Напоминание

"За здоровый образ жизни"


Автор: Гаранина Ирина Юрьевна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МАУ ДО ДДЮТ
Населённый пункт: Кстово
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "За здоровый образ жизни"
Раздел: дополнительное образование





Назад




Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного образования детей

Дворец детско-юношеского творчества

Методическая разработка раздела

«ЗА ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ»

дополнительной образовательной программы

«ПУТЬ К СОВЕРШЕНСТВУ»

ШЕЙПИНГ-ЦЕНТРА

Автор: Гаранина Ирина

Юрьевна педагог

дополнительного образования

первой квалификационной

категории

г. Кстово 2020

СОДЕРЖАНИЕ

1.

Пояснительная записка………………………………………………………..3

2.

Дополнительная образовательная программа «Путь к совершенству» ..…5

3.

Цель и задачи раздела «За здоровый образ жизни» ..………………….....8

4.

Психолого-педагогическое обоснование ..……………………………….....9

5.

Содержание занятий……………………………………………………….…10

5.1. Вредные привычки – первая ступень к пороку

5.2.Шейпинг – как метод и форма противостояния

наркомании,

алкоголизму, курению

5.3. Пропаганда здорового образа жизни среди подростков

6.

Методы работы и формы занятий …….…….……….………………..….…12

7.

Методическое обеспечение ………...…….………………………………….13

8.

Диагностический блок ………….…………………………………………...15

9.

Ожидаемые результаты ………...……………………………………………16

10.Распространение опыта, методические разработки ……… ….…………..17

11.Список литературы …………………………………………………………..18

2

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

«Здоровье – это вершина, на которую

каждый должен забраться сам».

И.И.Брехман, доктор медицинских наук

Счастливое общество составят счастливые

люди,

ибо

гармония целого

немыслима без гармонии его составляющих. Этот мир устроен так, что для

большинства людей семья, любовь и здоровье – основные составляющие в

сложном понятии «человеческое счастье». Благополучная семья, физическое,

психическое и социальное здоровье личности немыслимы без любви между

мужчиной и женщиной, основой которой служит физическая и духовная красота,

привлекательность для противоположного пола.

Шейпинг

это

комплексная

система

физического

и

духовного

совершенствования человека. Его содержание определяется идеями стремления

личности к красоте и гармонии, к счастью.

Шейпинг основан в России, в городе Ленинград, в конце 80-х годов кандидатом

физико-математических наук Прохорцевым Ильей Викторовичем.

Основы «Шейпинг-питания», как составной части Шейпинга, разработаны

одним

из

ведущих

специалистов

по

биохимии

и

физиологии

питания

спортсменов,

кандидатом

биологических

наук

Пшендиным

Анатолием

Ивановичем.

Основой

системы

служит

представление

об

эталоне

физического

совершенства,

называемом

«Шейпинг-Моделью»,

обладающей

главными

признаками женской физической красоты и привлекательности: ухоженной

внешностью, женственной, эстетической фигурой, привлекательным внешним

образом.

В

шейпинге

объединились:

физическая

культура

(«Шейпинг-

хореография»), мода («Шейпинг-стиль»), медицина (концепция «Шейпинг-

ухоженности»), служащие источником средств для реализации «Шейпинг -

эталона».

3

Формирование у человека гармонии души и тела желательно начинать с

раннего возраста, что дает положительный результат в более короткие сроки и

позволяет закрепить их на протяжении всей жизни. Занятия Шейпингом для

подростков можно проводить совместно с взрослыми в Шейпинг-залах. Но

более эффективное проведение курса занятий по Шейпингу с подростками

целесообразно проводить в системе детских учреждений, центров, где они более

гармонично и всесторонне смогут заниматься и развиваться физически и

духовно.

4

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

«ПУТЬ К СОВЕРШЕНСТВУ»

Данная программа разработана в 2007 г. и обновляется ежегодно педагогом

дополнительного образования Гараниной Ирины Юрьевной

Цель программы - «Путь к совершенству» заключается в достижении

гармонии физического и духовного развития личности, что в свою очередь

способствует процессу самосовершенствования.

