Автор: Тимофеева Алина Сергеевна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: ГБУ ДО "ДШИ" с. Святославка
Населённый пункт: с. Святославка
Наименование материала: статья
Тема: «ФОРМЫ И МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ ЖИВОПИСИ НА УРОКАХ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА»
Раздел: дополнительное образование
Статья на тему:
«ФОРМЫ И МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ ЖИВОПИСИ НА УРОКАХ
ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА»
Подготовила: Тимофеева А.С.
Формы и методы обучения живописи определяются общей спецификой
уроков ИЗО. Искусство невозможно воспринимать только рационально, без
сопереживания. «Любое художественное познание, – по мнению А. Мелик-
Пашаева, – не реально без радости, получаемой от него». Поэтому уроки
ИЗО требуют создания особой эмоциональной атмосферы, творческого
настроения учащихся. Одна из задач уроков ИЗО – научить ребенка видеть
красоту в окружающей жизни, в природе, в произведениях искусства.
Поэтому обучение основам изобразительной грамоты всегда должно
осуществляться в тесной связи с окружающей жизнью, с личным опытом
ребенка, его чувствами и интересами.
Важно, чтобы результаты творчества приносили радость и удовлетворение
ребенку, вызывали у него стремление к самосовершенствованию, желание
продолжить творческие поиски. Ведь, по мнению К.Ф. Юона, «Работу
кистью можно сравнить с игрой смычка на скрипке. Повинуясь исполнителю,
он заражает и увлекает зрителя, руководя его чувствами и его вниманием».
Именно эти положения должны, прежде всего, учитываться при выборе форм
и методов обучения изобразительному искусству, в том числе и живописи.
На наш взгляд, наиболее эффективными в этом плане будут такие формы
работы, как урок-экскурсия, коллективное творчество и внеклассная
индивидуальная деятельность. Используя различные типы уроков, учитель
может достаточно разнообразно строить работу с детьми, обеспечивая ее
творческую направленность.
Экскурсия (в музей и на природу) поможет учащимся осознать и
почувствовать неразрывную вязь искусства и окружающей жизни, создаст
благоприятные условия для формирования эмоционально–эстетического
отношения детей к цветовому многообразию природы и для более глубокого
восприятия произведений искусства.
Коллективное творчество (как фактор формирования коммуникативной
культуры младших школьников) – может стать формой художественно-
творческой деятельности как на уроке (составление коллективных
композиций, панно и т.д.), так и вне его (оформление выставок, школьного
интерьера). Эта форма работы позволит ученикам более объективно
оценивать результаты своего труда и научит внимательному отношению к
творчеству своих товарищей. Дети почувствуют гораздо большее
удовлетворение от своего труда, если увидят свои работы на выставке или в
оформлении школьного интерьера.
Индивидуальная внеклассная деятельность осуществляется в форме
домашних заданий, которые направлены на закрепление знаний по ИЗО и их
творческое применение. Эти задания помогут выявить интересы и
склонности школьников, помогут им быть более самостоятельными при
выполнении творческих работ. На уроках живописи это могут быть задания,
связанные с творческим освоением художественных материалов (создание
композиций из всевозможных цветных материалов: бумаги, ткани, ниток,
пуговиц, листьев и цветов; использование смешанных техник при работе с
красками и т.д.)
В качестве ведущих методических приемов обучения живописи можно
назвать сказку, проблемную ситуацию, игру и упражнение. Сказка позволит
создать необходимый эмоциональный настрой и сделает знакомство с
теоретическим материалом живым и увлекательным. Проблемная ситуация
послужит средством активизации мышления и воображения, поможет
школьникам почувствовать себя исследователями. Игра и упражнение также
должны стать неотъемлемой частью уроков цветоведения.
Обобщение опыта работы учителей позволяет утверждать, что оригинальные
задания воспринимаются школьниками с большим интересом и энтузиазмом.
Так, например задания типа: «изобразить цветовыми пятнами вкус или запах,
собственное состояние в данный момент или чувства радости, боли и т.п.».
Цветовое пятно, составленное различными мазками, – «кирпичик», «вальс» и
т.д. – рождает множество ассоциаций. Средствами для создания
художественного образа могут быть и живописная фактура, и сочетание
цветовых пятен.
Изображение звуков, запахов, зачастую кажущееся невозможным взрослому
человеку, у детей не вызывает затруднения. Здесь уместны два варианта
упражнений: создание реальных композиций (лунная ночь или гроза) и
абстрактных (снег скрипит или шарик лопнул). А еще можно нарисовать себя
и свои мысли, шорох листьев и солнечного зайчика. Кроме того, можно
предложить детям изобразить эмоции (радость, гнев, огорчение, восторг)
только в цвете, не рисуя лица человека. Таким образом, на уроке ребенку
отводится роль не пассивного наблюдателя, а активного участника и даже
творца процесса цветотворчества. Цветотворчество предполагает работу с
цветовым пятном, смешивание красок эмоциональное и образное оживление
цветового пятна. Эта работа активно стимулирует речевую активность детей
и их образную фантазию. Цвет можно чувствовать, изучать, он пахнет,
звучит, превращается.
Формы обучения должны быть направлены не только на формирование
определенных знаний, умений и навыков, но и на привлечение внимания,
интереса детей к творчеству, пробуждение у них эмоционально-
эстетического отношения к предметам и явлениям действительности, к
процессу рисования и результатам своего творчества.