Автор: Ковальский Александр Иванович
Должность: тренер-преподаватель по пауэрлифтингу
Учебное заведение: ДЮСШ г. Алдан
Населённый пункт: РС(Я) г. Алдан
Наименование материала: Учебно-методический
Тема: Учебная программа Спортивной школы г. Алдан по пауэрлифтингу составлена на основе ФЕДЕРАЛЬНОГО СТАНДАРТА СПОРТИВНОЙ ПОДГОТОВКИ ПО ВИДУ СПОРТА пауэрлифтинг, утверждённого приказом Минспорта России от 24.12 2021 №1037
Раздел: дополнительное образование
Оглавление
№ п/п
Наименование раздела
Страница
Пояснительная записка
3
1
Нормативная часть
4
1.1
Длительность этапов подготовки, минимальный возраст
обучающихся, минимальное количество обучающихся на этапах
5
1.2
Процентное соотношение видов подготовки на этапах
5
1.3
Планируемые показатели соревновательной деятельности
6
1.4.
Влияние физических качеств на результативность по виду спорта
пауэрлифтинг
6
1.5.
Нормативы общей физической подготовки специальной
физической подготовки для зачисления в группы начальной
подготовки
7
1.6.
Нормативы
общей
физической
подготовки
специальной
физической подготовки для зачисления в группы на тре-
нировочный этап
7
2.
Учебный план
8
2.1.
Нормативы максимального объема тренировочной нагрузки
8
2.2.
Учебно-тематический план
8
2.3.
Годовые учебные планы - схемы годичного цикла подготовки
9
2.4.
Перечень тренировочных мероприятий
11
3.
Методическая часть
13
3.1
Теоретическая подготовка
13
3.2.
Практическая подготовка
13
3.2.1.
Общая физическая подготовка
13
3.2.2.
Специальная физическая подготовка
14
3.2.3
Техническая подготовка
15
3.2.4.
Психологическая подготовка
17
3.2.5.
Восстановительные средства и мероприятия
18
3.2.6
Инструкторская и судейская практика
19
Список литературы
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Пауэрлифтинг (англ,
powerlifting
;
power
— «сила» +
lift
— «поднимать») или силовое
троеборье — силовой вид спорта, суть которого заключается в преодолении сопротивления
максимально тяжелого для спортсмена веса.
Пауэрлифтинг также называют силовым троеборьем. Связано это с тем, что в качестве
соревновательных дисциплин в него входят три упражнения: приседания со штангой на спине
(точнее на верхней части лопаток), жим штанги лежа на горизонтальной скамье и тяга штанги —
которые в сумме и определяют квалификацию спортсмена.
Пауэрлифтинг возник из упражнений, которые тяжелоатлеты использовали для увеличения
результатов в основных движениях. Первоначально, набор и порядок упражнений отличались от
современных — кроме привычных сейчас приседаний, жима лежа, становой тяги, пауэрлифтинг
включал сгибания рук со штангой стоя (подъем на бицепс), сидя, жим из-за головы и т. п. Эти
«странные», с точки зрения тяжёлой атлетики, упражнения, на рубеже 40-50-х гг. XX в. приобрели
популярность на Западе, начали проводиться соревнования. А на рубеже 50-х — 60-х годов уже
начал формироваться пауэрлифтинг в современном его виде. К середине 60-х годов были
определены правила проведения соревнований и стали регулярно проводиться чемпионаты
национального уровня.
Количество международных организаций пауэрлифтинга постоянно растёт, но, несмотря на
децентрализацию, которая присуща мировому пауэрлифтингу, наиболее известной и популярной
остается Международная федерация пауэрлифтинга (IPF). IPF — единственная международная
организация в пауэрлифтинге, являющаяся членом Ассоциации всемирных игр и Генеральной
ассамблеи международных спортивных федераций. В 2004 году после длительного процесса IPF
получила признание МОК и подписала кодекс WADA; с 1963 года пауэрлифтинг включен в
программу Паралимпийских игр как «тяжёлая атлетика», с 1992 года — как пауэрлифтинг.
Количество стран-участниц — 115, в Паралимпийских играх 2000 года впервые принимали
участие и женщины.
В СССР занятия пауэрлифтингом, как и восточными боевыми искусствами или боди-
билдингом, не поощрялось. Вместо термина «пауэрлифтинг» применялся термин «атлетическая
гимнастика» или «атлетизм». Однако советский атлетизм не был тождественен пауэрлифтингу, а
представлял собой его сочетание с культуризмом. Советский атлет должен был не только
показывать хорошие результаты в приседаниях и жиме лёжа, но и обладать эстетичным
телосложением.
Современное состояние
Основной дисциплиной в современном пауэрлифтинге является троеборье — приседание,
жим и тяга. Регламент перешёл по наследству от тяжёлой атлетики — в каждом упражнении по
три подхода, если в упражнении вес не покорился ни разу, спортсмен выбывает с соревнований по
троеборью. Однако, судьи могут разрешить спортсмену продолжить борьбу за малые медали в
отдельных упражнениях, если тот добросовестно выполнял свои подходы.
