Автор: Лапицкая Виктория Игоревна
Должность: преподаватель музыкально-теоретических дисциплин
Учебное заведение: МБУ ДО "Детская школа искусств №1"
Населённый пункт: г. о. г. Октябрьский, Республики Башкортостан
Наименование материала: Методический доклад
Тема: "Межпредметная связь между уроками слушания музыки, музыкальной литературы и специальности"
Раздел: дополнительное образование
1
«
Межпредметная
связь
между
уроками
слушания
музыки
,
музыкальной
литературы
и
специальности
»
Слайд
2
Микалоюс
Чюрленис
–
литовский
музыкант
,
художник
и
поэт
,
писал
: «
Нет
рубежей
между
искусствами
,
музыка
объединяет
в
себе
поэзию
и
живопись
и
имеет
свою
архитектуру
»,
и
всю
жизнь
воплощал
идею
синтеза
искусств
.
Слайд
3
Николай
Римский
-
Корсаков
отмечал
: «
Живопись
даёт
образ
и
мысль
,
и
нужно
создать
в
своём
воображении
настроение
.
Поэзия
слова
даёт
мысль
,
и
по
ней
нужно
создать
образ
и
настроение
,
а
музыка
даёт
настроение
,
и
по
нём
надобно
воссоздать
мысль
и
образ
».
Интеграция
разных
видов
искусства
на
уроках
теоретического
цикла
позволяет
наделить
произведение
одного
вида
искусства
чертами
другого
,
тем
самым
значительно
обогатив
внутренний
мир
учеников
,
их
образное
,
эмоциональное
мышление
.
Музыкальное
образование
постепенно
претерпевает
всё
большие
изменения
,
которые
обусловлены
особенностями
и
проблемами
современного
общества
.
От
педагогов
требуется
существенно
повысить
качество
профессиональной
подготовки
,
более
широко
применять
активные
формы
и
методы
,
технические
средства
обучения
.
При
этом
возрастает
роль
интеграции
учебного
процесса
,
взаимосвязи
дисциплин
,
причем
как
внутренней
–
между
предметами
,
преподаваемыми
в
музыкальной
школе
,
так
и
внешней
–
между
предметами
музыкального
и
общеобразовательного
направлений
.
Прежде
всего
,
конечно
,
связь
налаживается
между
основными
предметами
ДМШ
–
теоретическими
дисциплинами
и
специальным
инструментом
,
уроками
хора
,
оркестра
или
ансамбля
.
Интеграцию
такого
типа
принято
называть
внутривидовой
,
или
предметной
,
т
.
е
.
находящейся
в
рамках
одного
предмета
–
музыка
,
но
касающейся
разных
её
сторон
–
собственно
,
музыкальных
произведений
,
истории
и
теории
музыки
.
Для
выявления
связей
,
следует
изучить
планирование
учебного
материала
,
иметь
ориентир
на
прослушиваемые
музыкальные
произведения
и
знание
эпох
того
или
иного
промежутка
времени
.
Таким
образом
,
понимать
какими
знаниями
обладает
учащийся
в
том
или
ином
классе
.
Для
выявления
связи
предметов
теоретического
цикла
со
специальностью
используются
уже
ставшие
традиционными
формы
работы
.
Слайд
4
На
уроках
слушания
музыки
и
музыкальной
литературы
целесообразно
развивать
кругозор
учащихся
,
в
качестве
домашнего
задания
используя
формы
доклада
,
сочинения
,
размышления
о
композиторе
,
изучаемом
на
уроках
специальности
.
При
этом
можно
ставить
различные
задачи
:
сбор
сведений
об
эпохе
в
целом
,
о
композиторе
–
авторе
конкретного
произведения
,
об
особенностях
его
музыкального
стиля
,
об
истории
написания
произведения
.
Это
значительно
2
облегчит
воссоздание
образа
,
передачу
идейного
и
эмоционального
замысла
композитора
в
работе
специалиста
.
При
изучении
средств
музыкальной
выразительности
также
очень
полезно
обращаться
к
примерам
учеников
из
специальности
.
Такая
форма
работы
играет
огромную
роль
в
осознании
развития
образа
музыкального
произведения
.
Для
грамотного
исполнения
важно
также
знание
формы
произведения
и
умение
слышать
,
как
каждую
его
часть
,
так
и
понимать
всё
произведение
в
целом
,
поэтому
при
работе
на
уроке
музыкальной
литературы
над
видами
музыкальных
форм
,
опять
-
таки
следует
обращаться
и
к
материалу
из
занятий
учеников
по
специальности
.
