Напоминание

"Межпредметная связь между уроками слушания музыки, музыкальной литературы и специальности"


Автор: Лапицкая Виктория Игоревна
Должность: преподаватель музыкально-теоретических дисциплин
Учебное заведение: МБУ ДО "Детская школа искусств №1"
Населённый пункт: г. о. г. Октябрьский, Республики Башкортостан
Наименование материала: Методический доклад
Тема: "Межпредметная связь между уроками слушания музыки, музыкальной литературы и специальности"
Раздел: дополнительное образование





Назад




1

«

Межпредметная

связь

между

уроками

слушания

музыки

,

музыкальной

литературы

и

специальности

»

Слайд

2

Микалоюс

Чюрленис

литовский

музыкант

,

художник

и

поэт

,

писал

: «

Нет

рубежей

между

искусствами

,

музыка

объединяет

в

себе

поэзию

и

живопись

и

имеет

свою

архитектуру

»,

и

всю

жизнь

воплощал

идею

синтеза

искусств

.

Слайд

3

Николай

Римский

-

Корсаков

отмечал

: «

Живопись

даёт

образ

и

мысль

,

и

нужно

создать

в

своём

воображении

настроение

.

Поэзия

слова

даёт

мысль

,

и

по

ней

нужно

создать

образ

и

настроение

,

а

музыка

даёт

настроение

,

и

по

нём

надобно

воссоздать

мысль

и

образ

».

Интеграция

разных

видов

искусства

на

уроках

теоретического

цикла

позволяет

наделить

произведение

одного

вида

искусства

чертами

другого

,

тем

самым

значительно

обогатив

внутренний

мир

учеников

,

их

образное

,

эмоциональное

мышление

.

Музыкальное

образование

постепенно

претерпевает

всё

большие

изменения

,

которые

обусловлены

особенностями

и

проблемами

современного

общества

.

От

педагогов

требуется

существенно

повысить

качество

профессиональной

подготовки

,

более

широко

применять

активные

формы

и

методы

,

технические

средства

обучения

.

При

этом

возрастает

роль

интеграции

учебного

процесса

,

взаимосвязи

дисциплин

,

причем

как

внутренней

между

предметами

,

преподаваемыми

в

музыкальной

школе

,

так

и

внешней

между

предметами

музыкального

и

общеобразовательного

направлений

.

Прежде

всего

,

конечно

,

связь

налаживается

между

основными

предметами

ДМШ

теоретическими

дисциплинами

и

специальным

инструментом

,

уроками

хора

,

оркестра

или

ансамбля

.

Интеграцию

такого

типа

принято

называть

внутривидовой

,

или

предметной

,

т

.

е

.

находящейся

в

рамках

одного

предмета

музыка

,

но

касающейся

разных

её

сторон

собственно

,

музыкальных

произведений

,

истории

и

теории

музыки

.

Для

выявления

связей

,

следует

изучить

планирование

учебного

материала

,

иметь

ориентир

на

прослушиваемые

музыкальные

произведения

и

знание

эпох

того

или

иного

промежутка

времени

.

Таким

образом

,

понимать

какими

знаниями

обладает

учащийся

в

том

или

ином

классе

.

Для

выявления

связи

предметов

теоретического

цикла

со

специальностью

используются

уже

ставшие

традиционными

формы

работы

.

Слайд

4

На

уроках

слушания

музыки

и

музыкальной

литературы

целесообразно

развивать

кругозор

учащихся

,

в

качестве

домашнего

задания

используя

формы

доклада

,

сочинения

,

размышления

о

композиторе

,

изучаемом

на

уроках

специальности

.

При

этом

можно

ставить

различные

задачи

:

сбор

сведений

об

эпохе

в

целом

,

о

композиторе

авторе

конкретного

произведения

,

об

особенностях

его

музыкального

стиля

,

об

истории

написания

произведения

.

Это

значительно

2

облегчит

воссоздание

образа

,

передачу

идейного

и

эмоционального

замысла

композитора

в

работе

специалиста

.

При

изучении

средств

музыкальной

выразительности

также

очень

полезно

обращаться

к

примерам

учеников

из

специальности

.

Такая

форма

работы

играет

огромную

роль

в

осознании

развития

образа

музыкального

произведения

.

Для

грамотного

исполнения

важно

также

знание

формы

произведения

и

умение

слышать

,

как

каждую

его

часть

,

так

и

понимать

всё

произведение

в

целом

,

поэтому

при

работе

на

уроке

музыкальной

литературы

над

видами

музыкальных

форм

,

опять

-

таки

следует

обращаться

и

к

материалу

из

занятий

учеников

по

специальности

.

