его
духовно, заставляет методом сравнения связывать музыкальные и
художественные образы в единое целое. Таким образом, к концу первого
года обучения, ребята осваивают первоначальные навыки игры на
инструменте и неплохо знают нотную грамоту. Многие из них продолжаю
осваивать более сложные способы рисования по другим самоучителям, что
благотворно сказывается на их развитие в целом. Появляется свой взгляд на
окружающий мир – более заинтересованный, более вдумчивый. Они
внимательней относятся и к себе, и к жизни.
Для меня, как для преподавателя иллюстрированные пособия Кати
Матюшкиной являются прекрасным методическим материалом в работе с
малышами, так как я разговариваю с ними на одном языке, нахожусь на
одной зрительной и звуковой волне, что позволяет более доходчиво и ярко
донести до ребенка основы нотной грамоты и осваивать первоначальные
навыки игры на фортепиано.
Когда альбом с рисунками и музыкальными подтекстовками был готов, я
решила обратиться через социальные сети к автору этих книг, кратко описала
цели, задачи своей работы и поделилась результатами. Ответ Кати
Матюшкиной не заставил себя ждать: «Здравствуйте, Ольга Викторовна.
Большое спасибо! Замечательная работа! Очень интересная затея! Думаю,
что дети в восторге».
Надеюсь, что мой опыт подскажет коллегам еще один способ работы с
начинающими. Если у вас нет навыка написания подтекстовок к нотным
примерам, то это не страшно, в любых детских книжках, интернете можно
найти множество стихов – подсказок и к «Кошечке», и к «Гусенице», и к
«Снеговику». Поэтому я говорю всем: «Дерзайте! Идущему вперед да
откроются новые дали!».
Приложения
1.
сборник Кати Матюшкиной: «Школа Кота да Винчи» ООО
«Издательство Астрель» г. Москва 2006 год
2.
сборник Кати Матюшкиной «Пираты Кошмарского моря» ООО
«Издательство Астрель» г. Москва 2007 год
3.
Цветная клавиатура
4.
Обложка альбома
Приложение 5
Приложение 6
Приложение 7
Приложение 8
Приложение 9
Приложение 10
Приложение 11
Приложение 12
Приложение 13
Приложение 14
Приложение 15
Приложение 16
Приложение 17
Приложение 18
Приложение 19
Приложение 20