Для достижения этой цели необходимо последовательно и в комплексе

решить ряд задач:

1.

Дать необходимые знания о физиологии человека, о путях достижения

физического и духовного совершенства, о рациональном питании;

2.

Создать базу данных, необходимых для определения направления

совершенства и составления индивидуальных программ обучаемых;

3.

Достигнуть желаемых результатов по составленным индивидуальным

программам с корректировкой тренировок;

4.

Формировать

у

занимающихся

основы

гармоничного

единства,

физического и духовного развития;

5.

Воспитывать стремление к достижению эталона совершенства личности

и по возможности участвовать в конкурсах по Шейпингу на различных

уровнях.

Красивая фигура и высокий уровень здоровья - основные цели Шепинг-

тренировок и системы «Шейпинг-питания».

Специфика курса заключается в том, что в Шейпинге, в отличие от

распространенных

западных

фитнес-систем,

признаки

мужественности

считаются нежелательными составляющими женского образа.

Индивидуальный подход - главный принцип, а научность

- основа

Шейпинга.

Проводимое регулярно комплексное тестирование служит, с одной

стороны, основой для правильного планирования Шейпинг-воздействий, а, с

другой стороны, позволяет вовремя исправлять допускаемые ошибки в

5

тренировке и питании.

Главная задача «Шейпинг-стиля» сделать внешний образ человека

безупречным при любых тенденциях и направлениях в моде. Основной его

принцип предусматривает при выборе одежды, причесок и макияжа предельно

скрупулезный анализ особенностей фигуры и внешности девушки с точки

зрения представлений о достоинствах и недостатках, господствующих в

современном обществе. Фасоны одежды, причесок и макияжа подбираются,

прежде всего, с учетом этого анализа.

Концепция

«Шейпинг-ухоженности»

предусматривает

ведение

занимающимися Шейпингом здорового образа жизни, соблюдение правил и

приемов по уходу за кожей, волосами, зубами и телом с целью создания и

поддержания ухоженной внешности. Основными средствами в этом служат

правильный уровень физических нагрузок и отдыха, адекватное нуждам

организма

питание,

косметические

средства

и

процедуры,

придающие

внешности ухоженный и цветущий вид.

Новейшая разработка в Шейпинг-системе – «Шейпинг - «Тонких тел».

Эта Шейпинг-психология предназначена для физического и духовного

совершенствования. Она является диалектическим развитием древнегреческой

калокагатии

(от

греческого

Kalos

-

прекрасный,

agathos

-

добрый),

предполагавшей гармоничное единство внешних достоинств человека и его

внутренних моральнонравственных основ.

Разработка этой технологии, стала возможной благодаря новейшим

исследованиям и открытиям в области физики и биологии, которые подтвердили

то, в чем наши мудрые предки были просто уверены - человек состоит не только

из одного физического тела.

У

него есть и несколько «тонких тел», состоящих из

материи с более высоким уровнем колебаний, чем у плотного физического тела.

Оказывая воздействие на форму «тонких тел», можно не только улучшить

физическое тело человека и его здоровье, но и создать предпосылки для

духовного совершенствования.

Новизна данной программы заключается в том, что она объединяет

специфику

курса

по

Шейпингу,

характерного

для

залов

и

центров

6

занимающихся исключительно Шейпингом, и концепцию физического и

духовного воспитания молодежи; что, в свою очередь является важной

составляющей государственной социально-экономической политики.

Помимо всего вышеуказанного, программа учитывает расположение

Шейпинг-центра при Дворце детско-юношеского творчества. Поэтому в ней

широко отображены все стороны жизни Дворца с его разносторонними

мероприятиями, спецификой работы и творчества, что в свою очередь

положительно

сказывается

на

всестороннем

развитии

и

воспитании

подрастающего поколения. В связи с этим, занятия для девушек в Шейпинг-

центре становятся увлекательными и разнообразными, т. к. происходит

чередование физических нагрузок с интеллектуально развивающими и

духовно формирующими мероприятиями.

7

ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ РАЗДЕЛА «ЗА ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ

Целью изучения данной темы является формирование здорового образа

жизни через систему шейпинга.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

Дать необходимые знания о вреде алкоголизма, курения, наркомании.

