Напоминание

Формирование жизненных компетенций на логопедических занятиях


Автор: Крючкова Светлана Александровна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МБОУ "СШ д.Охона"
Населённый пункт: г. Пестово Новгородской области
Наименование материала: Статья
Тема: Формирование жизненных компетенций на логопедических занятиях
Раздел: начальное образование





Назад




Формирование жизненных компетенций на логопедических занятиях.

Компонент

«жизненной

компетенции»

рассматривается

в

структуре

образования

как

овладение

знаниями,

умениями

и

навыками,

необходимыми ребенку с ограниченными возможностями здоровья в

обыденной жизни. Детей с нарушениями речи характеризует недостаточная

сформированность жизненных компетенций.

Для таких детей функция

жизненных компетенций состоит в обеспечении ребенка необходимым в

повседневной жизни объемом знаний, умений, навыков, формирующим

основу дальнейшего развития отношений с социальным окружением, что

достигается благодаря последовательному введению ребёнка во все более

сложное жизненное окружение, соответствующее его зоне ближайшего

развития. Основной целью этой работы является практическая подготовка

детей ОВЗ к жизни.

Для этого устанавливаются следующие обязательные направления

коррекционной помощи

1. Развитие адекватных представлений о собственных возможностях и

ограничениях, о насущно необходимом жизнеобеспечении, способности

вступать в коммуникацию со взрослыми по вопросам медицинского

сопровождения и созданию специальных условий для пребывания в школе,

своих нуждах и правах в организации обучения;

2.

Овладение

социально-бытовыми

умениями,

используемыми

в

повседневной жизни;

3.Овладение навыками коммуникации;

4.Дифференциация

и

осмысление

картины

мира

и

ее

временно-

пространственной организации;

5.Осмысление своего социального окружения и освоение

У данной категории детей имеется системное нарушение всех сторон

речи:

бедность

словарного

запаса,

неточность

употребления

слов,

значительные трудности актуализации словаря, преобладание пассивного

словаря над активным и другие. Интеграция и социальная адаптация

учащихся с ОВЗ невозможна без речевого общения и взаимодействия. При

отставании в развитии речи возникают проблемы, связанные с общением,

появляются

трудности

коммуникативного

поведения,

оказываются

расстроенными взаимоотношения между индивидом и обществом. Поэтому

особое значение уделяется развитию коммуникативных компетенций (Знание

способов взаимодействия с окружающими людьми; навыки работы в группе,

коллективе, владение различными социальными ролями), как основы для

успешной интеграции выпускника в социуме. Это способность личности к

речевому общению и умению слушать

В качестве обязательных умений, обеспечивающих коммуникативность

учащихся, выделяют:

• умение задавать вопросы и четко формулировать ответы на них,

• внимательно слушать и активно обсуждать рассматриваемые проблемы,

• комментировать высказывания собеседников и давать им критическую

оценку, аргументировать свое мнение в группе (в классе), а также

способность выражать собеседнику эмпатию,

• адаптировать свои высказывания к возможностям восприятия других

участников коммуникативного общения.

У обучающихся с речевыми нарушениями возникают сложности:

• в организации свободного общения,

• затруднения в развитии речемыслительной и познавательной деятельности,

• в осуществлении процесса социализации детей.

Логопедические

занятия

призваны

помочь

обучающимся

преодолеть

имеющиеся трудности, которые мешают детям овладеть: грамотой; устной

и

письменной

коммуникацией;

осмысленным

чтением

и

письмом;

способностью пользоваться устной и письменной речью для решения

соответствующих житейских задач

Коммуникативные трудности школьников :

- Снижение потребности в общении

-эмоциональная неуравновешенность.

- трудности в организации речевого поведения.

-неумение пользоваться средствами общения

Психологические трудности школьников:

-Стеснительность,

застенчивость,

робость,

замкнутость,

ограниченная

контактность, замедленная включаемость в ситуацию общения, неумение

поддерживать беседу.

Это неизбежно приводит к снижению коммуникативной активности, и

ограничению

процесса

свободного

общения

и

затрудняет

развитие

речемыслительной и познавательной деятельности детей.

Формирование социально- коммуникативных компетенций

у детей - это

процесс, связанный с отработкой языковых навыков, речевых умений, форм

специально усвоенного поведения, который вкючает в себя:

- Невербальное общение

- Вербальное общение

- Социальные навыки

Невербальные средства общения: мимика, позы, жесты

Вербальные средства общения:

- Коммуникативные качества речи: правильность, точность, логичность,

чистота, выразительность, богатство и уместность.

