Напоминание

«Портфолио» как интегральная накопительная система оценивания в школе (из опыта работы).


Автор: Подолян Галина Викторовна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ СОШ № 40 им. В. А. Скугаря
Населённый пункт: г. Симферополь, Республика Крым
Наименование материала: статья
Тема: «Портфолио» как интегральная накопительная система оценивания в школе (из опыта работы).
Раздел: начальное образование





Назад




«Портфолио» как интегральная накопительная система

оценивания в школе (из опыта работы).

Главным показателем эффективности какой-либо деятельности

является, как известно, ее результат. Основная трудность в решении вопроса

о результатах воспитания состоит в необходимости соблюдения

одновременно двух важных условий. С одной стороны эти результата

должны быть четко определяемы, реалистичны и диагностируемы. С другой

стороны, в соответствии с требованиями Стандарта оценка этих результатов

должна проводиться в форме, не представляющей угрозы личности,

психологической безопасности и эмоциональному статусу учащегося.

Введение Федеральных образовательных стандартов нового поколения

поставило на новый уровень систему оценивания обучающихся: она стала

комплексной, и, кроме привычного предметного оценивания, появилось

оценивание личностное. Появилась системная оценка личных достижений

или как ее часто называют «Портфель личных достижений».

Это, позволяет скорректировать привычное пятибалльное оценивание:

- Новые образовательные цели не проверяются старыми контрольно -

измерительными материалами

- Традиционная фиксация в журнале не позволяет увидеть соответствие

требованиям

- Пятибалльные отметки не отражают всего разнообразия качественных

оценок

- Традиции оценивания не позволяют развивать самооценку школьников

- Традиции оценивания дискомфортны для учеников, отрицательно влияют

на их мотивацию

Ребенок не может быть неинтересен и неуспешен во всем, именно

ситуация успеха может стать мотивом и обеспечить интерес к учебе.

Появилась конечная цель, сформулированная так: «необходимо построение

объективной системы оценки качества образования, согласованной с

интегральным потребителем образовательных услуг (личность, общество,

государство)»

Системная оценка личностных, метапредметных и предметных

результатов реализуется в рамках накопительной системы – рабочего

Портфолио или портфеля личных достижений.

Портфолио – это слово, имееющее перевод с разных языков:

французского «собрание листов», с итальянского «портфель», «папка с

документами», с английского «портфель для документов».

Какую же цель ставит Федеральный Государственный Образовательный

Стандартпри введении Технологии Портфолио в начальной школе?

Технология Портфолио в условиях введения ФГОС внедряется с целью

индивидуализации и дифференциации процесса обучения, личностного и

профессионального самоопределения обучающихся, формирования у них

мотивации на достижение определенных результатов воспитания и развития,

тем самым выполняет роль индивидуальной накопительной оценки и, наряду

с результатами экзаменов, определяет рейтинг выпускника школы

Портфолио ученика:

- является современным педагогическим инструментом сопровождения

развития и оценки достижений учащихся, ориентированным на обновление и

совершенствование качества образования;

- реализует одно из основных положений Федеральных государственных

образовательных стандартов общего образования второго поколения –

формирование универсальных учебных действий;

- позволяет учитывать возрастные особенности развития универсальных

учебных действий учащихся младших классов;

- предполагает активное вовлечение учащихся в оценочную деятельность.

Цели и задачи ведения портфолио:

- создание ситуации успеха для каждого ученика, повышение самооценки и

уверенности в собственных возможностях;

- максимальное раскрытие индивидуальных способностей каждого ребенка;

- развитие познавательных интересов учащихся и формирование готовности

к самостоятельному познанию;

- формирование установки на творческую деятельность и умений творческой

деятельности, развитие мотивации дальнейшего творческого роста;

- формирование положительных моральных и нравственных качеств

личности;

- приобретение навыков рефлексии, формирование умения анализировать

собственные интересы, склонности, потребности и соотносить их с

имеющимися возможностями ("я реальный", "я идеальный");

- формирование жизненных идеалов, стимулирование стремления к

самосовершенствованию.

Девиз работы с портфолио

«Каждодневный творческий процесс ученика должен быть зафиксирован»

Преимущества Портфолио как метода оценивания достижений

учащихся:

- направлено на контроль новых приоритетов современного образования,

которыми являются УУД (универсальные учебные действия);

- учитывает особенности развития критического мышления учащихся путем

использования трех стадий: вызов (проблемная ситуация) – осмысление –

рефлексия;

- позволяет помочь учащимся самим определять цели обучения,

осуществлять активное присвоение информации и размышлять о том, что

они узнали.

Работая с портфолио, школьник:

- формирует навык самоконтроля и самооценки;

- видет своё продвижение.