Кроме троеборья, проводятся соревнования по одному отдельно взятому движению: жиму
штанги лежа. Практически во всех федерациях были разработаны дополнительные нормативы для
этого. Наряду с обычным жимом штанги предельного веса, всё большую популярность
приобретает многоповторный жим — народный жим (жим штанги своего веса на разы) и русский
жим (жим штанги фиксированного веса на разы). Фактически, для лиц с повреждениями опорно-
двигательного аппарата, жим лёжа является единственным доступным силовым упражнением
Нормативно-правовые основы, регулирующие деятельность
Дополнительная предпрофессиональная программа по пауэрлифтингу разработана в соответствии
с:
-
Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 года № 273-
ФЗ;
-
В соответствии с частью 1 статьи 34 Федерального закона от 04.12.2007 № 329-ФЗ «О
физической культуре и спорте в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской
Федерации, 2007, № 50, ст. 6242; 2011, № 50, ст. 7354; 2012, № 53 (ч. 1), ст. 7582) и подпунктом
4.2.27 Положения о Министерстве спорта Российской Федерации, утвержденного постановлением
Правительства Российской Федерации от 19.06.2012 № 607 (Собрание законодательства
Российской Федерации, 2012, № 26, ст. 3525; 2013, № 30 (ч. 2), ст. 4112; № 45, ст. 5822; 2015, № 2,
ст. 491; № 18, ст. 2711;
- Приказ Министерства спорта Российской Федерации «Об утверждении Федерального стандарта
спортивной подготовки по виду спорта пауэрлифтинг» (зарегистрирован Министерством юстиции
Российской Федерации 24.12.2021г, (регистрационный №1037).
-Федеральными государственными требованиями к минимуму содержания, структуре, условиями
реализации дополнительных предпрофессиональных программ в области физической культуре и
спорта и срокам обучения по этим программам, утвержденным приказом Минспорта Российской
Федерации от 12.09.2013 года №730;
- Методическими рекомендациями по организации спортивной
подготовки в
Российской
Федерации» от 12.05.2014 года № ВМ-04-10/2554.
- Устава Спортивной школы г. Алдан.
Данная программа по пауэрлифтингу направлена на отбор одарённых детей, создание условий для
их физического воспитания и физического развития, получение ими начальных знаний, умений и
навыков в области физической культуры и спорта (в том числе в избранном виде спорта);
подготовку к успешному переводу с этапа на этапы спортивной подготовки, в том числе в
дальнейшем для освоения программ спортивной подготовки; подготовку одарённых детей к
поступлению в образовательные организации, реализующие профессиональные образовательные
программы в области физической культуры и спорта.
Программа рассчитана на детей, подростков, молодых людей (с 10 до 19 лет).
Обучающийся должен в совершенстве овладеть техникой и тактикой избранного вида
спорта, приобрести соревновательный опыт и специальные знания, умения и навыки.
ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ:
- развитие и совершенствование физических качеств и двигательных способностей, улуч-
шение физической подготовленности и физического развития посредствам занятий
тяжёлой атлетики.
ЗАДАЧИ:
-
формирование и развитие творческих и спортивных способностей детей, удовлетворение их
индивидуальных потребностей в физическом, интеллектуальном и нравственном со-
вершенствовании;
-
формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепления здоровья
обучающихся;
-
формирование навыков адаптации к жизни в обществе, профессиональной ориентации;
-
выявление и поддержка детей, проявивших выдающиеся способности в спорте.
Система дополнительной общеобразовательной предпрофессиональной программы по
пауэрлифтингу представляет собой организацию и проведение, физкультурно-спортивной и
тренировочной деятельности обучающихся, по общей физической подготовке, спе-
циализированной подготовке, связанных с участием в соревнованиях и проведением тре-
нировочных сборов.
Срок реализации программы по пауэрлифтингу составляет 6 лет и делится на следующие
этапы:
этап начальной подготовки - 2 года
тренировочный этап - 4 года
Результатом деятельности:
На этапе начальной подготовки:
-
формирование устойчивого интереса к занятиям спортом;
-
формирование широкого круга двигательных умений и навыков;
-
освоение основ техники по виду спорта пауэрлифтинг;
-
всестороннее гармоничное развитие физических качеств;
-
укрепление здоровья спортсменов;
-
отбор перспективных юных спортсменов для дальнейших занятий по виду спорта тяжелая
атлетика.
На тренировочном этапе (этапе спортивной специализации):
-
повышение уровня общей и специальной физической, технической, тактической и пси-
хологической подготовки;
-
приобретение опыта и достижение стабильности выступления на официальных спортивных
соревнованиях по виду спорта тяжелая атлетика;
-
формирование спортивной мотивации;
-
укрепление здоровья спортсменов.
Набор и приём на отделение осуществляется по заявлению родителей при наличии ме-
дицинского заключения на занятие пауэрлифтингом в соответствии с положением о приёме в
Спортивную школу г. Алдан.
Перевод обучающихся осуществляется путём сдачи нормативов на квалификационные
разряды, переводные нормативы.
Расписание занятий составляется администрацией школы по представлению тренера-
преподавателя в целях установления благоприятного режима занятий, отдыха занимающихся,
обучения их в общеобразовательных и других учреждениях.
Учебный материал представлен в разделах, отражающих тот или иной вид подготовки
пауэрлифтеров: теоретическую, ОФП и СФП, технико-тактическую, психологическую и
соревновательную.
