Напоминание

Развитие воображения в художественной деятельности детей МБУ ДО ДШИ 5


Автор: Дидык Владимир Михайлович
Должность: Преподаватель
Учебное заведение: МБУ ДО ДШИ 5 Волгограда
Населённый пункт: Г. Волгоград, Волгоградская область
Наименование материала: Методический доклад
Тема: Развитие воображения в художественной деятельности детей МБУ ДО ДШИ 5
Раздел: дополнительное образование





Назад




Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

Волгограда "Детская школа искусств № 5 "

Методический доклад на тему

«Развитие воображения в художественной

изобразительной деятельности детей МБУ ДО ДШИ

№5»

Выполнил преподаватель

художественного отделения

МБУ ДО ДШИ №5

Дидык Владимир Михайлович

Волгоград 2022 г.

«Дети не рождаются с пустыми руками, они

несут с собой заряд

создания духовных и материальных

ценностей, они в состоянии сотворить

их, потому и рождаются, чтобы создавать и творить.

Только надо помочь им раскрыться…»

Ш.А. Амонашвили

Обеспечить переход от репродуктивного мышления к творческому у

детей

возможно

лишь

при

систематическом

развитии

этого

самого

творчества и воображения в частности.

Процесс воображения - важный психологический процесс, тесно

связанный и во многом переплетающийся с процессом развития творческих

способностей.

Если

представить,

что

человек

не

обладал

бы

воображением,

человечество лишилось бы почти всех научных открытий и произведений

искусства.

Именно

благодаря

воображению

в

науке

совершены

революционные открытия.

Воображение - способность человека к созданию новых образов

(представлений) путем переработки предшествующего опыта наиболее

интенсивно развивается в период с 5 до 15 лет и нуждается в специальном

развитии.

Художественная деятельность ребенка приобретает художественно -

творческий характер постепенно, в результате накопления, уточнения

образов - представлений и овладений способами изображения. Продуктом

художественно - творческой деятельности является выразительный образ.

С самого начала ребенка надо учить правильно, пользоваться разными

изобразительными материалами, т.е. учить технике рисования. Решая задачу

развития воображения на занятиях изобразительной деятельности, можно

использовать различные способы, приемы и задания.

Фантастические образы в рисунках школьников встречаются редко, а

вот «превращения» знакомых объектов чаще. Дети превращают одни

предметы в совершено новый предмет с новым назначением. Неживой

предмет вдруг оживает на работах учеников.

Рисование сказочных предметов, объектов, явлений само по себе

позволяет развивать воссоздающее воображение и способствует развитию

творческого так как, детям нужно не просто воспроизвести сюжет сказки,

наполнить его деталями, но и представить то, чего в жизни они не видели, то

есть найти похожее в реальном мире и наполнить его своей фантазией. Очень

важными представляются следующие моменты.

Сказочную тему занятия (образ) раскрываем через два контрастных

понятия, - например: добрый - злой, старый - молодой, красивый -

безобразный.

Качественное различие помогает ребенку определить важную суть

предмета, персонажа.

На

занятиях

дети

изображают

не

только

известные

сказочные

персонажи, но и рисуют сказки о предметах, явлениях окружающего мира.

Огонь, дождь, ветер, линия, форма, звук - становятся объектами сказок.

При этом дети наделяют персонажи понятными и доступными эмоциями.

Работая с нетрадиционными техниками изобразительной деятельности,

которые включают в занятия, позволяют развивать трудовые умения и

навыки:

пользования

ножницами,

стеками,

клеем,

кистью,

приемом

соединения деталей, создания выразительного образа в разных техниках.

Сухомлинский

В.А.

писал:

«Истоки

творческих

способностей

и

дарования детей на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут

тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Чем

больше уверенности и изобретательности в движениях детской руки, тем

тоньше

взаимодействие

с

орудием

труда,

чем

сложнее

движение,

необходимое для этого взаимодействия, тем глубже входит взаимодействие

руки с общественным трудом в духовную жизнь ребенка. Другими словами:

чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок».

Одним из приёмов, также который можно использовать на занятиях для

развития воображения, является рисование музыкальных произведений. Что

изобразил композитор с помощью музыкальных звуков?», «Кто спрятался в

этом музыкальном фрагменте?», «Передай настроение музыки с помощью

цвета и линий» - такие задания необычны и вызывают интерес у детей.

Чем раньше мы будем развивать эмоционально - чувственный мир

ребенка, тем ярче будет он сам и продукты его творчества. Творчество -

интегральная деятельность личности, необходимая каждому современному

человеку и человеку будущего. И начать его формирование можно и нужно в

ранний период.



В раздел образования