На

уроках

музыкальной

литературы

я

часто

использую

формы

письменного

изложения

впечатлений

от

прослушанного

произведения

согласно

плану

анализа

:

Слайд

5

1.

Основные

сведения

о

композиторе

.

2.

Название

произведения

.

Значение

.

История

происхождения

названия

.

3.

Образ

или

образы

произведения

:

На

какие

образы

нацеливает

нам

название

произведения

(

программа

,

текст

)?

Сколько

образов

?

Какие

они

по

характеру

?

Что

с

ними

происходит

в

течение

произведения

?

Какие

музыкальные

инструменты

для

этого

используются

?

Почему

?

4

.

Средства

музыкальной

выразительности

:

Какие

средства

проявляются

наиболее

ярко

?

Как

именно

?

Что

с

ними

происходит

в

течение

произведения

?

5

.

Форма

:

Сколько

разделов

в

произведении

?

Есть

ли

повторения

разделов

,

если

есть

для

чего

,

если

нет

почему

?

Как

можно

назвать

такую

форму

(

для

групп

,

знакомых

с

видами

музыкальных

форм

)?

6

.

Личное

отношение

к

произведению

.

Что

понравилось

,

запомнилось

,

показалось

интересным

,

оригинальным

?

Слайд

6

Второй

формой

,

используемой

на

уроке

является

определение

связи

музыкальных

произведений

с

произведениями

изобразительного

искусства

.

Не

зря

существует

фраза

: «

можно

«

слышать

»

живопись

и

«

видеть

»

музыку

».

На

уроках

мы

часто

сравниваем

музыкальные

произведения

с

художественными

образцами

изобразительного

искусства

.

Другая

распространённая

и

очень

полезная

форма

работы

над

«

зрительностью

»

музыки

её

рисование

детьми

.

Такая

форма

учит

ребят

передавать

настроение

музыкального

произведения

через

художественные

средства

изображения

,

развивает

их

творческие

способности

,

фантазию

,

образное

и

ассоциативное

мышление

;

воспитывает

эстетический

вкус

,

интерес

к

классической

музыке

учеников

.

3

При

этом

педагог

может

ставить

перед

учащимися

разные

задачи

:

запечатлеть

конкретного

музыкального

героя

,

изобразить

музыкальное

настроение

беспредметно

только

с

помощью

подходящих

цветов

,

отобразить

на

альбомном

листе

музыкальное

развитие

,

изменение

того

или

иного

выразительного

средства

,

движение

к

кульминации

и

т

.

п

.

Слайд

7.

Не

менее

интересна

связь

музыки

с

архитектурой

.

Иоганн

Гёте

называл

архитектуру

«

онемевшей

музыкой

»,

Фридрих

Шиллинг

– «

застывшей

».

Пластика

,

рисунок

,

многообразие

контуров

,

светотень

архитектуры

близки

многообразию

выразительных

элементов

музыки

.

Важнейшая

сторона

интеграции

предметов

теоретического

цикла

с

общеобразовательными

тесная

взаимосвязь

музыкального

искусства

с

историей

.

Ведь

важнейшей

частью

истории

является

изучение

художественной

культуры

как

явления

общественного

сознания

.

Музыкальные

произведения

своего

времени

обязательно

отражают

в

себе

и

исторический

облик

эпохи

в

целом

,

и

мораль

общества

,

его

идеологию

,

устремления

и

надежды

народа

.

Здесь

можно

прослеживать

связи

между

историческими

событиями

времени

и

конкретными

музыкальными

произведениями

или

их

частями

,

оценивать

их

роль

в

общественной

жизни

,

соответствие

нормам

и

идеалам

времени

.

Не

стоит

забывать

про

связь

музыки

с

географией

и

биологией

.

Ведь

,

говоря

об

эпохе

,

стиле

,

конкретном

композиторе

и

его

произведении

,

педагог

обращает

внимание

не

только

на

время

,

но

и

на

место

.

Географическое

местоположение

,

биографический

маршрут

,

названия

стран

и

их

столиц

,

особенности

обычаев

,

традиций

страны

и

ее

народа

,

политический

,

экономический

,

культурный

уровень

развития

,

а

также

особенности

ландшафта

,

местных

флоры

и

фауны

,

загадки

непродолжительной

жизни

многих

гениев

все

эти

понятия

полезно

использовать

на

уроках

слушания

музыки

и

музыкальной

литературы

в

конкретном

для

решения

определенных

задач

ключе

.