Развитие потребности к занятиям физической культурой, в том числе

шейпингом.

Воспитание ответственности за свое здоровье и здоровье близких .

Для изучения данной темы предусмотрено следующее количество учебного

времени:

№ п/п

Название учебного элемента

Количество часов

1

Вредные привычки - первая ступень к пороку

4

2

Шейпинг - как метод и форма противостояния

наркомании, алкоголизму, курению

4

3

Пропаганда

здорового

образа

жизни

среди

подростков

4

ИТОГО:

12

8

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ

Для проведения занятий по Шейпингу создаются группы из числа

девушек в возрасте от 14 до 17 лет из расчета 12-15 человек в группе.

Особенностью

данного

возраста

является

половое

созревание

и

формирование женского организма. У подростков 14-17 лет повышенный

гормональный статус.

В подростковом возрасте девочки могут вести себя неадекватно с точки

зрения взрослых. Часто формируются комплексы, в том числе неполноценности.

Занятия назначены для формирования у девушек гибкости, пластики,

координации,

артистичности,

а

также

развития

мышц,

обеспечивающих

формирование красивой осанки, и профилактику сколиоза.

Занятия направлены на формирование у девушек красивой фигуры,

развития выносливости, гибкости, формирование красивой осанки.

Комплексы Шейпинг-программ предназначены для разных уровней

полового развития девочек-подростков. Это способствует благоприятному

становлению месячного цикла, развитию психологической устойчивости в

различных экстремальных и эмоциональных ситуациях.

Красивая походка, грациозная осанка, хорошая координация движений,

артистичность, оригинальность образа - основа того, что называется «умением

выгодно себя подать»; и именно то, что развивается на занятиях шейпингом.

9

СОДЕРЖАНИЕ ЗАНЯТИЙ

Первые занятия по теме называются «Вредные привычки - первая ступень

к пороку».

На занятиях подростам раскрываются следующие моменты:

Основные понятия и законы анатомии и физиология человека, гигиены,

психологии, социологии: работа основных органов здорового человека,

психологическое здоровье человека,

физическая развитие человека,

поддержание хорошей физической формы.

Влияние наркотических

веществ, алкоголя

и курения на организм

человека: наркотическое воздействие на человека, виды наркотических

средств,

4

стадии

алкоголизма,

влияние

на

женский

организм

табакокурения,

изменение

организма

под воздействием

негативных

факторов.

Гиподинамия в современном обществе: мировая проблема ожирения,

сопутствующие заболевания, комплекс неполноценности.

Пути

преодоления

и

профилактики

вредных

привычек:

занятия

физической культурой в любом ее проявлении, режим дня, правильное

рациональное

питание,

духовное

совершенствование,

увеличение

кругозора.

Для полноты раскрытия смысла данной темы обучающиеся выполняют

Тестирование: социологическое, психологическое: самостоятельно и с

психологом

Встречи со специалистами – гинекологом, психологом, наркологом,

Работа с литературой, интернетом по подбору материала по теме.

Подготовка докладов, презентаций

Самооценка при помощи анкетирования,

Плакаты.

Следующие занятия: «Шейпинг - как метод и форма противостояния

наркомании, алкоголизму, курению»

10

На этих занятиях девушки получают знания в области шейпинг-системы:

основные понятия в области физической культуры и воспитания;

физическая культура как способ поддержания здоровья человека,

шейпинг как одна из систем физической культуры,

шейпинг как способ преодоления вредных привычек и достижения

гармоничного физического и духовного совершенства

система рационального питания

Обучающиеся выполняют:

Шейпинг-тренировки по шейпинг-классику, шейпинг-терапии

Антропометрическое тестирование,

Медицинские тесты,

Анализ ошибок питания

Анализ витаминной обеспеченности.

Двигательный тест

Степ-тест.

