Напоминание

"Особенности работы концертмейстера в хоровом классе и классе сольного пения"


Автор: Гилёва Ольга Александровна
Должность: Концертмейстер
Учебное заведение: ГБУДО НСО "Куйбышевкая ДШИ"
Населённый пункт: г Куйбышев Новосибирская область
Наименование материала: Методическое сообщение
Тема: "Особенности работы концертмейстера в хоровом классе и классе сольного пения"
Раздел: дополнительное образование





Назад




Государственное бюджетное учреждение дополнительного образования

Новосибирской области «Куйбышевская ДШИ»

«Методическое сообщение»

«Особенности работы концертмейстера в хоровом классе и классе

сольного пения»

Автор: концертмейстер высшей категории

Гилёва Ольга Александровна

Содержание

Введение_______________________________________________________1

Роль концертмейстера в хоровом классе_____________________________2

Роль концертмейстера в классе сольного пения_______________________3

Работа концертмейстера в классе и на концертной эстраде_____________ 4

Заключение_____________________________________________________7

Литература______________________________________________________7

Введение

В данном методическом сообщении рассматривается ряд вопросов

концертмейстерской деятельности. Это основные способности, умения и

навыки, необходимые концертмейстеру, так же специфические особенности

работы пианиста-концертмейстера с хоровым коллективом и солистом.

Концертмейстер - пианист, помогающий вокалистам,

инструменталистам,

разучивать

партии

и

аккомпанирующий

им

на

репетициях и в концертах»

Деятельность

аккомпаниатора-пианиста

подразумевает

обычно

лишь

концертную работу, тогда как понятие концертмейстер включает в себя

нечто большее: разучивание с солистами их партий, умение контролировать

качество их исполнения, знание их исполнительской специфики и причин

возникновения трудностей в исполнении, умение подсказать правильный

путь к исправлению тех или иных недостатков. Таким образом, в

деятельности концертмейстера объединяются творческие, педагогические и

психологические функции.

Концертмейстер должен хорошо владеть роялем – как в техническом, так и

в музыкальном плане. Плохой пианист никогда не станет хорошим

концертмейстером, как, впрочем, не всякий хороший пианист достигнет

больших результатов в аккомпанементе, пока не усвоит законы ансамблевых

соотношений, не разовьет в себе чуткость к партнеру, не ощутит

неразрывность и взаимодействие между партией солиста и партией

аккомпанемента.

Концертмейстер должен обладать общей музыкальной одаренностью,

хорошим музыкальным слухом, воображением, умением охватить образную

сущность и форму произведения, артистизмом, способностью образно,

вдохновенно воплотить замысел автора в концертном исполнении.

Роль концертмейстера в хоровом классе

Среди концертмейстерских специальностей работа концертмейстера хора

является

наиболее

трудоемкой.

Концертмейстер

хора

пианист,

помогающий группам хора разучивать партии, и аккомпанировать им на

репетициях и в концертах под руководством хормейстера. Он должен владеть

навыками общения с младшими и старшими хоровыми коллективами, знать

их

возрастные

особенности.

Уметь

показать

хоровую

партитуру

на

инструменте, задать тон хору, понимать приёмы дирижерских жестов.

Таким образом, в работе концертмейстера можно выделить следующие

функции:

1. - творческо-исполнительские;

2. -педагогические;

3. -организационные.

Работая

с

хоровым

коллективом,

он

должен

обладать

следующими

качествами:

1. -уметь играть под «руку» дирижера;

2. -работать над качеством звука в ансамбле с хором;

3.-предугадывать намерения дирижера, особенно в начале и в конце

произведения;

в редких случаях брать инициативу в свои руки.

Деятельность концертмейстера хора включает в себя не только само

исполнение аккомпанемента, но и разучивание хоровых партий. При этом его

задачи усложняются, т.к. он должен видеть жесты дирижера, играть «по

руке» и при этом контролировать слухом звуковую картину, обеспечивая

хороший звуковой баланс.

Очень важен на уроке контакт между концертмейстером и хоровым

дирижером, так как, работая, на протяжении нескольких лет они понимают

друг друга с «полувзгляда» и «полувзмаха». Другой особенностью хора

является наличие поэтического текста в произведениях организованное в

звуковысотной и ритмической речи. Именно, исходя из мелодизированной

речи,

устанавливается

характер

звучания,

распределяется

фразировка,

смысловые кульминации и цезуры. В детском репертуаре очень велико

значение

слова,

здесь

много

разностилевых

и

разнохарактерный

произведений, а концертмейстер, подчиняется логике развития стиха и

вокальному дыханию.

