Автор: Кочарина Ольга Юрьевна
Должность: Педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МБОУДО "Дом детского творчества "Синяя птица"
Населённый пункт: г. Курган
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Клавирная музыка эпохи барокко
Раздел: дополнительное образование
МБОУДО «ДОМ ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА
«СИНЯЯ ПТИЦА»
Методическая разработка «Клавирная
музыка эпохи барокко»
Разработала: Кочарина
Ольга Юрьевна, педагог
дополнительного образования
Январь 2023
Прежде чем говорить о клавирной музыке эпохи барокко, хотелось
бы отметить черты барочной музыки в целом. Эпоха барокко, 17 век,
загадочным образом эта эпоха все еще живет в нашем сознании, она не
устарела четыре столетия. Живет в музыкальном обиходе, в интонациях и
ритмах современной музыки. Живы и развиваются своими путями жанры,
рожденные эпохой барокко: фуга, опера, кантата, соната, концерт, ария,
вариации .
Музыка барокко - огромная область исполнительской практики: от
Баха и Генделя в программах органных концертов, от клавирной музыки,
кантат, камерных произведений Баха, Генделя, Вивальди, Корелли до опер
Телемана, которые до сих пор ставятся нашими театрами.
Ученые считают, что начало эпохи барокко идет от Шекспировского
Гамлета»- это 1601 год. Эпоха барокко удивительна, она, возможно, в
состоянии дать ответы на некоторые загадки даже 21 века: поэтому не
случаен
интерес
современности
к
эпохе
трагических
противоречий,
невиданных взлетов человеческого духа.
Драматическая
напряженность
барочного
мироощущения,
интенсивность духовной жизни, чувствуется на расстоянии, притягивая через
века. Драматургия Шекспира, архитектура барочного Рима, живопись
Рубенса, Рембрандта. Порождением духовной атмосферы эпохи стала музыка
великих
мастеров
барокко:
Фрескобальди,
Монтеверди,
Пахельбеля,
Букстехуде, Телемана, Корелли, Вивальди, Генделя и конечно И.С. Баха
Очень хорошо суть барокко выразил поэт эпохи барокко Кульман в
своем сонете: Мужество, любовь, ум, шутка, дух, душа, веселье – долой,
Когда вырываются страх, ненависть, обман, вражда, позор,
боль, насмешки.
Все меняется, то любит, то ненавидит,
Кто это поймет, тот постигнет мудрость человеческую.
Торжественная выразительность искусства барокко соткана из контрастов!
Несовместимые друг с другом понятия сосуществуют в барокко. В этой
музыке:
жизненное,
земное,
жанрово
–
танцевальное,
вплоть
до
звукоизобразительной программности во « Временах года » Вивальди с
одной стороны и с другой стороны – духовное, часто обращенное к
религиозным идеям, как в духовных кантатах Букстехуде и великого И.С.
Баха. Отдельной, выдающейся и интересующей нас с точки зрения
музыкальной педагогики, стоит клавирная музыка эпохи барокко. Заметный
подъем клавирного искусства наблюдается с первой половины 18 века, он
связан с деятельностью выдающихся мастеров Франсуа Куперена, Доминико
Скарлатти, но, не умоляя исторической роли Куперена и Скарлатти, следует
сказать, что именно И.С. Бах, величайший представитель эпохи барокко, стал
и величайшим новатором в области клавирного творчества. Бах первый
ощутил универсальность клавира. Превратил этот инструмент в настоящую
творческую
лабораторию.
Будучи
гениальным
органистом
импровизационные и имитационные приемы, которые использовались только
в органной музыке, вводит в клавирное искусство. Применяя достижения
скрипичного искусства, он способствует образованию нового жанра –
клавирного концерта. Он по-новому трактует клавирную сюиту. И конечно,
все богатство «баховской»
клавирной музыки дополняется огромным
количеством
педагогических пьес. Будучи мыслителем - новатором,
вдохновленным художником, мастером проницательным и кропотливым,
Бах
явился
основоположником
фортепианной
музыки. Как пример
клавирной музыки эпохи барокко в рамках этой разработки, хотелось бы,
коснуться той ее части, которую принято называть полифоническая музыка.
