Автор: Подолян Галина Викторовна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ СОШ № 40 им. В. А. Скугаря
Населённый пункт: г. Симферополь, Республика Крым
Наименование материала: статья
Тема: «Портфолио» как интегральная накопительная система оценивания в школе (из опыта работы).
Раздел: начальное образование
«Портфолио» как интегральная накопительная система
оценивания в школе (из опыта работы).
Главным показателем эффективности какой-либо деятельности
является, как известно, ее результат. Основная трудность в решении вопроса
о результатах воспитания состоит в необходимости соблюдения
одновременно двух важных условий. С одной стороны эти результата
должны быть четко определяемы, реалистичны и диагностируемы. С другой
стороны, в соответствии с требованиями Стандарта оценка этих результатов
должна проводиться в форме, не представляющей угрозы личности,
психологической безопасности и эмоциональному статусу учащегося.
Введение Федеральных образовательных стандартов нового поколения
поставило на новый уровень систему оценивания обучающихся: она стала
комплексной, и, кроме привычного предметного оценивания, появилось
оценивание личностное. Появилась системная оценка личных достижений
или как ее часто называют «Портфель личных достижений».
Это, позволяет скорректировать привычное пятибалльное оценивание:
- Новые образовательные цели не проверяются старыми контрольно -
измерительными материалами
- Традиционная фиксация в журнале не позволяет увидеть соответствие
требованиям
- Пятибалльные отметки не отражают всего разнообразия качественных
оценок
- Традиции оценивания не позволяют развивать самооценку школьников
- Традиции оценивания дискомфортны для учеников, отрицательно влияют
на их мотивацию
Ребенок не может быть неинтересен и неуспешен во всем, именно
ситуация успеха может стать мотивом и обеспечить интерес к учебе.
Появилась конечная цель, сформулированная так: «необходимо построение
объективной системы оценки качества образования, согласованной с
интегральным потребителем образовательных услуг (личность, общество,
государство)»
Системная оценка личностных, метапредметных и предметных
результатов реализуется в рамках накопительной системы – рабочего
Портфолио или портфеля личных достижений.
Портфолио – это слово, имееющее перевод с разных языков:
французского «собрание листов», с итальянского «портфель», «папка с
документами», с английского «портфель для документов».
Какую же цель ставит Федеральный Государственный Образовательный
Стандартпри введении Технологии Портфолио в начальной школе?
Технология Портфолио в условиях введения ФГОС внедряется с целью
индивидуализации и дифференциации процесса обучения, личностного и
профессионального самоопределения обучающихся, формирования у них
мотивации на достижение определенных результатов воспитания и развития,
тем самым выполняет роль индивидуальной накопительной оценки и, наряду
с результатами экзаменов, определяет рейтинг выпускника школы
Портфолио ученика:
- является современным педагогическим инструментом сопровождения
развития и оценки достижений учащихся, ориентированным на обновление и
совершенствование качества образования;
- реализует одно из основных положений Федеральных государственных
образовательных стандартов общего образования второго поколения –
формирование универсальных учебных действий;
- позволяет учитывать возрастные особенности развития универсальных
учебных действий учащихся младших классов;
- предполагает активное вовлечение учащихся в оценочную деятельность.
Цели и задачи ведения портфолио:
- создание ситуации успеха для каждого ученика, повышение самооценки и
уверенности в собственных возможностях;
- максимальное раскрытие индивидуальных способностей каждого ребенка;
- развитие познавательных интересов учащихся и формирование готовности
к самостоятельному познанию;
- формирование установки на творческую деятельность и умений творческой
деятельности, развитие мотивации дальнейшего творческого роста;
- формирование положительных моральных и нравственных качеств
личности;
- приобретение навыков рефлексии, формирование умения анализировать
собственные интересы, склонности, потребности и соотносить их с
имеющимися возможностями ("я реальный", "я идеальный");
- формирование жизненных идеалов, стимулирование стремления к
самосовершенствованию.
Девиз работы с портфолио
«Каждодневный творческий процесс ученика должен быть зафиксирован»
Преимущества Портфолио как метода оценивания достижений
учащихся:
- направлено на контроль новых приоритетов современного образования,
которыми являются УУД (универсальные учебные действия);
- учитывает особенности развития критического мышления учащихся путем
использования трех стадий: вызов (проблемная ситуация) – осмысление –
рефлексия;
- позволяет помочь учащимся самим определять цели обучения,
осуществлять активное присвоение информации и размышлять о том, что
они узнали.
Работая с портфолио, школьник:
- формирует навык самоконтроля и самооценки;
- видет своё продвижение.
