Автор: Черткова Наталья Петровна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ СОШ №28
Населённый пункт: Симферополь, Республика Крым
Наименование материала: статья
Тема: Использование ИКТ в начальной школе в рамках ФГОС третьего поколения
Раздел: начальное образование
ИСПОЛЬОВАНИЕ ИКТ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
В мире, который становится всё более зависимым от информационных
технологий, школьники и учителя должны быть знакомы с ними. И
учитель, если он заботится о своих учениках, их будущем, должен помочь
им освоить новые жизненно необходимые навыки.
Использование компьютерных технологий – это не влияние моды, а
необходимость, диктуемая сегодняшним уровнем развития образования.
Достоинства использования ИКТ можно свести к двум группам:
техническим и дидактическим. Техническими достоинствами являются
быстрота, маневренность, оперативность, возможность просмотра и
прослушивания фрагментов и другие мультимедийные функции.
Дидактические достоинства интерактивных уроков – создание эффекта
присутствия ("Я это видел!"), у учащихся появляется ощущение
подлинности, реальности событий, интерес, желание узнать и увидеть
больше.
Возможности ИКТ:
· создание и подготовка дидактических материалов (варианты заданий,
таблицы, памятки, схемы, чертежи, демонстрационные таблицы и т.д.);
· создание мониторингов по отслеживанию результатов обучения и
воспитания;
создание текстовых работ;
· обобщение методического опыта в электронном виде и т. д.
Применение ИКТ в процессе обучения и воспитания младших
школьников повышают общий уровень учебного процесса, усиливающие
познавательную активность учащихся. Но, чтобы так учить младших
школьников, одного желания мало. Учителю необходимо овладеть рядом
умений.
· технические, т.е. умения, необходимые для работы на компьютере в
качестве пользования стандартного программного обеспечения;
· методические, т.е. умения, необходимые для грамотного обучения
младших школьников;
· технологические, т.е. умения, необходимые для грамотного
использования информационных средств обучения на разных уроках,
проводимых в начальной школе.
Основная цель применения ИКТ состоит в повышении качества обучения.
Качество обучения – это, то для чего мы работаем.
С помощью компьютерных технологий можно решить следующие задачи:
· усиление интенсивности урока;
· повышение мотивации учащихся;
· мониторинг их достижений.
Трудно представить себе современный урок без использования ИКТ.
ИКТ технологии могут быть использованы на любом этапе урока:
1. Для обозначения темы урока.
2. В начале урока с помощью вопросов по изучаемой теме, создавая
проблемную ситуацию.
3. Как сопровождение объяснения учителя (презентации, формулы, схемы,
рисунки, видеофрагменты и т.д.)
4. Для контроля учащихся.
Подготовка подобных уроков требует еще более тщательной подготовки,
чем в обычном режиме. Составляя урок с использованием ИКТ,
необходимо продумать последовательность технологических операций,
формы и способы подачи информации на большой экран. Степень и время
мультимедийной поддержки урока могут быть различными: от нескольких
минут до полного цикла.
При помощи ИКТ и интернет ресурсов можно проводить настоящие
виртуальные путешествия на уроках окружающего мира, что было
представлено на открытом уроке «План и карта»
Одно из направлений применения ИКТ в реализации воспитательной
системы класса - проведение классных мероприятий, родительских
собраний. Использование средств ИКТ позволяет сделать данные
мероприятия более наглядными, мобильными и интересными, а самое
главное позволяет привлечь к их организации большее количество
учеников, их родителей.
То, о чём сказано выше, всего лишь крупица из проведённых уроков и
мероприятий, но насколько интересно на них детям.
Психолого-педагогические исследования в классе показали, что
использование возможностей ИКТ в начальной школе способствует:
-повышению мотивации к учению,
-повышению эффективности образовательного процесса за счёт высокой
степени наглядности,
-активизации познавательной деятельности, повышению качественной
успеваемости школьников,
-развитие наглядно-образного, информационного мышления,
-развитию навыков самообразования и самоконтроля у младших
школьников,
-повышению активности и инициативности младших школьников на
уроке,
-повышению уровня комфортности обучения.
Все это позволяет говорить о повышении качества работы учителя.
Как показывает практика, без новых информационных технологий уже
невозможно представить себе современную школу. Уроки с
использованием ИКТ становятся привычными для учащихся начальной
школы, а для учителей становятся нормой работы – это, на мой взгляд,
является одним из важных результатов инновационной работы в практике
работы учителя начальных классов.