Заключительные занятия по этому разделу это «Пропаганда здорового

образа жизни среди подростков»

На данном этапе изучения темы происходит обобщение:

знаний по изученной теме;

основные понятий здоровьесбережения,

При этом выполняется практическая работа:

Подготовка и защита проектов,

Участие в конкурсах

Открытые занятия для родителей

Внеклассные мероприятия с детьми с ограниченными возможностями

здоровья,

Участие в акциях

Семейные походы выходного дня в лес

Просмотр тематических фильмов

Показательные

выступления

лучших

занимающихся

шейпингом

на

мероприятиях города

11

МЕТОДЫ РАБОТЫ И ФОРМЫ ЗАНЯТИЙ

На занятиях используются следующие методы:

1.

Словесно-наглядный

2.

Практические

3.

Объяснительно-иллюстративный

4.

Проблемный

5.

Проектный

Наибольшей популярностью пользуется проектный метод: обучающиеся

могут проявить свое творческое видение различных проблем.

Для активизации познавательной деятельности у подростков для изучения

данной темы используются следующие формы занятий:

1.

Беседы со специалистами

2.

Круглые столы

3.

Подготовка и защита проектов

4.

Семейные походы в лес

5.

Вечера

6.

Акции

7.

Праздничная программа

8.

Разработка и защита плакатов

Ежегодно

воспитанники

шейпинг-центра

принимают

участие

в

тематических мероприятиях города, района, таких как «Молодое поколение

г.Кстово за трезвую Россию!», «Классы свободные от курения».

12

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

Для проведения занятий по Шейпингу создаются группы из числа

девушек в возрасте от 14 до 17 лет из расчета 12-15 человек в группе.

Занятия назначены для формирования у девушек гибкости, пластики,

координации,

артистичности,

а

также

развития

мышц,

обеспечивающих

формирование красивой осанки, и профилактику сколиоза.

Занятия на втором году обучения направлены на формирование у девушек

красивой фигуры, развития выносливости, гибкости, формирование красивой

осанки.

Комплексы Шейпинг-программ предназначены для разных уровней

полового развития девочек-подростков. Это способствует благоприятному

становлению месячного цикла, развитию психологической устойчивости в

различных экстремальных и эмоциональных ситуациях.

А это в свою очередь готовит девушку к здоровой гармоничной семейной

жизни!

Успех по данному курсу достигается с помощью ряда методов и форм

решения поставленных задач. Параметры тренировки, режимы, рационы

питания планируются персонально для каждой девушки.

При

поступлении

на

курс

Шейпинга

производится

первичное

тестирование: медицинский, психологический тест, социологический опрос,

анкетирование по питанию, функциональный и степ-тесты.

После изучения упражнений по первому,

второму инструктору, на

восьмом-девятом занятии проводится двигательный тест, по результатам

которого определяется номер инструктора занятий по видеозаписи, по которому

в дальнейшем будут проводиться занятия. С третьего по седьмой день от начала

ОМЦ проводится антропометрическое тестирование. Данные всех тестов

заносятся в компьютер и обрабатываются. По полученным результатам

составляется индивидуальная программа для дальнейших занятий. Через месяц

занятий проводится повторное и последующие тестирования, на которых

13

корректируются программы.

В

дополнение

к

технологиям

Шейпинг-тренировки

мощнейшим

двигателем физического и духовного развития занимающихся шейпингом

служат «Шейпинг

– конкурсы». На «Шейпинг-конкурсах» главную цель

прилагаемых усилий обуславливает творчество - поиск и реализация в телесно-

образной форме конструкций, обладающих Гармонией и Красотой.

«Шейпинг-конкурсы» - это соревнования каждого участника с самим

собой, со своими слабостями и недостатками, под девизом «Победи и познай

самого себя». Именно поэтому здесь нет проигравших, а есть победители - те,

кто превзошел себя, победил свои недостатки; и есть те, кто не сделал пока

шага вперед на пути к совершенству, но неуклонно идет по этому пути.

Таким образом, можно отметить появление еще одной славной традиции

нашего Шейпинг-центра - преемственности поколений.

14

ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ БЛОК

Формами контроля достижения желаемых результатов являются система

тестов и контрольных срезов.

Диагностирование производится на основе медицинского, психологического

тестов, социологического опроса, анкетирования по питанию, функционального

и Степ-тестов.