Материал портфолио собирается не один год, а в течение всего периода

обучения. Портфолио является формой оценивания образовательных

результатов по продукту, созданному учащимся в ходе учебной, творческой,

социальной и других видов деятельности.

Философия портфолио предполагает:

- cмещение акцента с того, что учащийся не знает и не умеет, на то, что он

знает и умеет по данной теме и данному предмету;

- интеграцию количественной и качественной оценок;

- перенос педагогического ударения с оценки на самооценку;

- перенос педагогического ударения с оценки на самооценку;- основной

смысл портфолио: "Показать все, на что ты способен".

Портфолио в качестве накопительной оценки отражает устойчивые и

долговременные образовательные результаты, компенсируя эффект

случайного успеха или неуспеха в ситуации экзамена, тестирования.

Работа над созданием портфолио начинается на начальной ступени

обучения.

В первом классе, когда ребенок только начинает работать над

составлением портфолио, без помощи родителей не обойтись. По мере

взросления ребёнка. Помощь родителей должна быть сведена к минимуму.

Начиная со второго класса ученик проводит самооценку портфолио по

шкале: хорошо, отлично, нормально, превосходно. Самооценка может

проходить в различное время: в конце месяца, четверти, во время

размещения новых материалов. Если какой-то материал, по мнению ребенка,

утратил свою ценность, его можно убрать.

Как выглядит портфолио?

Основной смысл Портфолио – показать все, на что ты способен.

Оформление портфолио создаст для учеников ситуацию успеха и послужит

стимулом для дальнейшего творческого роста.

Как правило, для создания портфолио требуется папка «на кольцах»

(обычная или архивная), которая наполнена файлами с перфорацией.

Желательно приобрести разноформатные файлы для хранения документов

или работформата А4, А5 и А3. Дополнительно можно вложить разделители,

которые помогут структурировать папку по разделам.

Жестких требований (государственного образца) на данный момент не

существует. И это радует! Ведь работа над портфолио хорошая возможность

проявить себя, подойти творчески к этой задаче, придумать чтото свое,

оригинальное.

Раздел Титульный лист

Содержит основную информацию (фамилия имя и отчество; учебное

заведение, класс), контактную информацию и фото ученика.

Считаю важным дать ребенку самому выбрать фотографию для титульного

листа. Не стоит давить на него и склонять к выбору строгого портрета. Дайте

ему возможность показать себя таким, каким он себя представляет и хочет

представиться другим. Здесь можно поместить любую информацию,

которая интересна и важна для ребенка.

Раздел «Мой мир»

«Мое имя» информация о том, что означает имя, можно написать о

знаменитых людях, носивших и носящих это имя. Если у ребенка редкая или

интересная фамилия, можно найти информацию о том, что она означает.

«Моя семья» здесь можно рассказать о каждом члене семьи или составить

небольшой рассказ о своей семье.

«Мой город» рассказ о родном городе (селе, деревне), о его интересных

местах. Здесь же можно разместить нарисованную вместе с ребенком схему

маршрута от дома до школы

«Мои друзья» фотографии друзей, информация об их интересах,

увлечениях.

«Мои увлечения» небольшой рассказ о том, чем увлекается ребенок. Здесь

же можно написать о занятиях в спортивной секции, учебе в музыкальной

школе или других учебных заведениях дополнительного образования.

«Моя школа» рассказ о школе и о педагогах.

«Мои любимые школьные предметы» небольшие заметки о любимых

школьных предметах, построенные по принципу «мне нравится..., потому

что...». Также неплох вариант с названием

Раздел «Моя учеба»

В этом разделе заголовки листов посвящены конкретному школьному

предмету. Ученик наполняет этот раздел удачно написанными

контрольными работами, интересными проектами,отзывами о прочитанных

книгах, графиками роста скорости чтения, творческими работами.

Раздел «Моя общественная работа»

Все мероприятия, которые проводятся вне рамок учебной деятельности

можно отнести к общественной работе (поручениям). Может быть, ребенок

играл роль в школьном спектакле, или читал стихи на торжественной

линейке, или оформил стенгазету к празднику или выступал на утреннике…

Вариантов очень много. Оформлять этот раздел желательно с

использованием фотографий и кратких сообщений на тему.

Раздел «Мое творчество»

В этот раздел ребенок помещает свои творческие работы: рисунки,

сказки, стихи. Если выполнена объемная работа (поделка), нужно поместить

ее фотографию. Родителям необходимо предоставить полную свободу

ребенку при наполнении этого раздела!