Таким

образом

,

интеграция

является

важным

и

необходимым

средством

наиболее

полного

всестороннего

эстетического

развития

ребенка

.

Систематическое

и

планомерное

осуществление

интеграции

на

уроках

теоретического

цикла

в

ДМШ

,

установление

взаимосвязи

различных

учебных

дисциплин

,

построение

и

отбор

материала

,

исходя

из

общих

целей

и

задач

образования

,

способствует

достижению

большего

эффекта

в

общем

развитии

обучающихся

,

в

гармоническом

развитии

всех

сфер

их

интеллектуальной

и

эмоциональной

деятельности

.

Слайд

8.

На

занятиях

слушания

музыки

и

музыкальной

литературы

мы

нередко

сталкиваемся

с

проблемой

,

когда

ученик

не

может

назвать

свою

программу

по

специальности

,

даже

просто

название

музыкального

произведения

,

не

говоря

уже

о

композиторе

и

эпохе

в

которую

он

жил

.

Например

,

недавно

мы

на

2

году

обучения

начали

изучать

творчество

И

.

С

.

Баха

и

на

мой

вопрос

: «

Кто

знаком

с

его

произведениями

?

Может

быть

кто

-

то

играет

по

специальности

?» «

звучала

тишина

».

Один

ученик

из

пятидесяти

ответил

,

что

знаменитое

произведение

И

.

С

.

Баха

«

Токката

и

фуга

ре

минор

».

При

разговоре

о

полифонии

,

инвенциях

,

только

одна

ученица

к

концу

урока

сказала

: «

Я

же

играю

И

.

С

.

Баха

».

Мы

понимаем

,

возможно

они

не

запоминают

или

не

знают

название

произведения

,

не

могут

4

назвать

автора

,

иногда

слыша

могут

сказать

: «

Ой

,

я

это

слышал

,

знаю

!

Но

не

знаю

,

что

это

написал

И

.

С

.

Бах

».

Только

когда

говоришь

: «

Есть

ли

у

кого

-

то

ноты

по

специальности

?

Давайте

посмотрим

,

возможно

вы

играете

какое

-

то

произведение

,

подходящее

для

темы

нашего

урока

».

Так

у

нас

и

случилось

с

Салямовой

Саминой

(

ученицей

5

класса

по

специальности

«

Виолончель

»

класс

преподавателя

Сафрошкиной

Светланы

Анатольевны

),

в

её

папке

с

нотами

затесался

отличный

образец

эпохи

позднего

Возрождения

,

как

раз

в

момент

изучения

темы

.

Хотелось

бы

подробнее

ознакомить

слушателей

с

особенностями

эпох

и

анализом

музыкальных

произведений

на

занятиях

музыкальной

литературы

на

примере

взаимосвязи

урока

специальности

и

музыкальной

литературы

.

Итак

,

учебно

-

календарный

план

,

цикла

музыкальной

литературы

зарубежных

стран

охватывает

такие

темы

,

как

:

«

Музыка

Древней

Греции

»,

«

Средневековье

», «

Возрождение

»

и

т

.

д

.

Мы

остановимся

на

последней

.

Слайд

9.

Эпоха

Возрождения

или

Ренессанс

(XV-XVI

века

) –

эра

открытий

в

науке

и

искусстве

.

Ослабление

церковного

контроля

предоставило

большую

свободу

творчества

для

музыкантов

.

Расцвет

любительского

музицирования

.

Инструментальная

музыка

становится

самостоятельной

.

Неразрывная

связь

музыки

и

поэзии

:

сочинение

вокальных

композиций

с

инструментальным

сопровождением

.

В

светских

произведениях

появляется

личная

лирика

.

Но

,

не

смотря

на

появление

светского

искусства

,

развитие

теории

музыки

,

новые

открытия

в

этой

области

совершаются

всё

-

таки

в

искусстве

церковном

.

Это

эпоха

расцвета

полифонии

строгого

письма

(

правила

строгого

стиля

ограничивали

композитора

в

выборе

музыкальных

средств

в

области

образного

содержания

,

ладовой

основы

,

мелодии

,

ритма

и

т

.

д

.).

Строгий

стиль

совершенствовался

в

вокально

-

хоровой

музыке

XV–XVI

веков

(

хотя

сама

полифония

,

конечно

же

,

возникла

гораздо

раньше

).

Это

означает

,

что

особенность

построения

мелодии

в

большей

мере

зависела

от

возможностей

человеческого

голоса

.

Диапазон

мелодии

обуславливался

той

тесситурой

голоса

,

для

которого

музыка

предназначалась

(

обычно

диапазон

не

превышал

интервала

дуодецима

).