На
уроках
музыкальной
литературы
я
часто
использую
формы
письменного
изложения
впечатлений
от
прослушанного
произведения
согласно
плану
анализа
:
Слайд
5
1.
Основные
сведения
о
композиторе
.
2.
Название
произведения
.
Значение
.
История
происхождения
названия
.
3.
Образ
или
образы
произведения
:
•
На
какие
образы
нацеливает
нам
название
произведения
(
программа
,
текст
)?
•
Сколько
образов
?
•
Какие
они
по
характеру
?
•
Что
с
ними
происходит
в
течение
произведения
?
•
Какие
музыкальные
инструменты
для
этого
используются
?
Почему
?
4
.
Средства
музыкальной
выразительности
:
•
Какие
средства
проявляются
наиболее
ярко
?
•
Как
именно
?
•
Что
с
ними
происходит
в
течение
произведения
?
5
.
Форма
:
•
Сколько
разделов
в
произведении
?
•
Есть
ли
повторения
разделов
,
если
есть
–
для
чего
,
если
нет
–
почему
?
•
Как
можно
назвать
такую
форму
(
для
групп
,
знакомых
с
видами
музыкальных
форм
)?
6
.
Личное
отношение
к
произведению
.
•
Что
понравилось
,
запомнилось
,
показалось
интересным
,
оригинальным
?
Слайд
6
Второй
формой
,
используемой
на
уроке
является
определение
связи
музыкальных
произведений
с
произведениями
изобразительного
искусства
.
Не
зря
существует
фраза
: «
можно
«
слышать
»
живопись
и
«
видеть
»
музыку
».
На
уроках
мы
часто
сравниваем
музыкальные
произведения
с
художественными
образцами
изобразительного
искусства
.
Другая
распространённая
и
очень
полезная
форма
работы
над
«
зрительностью
»
музыки
–
её
рисование
детьми
.
Такая
форма
учит
ребят
передавать
настроение
музыкального
произведения
через
художественные
средства
изображения
,
развивает
их
творческие
способности
,
фантазию
,
образное
и
ассоциативное
мышление
;
воспитывает
эстетический
вкус
,
интерес
к
классической
музыке
учеников
.
3
При
этом
педагог
может
ставить
перед
учащимися
разные
задачи
:
запечатлеть
конкретного
музыкального
героя
,
изобразить
музыкальное
настроение
беспредметно
–
только
с
помощью
подходящих
цветов
,
отобразить
на
альбомном
листе
музыкальное
развитие
,
изменение
того
или
иного
выразительного
средства
,
движение
к
кульминации
и
т
.
п
.
Слайд
7.
Не
менее
интересна
связь
музыки
с
архитектурой
.
Иоганн
Гёте
называл
архитектуру
«
онемевшей
музыкой
»,
Фридрих
Шиллинг
– «
застывшей
».
Пластика
,
рисунок
,
многообразие
контуров
,
светотень
архитектуры
близки
многообразию
выразительных
элементов
музыки
.
Важнейшая
сторона
интеграции
предметов
теоретического
цикла
с
общеобразовательными
–
тесная
взаимосвязь
музыкального
искусства
с
историей
.
Ведь
важнейшей
частью
истории
является
изучение
художественной
культуры
как
явления
общественного
сознания
.
Музыкальные
произведения
своего
времени
обязательно
отражают
в
себе
и
исторический
облик
эпохи
в
целом
,
и
мораль
общества
,
его
идеологию
,
устремления
и
надежды
народа
.
Здесь
можно
прослеживать
связи
между
историческими
событиями
времени
и
конкретными
музыкальными
произведениями
или
их
частями
,
оценивать
их
роль
в
общественной
жизни
,
соответствие
нормам
и
идеалам
времени
.
Не
стоит
забывать
про
связь
музыки
с
географией
и
биологией
.
Ведь
,
говоря
об
эпохе
,
стиле
,
конкретном
композиторе
и
его
произведении
,
педагог
обращает
внимание
не
только
на
время
,
но
и
на
место
.
Географическое
местоположение
,
биографический
маршрут
,
названия
стран
и
их
столиц
,
особенности
обычаев
,
традиций
страны
и
ее
народа
,
политический
,
экономический
,
культурный
уровень
развития
,
а
также
особенности
ландшафта
,
местных
флоры
и
фауны
,
загадки
непродолжительной
жизни
многих
гениев
–
все
эти
понятия
полезно
использовать
на
уроках
слушания
музыки
и
музыкальной
литературы
в
конкретном
для
решения
определенных
задач
ключе
.