Материал портфолио собирается не один год, а в течение всего периода
обучения. Портфолио является формой оценивания образовательных
результатов по продукту, созданному учащимся в ходе учебной, творческой,
социальной и других видов деятельности.
Философия портфолио предполагает:
- cмещение акцента с того, что учащийся не знает и не умеет, на то, что он
знает и умеет по данной теме и данному предмету;
- интеграцию количественной и качественной оценок;
- перенос педагогического ударения с оценки на самооценку;
- перенос педагогического ударения с оценки на самооценку;- основной
смысл портфолио: "Показать все, на что ты способен".
Портфолио в качестве накопительной оценки отражает устойчивые и
долговременные образовательные результаты, компенсируя эффект
случайного успеха или неуспеха в ситуации экзамена, тестирования.
Работа над созданием портфолио начинается на начальной ступени
обучения.
В первом классе, когда ребенок только начинает работать над
составлением портфолио, без помощи родителей не обойтись. По мере
взросления ребёнка. Помощь родителей должна быть сведена к минимуму.
Начиная со второго класса ученик проводит самооценку портфолио по
шкале: хорошо, отлично, нормально, превосходно. Самооценка может
проходить в различное время: в конце месяца, четверти, во время
размещения новых материалов. Если какой-то материал, по мнению ребенка,
утратил свою ценность, его можно убрать.
Как выглядит портфолио?
Основной смысл Портфолио – показать все, на что ты способен.
Оформление портфолио создаст для учеников ситуацию успеха и послужит
стимулом для дальнейшего творческого роста.
Как правило, для создания портфолио требуется папка «на кольцах»
(обычная или архивная), которая наполнена файлами с перфорацией.
Желательно приобрести разноформатные файлы для хранения документов
или работформата А4, А5 и А3. Дополнительно можно вложить разделители,
которые помогут структурировать папку по разделам.
Жестких требований (государственного образца) на данный момент не
существует. И это радует! Ведь работа над портфолио хорошая возможность
проявить себя, подойти творчески к этой задаче, придумать чтото свое,
оригинальное.
Раздел Титульный лист
Содержит основную информацию (фамилия имя и отчество; учебное
заведение, класс), контактную информацию и фото ученика.
Считаю важным дать ребенку самому выбрать фотографию для титульного
листа. Не стоит давить на него и склонять к выбору строгого портрета. Дайте
ему возможность показать себя таким, каким он себя представляет и хочет
представиться другим. Здесь можно поместить любую информацию,
которая интересна и важна для ребенка.
Раздел «Мой мир»
«Мое имя» информация о том, что означает имя, можно написать о
знаменитых людях, носивших и носящих это имя. Если у ребенка редкая или
интересная фамилия, можно найти информацию о том, что она означает.
«Моя семья» здесь можно рассказать о каждом члене семьи или составить
небольшой рассказ о своей семье.
«Мой город» рассказ о родном городе (селе, деревне), о его интересных
местах. Здесь же можно разместить нарисованную вместе с ребенком схему
маршрута от дома до школы
«Мои друзья» фотографии друзей, информация об их интересах,
увлечениях.
«Мои увлечения» небольшой рассказ о том, чем увлекается ребенок. Здесь
же можно написать о занятиях в спортивной секции, учебе в музыкальной
школе или других учебных заведениях дополнительного образования.
«Моя школа» рассказ о школе и о педагогах.
«Мои любимые школьные предметы» небольшие заметки о любимых
школьных предметах, построенные по принципу «мне нравится..., потому
что...». Также неплох вариант с названием
Раздел «Моя учеба»
В этом разделе заголовки листов посвящены конкретному школьному
предмету. Ученик наполняет этот раздел удачно написанными
контрольными работами, интересными проектами,отзывами о прочитанных
книгах, графиками роста скорости чтения, творческими работами.
Раздел «Моя общественная работа»
Все мероприятия, которые проводятся вне рамок учебной деятельности
можно отнести к общественной работе (поручениям). Может быть, ребенок
играл роль в школьном спектакле, или читал стихи на торжественной
линейке, или оформил стенгазету к празднику или выступал на утреннике…
Вариантов очень много. Оформлять этот раздел желательно с
использованием фотографий и кратких сообщений на тему.
Раздел «Мое творчество»
В этот раздел ребенок помещает свои творческие работы: рисунки,
сказки, стихи. Если выполнена объемная работа (поделка), нужно поместить
ее фотографию. Родителям необходимо предоставить полную свободу
ребенку при наполнении этого раздела!