Таким образом, при работе с хором внимание концертмейстера обращено

сразу на несколько объектов – жест дирижера, общую звуковую картину,

исполнение фортепианной партии, смысл словесного текста. В этих условиях

необходимо уверенно владеть выразительными средствами фортепиано и

пианистическими

приемами.

Аккомпанемент

должен

быть

исполнен

грамотно точно в соответствии с авторским текстом и творческим замыслом

дирижера-хормейстера

.

Роль концертмейстера в классе сольного пения.

Звуковой баланс с хором, солистом и с отдельными партиями- это

разные балансы. Концертмейстер, работающий с хором, должен учитывать,

что

любой

хоровой

коллектив

обладает

возможностями,

намного

превосходящими

возможности

одного

певца

и

по

динамике

и

по

гармонической насыщенности, а потому и игра концертмейстера должна

быть

значительно

более

рельефной

и

эмоционально

насыщенной.

Целесообразно найти такое звучание фортепианной партии, при котором

пианист не будет ни «под» хором, ни «над» ним. О достижении звукового

баланса Дж. Мур пишет, что “… до тех пор, пока аккомпаниатор не

наберется опыта, он будет стараться играть как можно тише, чтобы слышать

голос яснее, чем звук собственного инструмента. При этом ему будет

казаться, что он достиг звукового баланса, но подобное исполнение не

доставит удовольствия ни искушенному слушателю, ни певцу, лишенному

столь нужной ему поддержки.

Концертмейстер должен понимать специфику работы с вокалистами и

обращать внимание на следующие моменты:

1.- точность воспроизведения певцом звуковысотного и ритмического

рисунка мелодии;

2.- целесообразная расстановка дыхания; Работая с вокалистом- солистом,

концертмейстер обязан подходить индивидуально к каждому исполнителю,

учитывая степень творческой активности ученика, состояние его певческого

аппарата.

На

первом

уроке

концертмейстер

демонстрирует

новое

произведение, исполняя его несколько раз. В этом случае пианист может

проинтонировать голосом вокальную партию, аккомпанируя себе, или

воспроизводит вокальную партию на фортепиано вместе с аккомпанементом

(при этом необязательно исполнять всю фактуру). Важно сразу объяснить

замысел композитора, увлечь и заинтересовать певца. Юному вокалисту

необходимо пропеть мелодию нотами

3.-прочтение поэтического текста;

4.-четкая дикция и артикуляция;

5. динамика и балансировка звука.

Причины неточной интонации различны. Это может быть отсутствие

определенных вокальных навыков, недостаточно развитый слух, физическое

состояние ученика в день урока. Необходимо указать на интонационные

ошибки в воспроизведении мелодии и помочь устранить их. Для этого

полезно проследить гармоническую последовательность в аккомпанементе и

соотношение ее с вокальной мелодией. Юные певцы нередко небрежно

относятся к ритмическому рисунку мелодии, что соответственно искажает

художественный

замысел

композитора.

Полезно

предложить

ученику

исполнить мелодию целиком или конкретную фразу, одновременно тактируя

(хлопая в ладоши) или дирижируя. Концертмейстер при этом помогает

вокалисту, играя партию аккомпанемента аккордами, сохраняя пульс

произведения. С точки зрения агогики внимание концертмейстера должно

быть направлено на взятие дыхания учеником, ферматы, tenuto, паузы.

Допустимо при исполнении длинных нот вокалистом слегка ускорять темп в

сопровождении. Целесообразно отметить в фортепианной партии цезуры

(взятие дыхания). Основу содержания вокального произведения составляет

поэтический текст, поэтому необходимо обратить внимание ученика на его

вдумчивое прочтение с верными логическими ударениями, смысловыми

паузами. При этом не забывать, что в работе над фразировкой целесообразно

идти от музыкального содержания. Важно выявить наиболее значительные

фразы, определить кульминацию и помнить, что слово должно быть не

только

хорошо

произнесено,

но

и

"окрашено"

настроением

всего

произведения. Донесение до слушателей поэтического текста зависит от

дикции вокалиста – произношения гласных и согласных, которая в свою

очередь зависит от подвижности артикуляционного аппарата певца (рот,

губы, язык, мягкое и твёрдое нёбо). Необходимо помогать вокалисту

правильно распределять силу звука на протяжении всей песни или романса.

Следует объяснить, как постепенно готовить кульминацию, не допуская

динамического предела в низком и среднем регистрах. Вредны пробы

высоких нот, если ученик еще не готов к ним, т.к. нерациональная певческая

нагрузка

разрушающим

образом

действует

на

голосовой

аппарат,

переутомляя его. Концертмейстер должен учитывать, что от точно найденной

фортепианной звучности зависит и звучание солиста. Выразительное, тонкое

исполнение фортепианной фактуры приучает солиста к правильному

звуковедению.

