Урок изобразительного искусства "Пасхальные сувениры. Роспись пасхального яйца"
Автор: Новосёлова Светлана Владимировна Должность: учитель начальных классов Учебное заведение: МБОУ "Раздольинская ООШ" Населённый пункт: Кемеровская область, Топкинский район, деревня Опарино Наименование материала: конспект урока Тема: Урок изобразительного искусства "Пасхальные сувениры. Роспись пасхального яйца" Раздел: начальное образование
Задачи урока :
- воспитывать любовь к народному искусству, эмоциональную отзывчивость, развивать
эстетическое восприятие, чувство ритма, цвета , узора; упражняться в формировании приёмов
рисования кистью;
- обучать самостоятельно выбирать сюжет;
- развивать зрительную память, наблюдательность, образное представление в процессе
рисования;
- осуществлять межпредметные связи изобразительного искусства с уроками чтения.
Оборудование: альбомный лист, краски, кисти, баночки с водой, палитра, тряпочки для кистей,
шаблоны яиц, символы росписи, рисунки яиц (писанки и крашенки), расписанные яйца, плакат на
пасхальную тему. Словарные слова: Пасха, крашенки, писанки.
Ход урока.
1.
Организационный момент (проверка рабочих мест).
2.
Инсценировка сказки «Курочка ряба » (по мотивам сказки О.Высотской «Золотое яичко»)
Ведущая : Жили-были дед да баба,
Была у них курочка - Ряба.
Снесла курочка яичко,
Не простое – золотое.
Баба : Эй, старик, проснись скорей!
Дед : Волки что ли у дверей?
Ты чего шумишь, старуха?
Баба : Да смотри, что я нашла:
Наша курочка – Пеструха
Под кустом яйцо снесла.
Дед : А тебе, что за беда?
Ведь яйцо то хоть куда!
Баба : Да яйцо-то не простое,
А, гляди-ка, золотое.
Дед: Чудеса!
Баба : Чудеса!
Дед : Ты в сундук запри его (слышен стук в дверь)
Баба: Нету дома никого!
Дед: Ты пойди запри засов,
Да спустить бы надо псов.
Баба (возвратившись): В среду в город я поеду,
Там базар бывает в среду.
Богатеев много там,
Им яичко и продам.
Вот обновок накуплю я,
1
Разных юбок сорок штук.
Шаль в цветочках голубую,
До краёв набью сундук.
Дед: Что ты мелешь небылицы!
Ишь, сыскалась молодица.
Наряжаться в разный хлам.
Нет уж, если мы богаты,
Я построю вместо хаты
Трёхэтажные палаты
И беседки по углам.
Баба: Наказанье с глупым мужем!
Что ты старый, не блажи!
Мы живём других не хуже,
Ни к чему нам этажи.
Дед : Я хозяин или нет? (яйцо падает и разбивается)
Баба (плачет): Ох, яичко покатилось,
Покатилось и разбилось.
Дед: Успокойся, хватит, баба!
Нанесёт яиц нам Ряба.
Мы раскрасим яйца эти
И вручим на пасху детям.
3.
Рассказ учителя о праздновании Пасхи:
- О каком празднике вспомнил дед?
- Что вы знаете об этом празднике? (ответы детей)
- Праздник Светлой пасхи – один из главных праздников в христианской религии,
утверждённый в честь воскрешения Христа. В России Пасху называли Велик День, Светлый
день. Празднуется Пасха всегда в воскресенье. У крестьян существовало поверье, что на
Пасху солнце играет. И многие старались подкараулить это мгновенье. Дети даже
обращались к солнцу с песенками.
Исполнение закличек детьми :
1.
Солнышко, вёдрышко,
Выгляни в окошечко.
Солнышко, покатись,
Красное, нарядись!
2.
Солнышко-вёдрышко,
Выгляни красное
Из-за горы!
Выгляни, солнышко,
До вешней поры!
Видело ль ты, вёдрышко,
Красную весну?
