Напоминание

рабочая программа


Автор: Жалкаускене Людмила Ильинична
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: ГОКУ "Специальная(коррекционная)школа №2
Населённый пункт: город Черемхово,Иркутская область
Наименование материала: факультатив по чтению " В мире книг"
Тема: рабочая программа
Раздел: начальное образование





Назад




Пояснительная записка

Рабочая программа курса « В мире книг" разработана на основе авторской программы В.В. Воронковой (М.:

Просвещение, 2008).

Основными задачами обучения чтению в 2-4 классах являются: научить детей читать доступный к пониманию текст

вслух и про себя, осмысленно воспринимать прочитанное.

У учащихся формируется навык сознательного, правильного, беглого и выразительного чтения.

Для чтения подбираются произведения народного творчества, классиков русской и зарубежной литературы, доступные

пониманию статьи из газет и журналов. В процессе обучения чтению у учащихся последовательно формируется умение

с помощью учителя разбираться в содержании прочитанного.

В программе на каждый год обучения дается примерная тематика произведений, определяется уровень требований к

технике чтения, анализу текстов, совершенствованию навыков устной речи и объему внеклассного чтения.

Тематика произведений для чтения подобрана с учетом максимального развития познавательных интересов детей,

расширения их кругозора, воспитания нравственных качеств.

Совершенствование техники чтения осуществляется последовательно на каждом году обучения. Постоянное внимание

следует уделять формированию навыка правильного чтения, которым умственно отсталые учащиеся в силу

особенностей психического развития овладевают с большим трудом, что затрудняет понимание содержания

прочитанного.

Беглое чтение, т.е. плавное, в темпе разговорной речи чтение вслух, формируется постепенно. Во 2 классе учащиеся

читают по слогам, постепенно переходя к чтению целыми словами. В дальнейшем навык беглого чтения

совершенствуется.

Одновременно с овладением чтением вслух школьники учатся читать про себя. Систематическая работа по

обучению чтению про себя начинается с 3 класса.

С выразительностью речи умственно отсталые учащиеся знакомятся в 1 и 2 классах. Однако систематическое

формирование выразительного чтения начинается примерно в 3 классе с перехода на чтение целыми словами.

Усвоение содержания читаемого осуществляется в процессе анализа произведений. При этом очень важна система

работы по установлению причинно-следственных связей и закономерностей, так как этот вид деятельности имеет

огромное коррекционное значение.

Учитель в процессе обучения чтению должен уделить особое внимание работе с иллюстративным материалом как

одним из эффективных средств формирования познавательной деятельности учащихся и коррекции недостатков их

развития.

Большое внимание на занятиях по факультативу уделяется развитию связной устной речи. Учащиеся овладевают

правильным, полным и последовательным пересказом в процессе систематической работы, направленной на понимание

содержания

произведений,

обогащение

и

уточнение

словарного

запаса,

обучение

правильному

построению

предложений, и в процессе упражнений в воспроизведении прочитанного. С этой целью в младших классах в

зависимости от сложности текста используются вопросы, готовый или коллективно составленный план, картинный

план,

Внеклассное чтение ставит задачу начала формирования читательской самостоятельности у учащихся: развития у них

интереса к чтению, знакомства с лучшими, доступными их пониманию произведениями детской литературы,

формирования навыков самостоятельного чтения, читательской культуры; посещения библиотеки; умения выбирать

книгу по интересу.

В Федеральном государственном образовательном стандарте второго поколения внеурочной деятельности школьников

уделено особое внимание, определено особое пространство и время в образовательном процессе, как неотъемлемой

части базисного учебного плана.

Еще совсем недавно ценность книги и чтения у нас была неоспорима. Но сегодня ситуация выглядит иначе. Картина

массового чтения, его престиж, читательские пристрастия и привычки существенно изменились. В наш век научно-

технического прогресса, где господствует телевидение, компьютеры и видеоигры, дети потеряли интерес к чтению.

Проблема формирования правильного сознательного, беглого и выразительного чтения волнует каждого учителя, поскольку

чтение играет очень важную (если не доминирующую) роль в образовании и развитии личности ребенка.

Для современного ребенка чтение – одно из органичных условий восхождения к собственному образу, выбор точки зрения в

сегодняшнем культурном ландшафте. Что происходит с современным детским чтением в плане перспектив рождения нового

поколения детей информационного общества? Этот вопрос глубоко волнует взрослых. Многие учителя и родители

недовольны тем, что дети не любят читать, но заставить учиться нельзя, учебой надо увлечь! И это совершенно справедливо.