Раздел «Мои впечатления»
В школе дети принимают активное участие в программах, ходят в
клуб, на выставки, посещают музеи. Необходимо в завершение экскурсии
или похода предложить ребенку творческое домашнее задание, выполняя
которое, он не только вспомнит содержание экскурсии, но и получит
возможность выразить свои впечатления.
Раздел «Мои достижения»
Включает в себя накопление грамот, сертификатов, дипломов,
похвальных листов, что помогает проследить динамику личностного роста,
сформировать ситуацию успеха.
Важно! Если работа принимала участие в выставке или участвовала в
конкурсе, также необходимо дать информацию об этом мероприятии:
название, когда, где и кем проводилось. Хорошо бы дополнить это
сообщение фотографией. Если событие освещалось в СМИ или Интернете
надо найти эту информацию. Здесь размещаются грамоты, сертификаты,
дипломы, письма, а также итоговые аттестационные ведомости. Причем в
начальной школе не следует разделять по важности успехи в учебе
(похвальный лист) и успехи, например, в спорте (диплом). Лучше выбрать
расположение не в порядке значимости, а, например, в хронологическом
порядке.
Раздел «Работы, которыми я горжусь»
В начале нового учебного года необходимо внимательно изучить
портфолио, проанализировать собранный в нем материал. При переходе в
старший класс содержимое всех разделов надо полностью обновить. Менее
значимые работы и документы извлекаются (можно поместить в отдельную
папку), а то, что представляет большую ценность, размещается в разделе.
Раздел «Отзывы и пожелания»,
В портфолио ученика этот раздел включает положительную оценку
педагогом его стараний, рекомендации и пожелания, например, по итогам
учебного года.
Задачи портфолио, конечно же, не решаются за один два года.
Необходимо реально оценить возможности учащихся, родителей в
возможности предоставления материалов, позволяющих составить “картину”
значимых образовательных результатов в целом, обеспечить отслеживание
его индивидуального прогресса в широком образовательном контексте,
продемонстрировать его способности практически применять приобретенные
знания и умения.
Основная проблема при внедрении этой инновации – проблема общей
неготовностиучастников образовательного процесса к работе с новым
методом оценивания образовательной деятельности:
– у учащихся недостаточно развита мотивация достижений, имеются
трудности в вопросах целеполагания, самостоятельного планирования и
организации собственной учебной деятельности, умения систематизировать
и анализировать собственный собранный материал;
– неподготовленность родителей к осознанию важности и значимости
портфолио как документа, позволяющего подтвердить уровень имеющихся
знаний учащихся и сделать правильный выбор дальнейшего профиля
обучения.
У родителей действует такой стереотип: нейтрально - спокойное
отношение к деятельности педагогов и детей, а порой и категоричная оценка:
«В современном обществе, к сожалению, значимы не результаты, а иные,
точнее финансовые, возможности».
Систематическая работа с портфолио поможет учителям и родителям
совместно со школьником решать важные задачи:
- своевременно отмечать успехи ученика;
- диагностировать и проводить мониторинг индивидуального роста
успешности учащегося;
- поддерживать интерес школьника к получению качественного образования;
- формировать самооценку школьника в процессе учебной и внеучебной
деятельности;
- способствовать формированию умения добиваться решения поставленных
задач.
Внедрение технологии портфолио требует большой и систематической
работы учителя.
Работа над портфолио поддерживает учебную мотивацию, создает
ситуацию успеха, формирует навыки учебной деятельности, поощряет
активность и самостоятельность, а также развивает навыки рефлексивной и
оценочной деятельности. Девизом работы с портфолио ученика начальной
школы должна стать фраза «Каждодневный творческий процесс ученика
должен быть зафиксирован»
Именно технология «Портфолио» обладает широкими возможностями
для реализации творческих способностей и познавательных интересов
школьников в конкретных условиях. Использование данной технологии
позволяет стимулировать учащихся, ориентировать их на достижение
высоких учебных результатов, максимально развивать их познавательные и
креативные способности.
К концу четвертого класса получается объемный красочный и
интересный альбом, в котором отражены учебная и творческая деятельность
ребенка, его цели, отношение к окружающим, фантазии, вкусы. Портфолио
способствует повышению самооценки ученика, позволяет ребенку взглянуть
на себя со стороны, раскрывает индивидуальные возможности и творческий
потенциал. Ведь папка личных достижений является «технологией
всматривания в себя, которая понадобится ребенку на протяжении всей его
жизни».
Закончить я бы хотела словами Э. Хаббарта:
Цель обучения ребенка состоит в том, чтобы сделать его
способным развиваться дальше без помощи учителя.
А портфолио, при умелой работе, помогает учителю добиться этой
цели.