Напоминание

Урок изобразительного искусства "Пасхальные сувениры. Роспись пасхального яйца"


Автор: Новосёлова Светлана Владимировна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "Раздольинская ООШ"
Населённый пункт: Кемеровская область, Топкинский район, деревня Опарино
Наименование материала: конспект урока
Тема: Урок изобразительного искусства "Пасхальные сувениры. Роспись пасхального яйца"
Раздел: начальное образование





Назад




Составитель: учитель начальных классов – Новосёлова Светлана Владимировна.
Урок изобразительного искусства

Тема урока: «Пасхальные сувениры. Роспись пасхального яйца»

Задачи урока
: - воспитывать любовь к народному искусству, эмоциональную отзывчивость, развивать эстетическое восприятие, чувство ритма, цвета , узора; упражняться в формировании приёмов рисования кистью; - обучать самостоятельно выбирать сюжет; - развивать зрительную память, наблюдательность, образное представление в процессе рисования; - осуществлять межпредметные связи изобразительного искусства с уроками чтения. Оборудование: альбомный лист, краски, кисти, баночки с водой, палитра, тряпочки для кистей, шаблоны яиц, символы росписи, рисунки яиц (писанки и крашенки), расписанные яйца, плакат на пасхальную тему. Словарные слова: Пасха, крашенки, писанки.
Ход урока.
1.
Организационный момент
(проверка рабочих мест). 2.
Инсценировка сказки «Курочка ряба
» (по мотивам сказки О.Высотской «Золотое яичко»)
Ведущая
: Жили-были дед да баба, Была у них курочка - Ряба. Снесла курочка яичко, Не простое – золотое.
Баба
: Эй, старик, проснись скорей!
Дед
: Волки что ли у дверей? Ты чего шумишь, старуха?
Баба
: Да смотри, что я нашла: Наша курочка – Пеструха Под кустом яйцо снесла.
Дед
: А тебе, что за беда? Ведь яйцо то хоть куда!
Баба
: Да яйцо-то не простое, А, гляди-ка, золотое.
Дед:
Чудеса!
Баба
: Чудеса!
Дед
: Ты в сундук запри его (слышен стук в дверь)
Баба:
Нету дома никого!
Дед:
Ты пойди запри засов, Да спустить бы надо псов.
Баба
(возвратившись): В среду в город я поеду, Там базар бывает в среду. Богатеев много там, Им яичко и продам. Вот обновок накуплю я, 1
Разных юбок сорок штук. Шаль в цветочках голубую, До краёв набью сундук.
Дед:
Что ты мелешь небылицы! Ишь, сыскалась молодица. Наряжаться в разный хлам. Нет уж, если мы богаты, Я построю вместо хаты Трёхэтажные палаты И беседки по углам.
Баба:
Наказанье с глупым мужем! Что ты старый, не блажи! Мы живём других не хуже, Ни к чему нам этажи.
Дед
: Я хозяин или нет? (яйцо падает и разбивается)
Баба
(плачет): Ох, яичко покатилось, Покатилось и разбилось.
Дед:
Успокойся, хватит, баба! Нанесёт яиц нам Ряба. Мы раскрасим яйца эти И вручим на пасху детям.
3.

Рассказ учителя о праздновании Пасхи:
- О каком празднике вспомнил дед? - Что вы знаете об этом празднике? (ответы детей) - Праздник Светлой пасхи – один из главных праздников в христианской религии, утверждённый в честь воскрешения Христа. В России Пасху называли Велик День, Светлый день. Празднуется Пасха всегда в воскресенье. У крестьян существовало поверье, что на Пасху солнце играет. И многие старались подкараулить это мгновенье. Дети даже обращались к солнцу с песенками.
Исполнение закличек детьми
: 1. Солнышко, вёдрышко, Выгляни в окошечко. Солнышко, покатись, Красное, нарядись! 2. Солнышко-вёдрышко, Выгляни красное Из-за горы! Выгляни, солнышко, До вешней поры! Видело ль ты, вёдрышко, Красную весну? Встретило ль ты, красное, Свою сестру?
Чтение стихов о Пасхе :