- Диалогическая и монологическая формы связной речи

- Лексико- грамматический строй речи

-Дикция

-Интонационная выразительность речи

Темпо- ритмическая характеристика речи

- Фонематический слух

Социальные навыки:

-умение выражать свои чувства и эмоции

-умение взаимодействовать со взрослыми и сверстниками (как знакомыми,

так и незнакомыми)

-умение регулировать свое эмоциональное состояние

На логопедических занятиях коммуникативное развитие идет по двум

направлениям: количественное накопление (увеличение словарного запаса,

объема высказывания); качественные изменения (произношение, развитие

связной речи, понимание обращенной речи).

УСЛОВИЯ

ФОРМИРОВАНИЯ

КОММУНИКАТИВНОЙ

КОМПЕТЕНТНОСТИ: • Работа в группах и мини-группах • Проектная

деятельность. • Использование ИКТ.

ЭТАПЫ

формирования

коммуникативных

компетенций

у

детей

с

нарушениями речи и практические приемы, которые можно использовать на

логопедических занятиях на каждом этапе:

I.«УИТЕЛЬ РУКОВОДИТ» - развитие умений по образцу учителя-логопеда

* Создание эмоционального настроя на общение

* Умение давать полный ответ на поставленный вопрос

* Умение задавать вопрос

* Повторить вопрос или ответ

* Пересказ по вопросам или плану

* Рассказ по образцу (с опорами или без)

II. «УЧИТЕЛЬ ПОМОГАЕТ»- развитие умений с помощью учителя-логопеда

или с его корректировкой.

* Умение строить речевое высказывание

* Подбор языковых средств для придания высказыванию образности,

яркости, краткости (приём – «распространение текста»)

* Умение доказывать свою мысль (приём – «приведи примеры»,

«деформированное предложение», упражнение «подружи слова»)

* Умение вступить в общую беседу со своим высказыванием

Цель этого этапа: формировать у детей, имеющих низкий уровень произвольного

внимания, умение следить за темой общей беседы и при необходимости поддержать

разговор, высказывая свою мысль.

* Управление органами артикуляции (интонирование и скорость речи) во

время озвучивания мысли

Упражнения на развитие интонационных умений Прочитай: тихо/громко,

весело/грустно, обиженно, удивленно, задумчиво, сердито; как герой сказки (злой

волк, капризная принцесса, хитрая лиса, неповоротливый медведь, петух-хвастун)

III. «УЧИТЕЛЬ НАБЛЮДАЕТ»- развитие навыков самостоятельной

коммуникации школьников, учитель в случае необходимости может внести

корректировке

Организация беседы в паре

Поддержание беседы в паре, группе

Умение вести диалог

Умение участвовать в совместных играх, викторинах

Умение осуществлять рефлексию совместной деятельности

В зависимости от поставленной на логопедическое занятие цели

используются следующие типы коммуникативных упражнений:

индивидуальные упражнения направлены на восстановление и

дальнейшее углубление контакта с собственным телом, невербальное

выражение состояний и отношений;

парные упражнения способствуют «открытости» по отношению к

партнёру, т.е. способности чувствовать, понимать и принимать его;

групповые упражнения дают ребёнку навыки взаимодействия в

коллективе через организацию совместной деятельности.

На логопедических занятиях учителя-логопеды могут использовать

следующие виды коммуникативных упражнений:

упражнения для совершенствования невербальных способов общения;

Задачи упражнений: по особенностям выразительных движений и жестов

научиться понимать определенные эмоциональные состояния окружающих,

адекватно использовать невербальные способы общения для эффективного

взаимодействия с людьми. В процессе коррекционно-педагогической работы

можно использовать следующие виды упражнений: «Я – не я!», «Вылепить

скульптуру», «Наблюдатель», «Неожиданный гость», «Игра с облаком»,

«Безмолвный разговор», «Неозвученная беседа», «Говорящие руки». Данные

игры позволяют подойти к осмыслению самых разнообразных связей и

отношений в окружающем мире. Они развивают воображение, способность

действовать в различных вымышленных и реальных жизненных ситуациях.

