Автор: Дидык Владимир Михайлович
Должность: Преподаватель
Учебное заведение: МБУ ДО ДШИ 5 Волгограда
Населённый пункт: Г. Волгоград, Волгоградская область
Наименование материала: Методический доклад
Тема: Развитие воображения в художественной деятельности детей МБУ ДО ДШИ 5
Раздел: дополнительное образование
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
Волгограда "Детская школа искусств № 5 "
Методический доклад на тему
«Развитие воображения в художественной
изобразительной деятельности детей МБУ ДО ДШИ
№5»
Выполнил преподаватель
художественного отделения
МБУ ДО ДШИ №5
Дидык Владимир Михайлович
Волгоград 2022 г.
«Дети не рождаются с пустыми руками, они
несут с собой заряд
создания духовных и материальных
ценностей, они в состоянии сотворить
их, потому и рождаются, чтобы создавать и творить.
Только надо помочь им раскрыться…»
Ш.А. Амонашвили
Обеспечить переход от репродуктивного мышления к творческому у
детей
возможно
лишь
при
систематическом
развитии
этого
самого
творчества и воображения в частности.
Процесс воображения - важный психологический процесс, тесно
связанный и во многом переплетающийся с процессом развития творческих
способностей.
Если
представить,
что
человек
не
обладал
бы
воображением,
человечество лишилось бы почти всех научных открытий и произведений
искусства.
Именно
благодаря
воображению
в
науке
совершены
революционные открытия.
Воображение - способность человека к созданию новых образов
(представлений) путем переработки предшествующего опыта наиболее
интенсивно развивается в период с 5 до 15 лет и нуждается в специальном
развитии.
Художественная деятельность ребенка приобретает художественно -
творческий характер постепенно, в результате накопления, уточнения
образов - представлений и овладений способами изображения. Продуктом
художественно - творческой деятельности является выразительный образ.
С самого начала ребенка надо учить правильно, пользоваться разными
изобразительными материалами, т.е. учить технике рисования. Решая задачу
развития воображения на занятиях изобразительной деятельности, можно
использовать различные способы, приемы и задания.
Фантастические образы в рисунках школьников встречаются редко, а
вот «превращения» знакомых объектов чаще. Дети превращают одни
предметы в совершено новый предмет с новым назначением. Неживой
предмет вдруг оживает на работах учеников.
Рисование сказочных предметов, объектов, явлений само по себе
позволяет развивать воссоздающее воображение и способствует развитию
творческого так как, детям нужно не просто воспроизвести сюжет сказки,
наполнить его деталями, но и представить то, чего в жизни они не видели, то
есть найти похожее в реальном мире и наполнить его своей фантазией. Очень
важными представляются следующие моменты.
Сказочную тему занятия (образ) раскрываем через два контрастных
понятия, - например: добрый - злой, старый - молодой, красивый -
безобразный.
Качественное различие помогает ребенку определить важную суть
предмета, персонажа.
На
занятиях
дети
изображают
не
только
известные
сказочные
персонажи, но и рисуют сказки о предметах, явлениях окружающего мира.
Огонь, дождь, ветер, линия, форма, звук - становятся объектами сказок.
При этом дети наделяют персонажи понятными и доступными эмоциями.
Работая с нетрадиционными техниками изобразительной деятельности,
которые включают в занятия, позволяют развивать трудовые умения и
навыки:
пользования
ножницами,
стеками,
клеем,
кистью,
приемом
соединения деталей, создания выразительного образа в разных техниках.
Сухомлинский
В.А.
писал:
«Истоки
творческих
способностей
и
дарования детей на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут
тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Чем
больше уверенности и изобретательности в движениях детской руки, тем
тоньше
взаимодействие
с
орудием
труда,
чем
сложнее
движение,
необходимое для этого взаимодействия, тем глубже входит взаимодействие
руки с общественным трудом в духовную жизнь ребенка. Другими словами:
чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок».
Одним из приёмов, также который можно использовать на занятиях для
развития воображения, является рисование музыкальных произведений. Что
изобразил композитор с помощью музыкальных звуков?», «Кто спрятался в
этом музыкальном фрагменте?», «Передай настроение музыки с помощью
цвета и линий» - такие задания необычны и вызывают интерес у детей.
Чем раньше мы будем развивать эмоционально - чувственный мир
ребенка, тем ярче будет он сам и продукты его творчества. Творчество -
интегральная деятельность личности, необходимая каждому современному
человеку и человеку будущего. И начать его формирование можно и нужно в
ранний период.