Прежде всего, это пьесы из «Нотной тетради Анны Магдалены Бах». На
примере
произведений
из
«Нотной
тетради
Анны
Магдалены
Бах»,
посмотрим, как поэтапно должна вестись работа с учащимися над
произведениями для того, чтобы дать им точное представление о музыке
эпохи барокко и научить исполнять ее в нужном стиле. Итак, «Нотная
тетрадь Анны Магдалены Бах» - ценнейший материал, который развивает
полифоническое мышление ученика, чувство стиля и формы. В «Нотную
тетрадь» входят: полонезы, менуэты, марши. Произведения отличаются
богатством
ритмов,
мелодий,
настроений.
Начиная
работу
над
произведением, можно образно и применительно к детскому восприятию,
рассказать о разучиваемом танце (если это Менуэт или Полонез). Можно
показать как, в соответствии с характером танца, в музыкальных оборотах
отображена
плавность
и
«важность»
поклонов,
низких
церемонных
приседаний и реверансов (если речь о Менуэте). Вообще изучение
произведения начинается с самого главного: раскрытие содержания пьесы до
того, как начинается ее нотный разбор.
Педагог несколько раз играет
произведение, вместе с учащимися определяется его характер, если это
Менуэт, важно подчеркнуть характер танца: плавный, спокойный, часто
торжественный, больше похож на песню, чем на танец. Определив
настроение, педагог направляет внимание ученика на самостоятельность,
«независимость» голосов друг от друга, словно произведение исполняют два
инструмента (обращаем внимание ученика на т.н. инструментовку). Под
инструментовкой
на
фортепиано
понимается
умение
извлекать
не
случайную, а определенную, необходимую в данном случае, звучность.
Большое воспитательное значение для слуха играет исполнение двух голосов
в различной инструментовке, например: скрипка и виолончель. Далее педагог
переходит к показу фразировки и связанной с ней артикуляцией. Необходимо
обратить внимание ученика на то, что направление у Баха всегда к сильной
доле. Всегда обнаруживается «вопросо-ответная» интонация, называем ее:
«игра в лицах». Говоря о «баховской» динамике, нужно объяснить ученику,
что она не «волнообразная», а «плоскостная» (его музыка была неподвластна
каким-то сиюминутным, мелким страстям). Да и устройство инструментов
того времени было такого, что не позволяло «отобразить» на инструменте
«crescendo» и «diminuendo», об этом тоже нужно сказать ученику.
Содержание музыки Баха, ее стиль не позволяет мелкую, пеструю,
волнообразную динамику. На этом этапе, проверив аппликатуру, педагог
дает задание учить первую часть так, как велся разбор в классе: учить по
фразам, добиваясь максимально певучего звука и разной «инструментовки»
голосов. Несколько позднее добавляются новые задачи: передать различие
«вопросо-ответных»
интонаций,
выразительно
исполнить
штрихи.
В
дальнейшем одно из занятий посвящено анализу формы и тонально-
гармоническому плану. Двухчастная форма основана на контрастном
сопоставлении частей, как правило: первая часть - плавная, мягкая, вторая
часть - динамичная. Важно установить, где будет кульминация, в каждой из
частей, это обязательно нужно делать, говоря с учащимися о форме.
Кульминация, почти всегда, у Баха сливается с заключительным кадансом
(это особенность Баха). Самое трудное в работе над полифонией, это работа
над самостоятельностью голосов. В чем проявляется самостоятельность
голосов: а) в различном характере звучания, б) в разной, почти нигде, не
совпадающей фразировке, в) в несовпадении штрихов, г) в разном
ритмическом характере голосов, д) в несовпадении динамического развития.
Чтобы пьеса получилась действительно полифонической, ученику, в первую
очередь, необходимо понять развитие и «внутреннюю жизнь» каждого
голоса, это потребует длительного времени и обязательного запоминания их
наизусть. Как бы уверенно не играл ученик полифонию двумя руками,
тщательная работа над голосами не должна прекращаться, в противном
случае голосоведение быстро засоряется. Приемы: один голос играть, другой
– петь. Еще прием: один голос на «форте», другой, на «пиано»; играть голоса
в разных октавах.
Таковы основные моменты работы над полифонией с учащимися, которые
постепенно дадут им точное представление о том, как нужно разучивать
полифоническое произведение,
дадут
точное представление о стиле
старинной
музыки,
клавирной
музыке
эпохи
барокко,
расширят
представление о музыке в целом.
Список литературы:
1.
Милич Б. Воспитание ученика-пианиста / Б.Милич - Киев: «Музыка
Украины», 1979
2.
Вопросы фортепианной педагогики / Натансон – М: «Музыка»,
1967.