тренинг навыков конструктивного взаимодействия с собеседником

Задачи упражнений: развивать коммуникативные способности; освоить

формы и технику общения в различных жизненных ситуациях;

контролировать и управлять своим состоянием и речью в процессе

взаимодействия с собеседником.

упражнения для совершенствования психологических, логических и

этических умений. Задачи упражнений: осознавать свою позицию в

общении; выбирать соответствующий стиль поведения с собеседником;

держать определенную позицию в диалоге; владеть способами

выражения своих мыслей и эмоций в различных ситуациях

ПРИЁМЫ РАБОТЫ с учащимися начальной школы на логопедических

занятиях, направленные на формирование у них таких универсальных

учебных действий, которые помогут обеспечить необходимый уровень их

коммуникативной компетентности:

1) развитие и совершенствование коммуникативной готовности к обучению:

- умение внимательно слушать и слышать учителя-логопеда, не

переключаясь на посторонние воздействия; подчинять свои действия его

инструкциям и замечаниям;

- умение понять и принять учебную задачу, поставленную в вербальной

форме;

- умение владеть вербальными средствами общения в целях чёткого

восприятия, удержания и сосредоточенного выполнения учебной задачи в

соответствии с полученной инструкцией; - умение целенаправленно и

последовательно выполнять учебные действия и адекватно реагировать на

контроль и оценки со стороны учителя-логопеда.

2) формирование коммуникативных умений и навыков, адекватных ситуации

учебной деятельности:

- ответы на вопросы в точном соответствии с инструкцией, заданием;

- ответы на вопросы по ходу учебной работы с использованием усвоенной

учебной терминологии;

- ответы 2-3 фразами по ходу и итогам учебной работы (начало

формирования связного высказывания);

- применение инструкции (схемы) при подготовке связного высказывания

по ходу и итогам учебной работы;

- обращение к учителю-логопеду за разъяснением;

- пояснение инструкции, учебной задачи с использованием нужной

терминологии;

- формулирование задания при выполнении различных видов учебной

работы;

- соблюдение речевого этикета, участие в диалоге;

- составление устных связных высказываний с элементами творчества;

- восприятие и создание текста — продукта речевой (устной и

письменной) деятельности.

НАПРАВЛЕНИЯ РАБОТЫ учителя-логопеда по формированию

коммуникативной компетентности учащихся:

1. Использование элементов технологии проблемно-диалогического обучения.

2. Развитие у младших школьников навыка чтения (его технической и

смысловой стороны), работы с текстом, основанное на стратегии его

продолжения, выполнению заданий по тексту и т. п.).

3. Организация исследовательской деятельности учащихся с использованием

ИКТ.

4.Развитие и коррекция речи, формирование общеучебных знаний, умений и

навыков (информационно-поисковых, деятельностно-коммуникативных,

смыслового чтения - «чтение с остановками» (чтение с перерывами для

ответов или постановки вопросов, дискуссий по осмыслению прочитанного и

предвосхищению познавательных), творческих качеств личности через

включение обучающихся во внеурочную деятельность.

Чтобы данные занятия приносили положительный результат необходимо:

- Давать учащимся время на обдумывание их ответов.

• Обращать своё внимание и внимание учеников на каждый ответ их

товарищей.

• Не вносить своих исправлений и своего мнения (в зависимости от

ситуации).

• Поддерживать все высказывания, независимо от того, верны они или нет.

• Предоставлять возможность учащимся задавать вопросы на понимание

высказываний их товарищей, по поводу расхождений во мнении.

• Задавать уточняющие вопросы автору высказывания, если оно было

выражено непонятно для учеников.

• Создавать атмосферу доброжелательности и уважения в общении.

Конспект логопедического занятия

Тема: Образование существительных при помощи уменьшительно-

ласкательных суффиксов

Цель: ученики закрепят умения образовывать слова при помощи

уменьшительно-ласкательных суффиксов -очк-, -чик-, -ик-; находить

неправильные случаи образования слов суффиксальным способом и

исправлять их.

Задачи:

Коррекционные: совершенствовать умение образовывать

существительные с уменьшительно-ласкательным значением с

помощью суффиксов -чик-, -очк- -ик-, развивать умения выполнять

мыслительные операции, работать по алгоритму.

Обучающие: развивать и уточнять словарный запас учащихся, умение

воспроизводить информацию по образцу.

Воспитательные: повышать мотивацию к учению через использование

инновационных приемов ведения урока, воспитывать у учащихся

коммуникативные навыки общения, толерантное отношение друг к

другу.