Тесты обрабатываются педагогом, психологом, самими детьми.

Теоретические

занятия

по

формированию

здорового

образа

жизни

направлены на формирование у обучаемых знаний о физиологии человека,

развитии кожно-мышечной системы, рациональном питании. Кроме того, у

девушек формируется чувство уверенности в себе, преодоление комплекса

неполноценности, развиваются высокие духовные и эстетические качества.

Как показал многолетний опыт работы в Шейпинг-центре, данный подход

в воспитании дал хорошие результаты. Многие девушки, занимавшиеся на

протяжении нескольких лет по данной методике, приобщились к здоровому

образу жизни, достигли больших результатов в формировании фигуры, духовно

выросли.

Мы наблюдаем достаточно большое количество девушек, которые

выросли и уже стали мамами, и тем не менее храня верность Шейпинг-центру,

продолжают заниматься уже во взрослых группах и приводят в Шейпинг-центр

своих дочерей.

15

ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Должны

иметь

представление

о

вреде

наркотиков

и

алкоголя

и

профилактике вредных привычек;

Должны знать физиологию человека, строение его костно-мышечной

системы;

У занимающихся должны быть заложены основы чувства прекрасного,

справедливого и целенаправленного стремления к лучшему;

Должна быть сформирована потребность в здоровом образе жизни;

Должны знать основы о рациональном питании, правилах питания в

рамках здоровьсбережения;

Должны иметь представление об

жизненных истинных ценностях,

устойчивый взгляд на здоровый образ жизни, а так же критичного

отношения к любому проявлению пошлости, безвкусицы и других

антиобщественных явлений.

Освоение метода проекта, создание и защита проекта «Красота и

здоровье»

16

РАСПРОСТРАНЕНИЕ ОПЫТА, МЕТОДИЧЕСКИЕ РАЗРАБОТКИ

Данная работа состоит из:

1.

Подбора и систематизации материалов:

Обзор периодической печати о здоровьесбережении

Обобщение и обзор информации о здоровом образе жизни,

полученной по Интернету

2.

Подбора и оформления материалов на стенды: «Информация»; «Наши

результаты»; «Шейпинг-Юни».

3.

Проведение

открытых

занятий

для

педагогов

дополнительного

образования Кстовского района

4.

Выступления на педагогических советах МБОУ ДОД ДДЮТ

5.

Подготовка, участие в мероприятиях ДДЮТ, Кстовского района.

6.

Участие в конкурсах педагогического мастерства.

7.

Публикации итогов мероприятий на сайте ДДЮТ.

Во время работы по данной тематике накоплен большой объем

методического материала:

1.

Проекты «Красота и здоровье»

2.

Методические разработки открытых мероприятий

3.

Рефераты обучающихся по теме «Здоровый образ жизни»

4.

Альбомы с фотографиями с мероприятий

5.

Видеотека с фильмами по шейпингу,

6.

Конспекты занятий

7.

Методические рекомендации по питанию

17

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1.

Закон РФ «Об образовании».

2.

Конвенция ООН «О правах ребёнка».

1.

Конноре Э. и др. Бодибилдинг - баланс красоты и здоровья. - М.: Крон-

Пресс, 2004г.

2.

Кудашева В.А. Чудесная диета, или как стать стройным. – М.:

Просвещение, 2004г.

3.

Прохорцев И. В., Пшендин А. И., Сергеева Е. В. Шейпинг-питание. - С-

Пб. 2007г.

4.

Сборник статей под ред. проф. Смирнова А.П. Преклонение перед

истиной. - СПб.:

III

Международная научная конференция, 2004г

5.

Хаас Р. Есть, чтобы побеждать. - М.: Крон-Пресс, 2007г

6.

Шейпинг, 2006г.N - 10, 12.

7.

С.Н.Зайцев Созависимость Умение любить. – Нижний Новгород, 2004г.

8.

В.Д. Москаленко Созависимость: характеристики и практика преодоления

9.

Маршалл Б. Розенберг Эффективное общение без принуждения

10.Лиз Кутлэнд Свобода от бутылки Как помочь пьющему человеку Москва,

1998г.

18



В раздел образования