НОРМАТИВНАЯ ЧАСТЬ
1.1 ДЛИТЕЛЬНОСТЬ ЭТАПОВ СПОРТИВНОЙ ПОДГОТОВКИ, МИНИМАЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ
ЛИЦ ДЛЯ ЗАЧИСЛЕНИЯ НА ЭТАПЫ СПОРТИВНОЙ ПОДГОТОВКИ И МИНИМАЛЬНОЕ
КОЛИЧЕСТВО ЛИЦ, ПРОХОДЯЩИХ СПОРТИВНУЮ ПОДГОТОВКУ в ГРУППАХ НА
ЭТАПАХ СПОРТИВНОЙ ПОДГОТОВКИ ПО ВИДУ СПОРТА ПАУЭРЛИФТИНГ
Этапы спортивной
подготовки
Продолжительность
этапов (в годах)
Минимальный
возраст для
зачисления в
группы (лет)
Наполняемость
групп (человек)
Этап начальной
подготовки
2
10
8
Тренировочный
этап (этап спортивной
специализации)
4
12
6
1.2 СООТНОШЕНИЕОБЪЕМОВ ТРЕНИРОВОЧНОГО ПРОЦЕССА ПО ВИДАМ ПОДГОТОВКИ
НА ЭТАПАХ СПОРТИВНОЙ ПОДГОТОВКИ ПО ВИДУ СПОРТА ПАУЭРЛИФТИНГ
Разделы
спортивной
подготовки
Этапы и годы спортивной подготовки
Этап
Тренировочный
Этап
Этап высшего
начальной
подготовки
этап (этап
спортивной
специализации)
совершенство
вания
спортивного
мастерства
спортивного
мастерства
До
года
Свыше
года
До двух
лет
Свыше
двух лет
Общая
физическая
подготовка (%)
46-55
41-50
25-40
20-25
15-20
10-15
Специальная
физическая
подготовка (%)
25-40
30-45
35-50
40-55
45-60
50-65
Техническая
подготовка (%)
5-10
5-10
10-15
15-20
15-20
15-20
Теоретическая
подготовка (%)
3-5
3-5
2-3
2-3
1-2
1-2
Тактическая
подготовка (%)
-
-
1-2
1-2
2-5
2-5
Психологическая
подготовка (%)
1-2
1-2
2-5
2-5
2-5
2-5
1.3 ТРЕБОВАНИЕ К ОБЪЕМУ СОРЕВНОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ЭТАПАХ
СПОРТИВНОЙ ПОДГОТОВКИ ПО ВИДУ СПОРТА ПАУЭРЛИФТИНГ
Виды
спортивных
соревнований
Этапы и годы спортивной подготовки
Этап начальной
подготовки
Тренировочный
этап (этап
спортивной
специализации)
Этап
совершенств
о-
вания
спортивного
мастерства
Этап
высшего
спортивног
о
мастерства
До
года
Свыше
года
До двух
лет
Свыше
двух лет
Контрольные
1
1
2
2
1
1
Отборочные
-
-
1
2
2
2
Основные
-
-
1
2
2
2
1.4 ВЛИЯНИЕФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ НА РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ ПО ВИДУ СПОРТА
ПАУЭРЛИФТИНГ
Физические качества
Уровень влияния
Быстрота
1
Сила
3
Выносливость
1
Координация
1
Гибкость
2
Условные обозначения:
3 - значительное влияние;
2 - среднее влияние;
1 - незначительное влияние.
1.5. НОРМАТИВЫ ОБЩЕЙ ФИЗИЧЕСКОЙ И СПЕЦИАЛЬНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДЕОТОВКИ
ДЛЯ ЗАЧИСЛЕНИЯ В ГРУППЫ НА ЭТАПЕ НАЧАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ
№
п/п
Упражнения
Еденица
измерения
Норматив
мальчики
девочки
1. Нормативы общей физической подготовки
1.1
Бег на 30 м
с
не более
6.2
6.4
1.2
Подтягивание из виса лежа на низкой
перекладине 90 см
количество раз
не менее
9
7
1.3
Наклон в перед из положения стоя на
гимнастической скамье (от уровня
скамьи)
см
не менее
+2
+3
1.4
Прыжок в длину с места толчком
двумя ногами
см
не менее
130
120
1.5
Поднимание туловища из положения
лежа на спине
за 1 минуту
количество раз
не менее
27
24
1.6
Сгибание и разгибание рук в упоре
лежа на полу
количество раз
не менее
10
5
2. Нормативы специальной физической подготовки
2.1
Стойка на одной ноге, глаза закрыты,
руки скрещены, ладони на плечах
с
не менее
7
2.2
Приседание, ладони на затылке
количество раз
не менее
10
5
1.6 НОРМАТИВЫ ОБЩЕЙ ФИЗИЧЕСКОЙ И СПЕЦИАЛЬНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ
ДЛЯ ЗАЧИСЛЕНИЯ В ГРУППЫ НА ТРЕНИРОВОЧНОМ ЭТАПЕ (ЭТАПЕ СПОРТИВНОЙ
СПЕЦИАЛИЗАЦИИ)
№
п/п
Упражнения
Еденица
измерения
Норматив
юноши
девушки
1. Нормативы общей физической подготовки
1.1
Бег на 30 м
с
не более
5.7
6.0
1.2
Подтягивание из виса лежа на низкой
перекладине 90 см
количество раз
не менее
11
9
1.3
Наклон в перед из положения стоя на
гимнастической скамье (от уровня
скамьи)
см
не менее
+3
+4
1.4
Прыжок в длину с места толчком
двумя ногами
см
не менее
150
135
1.5
Поднимание туловища из положения
лежа на спине
за 1 минуту
количество раз
не менее
32
28
1.6
Сгибание и разгибание рук в упоре
лежа на полу
количество раз
не менее
13
7
2. Нормативы специальной физической подготовки
2.1
Приседание со штангой на плечах (вес
штанги 70% от 1 повторного
максимума)
количество раз
не менее
8
2.2
Жим штанги лежа
(вес штанги 70% от 1 повторного
максимума)
количество раз
не менее
8
2.3
Становая тяга
(вес штанги70% от 1 повторного
максимума)
количество раз
не менее
6
2.4
Стойка на одной ноге, глаза закрыты,
руки скрещены, ладони на плечах
с
не менее
9
2.5
Техническое мастерство
Обязательная техническая программа
2. УЧЕБНЫЙ ПЛАН
Тренировочный процесс в организации, осуществляющей спортивную подготовку, ведется в
соответствии с годовым тренировочным планом, рассчитанным на 46 недель занятий
непосредственно в условиях ДЮСШ и дополнительные 6 недель для тренировки в спортивно-
оздоровительном лагере и по индивидуальным планам на период их отдыха.