Раздел «Мои впечатления»

В школе дети принимают активное участие в программах, ходят в

клуб, на выставки, посещают музеи. Необходимо в завершение экскурсии

или похода предложить ребенку творческое домашнее задание, выполняя

которое, он не только вспомнит содержание экскурсии, но и получит

возможность выразить свои впечатления.

Раздел «Мои достижения»

Включает в себя накопление грамот, сертификатов, дипломов,

похвальных листов, что помогает проследить динамику личностного роста,

сформировать ситуацию успеха.

Важно! Если работа принимала участие в выставке или участвовала в

конкурсе, также необходимо дать информацию об этом мероприятии:

название, когда, где и кем проводилось. Хорошо бы дополнить это

сообщение фотографией. Если событие освещалось в СМИ или Интернете

надо найти эту информацию. Здесь размещаются грамоты, сертификаты,

дипломы, письма, а также итоговые аттестационные ведомости. Причем в

начальной школе не следует разделять по важности успехи в учебе

(похвальный лист) и успехи, например, в спорте (диплом). Лучше выбрать

расположение не в порядке значимости, а, например, в хронологическом

порядке.

Раздел «Работы, которыми я горжусь»

В начале нового учебного года необходимо внимательно изучить

портфолио, проанализировать собранный в нем материал. При переходе в

старший класс содержимое всех разделов надо полностью обновить. Менее

значимые работы и документы извлекаются (можно поместить в отдельную

папку), а то, что представляет большую ценность, размещается в разделе.

Раздел «Отзывы и пожелания»,

В портфолио ученика этот раздел включает положительную оценку

педагогом его стараний, рекомендации и пожелания, например, по итогам

учебного года.

Задачи портфолио, конечно же, не решаются за один два года.

Необходимо реально оценить возможности учащихся, родителей в

возможности предоставления материалов, позволяющих составить “картину”

значимых образовательных результатов в целом, обеспечить отслеживание

его индивидуального прогресса в широком образовательном контексте,

продемонстрировать его способности практически применять приобретенные

знания и умения.

Основная проблема при внедрении этой инновации – проблема общей

неготовностиучастников образовательного процесса к работе с новым

методом оценивания образовательной деятельности:

– у учащихся недостаточно развита мотивация достижений, имеются

трудности в вопросах целеполагания, самостоятельного планирования и

организации собственной учебной деятельности, умения систематизировать

и анализировать собственный собранный материал;

– неподготовленность родителей к осознанию важности и значимости

портфолио как документа, позволяющего подтвердить уровень имеющихся

знаний учащихся и сделать правильный выбор дальнейшего профиля

обучения.

У родителей действует такой стереотип: нейтрально - спокойное

отношение к деятельности педагогов и детей, а порой и категоричная оценка:

«В современном обществе, к сожалению, значимы не результаты, а иные,

точнее финансовые, возможности».

Систематическая работа с портфолио поможет учителям и родителям

совместно со школьником решать важные задачи:

- своевременно отмечать успехи ученика;

- диагностировать и проводить мониторинг индивидуального роста

успешности учащегося;

- поддерживать интерес школьника к получению качественного образования;

- формировать самооценку школьника в процессе учебной и внеучебной

деятельности;

- способствовать формированию умения добиваться решения поставленных

задач.

Внедрение технологии портфолио требует большой и систематической

работы учителя.

Работа над портфолио поддерживает учебную мотивацию, создает

ситуацию успеха, формирует навыки учебной деятельности, поощряет

активность и самостоятельность, а также развивает навыки рефлексивной и

оценочной деятельности. Девизом работы с портфолио ученика начальной

школы должна стать фраза «Каждодневный творческий процесс ученика

должен быть зафиксирован»

Именно технология «Портфолио» обладает широкими возможностями

для реализации творческих способностей и познавательных интересов

школьников в конкретных условиях. Использование данной технологии

позволяет стимулировать учащихся, ориентировать их на достижение

высоких учебных результатов, максимально развивать их познавательные и

креативные способности.

К концу четвертого класса получается объемный красочный и

интересный альбом, в котором отражены учебная и творческая деятельность

ребенка, его цели, отношение к окружающим, фантазии, вкусы. Портфолио

способствует повышению самооценки ученика, позволяет ребенку взглянуть

на себя со стороны, раскрывает индивидуальные возможности и творческий

потенциал. Ведь папка личных достижений является «технологией

всматривания в себя, которая понадобится ребенку на протяжении всей его

жизни».

Закончить я бы хотела словами Э. Хаббарта:

Цель обучения ребенка состоит в том, чтобы сделать его

способным развиваться дальше без помощи учителя.

А портфолио, при умелой работе, помогает учителю добиться этой

цели.



В раздел образования



Поделиться в социальной сети Одноклассники