Автор: Ульченко Ольга Михайловна
Должность: преподаватель по классу фортепиано
Учебное заведение: МБУ ДО "Мирновская ДМШ"
Населённый пункт: поселок Мирный, Красноярский район, Самарская область
Наименование материала: Открытый урок
Тема: : «Освоение средств музыкальной выразительности на начальном этапе обучения».
Раздел: дополнительное образование
Открытый урок
преподавателя О.М. Ульченко
с ученицей первого класса Ульяной Синяевой
по дополнительной предпрофессиональной
общеобразовательной программе в области музыкального
искусства «Фортепиано»
Предмет: «специальность и чтение с листа».
Дата проведения: 12 октября 2021.
Тема урока: «Освоение средств музыкальной выразительности на
начальном этапе обучения».
Цель урока: освоение средств музыкальной выразительности для создания
ярких художественных образов в исполняемых произведениях.
Задачи урока:
Образовательные:
Закрепить изученные теоретические знания (штрихи, лад, темп,
мелодия и динамика);
Сформировать умение применять ритмические, динамические,
темповые и артикуляционные средства в работе над звуковыми качествами
произведений;
Расширить и обобщить знания ученицы о средствах выразительности в
музыке;
Научить создавать более яркие музыкальные образы;
Способствовать расширению музыкального кругозора.
Развивающие:
Развитие творческих способностей (артистизм);
Развитие эстетических и нравственных чувств;
Развитие музыкальной эрудиции, из которой рождается чувство меры,
стиля и вкуса;
Развитие углубленного восприятия и передача настроения в
исполняемом музыкальном произведении;
Развитие музыкального слуха, памяти, внимания, внутренней
культуры.
Воспитывающие:
Воспитание эмоциональной отзывчивости при передачи
художественного образа в пьесах разного характера;
Воспитание вдумчивого исполнителя и слушателя;
Воспитание целеустремленности, готовности к труду,
дисциплинированности.
Применение педагогических технологий:
Здоровьесберегающие:
Развиваются мышцы пальцев, что положительно влияет на развитие
памяти;
Включение игровых моментов;
Чередование различных видов учебной деятельности (игра гамм и
выученных пьес сменяется прослушиванием произведений в
исполнении преподавателя и беседой о музыке).
Развивающего обучения:
Основой данной технологии является принцип последовательности в
освоении учебного материала.
Методы:
Сравнения и сопоставления;
Наблюдение за музыкой;
Обобщение;
Словесный;
Практический;
Поисковый;
Наглядно-слуховой;
Эмоциональной отзывчивости.
Виды деятельности на уроке:
Слушание и исполнение музыкальных пьес;
Рассуждение о музыке.
Музыкальный материал:
Гамма До мажор;
М. Красев. «Елочка»;
А. Березняк. «Осенняя песенка».
Дидактический материал
Карточки с изображением различных музыкальных знаков (нот, пауз,
ключей) и природных явлений (солнце, облака, дождь и т.п.).
План урока
I. Организационный момент.
II. Основная часть:
1. Исполнение гаммы До мажор, используя разные средства музыкальной
выразительности
для
создания
конкретных
художественных
образов.
Закрепляются следующие средства музыкальной выразительности: регистр,
штрихи, динамика.
Ученица исполняет гамму левой рукой в малой октаве штрихом non
legato на forte, изображая злого волка.
Ученица играет гамму правой рукой в верхнем регистре штрихом
staccato в умеренном темпе, изображая дождик.
Ученица исполняет гамму левой рукой в большой октаве в медленном
темпе штрихом legato, изображая медведя.
2. Выявление и применение определенных средств выразительности в
изучаемых пьесах: М. Красев «Елочка», А. Березняк «Осенняя песенка», работа
над техникой исполнения этих пьес. Усваиваются лады: Мажор и Минор.
М. Красев «Елочка». Ученица исполняет пьесу. Определяем: это песня,
ее поют на праздниках, под нее танцуют. Говорим о характере музыки:
веселая, бодрая, громкая, быстрая. Такой характер создает мажорный
лад, динамика – forte.
А. Березняк. «Осенняя песенка». Определяем характер: грустная, тихая,
медленная. Такой образ достигается минорным ладом, динамикой
piano, штрихом legato.
Прослушивание пьес в исполнении педагога.
М. Крутицский «Зима»
Ученица показывает карточку с изображением зимы.
Педагог: Скажи, какой характер у пьесы?
Ученица: Грустный, взволнованный.
Педагог: Что ты себе представляешь, когда слушаешь это произведение?
Ученица: Холодную зиму, темный лес.
Педагог: Как ты думаешь, с помощью каких музыкальных средств
выразительности композитору удалось передать образ зимы?
Ученица: С помощью минорного лада, медленного темпа, низкого регистра,
длинных тянущихся нот.
Педагог: Да, длинные половинные ноты создают ощущения застылости.
Сумрачная мелодия, похожая на русскую песню, разворачивается неторопливо,
звучит в низком регистре. А каким штрихом исполняется пьеса?
Ученица: Legato.
Д. Кабалевский. «Клоуны»
Ученица показывает карточку с изображением смеющихся человечков.
Педагог: Какой характер у этой пьесы?
Ученица: Веселый, бодрый. Музыка изображает озорных клоунов.
Педагог:
Какие
средства
музыкальной
выразительности
композитор
использует в этой пьесе?
Ученица: Штрих staccato, динамика forte, быстрый темп, средний и высокий
регистр.
III. Заключительная часть:
Домашнее задание
Закрепление пьес «Елочка» и «Осенняя песенка».
Нарисовать рисунки к этим пьесам.
Игра гаммы До Мажор в разных регистрах, в разных характерах,
создавая различные образы.
Итог урока.
Средства музыкальной выразительности самым непосредственным образом
влияют
на
характер
музыкального
произведения,
его
образ.
Отмечая
выразительное значение тех или иных средств, целостное восприятие музыки
учеником становится полноценнее, осознаннее. Важную функцию при изучении
выполняют
изображение
и
слово,
они
помогают
детям
проникнуться
необходимым эмоциональным настроем. Активные переживания музыкального
произведения помогают восприятию музыки и положительно сказываются на
исполнении.
Характеристика ученицы.
Ульяне – 7 лет. У нее хорошие музыкальные данные. Общее и физическое
развитие – в норме. Девочка общительная, подвижная. Увлеченно работает на
уроке. Легко идет на контакт с педагогом. Активно участвует в беседах о музыке
и вообще на любые темы. Материал усваивает. Видно, что ей интересна данная
тема.
Преподаватель ФПО __________________________Ульченко О.М.
Используемая литература:
1.
Смирнова
Т.И.
«Фортепиано.
Интенсивный
курс:
методические
рекомендации»; М.: РИФ «Крипто-логос», 1992 г.
2. А. Шмидт-Шкловская «О воспитании пианистических навыков»; М.:
«Классика XXI», 2013 г.
3. А. Щапов «Фортепианный урок в музыкальной школе и училище»; М.:
«Классика XXI», 2009 г.
4. Е. М. Тимакин «Воспитание пианиста»; М.: «Советский композитор», 1984
г.
МБУДО «Мирновская ДМШ»
«Освоение средств музыкальной выразительности
на начальном этапе обучения»
Открытый урок
по дополнительной предпрофессиональной
общеобразовательной программе в области музыкального
искусства «Фортепиано»
Преподавателя О.М. Ульченко
Мирный. 2021