2.1. ТРЕБОВАНИЕ К ОБЪЕМУ ТРЕНИРОВОЧНОГО ПРОЦЕССА ПО ВИДУ СПОРТА
ПАУЭРЛИФТИНГ
Этапный
норматив
Этапы и годы спортивной подготовки
Этап
начальной
подготовки
Тренировочный
этап (этап
спортивной
Этап
совершенствовани
я спортивного
Этап высшего
спортивного
мастерства
специализации)
мастерства
До
года
Свыше
года
До двух
лет
Свыше
двух
лет
Количество
часов
в неделю
6
9
12-14
16-18
Выполнение
индивидуального
плана спортивной
подготовки
Выполнение
индивидуальног
о плана
спортивной
подготовки
Общее
количество
часов в год
276
414
552
736
Выполнение
индивидуального
плана спортивной
подготовки
Выполнение
индивидуальног
о плана
спортивной
подготовки
2.2. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Разделы подготовки
Этапы подготовки
Начальной под-
готовки
Тренировочный этап
1
2
1
2
3
4
Теория
23
23
22
22
22
22
ОФП
138
209
220
242
264
297
СФП
104
171
244
334
371
425
Тактическая подготовка
-
-
25
25
30
35
Контрольные испытания
4
4
12
12
12
12
Психологическая подготовка
4
4
4
20
25
25
Восстановительные
мероприятия
3
3
3
9
12
12
Соревнования
В соответствии с календарным планом спортивно-массовых
мероприятий
Итого
276
414
552
664
736
828
2.3. ГОДОВЫЕ УЧЕБНЫЕ ПЛАНЫ-СХЕМЫ ГОДИЧНОГО ЦИКЛА ПОДГОТОВКИ
Годовой план распределения учебных часов для групп начальной подготовки 1-го года обучения:
Содержание
занятий
месяцы
Всего
часов
учебные часы на 46 недель
9
10
11
12
1
2
3
4
5
6
7
Теория
3
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
23
ОФП
14
14
14
12
12
12
12
12
12
12
12
138
СФП
6
8
10
10
10
10
10
10
10
10
10
104
Контрольные
испытание
2
2
4
Психологическая
подготовка
1
1
1
1
4
Восстанови-
1
1
3
тельные меро-
приятия
1
Соревнования
В соответствии с календарным планом спортивно-массовых мероприятий
Итого
25
25
27
25
24
25
24
25
26
25
25
276
11
Годовой план распределения учебных часов для групп начальной подготовки 2-го года обучения:
Содержание
занятий
месяцы
Всего
часов
учебные часы на 46 недель
9
10
11
12
1
2
3
4
5
6
7
Теория
3
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
23
ОФП
19
19
19
19
19
19
19
19
19
19
19
209
СФП
14
14
16
16
16
16
16
16
16
16
15
171
Контрольные
испытание
2
2
4
Психологическая
подготовка
1
1
1
1
4
Восстанови-
тельные меро-
приятия
1
1
1
3
Соревнования
В соответствии с календарным планом спортивно-массовых мероприятий
Итого
38
36
38
38
37
38
37
38
39
38
37
414
Годовой план распределения учебных часов для групп 1-го года обучения тренировочного этапа
подготовки:
Содержание
занятий
месяцы
Всего
часов
учебные часы на 46 недель
9
10
11
12
1
2
3
4
5
6
7
Теория
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
22
ОФП
20
20
20
20
20
20
20
20
20
20
20
220
СФП
22
22
22
22
22
22
23
22
22
23
22
244
Тактическая
подготовка
5
5
5
5
5
25
Контрольные
испытание
4
4
4
12
Психологическая
подготовка
4
4
4
4
4
20
Восстанови-
тельные меро-
приятия
3
3
3
9
Соревнования
В соответствии с календарным планом спортивно-массовых мероприятий
Итого
48
53
47
53
48
53
45
56
48
54
47
552
Годовой план распределения учебных часов для групп 2-го года обучения тренировочного этапа
подготовки:
Содержание
занятий
месяцы
Всего
часов
учебные часы на 46 недель
9
10
11
12
1
2
3
4
5
6
7
Теория
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
22
ОФП
22
22
22
22
22
22
22
22
22
22
22
242
СФП
30
30
30
30
30
30
32
30
30
32
30
334
Тактическая
подготовка
5
5
5
5
5
25
Контрольные
испытание
4
4
4
12
Психологическая
подготовка
4
4
4
4
4
20
Восстанови-
тельные меро-
приятия
3
3
3
9
Соревнования
В соответствии с календарным планом спортивно-массовых мероприятий
Итого
58
63
57
63
58
63
56
66
58
65
57
664
Годовой план распределения учебных часов для групп 3-го года обучения тренировочного этапа
подготовки:
Содержание
занятий
месяцы
Всего
часов
учебные часы на 46 недель
9
10
11
12
1
2
3
4
5
6
7
Теория
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
22
ОФП
24
24
24
24
24
24
24
24
24
24
24
264
СФП
33
33
34
34
33
34
34
33
35
35
33
371
Тактическая
подготовка
6
6
6
6
6
30
Контрольные
испытание
4
4
4
12
Психологическая
подготовка
5
5
5
5
5
25
Восстанови-
тельные меро-
приятия
4
4
4
12
Соревнования
В соответствии с календарным планом спортивно-массовых мероприятий
Итого
63
70
64
71
63
71
60
74
65
72
63
736
Годовой план распределения учебных часов для групп 4 -го года обучения тренировочного этапа
подготовки:
месяцы
Содержание
занятий
Всего
часов
учебные часы на 46 недель
9
10
11
12
1
2
3
4
5
6
7
Теория
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
22
ОФП
27
27
27
27
27
27
27
27
27
27
27
297
СФП
38
39
39
39
38
39
39
38
39
39
38
425
Тактическая
подготовка
7
7
7
7
7
35
Контрольные
испытание
4
4
4
12
Психологическая
подготовка
5
5
5
5
5
25
Восстанови-
тельные меро-
приятия
4
4
4
12
Соревнования
В соответствии с календарным планом спортивно-массовых мероприятий
Итого
71
80
72
80
71
80
68
83
72
80
71
828
2.4. ПЕРЕЧЕНЬ ТРЕНИРОВОЧНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ
№ п/
п
Вид тренировочных
мероприятий
Предельная продолжительность
тренировочных мероприятий по этапам
спортивной подготовки (количество дней)
Число
участников
тренировочного
мероприятия
Этап начальной подготовки
Тренировочный этап (этап
спортивной специализации)
Этап совершенствования
спортивного мастерства
Этап высшего спортивного
мастерства
1. Тренировочные мероприятия по подготовке к спортивным соревнованиям
1.1.