Здесь

были

исключены

считавшиеся

неудобными

для

пения

скачки

на

малую

и

большую

септиму

,

уменьшенные

и

увеличенные

интервалы

.

В

мелодическом

развитии

преобладало

плавное

и

ступенчатое

движение

на

диатонической

ладовой

основе

.

Характерные

черты

строгого

стиля

касались

интенсивного

освоения

разнообразных

полифонических

приёмов

,

жанров

и

форм

:

использование

на

начальном

этапе

контрапункта

,

имитаций

,

канона

и

др

.

Жанры

:

месса

(

Крупное

хоровое

произведение

на

латинский

текст

,

исполняемое

во

время

католической

службы

),

мотет

,

мадригал

(

Песня

на

родном

(

материнском

)

языке

пасторального

,

любовного

содержания

),

песня

(

шансон

).

Слайд

10.

Основными

представителями

полифонии

являются

Джованни

Палестрина

и

Орландо

Лассо

.

Зарождается

гомофонно

-

гармонический

склад

.

5

Слайд

11.

Основные

инструменты

эпохи

:

Лютня

,

клавесин

,

клавикорд

,

вёрджинЕл

.

Слайд

12.

Виола

предшественница

скрипки

,

альта

и

виолончели

:

виола

да

браччо

(

ручная

виола

) –

исполнители

держали

у

плеча

;

виола

да

гамба

(

ножная

виола

) –

большой

инструмент

,

который

исполнитель

ставил

вертикально

и

зажимал

с

боков

ногами

;

виоль

д

амур

(

разновидность

).

Всё

в

музыкальном

искусстве

не

случайно

и

взаимосвязано

:

произведения

,

названия

,

их

авторы

и

инструменты

,

для

которых

писали

данные

произведения

.

И

мы

в

этом

сегодня

убедимся

.

Изучая

эпоху

Возрождения

мы

обнаружили

,

что

по

специальности

Самина

исполняет

произведение

согласно

изучаемой

эпохи

и

постарались

разобрать

его

подробнее

.

Джозеффо

Царлино

«

Адажио

».

Для

разбора

каждый

преподаватель

использует

небольшой

план

,

сегодня

мы

попробуем

ознакомиться

с

автором

и

произведением

согласно

следующим

позициям

.

Слайд

13

1.

Основные

сведения

о

композиторе

.

Джозеффо

Царлино

(1517-1590) –

итальянский

музыкальный

теоретик

,

органист

,

педагог

и

композитор

,

представитель

позднего

Возрождения

.

Создал

трактат

в

4-

х

томах

«

Основы

гармоники

» -

крупнейшее

достижение

музыкальной

науки

Италии

XVI

века

.

Учение

о

музыке

Царлино

оказало

значительное

влияние

на

западноевропейскую

музыкальную

науку

позднего

Возрождения

и

Барокко

.

Певчий

,

органист

,

руководитель

хоровой

капеллы

при

церкви

.

Сочинил

мотеты

(4-6

голосов

),

мадригалы

(5

голосов

) –

они

написаны

в

полифонической

технике

с

использованием

хроматизмов

.

Разработал

«

Учение

о

гармонии

»:

в

котором

признал

обе

терции

,

как

природные

консонаны

,

основал

малое

и

большое

трезвучия

,

распределил

в

них

терции

,

создал

учение

о

ладах

и

подробную

систематику

каденций

.

Основные

моменты

биографии

и

полезные

данные

,

которые

связывают

его

с

эпохой

мы

выявили

.

Слайд

14.

Ещё

одна

проблема

с

которой

сталкиваются

преподаватели

на

уроке

музыкальной

литературы

и

специальности

это

образы

в

произведении

.

Мы

стараемся

услышать

,

что

думает

по

поводу

музыки

ученик

,

как

он

чувствует

произведение

и

что

видит

,

слыша

данную

музыку

,

т

.

е

.

его

личные

впечатления

.

Но

,

зачастую

дети

могут

характеризовать

музыку

двумя

словами

«

красивая

», «

не

красивая

»,

а

также

«

весёлая

»

или

«

грустная

».

Здесь

на

помощь

приходят

кисти

и

краски

.

Можно

описать

музыку

любыми

цветами

,

абстракциями

или

какими

-

то

конкретными

примерами

.

Кроме

этого

,

дети

часто

застенчивы

и

стесняются

говорить

о

том

,

что

чувствуют

во

время

прослушивания

произведения

(

их

мысли

кажутся

им

нелепыми

и

неправильными

,

за

которые

преподаватель

может

сделать

им

замечание

,

а

6

одноклассники

высмеять

).