Встретило ль ты, красное,
Свою сестру?
Чтение стихов о Пасхе :
1 ученик : Звонко капают капели
Возле нашего окна.
Птицы весело запели,
В гости Пасха к нам пришла.
2 ученик : Повсюду благовест гудит,
Из всех церквей народ валит.
2
Заря глядит уже с небес,
Христос воскрес! Христос воскрес!
3 ученик : Вот просыпается земля,
И одеваются поля.
Весна идёт, полна чудес.
Христос воскрес! Христос воскрес!
Учитель: На Пасху было принято поздравлять друг друга с воскрешением Христовым,
христосоваться и обмениваться крашеными яйцами. Одним из символов праздника
является яйцо – символ зарождающейся жизни. (На доске вывешивается плакат с
символом Пасхи.)
На Пасху готовили такие кушанья, которые в течение года больше не
попробуешь. Ели их один раз в году: готовили куличи, пасхи, пирожки, запекали окорока. А
вот рыбные блюда на стол не ставили!
Давайте вспомним пасхальные приметы:
1.
Мороз в первый день Пасхи – к обильному урожаю.
2.
Если пойдёт дождь, то весна будет дождливая.
3.
На Пасху умывались с золота, с серебра, красного яичка – в надежде разбогатеть!
4.
Если на Пасху девица ударит локоть, значит её милый встретит.
5.
На Пасху бросать и лить за окно нельзя: Христос под окном ходит.
В домах зажигали все люстры, лампы, свечи.
Пасха – семейный праздник, но в гости ходили обязательно – христосоваться. Это
обычай всеобщего целования. Брали писанки и приговаривали: «Христос воскрес!»,
слыша в ответ «Воистину воскрес!», и при этом обменивались яйцами, целовались.
А в адрес скупого говорили:
Кто не даст яйца, околеет овца!
Не даст сала кусок, околеет телок!
- Устраивали и традиционную мену: два играющих бьют кончиками яйца одно об
другое, чьё яйцо окажется целым, тот забирает себе повреждённое яйцо соперника. (Провести
игру). В Пасху принято делать друг другу подарки. Лучший из них – крашеное яйцо, вручаемое
при христосовании.
6.
Сообщение темы урока.
- Сегодня на уроке мы будем расписывать яйца.
7.
Рассказ учителя о видах росписи яйца.
- Красят куриные яйца. Существовал обычай хранить яйца целый год. В зависимости от
способа окраски яйца называли : писанками, крашенками, яйчатами .
Расписные – писанки . (рисунок данной росписи яйца) Для писанок использовали
непременно сырые яйца. Писанки выполняли роль оберега.
Крашенные – крашенками . (рисунок данной росписи яйца) Для них использовали
варёные яйца, которые потом съедали.
Деревянные – яйчатами .
Позднее появились пасхальные яйца из фарфора, серебра, полудрагоценных и
драгоценных камней. (фото или рисунки пасхальных яиц)
При росписи широко использовали знаки-символы (рисунки знаков символов
вывешиваются на доску):
Точка – начало начал, семена будущей жизни;
Круг – символ жизни;
3
Ёлочка – символ здоровья;
Барашек – символ благополучия;
Конь – символ солнца;
Олень – символ нарождающейся жизни.
При рождении ребёнка: дочке дарили писанку с одной звёздочкой, а сыну – с
дубовым листочком.
8.
Игра «Собери яйцо» ( нарисованное яйцо разрезать в виде пазлов на несколько
кусочков)
Яйцо разбилось на несколько кусочков. Нужно правильно сложить кусочки.
9.
Работа в альбомах.
- Расположение листа для работы.
- правило работы с шаблонами.
- Обдумывание узора.
- Выполнение узора в карандаше.
- Работа красками.
10.
Подведение итога урока .
- Какому празднику был посвящён урок?
11 . Выставка и оценивание работ учащихся.
4
12. Уборка рабочих мест.
5
6