Тренировочные
мероприятия
по подготовке к
международным
соревнованиям
-
18
21
21
Определяется
организацией,
осуществляющ
ей спортивную
подготовку
1.2.
Тренировочные
мероприятия
по подготовке к
чемпионатам, кубкам,
первенствам России
-
14
18
21
1.3.
Тренировочные
мероприятия по
подготовке к другим
всероссийским
соревнованиям
-
14
18
18
1.4.
Тренировочные
мероприятия по
подготовке к
официальным
соревнованиям
субъекта Российской
Федерации
-
14
14
14
2. Специальные тренировочные мероприятия
2.1.
Тренировочные
мероприятия по общей
или специальной
физической подготовке
-
14
14
18
Не менее 70%
от состава
группы лиц,
проходящих
спортивную
подготовку на
определенном
этапе
2.2.
Восстановительные
тренировочные
мероприятия
-
До 14 дней
Участники
соревнований
2.3.
Тренировочные
мероприятия
для комплексного
медицинского
обследования
-
До 5 дней, но не более 2 раз в год
В соответствии
с планом
комплексного
медицинского
обследования
2.4.
Тренировочные
мероприятия в
каникулярный период
До 21 дня подряд
и не более двух
тренировочных
мероприятий
в год
-
-
Не менее 60%
от состава
группы лиц,
проходящих
спортивную
подготовку на
определенном
этапе
2.5.
Просмотровые
тренировочные
мероприятия для
кандидатов на
зачисление в
профессиональные
образовательные
организации,
осуществляющие
деятельность в области
физической культуры и
спорта
-
До 60 дней
-
В соответствии
с правилами
приема
3.
МЕТОДИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
3.1.
ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА
В данном разделе приводится план теоретической подготовки учащихся этапов СО, НИ,
ТЭ, ССМ, который содержит минимум необходимых знаний.
Теоретическая подготовка проводится в форме бесед, лекций и непосредственно в тренировке,
органически связана с физической, технической, моральной и волевой подготовкой как элемент
практических знаний.
Теоретические знания должны иметь определенную целевую направленность - вырабатывать у
занимающихся умение использовать полученные знания на практике в условиях тренировочных
занятий.
Учебный материал распределяется на весь период обучения СО, НП, ТЭ, ССМ.
При проведении теоретических занятий следует учитывать возраст занимающихся и излагать
материал в доступной им форме. В зависимости от конкретных условий работы в план
теоретической подготовки можно вносить коррективы.
В данном разделе программы приводится перечень тем теоретических занятий и краткое
их содержание.
Темы теоретических занятий:
Физическая культура и спорт в России. (Место и роль физической культуры и спорта в со-
временном обществе. Значения физической культуры и спорта для трудовой деятельности людей
Краткий обзор развития пауэрлифтинга в России и за рубежом.
Требования к оборудования, инвентарю и спортивной экипировки.
Краткое сведение о строении и функциях организма человека.
Гигиена, закаливание, режим и питание спортсмена.
Врачебный контроль, самоконтроль, оказание первой помощи.
Основы техники и методики обучения пауэрлифтинга.
Планирование спортивной тренировки.
Правила соревнований, их организация и проведение.
3.2.
ПРАКТИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА
3.2.1. ОБЩАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА
Для всех групп:
строевые упражнения
ОРУ без предметов:
упражнения для рук и плечевого пояса
упражнения для шеи и туловища
упражнения для ног
ОРУ с предметами
Упражнения со скакалкой
С гимнастической палкой
С набивным мячом
Упражнения на гимнастических снарядах на
гимнастической скамье на канате
на гимнастическом козле
на брусьях
на перекладине
на гимнастической стенке
Упражнения из акробатики
кувырки
стойки
перевороты
Легкая атлетика бег на короткие
дистанции прыжки в длину с места и
разбега
Метание гранаты, работа с гирями
Спортивные игры баскетбол, волейбол, ручной мяч, бадминтон, настольный
теннис, футбол спортивные игры по упрощенным правилам подвижные игры,
эстафеты
СПЕЦИАЛЬНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА
В пауэрлифтинге во всех трех упражнениях - приседании, жиме лежа, и тяге - подъем штанги
осуществляется за счет силы.
В отличие от тяжелой атлетики, в пауэрлифтинге во всех трех упражнениях - приседании,
жиме лежа и тяге - подъем штанги происходит исключительно за счет силы. Методика тренировки
в силовом троеборье для начинающих молодых атлетов мало, чем отличается от таковой в
тяжелоатлетическом спорте или бодибилдинге. По мере повышения спортивного мастерства и
полного перехода юных атлетов к занятиям этим видом спорта необходимо будет
осваивать специфическую технику выполнения подъема штанги, особенно в приседании и тяге,
которые отличаются от техники выполнения таких упражнений в классической тяжелой атлетике.
Соревновательные упражнения в силовом троеборье включают в себя приседание, жим и тяга.
Специально-вспомогательные упражнения для жима лежа в силовом троеборье:
1 .жим сидя:
2.
жим из-за головы сидя:
3.
жим из-за головы стоя;
4.
жим лежа на наклонной скамье;
5.
жим стоя (со стоек) от уровня глаз;
6.
швунг жимовой;
7.
жим со стоек;
8.
жим на скамье под отрицательным углом;
9.
жим лежа узким хватом;
10.
жим лежа средним хватом;
11.
жим лежа широким хватом.