Как учить чтению, чтобы дети полюбили книгу, ведь книга, прочитанная в детстве, остается в памяти на всю жизнь и влияет

на последующее развитие человека? Особую актуальность приобретает эта проблема в начальной школе. Каждая книга

должна прийти к ребенку в определенном возрасте, иначе дружба с ней может и не состояться!

Общая характеристика факультатива.

Факультатив «В мире книг» способствует расширению читательского пространства, реализации дифференцированного

обучения и развитию индивидуальных возможностей каждого ребёнка, воспитанию ученика-читателя.

Главные цели факультатива:

создание на практике условий для развития читательских умений и

интереса к чтению книг;

расширение литературно-образовательного пространства учащихся

начальных классов;

формирование личностных, коммуникативных, познавательных и

регулятивных учебных умений.

Преемственность факультатива с основным курсом литературного чтения позволяет от класса к классу проводить системную

работу по интеллектуальному развитию и обогащению читательского опыта младшего школьника. Программа способствует

овладению детьми универсальными учебными действиями (познавательными, коммуникативными, регулятивными,

личностными) и читательскими умениями.

Формы

организации

факультативных занятий могут быть различными: литературные игры, конкурсы-кроссворды,

библиотечные уроки, путешествия по страницам книг, проекты, уроки-спектакли и т. д.

Содержание факультативных занятий создаёт условия для углубления знаний, полученных на уроках литературного чтения,

и применения их в самостоятельной читательской деятельности. На факультативных занятиях предполагается практическая

работа с разными типами книг, детскими периодическими изданиями.

Задачи содержания внеурочной деятельности «В мире книг»

Содержание программы внеурочной деятельности «В мире книг» создает возможность для:

- воспитания грамотного и заинтересованного читателя, знающего литературу своей страны и готового к восприятию

культуры и литературы народов других стран.

- ученик-читатель овладевает основами самостоятельной читательской деятельности.

- в процессе общения с книгой развиваются память, внимание, воображение.

Описание места учебного предмета в учебном плане

Факультатив рассчитан на учащихся 4 классов, содержит 34 часа(1 час в неделю).

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения программы факультатива.

В результате освоения программы факультатива «В мире книг» формируются следующие

предметные умения, соответствующие требованиям федерального государственного образовательного стандарта

начального общего образования:

осознавать значимость чтения для личного развития;

формировать потребность в систематическом чтении;

использовать разные виды чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое);

уметь самостоятельно выбирать интересующую литературу;

пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации.

Регулятивные умения:

уметь работать с книгой, пользуясь алгоритмом учебных действий;

уметь самостоятельно работать с новым произведением;

уметь работать в парах и группах, участвовать в проектной деятельности, литературных играх;

уметь определять свою роль в общей работе и оценивать свои результаты.

Познавательные учебные умения:

прогнозировать содержание книги до чтения, используя информацию из аппарата книги;

отбирать книги по теме, жанру и авторской принадлежности;

ориентироваться в мире книг (работа с каталогом, с открытым библиотечным фондом);

составлять краткие аннотации к прочитанным книгам;

пользоваться словарями, справочниками, энциклопедиями.

Коммуникативные учебные умения:

участвовать в беседе о прочитанной книге, выражать своё мнение

и аргументировать свою точку зрения;

оценивать поведение героев с точки зрения морали, формировать

свою этическую позицию;

высказывать своё суждение об оформлении и структуре книги;

участвовать в конкурсах чтецов и рассказчиков;

соблюдать правила общения и поведения в школе, библиотеке,

дома и т. д.

Универсальные учебные действия:

составлять выставку книг по теме, авторской принадлежности, жанрам, типам и видам;

различать виды и типы книг;

составлять отзыв о книге, пользуясь её справочным аппаратом;

знать структуру книги и её элементы, справочный аппарат;

пользоваться библиотекой и выполнять правила работы в библиотеке;

пользоваться библиографическим справочником или энциклопедией для получения информации о писателе;

задавать вопросы и находить ответы в словарях и справочниках;

собирать, систематизировать и оформлять материал для презентации (выставки, электронные версии, живой журнал,

конкурсы и т. д.);

работать с детскими газетами и журналами

4 класс

Учебно - тематический план

темы

Название темы

Количество

часов

1.

