Напоминание

«ФОРМЫ И МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ ЖИВОПИСИ НА УРОКАХ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА»


Автор: Тимофеева Алина Сергеевна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: ГБУ ДО "ДШИ" с. Святославка
Населённый пункт: с. Святославка
Наименование материала: статья
Тема: «ФОРМЫ И МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ ЖИВОПИСИ НА УРОКАХ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА»
Раздел: дополнительное образование





Назад




Статья на тему:

«ФОРМЫ И МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ ЖИВОПИСИ НА УРОКАХ

ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА»

Подготовила: Тимофеева А.С.

Формы и методы обучения живописи определяются общей спецификой

уроков ИЗО. Искусство невозможно воспринимать только рационально, без

сопереживания. «Любое художественное познание, – по мнению А. Мелик-

Пашаева, – не реально без радости, получаемой от него». Поэтому уроки

ИЗО требуют создания особой эмоциональной атмосферы, творческого

настроения учащихся. Одна из задач уроков ИЗО – научить ребенка видеть

красоту в окружающей жизни, в природе, в произведениях искусства.

Поэтому обучение основам изобразительной грамоты всегда должно

осуществляться в тесной связи с окружающей жизнью, с личным опытом

ребенка, его чувствами и интересами.

Важно, чтобы результаты творчества приносили радость и удовлетворение

ребенку, вызывали у него стремление к самосовершенствованию, желание

продолжить творческие поиски. Ведь, по мнению К.Ф. Юона, «Работу

кистью можно сравнить с игрой смычка на скрипке. Повинуясь исполнителю,

он заражает и увлекает зрителя, руководя его чувствами и его вниманием».

Именно эти положения должны, прежде всего, учитываться при выборе форм

и методов обучения изобразительному искусству, в том числе и живописи.

На наш взгляд, наиболее эффективными в этом плане будут такие формы

работы, как урок-экскурсия, коллективное творчество и внеклассная

индивидуальная деятельность. Используя различные типы уроков, учитель

может достаточно разнообразно строить работу с детьми, обеспечивая ее

творческую направленность.

Экскурсия (в музей и на природу) поможет учащимся осознать и

почувствовать неразрывную вязь искусства и окружающей жизни, создаст

благоприятные условия для формирования эмоционально–эстетического

отношения детей к цветовому многообразию природы и для более глубокого

восприятия произведений искусства.

Коллективное творчество (как фактор формирования коммуникативной

культуры младших школьников) – может стать формой художественно-

творческой деятельности как на уроке (составление коллективных

композиций, панно и т.д.), так и вне его (оформление выставок, школьного

интерьера). Эта форма работы позволит ученикам более объективно

оценивать результаты своего труда и научит внимательному отношению к

творчеству своих товарищей. Дети почувствуют гораздо большее

удовлетворение от своего труда, если увидят свои работы на выставке или в

оформлении школьного интерьера.

Индивидуальная внеклассная деятельность осуществляется в форме

домашних заданий, которые направлены на закрепление знаний по ИЗО и их

творческое применение. Эти задания помогут выявить интересы и

склонности школьников, помогут им быть более самостоятельными при

выполнении творческих работ. На уроках живописи это могут быть задания,

связанные с творческим освоением художественных материалов (создание

композиций из всевозможных цветных материалов: бумаги, ткани, ниток,

пуговиц, листьев и цветов; использование смешанных техник при работе с

красками и т.д.)

В качестве ведущих методических приемов обучения живописи можно

назвать сказку, проблемную ситуацию, игру и упражнение. Сказка позволит

создать необходимый эмоциональный настрой и сделает знакомство с

теоретическим материалом живым и увлекательным. Проблемная ситуация

послужит средством активизации мышления и воображения, поможет

школьникам почувствовать себя исследователями. Игра и упражнение также

должны стать неотъемлемой частью уроков цветоведения.

Обобщение опыта работы учителей позволяет утверждать, что оригинальные

задания воспринимаются школьниками с большим интересом и энтузиазмом.

Так, например задания типа: «изобразить цветовыми пятнами вкус или запах,

собственное состояние в данный момент или чувства радости, боли и т.п.».

Цветовое пятно, составленное различными мазками, – «кирпичик», «вальс» и

т.д. – рождает множество ассоциаций. Средствами для создания

художественного образа могут быть и живописная фактура, и сочетание

цветовых пятен.

Изображение звуков, запахов, зачастую кажущееся невозможным взрослому

человеку, у детей не вызывает затруднения. Здесь уместны два варианта

упражнений: создание реальных композиций (лунная ночь или гроза) и

абстрактных (снег скрипит или шарик лопнул). А еще можно нарисовать себя

и свои мысли, шорох листьев и солнечного зайчика. Кроме того, можно

предложить детям изобразить эмоции (радость, гнев, огорчение, восторг)

только в цвете, не рисуя лица человека. Таким образом, на уроке ребенку

отводится роль не пассивного наблюдателя, а активного участника и даже

творца процесса цветотворчества. Цветотворчество предполагает работу с

цветовым пятном, смешивание красок эмоциональное и образное оживление

цветового пятна. Эта работа активно стимулирует речевую активность детей

и их образную фантазию. Цвет можно чувствовать, изучать, он пахнет,

звучит, превращается.

Формы обучения должны быть направлены не только на формирование

определенных знаний, умений и навыков, но и на привлечение внимания,

интереса детей к творчеству, пробуждение у них эмоционально-

эстетического отношения к предметам и явлениям действительности, к

процессу рисования и результатам своего творчества.



В раздел образования