Ресурсы: компьютер, презентация логопедической сказки в программе

POWER POINT, текст сказки, карточки с заданиями, сигнальные карточки,

наглядность – разноцветные домики на доске, мяч, рабочие тетради,

картинный план занятия.

Речевой материал: отработка правильного поведения в конфликтных

ситуациях, решение проблем коммуникативного общения учащихся,

развитие умения правильно формулировать ответы на обращения: «Давай

подумаем вместе», «Как вы считаете?».

ХОД ЗАНЯТИЯ

1. Организационный момент. Приветствие логопеда. Развитие

фонематического восприятия, мышления.

Логопед. Ребята, какое сейчас время года? Назовите зимние месяцы по

порядку. Я говорю звуки, а вы собираете их в слово: с, нь, йэ, г,о, п, а, д.

Назовите слово, правильно, это слово – «снегопад».

II. Актуализация знаний

Развитие восприятия и воспроизведения информации,развитие навыков

правильного написания безударных гласных.

Л. Подберите проверочные к словам «Снегурочка, снеговик, снегопад,

снегири». Почему к разным словам вы подобрали одно проверочное слово?

Как называются такие слова?

Д. Эти слова называются однокоренными.

Л. Скажите, что за странные деревья на доске? Что в них необычного?

Д. Корень дерева – это корень слова, ветки – суффиксы и приставки. А

листочки – слова.

Л. Правильно. А что такое суффикс?

Д. Суффикс – это часть слова, которая стоит после корня и служит для

образования слов.

Слайд 2. Покажите на схеме место суффикса, как графически обозначается

суффикс

Д. Суффикс стоит после корня, обозначается знаком «домик».

Л. Ребята, а какое новое значение придают словам суффиксы -ик-,-очк-,-

чик-?

Д. Они образуют слова – названия детенышей животных, профессий,

ласковые слова.

Л. Верно. Суффиксы в этих словах придают словам уменьшительно-

ласкательное значение.

Л. Сформулируйте тему нашего занятия, чем мы будем заниматься?

Д. Мы будем учиться образовывать слова при помощи уменьшительно-

ласкательных суффиксов.

Л. Правильно, тема нашего занятия « Образование существительных при

помощи уменьшительно-ласкательных суффиксов».

Послушайте одну историю.

Дети читают текст на слайдах 3.4 (Презентация)

Есть такая страна, называется она «Словообразование».

Слайд 5. Жили в ней три веселых брата. Звали их ОЧК, ИК и ЧИК. Жили

они дружно и всегда помогали друг другу. В волшебной стране

Словообразование они отвечали за образование ласковых слов. В доме у

братьев было уютно и чисто. Все в домике было маленькое.

Слайд 6. Игра с мячом.

Л. Дети, образуйте слова с «ласковыми» суффиксами:

Карандаш – карандашик, лента – …, шкаф – …, гвоздь – …, хвост – …, лапа

– …, юбка – … .

Составьте предложение с любым словом, запишите в тетрадь, обозначьте

суффикс.

Вы молодцы. Что же надо уметь делать, чтобы правильно образовывать

новые слова?

Д.: Надо уметь выделять корень слова, находить однокоренные слова, а затем

правильно присоединять суффикс.

Физминутка. Развитие мелкой моторики руки

Слов на свете нам не счесть

В каждом слове корень есть.

Чтобы грамотно писать.

Умейте корень выделять.

На экране появляется контур бабочки.

Л. Обведите контур бабочки глазами, закройте глаза, представьте лето,

порхающую бабочку от цветка к цветку.

Слайд 10. Упражнения на концентрацию и переключение внимания

Отработка новой темы. Развитие словообразования

Логопед работает с презентацией. На экране дано задание:

Слайды 7-9. Устно образуйте слова с помощью суффиксов -очк-:

Кровать – кроват…(кроваточка)

Шторы – штор…

Тумба – тумб…

Ваза – ваз…

Ванна – ванн…

С помощью суффикса -чик-:

Диван – диван…(диванчик)

Шкаф – шкаф…

Портфел ь – портфель…

Журнал – журналь…

Попугай – …

С помощью суффикса -ик-:

Халат – … (халатик)

Комод – …

Куст – …

Чемодан – …

Лист – …

Л. Запишите по два примера слов с суффиксами -очк-, -чик-,- ик-. Выделите

корень и суффикс согласно схеме состава слова.