Для приседания в силовом троеборье:
приседание со штангой на плечах стоя пятками на небольшом возвышении (до 5 см);
приседание со штангой на груди в «разножке»; приседание со штангой на груди в
«ножницы»; жим штанги ногами;
приседание с выпадом ноги в сторону (на правой и левой ноге);
стоя ноги врозь со штангой на плечах, попеременное приседание на одной ноге.
Для тяги в силовом троеборье: тяга с
моста различным хватом; тяга с моста с
различной скоростью; тяга, стоя на
возвышении; тяга до колен;
тяга с плинтов (гриф на уровне колен);
тяга пирамиды;
тяга становая (с прямыми ногами);
наклоны со штангой на плечах;
гиперэкстензия на тренажере.
3.2.3 ТЕХНИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА И ТАКТИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА
Приседание
1 .Атлет принимает вертикальное положение так, чтобы гриф располагался не ниже уровня
передних пучков дельтовидной мышцы. Гриф должен лежать горизонтально на плечах,
пальцы рук обхватывают гриф, ступни полностью упираются в помост, ноги в коленях вы-
прямлены.
2.
После снятия штанги со стоек атлет передвигается назад, становится в исходное положение.
Ноги на ширине плеч или несколько шире.
3.
Получив сигнал, атлет сгибает ноги в коленях, опустив туловище так, чтобы верхняя часть
поверхности у тазобедренных суставов была ниже, чем верхушка коленей.
4.
После подъема штанги и приседа атлет должен вернуться в исходное положение и полностью
выпрямить ноги в коленях без двойного вставания или любого движения вниз и положить штангу
на стойки.
Жим лежа на скамье
1 .Скамья должна быть строго в горизонтальном положении.
2.
Атлет лежит на скамье, на спине, плечами и ягодицами соприкасаясь с поверхностью скамьи.
Руки должны крепко держать гриф, при этом большие пальцы расположены «в замке» вокруг
грифа. Такое сплетение пальцев вокруг грифа обеспечивает его безопасное удержание в ладонях
рук. Обувь атлета всей поверхностью подошвы соприкасается с поверхностью пола.
3.
После со стоек атлет снятия штанги опускает ее на грудь. Это положение сохраняется до
полного выполнения упражнения. Выдержав в неподвижном положении на груди с определенной
и видимой паузой, а затем выжимает вверх с равномерным выпрямлением обеих рук на их полную
длину.
Тяга
Штанга располагается горизонтально впереди ног атлета, удерживается произвольным хватом
двумя руками и поднимается вверх без какого-либо движения вниз.
Фазы
Подготовительные действия включают в себя подход к штанге, постановку стоп на помосте,
захват штанги и психологическую настройку. Некоторые спортсмены, особенно бывшие
тяжелоатлеты, устанавливают стопы на помосте на ширине плеч и используют узкий, так
называемый «толчковый» хват, т.е. выполняют обычную тягу, которая делается перед подрывом
штанги при взятии на грудь. Другая часть спортсменов ставят стопы на помосте достаточно
широко, примерно на ширине локтей вытянутых в стороны рук, и используют средний хват. Как и
при приседании, тяга должна выполнятся от середины стопы- ни в коем случае не от каблуков или
пальцев ног. Подъем с весом, перенесенным на пальцы, приведет к смещению веса вперед и
вызовет перенапряжение мышц спины. Подъем с опорой на пятки приводит к тому, что атлет
тянет гриф на себя вместо того, чтобы тянуть его строго вверх. Независимо от того, какой стиль
выполнения был выбран, следует соблюдать следующие общие принципы: гриф штанги должен
быть расположен на середине стопы; спина должна быть прямая в течении всего выполнения
подъема штанги; траектория грифа штанги должна быть относительно прямой, тело при этом
располагается вплотную к грифу (это требует определенного напряжения со стороны брюшного
пояса, усилие подобно тому, которое используется штангистами при прохождении грифа за уро-
вень колен или троеборцами во время приседания); следует приподнимать лопатки (через
трапецию) с тем, чтобы дать возможность плечам развернуться назад; нет необходимости
откидывать туловище назад при завершении тяги (некоторые атлеты делают это, чтобы
подчеркнуть для судей, что они завершили движение). Однако, это делать не рекомендуется
потому, что это опасно для поясницы, и к тому же тяга может быть не засчитана ввиду
«подталкивания» грифа; первыми в работу всегда вступают ноги, а не спина;
ОСОБЕННОСТИ ТАКТИКИ ТРЕНИРОВКИ ТРОЕБОРЦЕВ
Правила:
Необходимо проделывать упражнения на тренировке в полном объеме. Небольшие перегрузки
приводят к адаптации опорно-двигательного аппарата, заставляя мышцы и сухожилия становиться
толще, рельефнее и сильнее. Этим самым организм подготавливается к преодолению еще больших
нагрузок при подъеме штанги.
Большое внимание следует уделять развитию силы вспомогательных и стабилизирующих мышц.
Также уделять внимание увеличению мышечной массы и сведению к минимуму жировой массы
тела.
Мышечную массу надо развивать по средствам развития всех мышечных групп, участвующих во
всех трех основных движениях троеборья.
Концентрировать внимание на более интенсивном развитии слабых мест.
МЕТОДЫ ТРЕНИРОВКИ
Методика суперподхода:
Термин «суперподход» обозначает очень большой по длительности подход. Два анатомически
противоположных движения используются в каждом суперподходе и каждое из них, сменяясь,
повторяется одинаковое число раз. Методика суперподхода обеспечивает трое- борцу развитие
гибкости и эластичности мышц, активизировать обменные процессы, максимально увеличить
размеры мышц и др.
Методика супермножественного подхода:
Это методика имеет своей целью те же самые аспекты физической подготовки, что и в данной
системе одно и тоже упражнение выполняется в трех подходах подряд, а затем следуют подходы с
упражнениями-антагонистами.