Таким
образом
,
интеграция
является
важным
и
необходимым
средством
наиболее
полного
всестороннего
эстетического
развития
ребенка
.
Систематическое
и
планомерное
осуществление
интеграции
на
уроках
теоретического
цикла
в
ДМШ
,
установление
взаимосвязи
различных
учебных
дисциплин
,
построение
и
отбор
материала
,
исходя
из
общих
целей
и
задач
образования
,
способствует
достижению
большего
эффекта
в
общем
развитии
обучающихся
,
в
гармоническом
развитии
всех
сфер
их
интеллектуальной
и
эмоциональной
деятельности
.
Слайд
8.
На
занятиях
слушания
музыки
и
музыкальной
литературы
мы
нередко
сталкиваемся
с
проблемой
,
когда
ученик
не
может
назвать
свою
программу
по
специальности
,
даже
просто
название
музыкального
произведения
,
не
говоря
уже
о
композиторе
и
эпохе
в
которую
он
жил
.
Например
,
недавно
мы
на
2
году
обучения
начали
изучать
творчество
И
.
С
.
Баха
и
на
мой
вопрос
: «
Кто
знаком
с
его
произведениями
?
Может
быть
кто
-
то
играет
по
специальности
?» «
звучала
тишина
».
Один
ученик
из
пятидесяти
ответил
,
что
знаменитое
произведение
И
.
С
.
Баха
«
Токката
и
фуга
ре
минор
».
При
разговоре
о
полифонии
,
инвенциях
,
только
одна
ученица
к
концу
урока
сказала
: «
Я
же
играю
И
.
С
.
Баха
».
Мы
понимаем
,
возможно
они
не
запоминают
или
не
знают
название
произведения
,
не
могут
4
назвать
автора
,
иногда
слыша
могут
сказать
: «
Ой
,
я
это
слышал
,
знаю
!
Но
не
знаю
,
что
это
написал
И
.
С
.
Бах
».
Только
когда
говоришь
: «
Есть
ли
у
кого
-
то
ноты
по
специальности
?
Давайте
посмотрим
,
возможно
вы
играете
какое
-
то
произведение
,
подходящее
для
темы
нашего
урока
».
Так
у
нас
и
случилось
с
Салямовой
Саминой
(
ученицей
5
класса
по
специальности
«
Виолончель
»
класс
преподавателя
Сафрошкиной
Светланы
Анатольевны
),
в
её
папке
с
нотами
затесался
отличный
образец
эпохи
позднего
Возрождения
,
как
раз
в
момент
изучения
темы
.
Хотелось
бы
подробнее
ознакомить
слушателей
с
особенностями
эпох
и
анализом
музыкальных
произведений
на
занятиях
музыкальной
литературы
на
примере
взаимосвязи
урока
специальности
и
музыкальной
литературы
.
Итак
,
учебно
-
календарный
план
,
цикла
музыкальной
литературы
зарубежных
стран
охватывает
такие
темы
,
как
:
«
Музыка
Древней
Греции
»,
«
Средневековье
», «
Возрождение
»
и
т
.
д
.
Мы
остановимся
на
последней
.
Слайд
9.
Эпоха
Возрождения
или
Ренессанс
(XV-XVI
века
) –
эра
открытий
в
науке
и
искусстве
.
Ослабление
церковного
контроля
предоставило
большую
свободу
творчества
для
музыкантов
.
−
Расцвет
любительского
музицирования
.
−
Инструментальная
музыка
становится
самостоятельной
.
–
Неразрывная
связь
музыки
и
поэзии
:
сочинение
вокальных
композиций
с
инструментальным
сопровождением
.
−
В
светских
произведениях
появляется
личная
лирика
.
Но
,
не
смотря
на
появление
светского
искусства
,
развитие
теории
музыки
,
новые
открытия
в
этой
области
совершаются
всё
-
таки
в
искусстве
церковном
.
Это
эпоха
расцвета
полифонии
строгого
письма
(
правила
строгого
стиля
ограничивали
композитора
в
выборе
музыкальных
средств
в
области
образного
содержания
,
ладовой
основы
,
мелодии
,
ритма
и
т
.
д
.).
Строгий
стиль
совершенствовался
в
вокально
-
хоровой
музыке
XV–XVI
веков
(
хотя
сама
полифония
,
конечно
же
,
возникла
гораздо
раньше
).
Это
означает
,
что
особенность
построения
мелодии
в
большей
мере
зависела
от
возможностей
человеческого
голоса
.
Диапазон
мелодии
обуславливался
той
тесситурой
голоса
,
для
которого
музыка
предназначалась
(
обычно
диапазон
не
превышал
интервала
дуодецима
).