Творческая

деятельность

концертмейстера

включает

в

себя

две

составляющие: рабочий процесс и концертное исполнение.

Работа концертмейстера с солистами в классе и на концертной эстраде

Рабочий процесс делится на 4 этапа:

1. - работа над произведением в целом: создание целостного музыкального

образа как воображаемые наброски того, что предстоит исполнить. Задачей

этого этапа является создание музыкально-слуховых представлений при

зрительном прочтении нотного текста произведения. Профессионализм

концертмейстера во многом зависит от его способностей, включающих

навыки визуального прочтения партитуры, а также умения зрительно

определять её особенности (внутренний слух). Музыкальность выступает как

сложная интегральная система, куда входят музыкальный слух музыкальная

память,

эмоционально-волевые

качества

исполнителя,

музыкальное

мышление и воображение, чувство ритма и прочее.

2. - индивидуальная работа над партией аккомпанемента, включающая:

разучивание фортепианной партии, отработку трудностей, применение

различных пианистических приёмов, правильное исполнение мелизмов,

выразительность динамики и т.п.

3. - работа с солистом - предполагает безупречное владение фортепианной

партией, совмещение музыкально-исполнительских действий, знание партии

партнёра. Постоянное внимание и предельная сосредоточенность на данном

этапе должны соблюдаться в равной степени.

4. - рабочее (репетиционное) исполнение произведения целиком: создание

музыкального исполнительского образа.

Прежде

всего,

концертмейстер

должен

осознать,

что

он

является

посредником между педагогом-вокалистом и певцом и не имеет права

вмешиваться в сугубо вокальные, так сказать, «узко технологические»

вопросы. Длительный период пребывания в вокальном классе вырабатывает

у

концертмейстера

так

называемый

вокальный

слух.

Это

умение

проанализировать, в чём заключается ровность звуковедения (особенно при

смене регистров), и напомнить певцу вокальные установки педагога. Слух

концертмейстера должен фиксировать различные параметры вокальной

партии: манеру подачи звука, то есть близость вокальной позиции, моменты

звуковысотности - в одном случае; внимание к ритму, поэтическому тексту

артикуляции и дикции вокалиста - в другом случае.

Проводя занятие в классе, концертмейстер не только готовит певца к

будущему выступлению, но и сам тщательно работает над своей партией, ибо

в момент выступления на эстраде (или экзамене) он является творческим

партнёром солиста. В период подготовки произведения певец и пианист

совместно проходят целый ряд стадий: неоднократное повторение целого и

деталей, остановки в наиболее сложных эпизодах, апробирование различных

темпов, анализ характера произведения, координация динамики.

Ещё более сложные задачи встают перед слухом концертмейстера тогда,

когда ему приходится работать над разучиванием вокального ансамбля.

Хорошее знание партий каждого голоса, создание ясного слухового

представления

общего

звучания

всех

голосов

требуют

от

пианиста

тщательной тренировки и укрепления внутренних слуховых представлений.

В работе с певцом на концертмейстере лежит обязанность не только

установления ансамбля, но и помощи певцу в изучении им своей партии, в

достижении точной интонации, в правильном формировании фразы, в

наиболее выразительной передаче слов текста через интонации композитора.

Создавая

при

изучении

нотного

произведения

вместе

с

певцом

исполнительскую форму, концертмейстер наравне с вокалистом должен

проникать в драматургию поэтического текста, находить его певческое

выражение, а для этого ему следует как можно чаще слушать талантливых

певцов.

Основной художественной целью аккомпанирования является достижение

общего

ансамбля.

Хороший

ансамбль

обусловливается

единством

художественных намерений обоих партнёров - солиста и пианиста - и

одновременно пониманием каждым из них своих функций в воплощении

содержания произведения.

Есть ещё одна область в исполнительстве концертмейстера, требующая

внимания. Речь идёт о мелодическом движении басового голоса. Вследствие

своего низкого регистрового положения он обычно скрыт от сознательного

восприятия (а часто также и исполнителя). А в то же время качество

звучности

басового

голоса,

ясность

его

мелодического

движения

предопределяет характер и качество общего звучания.

Творческое участие концертмейстера особенно ярко проявляется в местах, в

которых партия

рояля выступает самостоятельно,

- в основном во

вступлениях и заключениях произведения, а также в связующих частях

внутри произведения. Здесь концертмейстер наравне с солистом участвует в

развитии музыкального содержания произведения.