Методика составного подхода:
Базовым принципом системы составного подхода является обязательный переход к работе над
мышцей, далеко удаленной от прорабатываемой в предыдущем подходе. Новая мышца должна
быть абсолютно не связана с предыдущей через вспомогательные и стабилизирующие мышцы. В
то время как первая мышца отдыхает, работа продолжается над другими. Т.О., можно
комбинировать подъемы на бицепсе с подъемом на большой палец ноги.
Методика подходов:
Выполнять упражнения следует с нужным числом повторений и подходов, отдыхая при этом
между подходами, и затем переходить к следующему упражнению. Такой режим продолжается до
конца тренировки. Данная система особа хороша для начинающих атлетов.
Методика переферийной сердечной активности:
Методика выполнения упражнений заключается в следующем; программа 2 выполняется без
перерыва, затем повторяется еще 2 раза и делается переход к следующей программе 2, которая
выполняется еще 3 раза. Тоже самое делается с программой 3 и 4 в том же режиме.
МЕТОДИКА ТРЕНИРОВКИ ТЯТИ.
Подготовительные действия включают в себя подход к штанге, установку стоп на помосте, захват
штанги и психологическую настройку.
Динамический апорт. В эту фазу включаются действия спортсмена, позволяющие растянуть
крупные мышцы, участвующие в работе, «связать» их в единую мощную цепь. Основная задача
спортсмена в этой фазе- правильно расположить рычаги тела. На пол кладется два предмета
прямоугольного сечения, на них сверху - металлические пластинки, на которые встает спортсмен.
Для тренировки тяги предлагается использовать следующие упражнения: тяга с помоста и ее
разновидности; тяга стоя на возвышенности; тяга до колен; тяга с плинтов; тяга пирамиды; тяга
становая;
наклоны со штангой на плечах; наклоны на «козле».
МЕТОДИКА ТРЕНИРОВКИ В ЖИМЕ ЛЕЖА И В ПРИСЕДАНИИ
Разновидности жима:
жим лежа на горизонтальной скамье средним хватом; тоже узким хватом; тоже широким хватом;
жим лежа, не касаясь груди;
жим лежа со стоек на различной высоте, пути подъема штанги от груди;
жим лежа на наклонной скамье, разными хватами;
жим сидя от груди, разными хватами;
жим сидя из-за головы (средним и широким хватом);
жим стоя от груди, разными хватами;
жим стоя из-за головы (средним и широким хватом);
Статические упражнения:
-лежа на горизонтальной скамье, удерживать штангу в различных позах ее следования от
груди до полного выпрямления;
то же самое, но лежа на наклонной скамье;
сидя, удерживать штангу при ее подъеме от груди;
сидя, удерживать штангу при ее подъеме из-за головы.
Особенности методики жима лежа: число повторений в подходе от 8 до 3-2, один раз в две-три
недели- попытка установить личный рекорд.
а)
ИЗУЧЕНИЕ ТЕХНИКИ УПРАЖННИЙ ПАУЭРЛИФТИНГА
Для всех групп:
ПРИСЕДАНИЕ. Действие спортсмена до съема штанги со стоек. Съем .положение спины и ног.
Действие атлета при уходе в присед, вставание из подседа. Фиксация. Выполнение команд судьи.
Дыхание при выполнении упражнения.
ЖИМ ЛЕЖА. Действие спортсмена до съема штанги со стоек. Расстановка ног. Ширина хвата.
Положение туловища на скамье. Опускание и остановка штанги на груди. Жим от груди.
Фиксация. Выполнения команд судьи. Дыхание при выполнении упражнения.
ТЯГА. Стартовое положение. Расстановка ног. Способы захвата и оптимальная ширина хвата.
Положение ног, головы, туловища, рук на старте, величины углов в коленных, голеностопных и
тазобедренных суставах. Дыхание во время упражнения. Съем штанги с помоста. Работа мышц
разгибателей ног и туловища. Фиксация штанги в верхней точке подъема. Выполнение команд
судьи.
Б) СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ТЕХНИКИ
Для групп УТ:
ПРИСЕДАНИЕ. Совершенствование ухода и подсед. Оптимальное соотношение быстроты и
глубины подседа. Техника подведения рук под гриф штанги. Вставание из подседа. Фиксация.
Техника постановки штанги на стойки.
ЖИМ ЛЕЖА. Подъем штанги от груди. Положение рук, ног и туловища на старте, фиксация веса
и техника опускания штанги на стойки.
ТЯГА. Кинематика суставных перемещений и усилий атлета в тяге. Наиболее рациональное
расположение звеньев тала.
В) КОНТРОЛЬ ПРОЦЕССА СТАНОВЛЕНИЯ И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ТЕХНИЧЕСКОГО
СРЕДСТВА
Причинно - следственные связи возникновения ошибок, их систематизация. Контроль техники с
помощью технических средств. Критерии технического мастерства. Ритм выполнения отдельных
периодов и фаз движения штанги. Временные и амплитудные соотношения характеристик
техники.
Г) ТРЕНИРОВКА НА УЧЕБНО ТРЕНИРОВОЧНЫХ СБОРАХ И СПОРТИВНОМ ЛАГЕРЕ.
Учебно - тренировочные сборы организуются, как правило, при подготовке к различного рода
соревнованиям, поэтому тренировочный процесс строится с учетом подготовки к определенному
дню. Тренировка должна носить оздоровительную направленность. В спортивных лагерях,
организуемых во время каникул, учащиеся должны заниматься преимущественно ОФП, включая в
тренировочный процесс занятия различными видами спорта.
3.2.4.
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА
В данном разделе кратко отражаются основные средства, методы формы, приемы вос-
питательной работы, психологической подготовки с учащимися.
Возрастание роли физической культуры как средство воспитания спортсменов обуславливает
повышение требований к воспитательной работе. Важным условием успешной работы является
единство воспитательных воздействий, направленных на формирование личности спортсмена.