Логопед работает с презентацией к уроку. Дети работают в тетрадях.

Отработка умения выполнять анализ и синтез слова.

Индивидуальная работа. Игра «Шифровальщики».

Ученики получают карточки с картинками, из названия каждой картинки

дети выделяют первый звук и составляют слово, затем обозначают суффикс.

На карточках «зашифрованы» слова: козочка, курочка, ослик, зайчик.

III. Применение знаний в нестандартной ситуации

Л. Однажды братья заспорили,кто из них главный? Кого надо слушаться?

Слайд 11.На экране текст:

Я, – говорил ЧИК, – старше всех. И надо все слова говорить с моим

суффиксом: комодчик, домчик.

– Нет, не соглашался средний брат ОЧК. Я самый главный и самый

красивый. Все слова со мной звучат красивее, чем с вами: кроваточка,

тумбочка, комодочка.

– Не согласен! – Восклицал ИК. – Я самый молодой, значит слова с

моим суффиксом самые правильные: зайчик, ежик, утик.

Л. Как вы считаете, кто был самым главным из суффиксов?

Правильно ли они образовали слова?

Развитие жизненных компетенций (воспитание толерантного отношения

друг к другу).

Л. Часто ли вы ссоритесь? Давайте подумаем вместе, всегда ли вы бываете

правы?

Что надо делать, чтобы не ссориться, как обращаться друг к другу?

Слайды12, 13. Как правильно?

Л. Вы сейчас будете учителями, я вам раздам карточки с предложениями,

исправьте ошибки, поработайте парами, помогите друг другу.

Задание на карточках. Найди ошибки в употреблении уменьшительно-

ласкательных суффиксов

Дети гуляют в лесике . Щенок сидит в будике. На лесной поляне растет

молоденький дубик.

Л. Вывод: Молодцы, дети, вы правильно выполнили задание. Вы согласны с

тем, что есть главные суффиксы и неглавные? Сделайте вывод.

Д. Вывод: нет главных суффиксов, все они одинаково служат для

образования слов.

Л. Поощряет работу учащихся.

Самостоятельная работа (развитие умения использовать полученные

знания)

Л. Составьте мини-текст на тему «Мы пришли в гости к кукле Тане».

Используйте слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами. Выберите

необходимые вам картинки среди разнообразных.

Логопед предлагает картинки по темам: «Одежда», «Мебель», «Посуда»,

«Продукты».

IV. Закрепление изученного материала. Игра «Кто в домике живет?»

Логопед читает загадки.

Дети размещают картинки в домиках с суффиксами -ОЧК-, -ЧИК-, -ИК-.

У косого нет берлоги.

Не нужна ему нора.

От врагов спасают ноги,

А от голода – кора. (Зайчик)

Съем червя, попью водицы,

Хлебных крошек поищу,

А потом снесу яичко,

Ребятишек угощу. (Курочка)

С бородою, а не старик,

С рогами, а не бык,

Не конь, а брыкается,

Доят, но не корова,

С пухом, а не птица. (Коза)

V. Итог занятия

Л. Что мы учились делать сегодня на занятии?

Д. Мы учились образовывать существительные при помощи уменьшительно-

ласкательных суффиксов.

Л. Какое значение эти суффиксы придают существительным?

Д. Суффиксы делают существительные маленькими и ласковыми.

Л. Как вы считаете, какие надо сказать слова друг другу, чтобы не

ссориться?

Д. Я считаю, надо сказать друг другу: «Мы с тобой друзья, не будем

ссориться», «Давай подумаем вместе»

Л. Да, все вопросы можно и нужно решать без ссор и драк, а что для этого

надо? Правильно, уважать и уметь слушать друг друга.

VI. Воспроизведение информации по образцу – развитие

репродуктивного мышления

Логопед предлагает детям вспомнить события в сказке, составить картинный

план занятия. Картинный план составляется логопедом в свободной форме по

содержанию занятия. Иллюстрации должны отражать основные этапы урока

и способствовать развитию речи учащихся.

Такой прием позволяет детям закрепить изученный материал, развивает речь,

память, внимание, мышление.

Л. Наше занятие закончено. Вы замечательно работали. Большое вам

спасибо.

Занятие заканчивается составлением учениками текста на последнем слайде

презентации: «Спасибо за хорошую работу».



В раздел образования



Поделиться в социальной сети Одноклассники