1 ученик
: Звонко капают капели Возле нашего окна. Птицы весело запели, В гости Пасха к нам пришла.
2 ученик
: Повсюду благовест гудит, Из всех церквей народ валит. 2
Заря глядит уже с небес, Христос воскрес! Христос воскрес! 3
ученик
: Вот просыпается земля, И одеваются поля. Весна идёт, полна чудес. Христос воскрес! Христос воскрес!
Учитель:
На Пасху было принято поздравлять друг друга с воскрешением Христовым, христосоваться и обмениваться крашеными яйцами. Одним из символов праздника является яйцо – символ зарождающейся жизни. (На доске вывешивается плакат с символом Пасхи.) На Пасху готовили такие кушанья, которые в течение года больше не попробуешь. Ели их один раз в году: готовили куличи, пасхи, пирожки, запекали окорока. А вот рыбные блюда на стол не ставили! Давайте вспомним
пасхальные приметы:
1. Мороз в первый день Пасхи – к обильному урожаю. 2. Если пойдёт дождь, то весна будет дождливая. 3. На Пасху умывались с золота, с серебра, красного яичка – в надежде разбогатеть! 4. Если на Пасху девица ударит локоть, значит её милый встретит. 5. На Пасху бросать и лить за окно нельзя: Христос под окном ходит. В домах зажигали все люстры, лампы, свечи. Пасха – семейный праздник, но в гости ходили обязательно – христосоваться. Это обычай всеобщего целования. Брали писанки и приговаривали: «Христос воскрес!», слыша в ответ «Воистину воскрес!», и при этом обменивались яйцами, целовались. А в адрес скупого говорили:
Кто не даст яйца, околеет овца!

Не даст сала кусок, околеет телок!
- Устраивали и традиционную мену: два играющих бьют кончиками яйца одно об другое, чьё яйцо окажется целым, тот забирает себе повреждённое яйцо соперника. (Провести игру). В Пасху принято делать друг другу подарки. Лучший из них – крашеное яйцо, вручаемое при христосовании.
6.

Сообщение темы урока.
- Сегодня на уроке мы будем расписывать яйца.
7.

Рассказ учителя о видах росписи яйца.
- Красят куриные яйца. Существовал обычай хранить яйца целый год. В зависимости от способа окраски яйца называли
: писанками, крашенками, яйчатами
.
Расписные – писанки
. (рисунок данной росписи яйца) Для писанок использовали непременно сырые яйца. Писанки выполняли роль оберега.
Крашенные

крашенками
. (рисунок данной росписи яйца) Для них использовали варёные яйца, которые потом съедали.
Деревянные

яйчатами
. Позднее появились пасхальные яйца из фарфора, серебра, полудрагоценных и драгоценных камней. (фото или рисунки пасхальных яиц) При росписи широко использовали
знаки-символы
(рисунки знаков символов вывешиваются на доску):
Точка
– начало начал, семена будущей жизни;
Круг
– символ жизни; 3

Ёлочка
– символ здоровья;
Барашек
– символ благополучия;
Конь
– символ солнца;
Олень
– символ нарождающейся жизни. При рождении ребёнка:
дочке
дарили писанку с одной звёздочкой, а
сыну
– с дубовым листочком. 8.
Игра «Собери яйцо» (
нарисованное яйцо разрезать в виде пазлов на несколько кусочков) Яйцо разбилось на несколько кусочков. Нужно правильно сложить кусочки.
9.

Работа в альбомах.
- Расположение листа для работы. - правило работы с шаблонами. - Обдумывание узора. - Выполнение узора в карандаше. - Работа красками. 10.
Подведение итога урока
. - Какому празднику был посвящён урок? 11
. Выставка и оценивание работ учащихся.
4
12.
Уборка рабочих мест.
5
6


В раздел образования