Здесь
были
исключены
считавшиеся
неудобными
для
пения
скачки
на
малую
и
большую
септиму
,
уменьшенные
и
увеличенные
интервалы
.
В
мелодическом
развитии
преобладало
плавное
и
ступенчатое
движение
на
диатонической
ладовой
основе
.
Характерные
черты
строгого
стиля
касались
интенсивного
освоения
разнообразных
полифонических
приёмов
,
жанров
и
форм
:
использование
на
начальном
этапе
контрапункта
,
имитаций
,
канона
и
др
.
Жанры
:
месса
(
Крупное
хоровое
произведение
на
латинский
текст
,
исполняемое
во
время
католической
службы
),
мотет
,
мадригал
(
Песня
на
родном
(
материнском
)
языке
пасторального
,
любовного
содержания
),
песня
(
шансон
).
Слайд
10.
Основными
представителями
полифонии
являются
Джованни
Палестрина
и
Орландо
Лассо
.
Зарождается
гомофонно
-
гармонический
склад
.
5
Слайд
11.
Основные
инструменты
эпохи
:
Лютня
,
клавесин
,
клавикорд
,
вёрджинЕл
.
Слайд
12.
Виола
–
предшественница
скрипки
,
альта
и
виолончели
:
виола
да
браччо
(
ручная
виола
) –
исполнители
держали
у
плеча
;
виола
да
гамба
(
ножная
виола
) –
большой
инструмент
,
который
исполнитель
ставил
вертикально
и
зажимал
с
боков
ногами
;
виоль
д
амур
(
разновидность
).
Всё
в
музыкальном
искусстве
не
случайно
и
взаимосвязано
:
произведения
,
названия
,
их
авторы
и
инструменты
,
для
которых
писали
данные
произведения
.
И
мы
в
этом
сегодня
убедимся
.
Изучая
эпоху
Возрождения
мы
обнаружили
,
что
по
специальности
Самина
исполняет
произведение
согласно
изучаемой
эпохи
и
постарались
разобрать
его
подробнее
.
Джозеффо
Царлино
«
Адажио
».
Для
разбора
каждый
преподаватель
использует
небольшой
план
,
сегодня
мы
попробуем
ознакомиться
с
автором
и
произведением
согласно
следующим
позициям
.
Слайд
13
1.
Основные
сведения
о
композиторе
.
Джозеффо
Царлино
(1517-1590) –
итальянский
музыкальный
теоретик
,
органист
,
педагог
и
композитор
,
представитель
позднего
Возрождения
.
Создал
трактат
в
4-
х
томах
«
Основы
гармоники
» -
крупнейшее
достижение
музыкальной
науки
Италии
XVI
века
.
Учение
о
музыке
Царлино
оказало
значительное
влияние
на
западноевропейскую
музыкальную
науку
позднего
Возрождения
и
Барокко
.
Певчий
,
органист
,
руководитель
хоровой
капеллы
при
церкви
.
Сочинил
мотеты
(4-6
голосов
),
мадригалы
(5
голосов
) –
они
написаны
в
полифонической
технике
с
использованием
хроматизмов
.
Разработал
«
Учение
о
гармонии
»:
в
котором
признал
обе
терции
,
как
природные
консонаны
,
основал
малое
и
большое
трезвучия
,
распределил
в
них
терции
,
создал
учение
о
ладах
и
подробную
систематику
каденций
.
Основные
моменты
биографии
и
полезные
данные
,
которые
связывают
его
с
эпохой
мы
выявили
.
Слайд
14.
Ещё
одна
проблема
с
которой
сталкиваются
преподаватели
на
уроке
музыкальной
литературы
и
специальности
–
это
образы
в
произведении
.
Мы
стараемся
услышать
,
что
думает
по
поводу
музыки
ученик
,
как
он
чувствует
произведение
и
что
видит
,
слыша
данную
музыку
,
т
.
е
.
его
личные
впечатления
.
Но
,
зачастую
дети
могут
характеризовать
музыку
двумя
словами
«
красивая
», «
не
красивая
»,
а
также
«
весёлая
»
или
«
грустная
».
Здесь
на
помощь
приходят
кисти
и
краски
.
Можно
описать
музыку
любыми
цветами
,
абстракциями
или
какими
-
то
конкретными
примерами
.
Кроме
этого
,
дети
часто
застенчивы
и
стесняются
говорить
о
том
,
что
чувствуют
во
время
прослушивания
произведения
(
их
мысли
кажутся
им
нелепыми
и
неправильными
,
за
которые
преподаватель
может
сделать
им
замечание
,
а
6
одноклассники
высмеять
).