Главной задачей в занятиях с юными спортсменами является воспитание высоких моральных
качеств.
Важную роль в нравственном воспитании играет спортивная деятельность представляющая
большие возможности для воспитания этих качеств.
Центральной фигурой в этой работе является тренер, который не ограничивает свои функции
лишь руководством во время тренировок и соревнований.
Успешность воспитания спортсменов во многом определяется способностью тренера сочетать
задачи спортивной подготовки и общего воспитания.
В целях эффективности воспитания тренеру необходимо организовать тренировочный процесс
так, чтобы постоянно ставить перед спортсменами задачи ощутимого двигательного и
интеллектуального совершенствования.
Ведущее место в формировании нравственного сознания принадлежит методам убеждения
(убеждение во всех случаях должно быть доказательным, для чего нужны тщательно подобранные
аналогии, примеры). Методом нравственного воспитания является поощрение спортсмена —
выражение положительной оценки его действий и поступков. Методом воспитания является и
наказание, выраженное в осуждении, отрицательной оценки поступков и действий спортсмена.
Виды наказания разнообразны: замечание, устный выговор, выговор в приказе, разбор поступков в
спортивном коллективе, отстранение от занятий и соревнований.
Спортивный коллектив является важным фактором нравственного формирования личности юного
спортсмена. В коллективе спортсмен развивается всесторонне.
Воспитание волевых качеств одна из важнейших задач тренера. Волевые качества формируются в
процессе сознательного преодоления трудностей объективного и субъективного характера.
Психологическая подготовка предусматривает формирование личности спортсмена и
межличностных отношений, развитие спортивного интеллекта, психологических функций и
психомоторных качеств. Тренеру, работающему со спортсменами, следует использовать все
имеющиеся средства психологического воздействия на детей для формирования психически
уравновешенной личности.
К числу главных методов психологической подготовки относятся беседы, убеждения,
педагогическое внушение, методы моделирования, соревновательные ситуации через игру. К
методам словесного убеждения относятся: разъяснение, критика, одобрение, внушение,
осуждение, примеры авторитетных людей.
В подготовительной части используется методы развития внимания, сенсомоторики, волевых
качеств; в основной части совершенствуются специализированные психические функции и
психомоторные качества, эмоциональная устойчивость; в заключительной части- способность к
саморегуляции и нервно-психическому восстановлению.
3.2.5.
ВОССТАНОВИТЕЛЬНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ
В нашей стране разработана система восстановительных мероприятий и тренировки с
высокими нагрузками для спортсменов высокой квалификации.
Отдельные положения этой системы могут быть использованы при организации восста-
новительных мероприятий в нашей спортивной школе.
Восстановительные мероприятия делятся на четыре группы средств:
а) психологические;
б) педагогические;
в) гигиенические;
г) медико-биологические.
Педагогические средства предусматривают оптимальное построение одного тренировочного
занятия, способствующего стимуляции восстановительных процессов, рациональное построение
тренировок в микроцикле и на отдельных этапах тренировочного цикла.
Специальные психологические воздействия - обучение приемам психорегулирующей тренировки
осуществляет тренер или психолог.
Гигиенические средства - требования к режиму дня, труда, учебных занятий, отдыха, питания,
необходимо обязательное соблюдение гигиенических требований к местам занятий, инвентарю.
Медико-биологическая группа восстановительных средств - рациональное питание,
витаминизацию, физические средства восстановления. Физические средства восстановления:
ручной, инструментальный массаж, души (подводный, вибрационный), ванны, сауна,
физиотерапевтические воздействия и т. д.
Восстановительные мероприятия проводятся в целях профилактики согласно годовому учебному
плану-графику. В случае резкого снижения работоспособности могут проводиться по
необходимости.
3.2.6.
ИНСТУКТОРСКАЯ И СУДЕЙСКАЯ ПРАКТИКА
Судейская практика:
участие в судействе соревнований в качестве бокового судьи; выполнение
обязанностей судьи при участниках, судьи-секундомериста; участие в судействе
соревнований в качестве арбитра, помощником секретаря; судейство соревнований в
качестве секретаря, зам. Главного судьи; Инструкторская практика: организация и
руководство группой, подача команд, строевые упражнения, показ
общеразвивающих и специальных упражнений, контроль за выполнением
общеразвивающих и специальных упражнений, проведение разминки,
заключительной части, частей урока по темам, обучение техническим действиям.
проведение соревнований по общей и специальной физической подготовке.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1.
Программа для детско-юношеских спортивных школ, специализированных детско-юношеских
школ олимпийского резерва и школ высшего спортивного мастерства. Пауэрлифтинг.
Подготовлена ЗТР А.Н. Бычковым. - М.: ЕАМ СПОРТ СЕРВИС, 2005.
2.
Верхошанский Ю.В. Основы специальной силовой подготовки в спорте. - М.: Физическая
культура и спорт, 1977. 215с.
3.
Медведев А.С. Система многолетней тренировки в тяжелой атлетике. Учебное пособие
для тренеров. - М.: Физическая культура и спорт, 1986. 272с.
4.
Фаламеев А.И. Тяжелая атлетика для юношей. Учебное пособие - М.: Физическая
культура и спорт, 1961. 199с.
5.
Филин В.П. Воспитание физических качеств у юных спортсменов. - М.: Физическая
культура и спорт, 1974. 252с.
6.
Шейко Б.И. Пауэрлифтинг. Учебное пособие. - М.: ЗАО ЕАМ Спорт-сервис, 2005г. 544с.
7.
В.Л. Муравьев «Пауэрлифтинг путь к силе», М.: «Светлана П», 1998,112 с.
8.
А.В. Коршунова «Пауэрлифтингщ Хабаровск, 1998 г.
9.
Опухтин Р.М. Все о пауэрлифтинге. Р/Д: Феникс; 2004, 56 с.