Автор: Абдуллина Ольга Владимировна
Должность: Преподаватель
Учебное заведение: МБУ ДО «Детская школа искусств 1»
Населённый пункт: Город Октябрьский РБ
Наименование материала: Методическая разработка открытого урока
Тема: «Этапы работы над музыкальным произведением в классе гитары»
Раздел: дополнительное образование
Муниципальное бюджетное учреждение
дополнительного образования «Детская школа искусств Nol»
городского округа город Октябрьский
Республики Башкортостан
Методический доклад
«Этапы работы над музыкальным
произведением в классе гитары»
Выполнила: Абдуллина О.В.
г. Октябрьский 2022 г.
План:
1. Дидактический этюд с целью преодоления технических сложностей.
2. Определяем рациональность (позиции правой и левой руки), а именно
исполнение приема игры гармонической фигурации.
3. Звуковая выразительность, тембр звучания, образная ассоциация.
4. Двигательная пульсация, точное определение ритма, темпа.
5. Раскрытие художественного содержания, переход от целого к частному.
6. Подводим итоги. Оцениваем работу.
Введение: Начиная работу над новым музыкальным произведением на
начальном этапе обучения следует отметить три основных этапа работы.
- общее ознакомление
- детальная работа
- окончательная ,контрольное проигрывание
Методы обучения:
Для достижения поставленной цели и реализации задач урока используются
следующие методы обучения:
- словесный (объяснение,беседа,рассказ)
- наглядный (показ , наблюдение ,демонстрация)
- практический (освоение приемов игры на инструменте )
- эмоциональный (ассоциации, образы, художественные впечатления
Технологии:
Гитара. Подставка. Штатиф. Стулю. Телефон.
Наглядно: Таррега «Этюд»
1. Общее ознакомление
Обращаем внимание на посадку, постановку-5мин.
Разбираем по нотам Этюд Карулли. Заостряем внимание на аппликатуре левой
руки. В начальных классах она должна быть удобна учащемуся. В данном
случае сложный такт 7-ой увеличивает растяжку ,как в технике аккордов. Этот
этюд может стать достижением навыка аккордовой игры. В правой руке
арпеджирование не новый способ. С начало в позиции 1 ,затем с увеличением
фактуры в позиции 2. Работаем над непрерывностью. Когда добавляем бас
слушаем полифоничность . Ознакомились с не сложным произведением,
однотипного ритмического рисунка. 10 мин.
2.Детальная работа
Пользуемся нотами, пока не уложится в голове. Важно развить способность
слушать, интонировать. Читка с листа расширяет такие навыки: музыкальный
слух, ладовое чувство. Проинтонируем мелодию. Закрепляем понятия
устойчивости и неустойчивости, законченности и незаконченности.
Попытаться ускорить.
С помощью преподавателя, как лирическое отступление иллюстрирую пьесу.
В ней все приемы игры. Не фальшиво, а верно по тексту играть. Вместе
вспомним эпоху, где : «Такие композиторы как В. Хилл, Ф. Карулли,
М.Каркасси создали школу, где открытые струны в сочетании с различными
мелодическими комбинациями делают детские пьесы особенно эффективными
в освоении гитарной техники»
3.Окончательное, контрольное проигрывание
Игра наизусть Добавить движения, следить за темпо-ритмом, основной прием
Художественной игры фразирование. Пробуем укорачивать и возвращать
время ритмической пульсации. Когда фигурация ровная, просим повторить
эмоционально. Логично разделить пьесу на 3фразы. Мотивируем
эмоциональную игру словом «1-Й,2-Й,3-й мотив». Добились динамического
развития, то ускоряем до предельного темпа. Сопоставляю, включу в
записи ,ускорив в 2раза. Звучит виртуозно. Эта технология нужна, чтобы
расшевелить, проанализировать. За пять проигрываний определяем рабочий
TEM.
Контрастность достигается игрой ногтями, игра « суль тасто»,"суль
пантичелло". У гитары матовый тембр,у свирели скорбящий, бас бурдон
может навязчиво звучать. Пробуем в 3 фразе металлическим звуком «суль
понтичелло»прозвучать. Этот способ достигается путем переноса правой руки
в зону подставки.
Образом к данной пьесе может стать музыкант, что игрой на Диджеридо
покоряет слушателей.Для зрителя игра должна быть утрированной и чистой
по-звучанию. Оценкой звукоизвлечения должна чистота, без треска,с
разнообразием тембра игра.
И в дальнейшей работе над этой пьесой находить слушателя, репетировать
ежедневно.
Дополнение
Данные условия исполнения определяют содержание индивидуального
учебного плана учащегося 3 класса Корсакова Артема.
Произведение крупной формы-сонатина.
Сонатина- разновидность сонатной формы, в которой отсутствует
разработка,и которая применяется в типичных для сонатной формы условиях.
Н.Паганини - итальянский скрипач, виртуоз. композитор.
О пьесе :построена на непрерывных гармонических фигурациях с остановками
на кадансовых оборотах Реприза экспозиции написана в доминантовой
тональности.
"Этюд "Карулли принципом изложения похож на "Сонатину", в достижения
попробуем рассмотреть ее,в предвосхищении игры крупных форм.
Большее внимание уделим игре правой рукой. Упражнения :арпеджио,
гаммообразные пассажи, фигурация, аккорды.
Отделим такты, они будут основными рабочими моментами. Следим за
качеством звука.Скругленным кончиком пальца звук имеет
характеристики :мягкий и нежный, иногда мужественный и приземленный.
Если ученик вынослив, то пробуем репризу играть в зоне грифа (суль тасто).
Совокупностью формирования представлений о сонатной форме является ее
игра ,как продукт жизнедеятельности.В быту играем ее как в классе.
Дж. Тейлор : "Блестящее выступление перед большой аудиторией приносит
большое удовлетворение, но большую радость может принести открытие, что
вы стали играть трехоктавную гамму МИ-мажор быстрее, чем вчера.
Заключение
Мы поработали над этюдом Карулли. Добились ровного звучания.
Мы фразировали. Обсуждали полифоничность гитары.
Учащийся постарался сдвинуть темп.
Учительница воспитывала музыкальность в нем.
Оценила работу, используя здоровьесберегающую технологию.
Критерии оценки
- формирование устойчивого интереса к музыкальному исполнительству.
- наличие музыкального мышления.
- ощущение личностного роста.
приоритетной игрой классики