Здесь
на
помощь
может
прийти
ещё
один
способ
,
это
мини
-
эссе
,
в
виде
домашнего
задания
.
А
мы
вернёмся
к
нашему
плану
.
Слайд
15
2.
Название
произведения
.
История
.
Значение
термина
.
«
Адажио
» -
медленный
темп
;
целое
музыкальное
произведение
или
его
часть
,
написанные
в
темпе
Adagio.
Термин
родом
из
Италии
(
собственно
,
также
,
как
и
наш
композитор
).
Впервые
этот
термин
появился
в
XV
веке
,
его
перевод
с
итальянского
«
спокойно
», «
вольготно
»,
«
удобно
» (
использовался
для
обозначения
характера
музыки
).
Словарь
Броссара
–
«
удобно
», «
спокойно
», «
всегда
медленно
»,
растягивая
тему
,
протяжно
.
«
Спокойно
» -
энергия
сосредоточена
в
ровном
,
напряжённом
состоянии
,
а
после
переходит
в
страсть
или
активную
форму
.
И
мы
переходим
к
самим
образам
.
3.
Образ
или
образы
произведения
:
Слушая
данную
музыку
не
просто
сразу
для
себя
определить
конкретный
образ
.
Самине
было
дано
задание
изобразить
образы
при
помощи
красок
на
бумаге
,
что
она
видит
.
Позже
мы
придём
к
её
пониманию
данного
произведения
.
Так
как
программы
и
названия
нет
,
обозначить
образы
можно
только
при
помощи
собственных
ощущений
.
Слайд
16.
Сколько
образов
?
Какие
они
по
характеру
?
Что
с
ними
происходит
в
течение
произведения
?
Мы
можем
сказать
,
что
музыка
возвышенная
,
духовная
.
С
чем
это
связано
?
Так
как
Царлино
был
церковным
музыкантом
,
можно
предположить
,
что
это
духовное
сочинение
.
Образ
чего
-
то
возвышенного
,
приближенного
к
Господу
.
Какие
музыкальные
инструменты
для
этого
используются
?
У
нас
партии
делятся
на
виолончель
и
аккомпанемент
фортепиано
.
Учитывая
,
что
Царлино
пел
в
церковном
хоре
,
был
руководителем
капеллы
,
играл
на
органе
мы
можем
сделать
следующий
вывод
:
аккомпанемент
фортепиано
заменяет
партию
органа
в
церковном
песнопении
,
а
вот
тембр
виолончели
приближен
к
человеческой
речи
,
соответственно
его
партия
заменяет
церковное
песнопение
.
Таким
образом
у
нас
получается
полноценный
дуэт
.
Слайд
17.
4.
Форма
произведения
:
Сколько
разделов
?
Есть
ли
повторения
разделов
,
если
есть
–
для
чего
,
если
нет
–
почему
?
Как
можно
назвать
такую
форму
?
Музыка
достаточно
цельная
,
это
период
,
состоящий
из
трёх
предложений
с
расширением
.
В
расширении
чередуются
Тоника
и
Доминанта
–
образуя
состояние
некоего
нагнетания
и
ощущения
незавершённости
,
возвышения
,
ухода
куда
-
то
в
небо
.
Заканчивается
на
доминанте
–
повисание
(
эхо
,
подъём
музыки
в
купол
храма
).
Например
,
можно
рассмотреть
пример
их
архитектуры
(
Италия
,
Храм
Санта
Мария
дель
Фьоре
)
Слайд
18-20.
Целостность
говорит
нам
о
том
,
что
исполнять
нужно
непрерывно
.
Слайд
21
7
Здесь
мы
говорим
об
образе
горящей
свечи
–
символе
жизни
,
пламя
может
угасать
,
но
его
нужно
поддерживать
,
чтобы
оно
совсем
не
потухло
,
давать
ему
жизнь
.
5.
Средства
музыкальной
выразительности
:
большое
количество
динамических
оттенков
(
крещендо
,
диминуэндо
) –
эффект
эха
,
ухода
под
купол
церкви
.
6.
Личное
отношение
к
произведению
.
Что
понравилось
,
запомнилось
,
показалось
интересным
,
оригинальным
?
Как
она
ощущает
эту
музыку
описать
при
помощи
слов
в
небольшом
эссе
.
Представляю
вашему
вниманию
«
Адажио
»
Джозеффо
Царлино
Рубино
.
Исполняет
Салямова
Самина
,
класс
Сафрошкиной
Светланы
Анатольевны
,
конц
.
Максимова
Ольга
Владимировна
.