Концертное исполнение - итог и кульминационный момент всей проделанной

работы пианиста и вокалиста над музыкальным произведением. Его главная

цель - совместно с солистом раскрыть музыкально-художественный замысел

произведения при высочайшей культуре исполнения сочинения. Важным

фактором успешной концертной деятельности является умение создать

контакт

с

аудиторией.

Этому

в

немалой

степени

способствуют

профессиональные качества концертмейстера. При положительной реакции

со стороны публики аккомпаниатор сможет беспрепятственно осуществить

свои художественные замыслы, а это в свою очередь даст возможность

вокалисту достигнуть нужной цели. Во время концертных выступлений

концертмейстер берёт на себя роль ведущего и, следуя выработанной

концепции, помогает партнёру, вселяет в него уверенность, стараясь не

подавлять солиста, а сохранять его индивидуальность.

Для

певца

концертмейстер

должен

быть

равноценным

партнёром,

разделяющим радость, печаль, страсть, восторг, умиротворение, ярость в

музыкальном произведении. Пианист должен быть источником вдохновения

для певца, и его игра должна сверкать в прекрасных вступлениях и

заключениях.

Вообще, деятельность концертмейстера предполагает наличие таких качеств,

как чуткость к партнёру, психологическая поддержка перед выступлением и

музыкальная непосредственно на выступлении, так как поющий, от

волнения,

может

забыть

слова,

выйти

из

тональности.

И

тогда

концертмейстер

оказывает помощь:

шёпотом подсказывает слова,

не

переставая играть; наигрывает мелодию вокальной партии, повторяет или

растягивает своё вступление, если певец запаздывает, но эту помощь

оказывает так, чтобы это было незаметно для слушателей. Поэтому во время

выступления пианист должен быть предельно внимателен к вокалисту.

Шендерович Е.М. в книге «В концертмейстерском классе» утверждает, что

глаза концертмейстера во время исполнения должны быть прикованы к

нотному тексту. С этим позволю себе не согласиться - глаза пианиста вовсе

не должны быть постоянно прикованы к нотам. Это не совсем правильно, в

поле зрения концертмейстера обязательно должен быть и певец, так как с

ним нужен зрительный контакт. В этом случае концертмейстер ещё лучше

понимает и чувствует певца, а певец, в свою очередь, ещё лучше ощущает

поддержку пианиста, в том числе и моральную. Хорошо аккомпанировать

концертмейстер может лишь тогда, когда всё его внимание устремлено на

солиста, когда он повторяет «про себя» вместе с ним каждый звук, каждое

слово, а ещё лучше - предчувствует заранее, предвкушает то, что и как будет

исполнять партнёр.

Заключение

Концертмейстер-это

призвание

педагога,

и

труд

его

по

своему

предназначению

сродни

труду

педагога.

Мастерство

концертмейстера

глубоко специфично. Оно требует не только огромного артистизма,

разносторонних

музыкально-исполнительских

дарований,

но

и

досконального знакомства с различными певческими голосами, знаний

особенностей игры других музыкальных инструментов, оперной партитуры.

Деятельность

концертмейстера

требует

от

пианиста

применения

многосторонних знаний и умений по курсам гармонии, сольфеджио,

полифонии, истории музыки анализа музыкальных произведений, вокальной

и хоровой литературы, педагогики - в их взаимосвязях. Для педагога по

специальному классу концертмейстер - правая рука и первый помощник,

музыкальный единомышленник. Для солиста концертмейстер - наперсник

его творческих дел; он и помощник, и друг, и наставник, и тренер, и педагог.

Право на такую роль может иметь далеко не каждый концертмейстер - оно

завоёвывается

авторитетом

солидных

знаний,

постоянной

творческой

собранностью, волей, бескомпромиссностью художественных требований,

неуклонной настойчивостью, ответственностью в достижении нужных

художественных результатов при совместной работе с солистами, в

собственном музыкальном совершенствовании.

Литература

1. Виноградов К. О специфике творческих взаимоотношений пианиста-

концертмейстера и певца // Музыкальное исполнительство и современность.

Вып.1 М.: Музыка, 1988

2. Кубанцева Е.И. Концертмейстерство - музыкально-творческая

деятельность Музыка в школе - 2001 - № 4

3. Кубанцева Е.И. Концертмейстерский класс. М., 2002

4. Крючков Н. Искусство аккомпанемента как предмет обучения. Л., 1961

5. Мур Джеральд Певец и аккомпаниатор. М., 1987

6. Шендерович Е.М. Об искусстве аккомпанемента // С.М. 1969, № 4

7. Шендерович Е.М. В концертмейстерском классе: Размышления педагога

М., Музыка, 1999

8.Кубанцева Е.И. Процесс учебой работы концертмейстера с солистом и

хором

Музыка в школе. – 2001.



В раздел образования