Напоминание

«Этапы работы над музыкальным произведением в классе гитары»


Автор: Абдуллина Ольга Владимировна
Должность: Преподаватель
Учебное заведение: МБУ ДО «Детская школа искусств 1»
Населённый пункт: Город Октябрьский РБ
Наименование материала: Методическая разработка открытого урока
Тема: «Этапы работы над музыкальным произведением в классе гитары»
Раздел: дополнительное образование





Назад




Муниципальное бюджетное учреждение

дополнительного образования «Детская школа искусств Nol»

городского округа город Октябрьский

Республики Башкортостан

Методический доклад

«Этапы работы над музыкальным

произведением в классе гитары»

Выполнила: Абдуллина О.В.

г. Октябрьский 2022 г.

План:

1. Дидактический этюд с целью преодоления технических сложностей.

2. Определяем рациональность (позиции правой и левой руки), а именно

исполнение приема игры гармонической фигурации.

3. Звуковая выразительность, тембр звучания, образная ассоциация.

4. Двигательная пульсация, точное определение ритма, темпа.

5. Раскрытие художественного содержания, переход от целого к частному.

6. Подводим итоги. Оцениваем работу.

Введение: Начиная работу над новым музыкальным произведением на

начальном этапе обучения следует отметить три основных этапа работы.

- общее ознакомление

- детальная работа

- окончательная ,контрольное проигрывание

Методы обучения:

Для достижения поставленной цели и реализации задач урока используются

следующие методы обучения:

- словесный (объяснение,беседа,рассказ)

- наглядный (показ , наблюдение ,демонстрация)

- практический (освоение приемов игры на инструменте )

- эмоциональный (ассоциации, образы, художественные впечатления

Технологии:

Гитара. Подставка. Штатиф. Стулю. Телефон.

Наглядно: Таррега «Этюд»

1. Общее ознакомление

Обращаем внимание на посадку, постановку-5мин.

Разбираем по нотам Этюд Карулли. Заостряем внимание на аппликатуре левой

руки. В начальных классах она должна быть удобна учащемуся. В данном

случае сложный такт 7-ой увеличивает растяжку ,как в технике аккордов. Этот

этюд может стать достижением навыка аккордовой игры. В правой руке

арпеджирование не новый способ. С начало в позиции 1 ,затем с увеличением

фактуры в позиции 2. Работаем над непрерывностью. Когда добавляем бас

слушаем полифоничность . Ознакомились с не сложным произведением,

однотипного ритмического рисунка. 10 мин.

2.Детальная работа

Пользуемся нотами, пока не уложится в голове. Важно развить способность

слушать, интонировать. Читка с листа расширяет такие навыки: музыкальный

слух, ладовое чувство. Проинтонируем мелодию. Закрепляем понятия

устойчивости и неустойчивости, законченности и незаконченности.

Попытаться ускорить.

С помощью преподавателя, как лирическое отступление иллюстрирую пьесу.

В ней все приемы игры. Не фальшиво, а верно по тексту играть. Вместе

вспомним эпоху, где : «Такие композиторы как В. Хилл, Ф. Карулли,

М.Каркасси создали школу, где открытые струны в сочетании с различными

мелодическими комбинациями делают детские пьесы особенно эффективными

в освоении гитарной техники»

3.Окончательное, контрольное проигрывание

Игра наизусть Добавить движения, следить за темпо-ритмом, основной прием

Художественной игры фразирование. Пробуем укорачивать и возвращать

время ритмической пульсации. Когда фигурация ровная, просим повторить

эмоционально. Логично разделить пьесу на 3фразы. Мотивируем

эмоциональную игру словом «1-Й,2-Й,3-й мотив». Добились динамического

развития, то ускоряем до предельного темпа. Сопоставляю, включу в

записи ,ускорив в 2раза. Звучит виртуозно. Эта технология нужна, чтобы

расшевелить, проанализировать. За пять проигрываний определяем рабочий

TEM.

Контрастность достигается игрой ногтями, игра « суль тасто»,"суль

пантичелло". У гитары матовый тембр,у свирели скорбящий, бас бурдон

может навязчиво звучать. Пробуем в 3 фразе металлическим звуком «суль

понтичелло»прозвучать. Этот способ достигается путем переноса правой руки

в зону подставки.

Образом к данной пьесе может стать музыкант, что игрой на Диджеридо

покоряет слушателей.Для зрителя игра должна быть утрированной и чистой

по-звучанию. Оценкой звукоизвлечения должна чистота, без треска,с

разнообразием тембра игра.

И в дальнейшей работе над этой пьесой находить слушателя, репетировать

ежедневно.

Дополнение

Данные условия исполнения определяют содержание индивидуального

учебного плана учащегося 3 класса Корсакова Артема.

Произведение крупной формы-сонатина.

Сонатина- разновидность сонатной формы, в которой отсутствует

разработка,и которая применяется в типичных для сонатной формы условиях.

Н.Паганини - итальянский скрипач, виртуоз. композитор.

О пьесе :построена на непрерывных гармонических фигурациях с остановками

на кадансовых оборотах Реприза экспозиции написана в доминантовой

тональности.

"Этюд "Карулли принципом изложения похож на "Сонатину", в достижения

попробуем рассмотреть ее,в предвосхищении игры крупных форм.

Большее внимание уделим игре правой рукой. Упражнения :арпеджио,

гаммообразные пассажи, фигурация, аккорды.

Отделим такты, они будут основными рабочими моментами. Следим за

качеством звука.Скругленным кончиком пальца звук имеет

характеристики :мягкий и нежный, иногда мужественный и приземленный.

Если ученик вынослив, то пробуем репризу играть в зоне грифа (суль тасто).

Совокупностью формирования представлений о сонатной форме является ее

игра ,как продукт жизнедеятельности.В быту играем ее как в классе.

Дж. Тейлор : "Блестящее выступление перед большой аудиторией приносит

большое удовлетворение, но большую радость может принести открытие, что

вы стали играть трехоктавную гамму МИ-мажор быстрее, чем вчера.

Заключение

Мы поработали над этюдом Карулли. Добились ровного звучания.

Мы фразировали. Обсуждали полифоничность гитары.

Учащийся постарался сдвинуть темп.

Учительница воспитывала музыкальность в нем.

Оценила работу, используя здоровьесберегающую технологию.

Критерии оценки

- формирование устойчивого интереса к музыкальному исполнительству.

- наличие музыкального мышления.

- ощущение личностного роста.

приоритетной игрой классики



В раздел образования