Здесь

на

помощь

может

прийти

ещё

один

способ

,

это

мини

-

эссе

,

в

виде

домашнего

задания

.

А

мы

вернёмся

к

нашему

плану

.

Слайд

15

2.

Название

произведения

.

История

.

Значение

термина

.

«

Адажио

» -

медленный

темп

;

целое

музыкальное

произведение

или

его

часть

,

написанные

в

темпе

Adagio.

Термин

родом

из

Италии

(

собственно

,

также

,

как

и

наш

композитор

).

Впервые

этот

термин

появился

в

XV

веке

,

его

перевод

с

итальянского

«

спокойно

», «

вольготно

»,

«

удобно

» (

использовался

для

обозначения

характера

музыки

).

Словарь

Броссара

«

удобно

», «

спокойно

», «

всегда

медленно

»,

растягивая

тему

,

протяжно

.

«

Спокойно

» -

энергия

сосредоточена

в

ровном

,

напряжённом

состоянии

,

а

после

переходит

в

страсть

или

активную

форму

.

И

мы

переходим

к

самим

образам

.

3.

Образ

или

образы

произведения

:

Слушая

данную

музыку

не

просто

сразу

для

себя

определить

конкретный

образ

.

Самине

было

дано

задание

изобразить

образы

при

помощи

красок

на

бумаге

,

что

она

видит

.

Позже

мы

придём

к

её

пониманию

данного

произведения

.

Так

как

программы

и

названия

нет

,

обозначить

образы

можно

только

при

помощи

собственных

ощущений

.

Слайд

16.

Сколько

образов

?

Какие

они

по

характеру

?

Что

с

ними

происходит

в

течение

произведения

?

Мы

можем

сказать

,

что

музыка

возвышенная

,

духовная

.

С

чем

это

связано

?

Так

как

Царлино

был

церковным

музыкантом

,

можно

предположить

,

что

это

духовное

сочинение

.

Образ

чего

-

то

возвышенного

,

приближенного

к

Господу

.

Какие

музыкальные

инструменты

для

этого

используются

?

У

нас

партии

делятся

на

виолончель

и

аккомпанемент

фортепиано

.

Учитывая

,

что

Царлино

пел

в

церковном

хоре

,

был

руководителем

капеллы

,

играл

на

органе

мы

можем

сделать

следующий

вывод

:

аккомпанемент

фортепиано

заменяет

партию

органа

в

церковном

песнопении

,

а

вот

тембр

виолончели

приближен

к

человеческой

речи

,

соответственно

его

партия

заменяет

церковное

песнопение

.

Таким

образом

у

нас

получается

полноценный

дуэт

.

Слайд

17.

4.

Форма

произведения

:

Сколько

разделов

?

Есть

ли

повторения

разделов

,

если

есть

для

чего

,

если

нет

почему

?

Как

можно

назвать

такую

форму

?

Музыка

достаточно

цельная

,

это

период

,

состоящий

из

трёх

предложений

с

расширением

.

В

расширении

чередуются

Тоника

и

Доминанта

образуя

состояние

некоего

нагнетания

и

ощущения

незавершённости

,

возвышения

,

ухода

куда

-

то

в

небо

.

Заканчивается

на

доминанте

повисание

(

эхо

,

подъём

музыки

в

купол

храма

).

Например

,

можно

рассмотреть

пример

их

архитектуры

(

Италия

,

Храм

Санта

Мария

дель

Фьоре

)

Слайд

18-20.

Целостность

говорит

нам

о

том

,

что

исполнять

нужно

непрерывно

.

Слайд

21

7

Здесь

мы

говорим

об

образе

горящей

свечи

символе

жизни

,

пламя

может

угасать

,

но

его

нужно

поддерживать

,

чтобы

оно

совсем

не

потухло

,

давать

ему

жизнь

.

5.

Средства

музыкальной

выразительности

:

большое

количество

динамических

оттенков

(

крещендо

,

диминуэндо

) –

эффект

эха

,

ухода

под

купол

церкви

.

6.

Личное

отношение

к

произведению

.

Что

понравилось

,

запомнилось

,

показалось

интересным

,

оригинальным

?

Как

она

ощущает

эту

музыку

описать

при

помощи

слов

в

небольшом

эссе

.

Представляю

вашему

вниманию

«

Адажио

»

Джозеффо

Царлино

Рубино

.

Исполняет

Салямова

Самина

,

класс

Сафрошкиной

Светланы

Анатольевны

,

конц

.

Максимова

Ольга

Владимировна

.



В раздел образования