Устное народное творчество

2.

Люби всё живое

3.

Что такое хорошо и что такое плохо

10 ч

4

Произведения русских и зарубежных

писателей

8 ч

Итого :

34ч

Тематическое планирование.

№ п/п

Тема

Количе

ство

часов

Дата

Наглядность

Словарь

Устное народное творчество – 9 часов – 1 четверть

1.

Устное народное творчество: пословицы и

поговорки, загадки, небылицы, русские

народные сказки.

1

Книги, загадки,

сказки

Устное народное

творчество

2.

Загадки. Конкурс "В мире загадок".

1

загадки

3.

Небылицы

1

небылицы

небылицы

4.

Сказка «Чудесный клад»

1

учебник

клад,лоза, овраг

5-6

Инсценировка сказка «Росомаха и лисица»

2

иллюстрация

Росомаха, сума

7.

Чтение по ролям сказки «Отчего у зайца

длинные уши»

1

иллюстрация

родственник

8-9

Инсценировка сказки «Лиса и волк»

2

Сюжетные

картинки

куманек

Люби всё живое – 7 часов – 2 четверть

10.

По В.Костылёву«Берёза»

1

иллюстрация

обрыв

11.

А.Барков«Пожарник Карл»

1

Предметная

картинка

шуганул,

прожорливые

12.

По Г.Скребицкому«Медвежонок»

1

Портрет

Г.Скребицкого

ночлег

13.

В.Тарасов«Четвероногий друг»

1

иллюстрация

беспородная,

скирда

14.

М.Пришвин«Гаечки»

1

Портрет

М.Пришвина

гаечки

15-16

Инсценировка сказки

М.Горького«Воробьишко»

2

Портрет

М.Горького

наличник, затылок

Что такое хорошо и что такое плохо – 10 часов – 3 четверть

17.

Э.Шим«Брат и младшая сестра»

1

иллюстрация

кузовок

18-19

По Л. Давыдычеву «Лёлишна из третьего

подъезда»

иллюстрация

престарелый

20.

А.Седугин«Молоток»

1

молоток

электромонтер,

обьявление

21.

По И.Дику "Счастливая" ручка"

1

караул

22.

Просмотр и обсуждение фильма «Тимур и его

команда»

1

Портрет

А. Гайдара, книга

поленница,засада,

овраг, корыто

23.

В.Голявкин«Был не крайний случай»

1

наугад

24.

Час общения «Доброе слово – что ясный

день»

1

ясный день

25.

Экскурсия в библиотеку п.Гришево

1

библиотека

26.

Е.Пермяк«Для чего руки нужны»

1

Портрет

Е.Пермяка

судил

Произведения зарубежных и русских писателей - 8 часов – 4 четверть

27.

Стихи А.С.Пушкина

1

ПортретА.С.Пушк

ина

вешние

28.

Сказки А.С.Пушкина

1

Портрет

А.С.Пушкина

леший

29.

Познавательно – игровой час «Герои

Лукоморья»

1

Сюжетные

картинки

Лукоморье

30.

Знакомство с творчеством Ш.Перро

1

ПортретШ.Перро

викторина

31.

Викторина "Волшебные сказки Шарля Перро"

1

ПортретШ.Перро

32

В гостях у братьев Гримм

1

Портрет братьев

Гримм

мельница

33.

Х.К.Андерсен«Гадкий утёнок»

Портрет

Х.К. Андерсена,

книга

Птичий двор

34.

Праздник « Страна Читалия»

1

Книги, кроссворд,

загадки

Итого:

34

Литература

1. Г.М.Гусева, З.Н.Смирнова, «Книга для чтения» 2 – 4 классы

2. Сборники русских народных сказок, пословиц, поговорок…

3. Стихи и сказки С. Я. Маршака

4. Книги В.Бианки для детей.

5. Детские журналы: «Муравейник» и др.

6. Книги-сборники о детях и для детей (В. Осеева, Н. Носов,

С. Михалков и др.)

7. Книги – сборники стихотворений для детей(Я. Аким, С. Маршак, С. Михалков, А. Барто)

8.Хрестоматия для внеклассного чтения 3 - 4 класс.

9.Стихи и сказки А.С.Пушкина.

10.Х.К.Андерсен «Сборник сказок»

11.Ш.Перро «Сказки»

12.Л.И.Рудченко "Литературное чтение 1 - 4 классы"



В раздел образования