Напоминание

"Дифференциация Д-Т в словах предложениях и тексте"


Автор: Мосина Людмила Александровна
Должность: учитель логопед
Учебное заведение: МКОУ Варгашинская СОШ №1
Населённый пункт: Р. п, Варгаши Курганской обл
Наименование материала: Конспект логопедического занятия с учащимися 2 класса, имеющими нарушения письма и чтения.
Тема: "Дифференциация Д-Т в словах предложениях и тексте"
Раздел: дополнительное образование





Назад




Конспект логопедического занятия с учащимися 2

класса, имеющими нарушения письма и чтения.

Тема: Дифференциация букв д-т в словах, предложениях и тексте.

Цель урока:

Закрепление навыков дифференциации звуков и букв Д-Т в слогах,

словах и предложениях.

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

1.

Закреплять знания о звуках Д-Т;

2.

Дифференцировать парные согласные в слогах, словах и предложениях.

3.

Соотносить звуки и буквы с символами.

Коррекционно-развивающие:

1.

Развивать навык фонематическое восприятие и умение выделять из потока

речи звуки Д-Т.

2. Развивать связную речь.

3. Обогащать словарь учащихся словами со звуком Д-Т и грамматические

формы речи.

4. развивать внимания, память, логическое мышление.

Коррекционно- воспитательные:

1.

Воспитывать контроль, самооценку.

2.

Воспитывать желание активно работать на занятиях.

Оборудование: Дорога из подручного материала (цветная бумага, ткань и

т.п.), фигурки деревьев, карточки с буквами д, т на каждого ребенка, домик

из конструктора, карточки с заданиями ,набор слогов, презентация,

смайлики для рефлексии.

Ход:

1.

Орг.момент.

Аудиозапись песенки Красной шапочки «Если долго-долго-долго...»

«Большие ноги идут по дороге — топ-топ-топ,

Маленькие ножки бегут по дорожке — топ-топ-топ, топ-топ-топ».

- Ребята, Давайте подарим друг другу хорошее - настроение.

Я улыбаюсь вам, а вы улыбнитесь друг другу.

2. Постановка целей урока. Сообщение темы урока.

Сегодня у нас не простой урок, а урок – путешествие. И мы сегодня не

ученики, а путешественники. Мы должны дойти до главного города этой

страны "Умники и умницы". Дорога впереди нас ожидает нелегкая, нам

пригодятся наши знания, мы должны много трудиться. Наши тетради - это

записные книжки путешественников. В них мы будем записывать свои

открытия.

Откройте свои записные книжки и запишите число.

3.Первая наша остановка: город загадок

– Отгадайте загадку:

Его весной и летом

Мы видели одетым,

А осенью с бедняжки

Сорвали все рубашки.

(Дерево.) (слайд 2)

– Назовите первый звук в слове «дерево». ( слайд 3)

Дайте ему характеристику.

Назовите букву, которой он обозначается.

(Прикрепляю на доску Д)

– Отгадайте следующую загадку:

То я в клетку, то в линейку,

Написать на мне сумей-ка.

Можешь и нарисовать.

Что такое я?

(Тетрадь.) ( слайд 4 )

– Назовите первый звук в слове «тетрадь». (слайд 5)

Дайте ему характеристику.

Назовите букву, которой он обозначается

Характеристика звуков: согласные, твердые, могут быть мягкими, Сегодня

мы будем повторять звуки д — т. д — звонкий, т — глухой. (Слайд 6 )

Изолированное произношение звуков. Артикуляционная гимнастика:

«Часики», «Автомат» - звук дддд, «Молоток» - звук тттт, «Болтушка»

Пальчиковая гимнастика

Самомассаж.

Посчитайте пальчики. В каких словах есть звуки д и д?

(седьмой, девятый, десятый)

В каких словах есть звуки т и т?

(второй, третий, четвертый, пятый, шестой, девятый, десятый).

.

4.Вторая наша остановка: фонематическое озеро.

а) - Проверим, какие вы внимательные. О каком звуке сказано?

Языком, передним краем Языком в десну ударим,

В дёсна верхние ударим. Звонкий голос мы добавим.

Звук короткий, звук взрывной, (Звук [д])

Звук без голоса, глухой. (Звук [т])

Задание Назови картинки. Выдели звук «Д» или «Т». Запиши букву.

Определи место звуков «Д» и «Т» в словах:

(слайд 7)

5.Третья наша остановка: БУКВЕННЫЙ ЛЕС

Буква Д и Т заблудились в буквенном лесу их нужно найти. Букву «Д» найди

и зачеркни , букву «Т» подчеркни:( карточки выдаются детям)

В О Д А Р Н З М Т Е Ч И В К С Н Д А З О Л Д Н Т Г Ы Е З С Т Д Ц Н Я С Т У Д И К А Е Т

Ч З В С Ы Д И Т Г Р Д О Щ Д З С В Д П Т С Н Ы Ф Д Н З АТ Л В С Т Ф Н З Д К Г С Д З Г

В Ф Р Т С Н В Т К Д Б З В Д И М Ю Т Д Е З О Ф Ы З Ь Ю Е Т

Буквы мы нашли, а теперь их нужно вставить в слова (слайд 8 )

Награ_а, побе_а, _анк, ме_кий, наря_ы, у_очка,

с_ук, пор_фель, дож_ик, _уча.

Проверка ( слайд 9 )

- Посмотрим, узнаете ли вы слоги?

А) Игра «Слоги потерялись» (на доске начала слов и набор слогов)

- Какие слоги надо добавить, чтобы получились слова? (слайд 10)

Ва… (та)

Паль… (то)

Во… (да)

Лю… (ди)

- Запишите слоги со звонкой согласной Д на первую строку, с глухой Т – на

вторую. Проверка ( слайд 11)

Молодцы, выбрались из леса. Теперь немного передохнем и отправляемся

дальше в путь.

6.Физминутка. ( слайд 12 )

Давайте изобразим лес.

Деревья ветками качают.

Слева зайчик прыгает.

Справа дятел клювом стучит.

Внизу под деревьями ягодки под листьями спрятались.

Сверху на небе солнышко светит.

Дровосек дерево рубит, топором машет.

Отдохнули, отправляемся дальше. Мы хорошо поработали, переплыли

озеро, прошли дремучий лес, но впереди нас ожидает новое испытание.

6.Дальше по дорожке идем. Домик впереди стоят ( слайд 13 )

Домик из дерева — какой? - деревянный;

из кирпича — кирпичный,

из камня — каменный,

из пластмассы — пластмассовый.

А что еще бывает деревянное? - мебель, дверь, пол, карандаши, черенки

лопат, инструментов, ящики и т.д.

А пластмассовое — игрушки, посуда, горшки для цветов, бутылки и т.д.

Следующие задание: Допиши предлоги ( детям выдаются карточки)

( слайд 14 )

Миша сел _________ скамейку.

Петух взлетел ___________забор.

Мячик закатился ____________шкаф.

Птичка сидит _______________ ветке

Проверка (слайд 15)

7.Четвертая наша остановка: Избушка Бабы Яги. ( слайд 16 )

Баба Яга холодными зимними вечерами очень любит отгадывать загадки.]

Вам она предлагает составить ей компанию. Закончите предложение

словом на букву д.

Хорошо танцуют Таня

И ее братишка… (Даня).

Город называем «Тверь»;

В доме открываем… (дверь).

Я в тетрадке ставлю точку;

Мама любит свою… (дочку).

Архитекторы - творцы

Строят чудные…(дворцы). ( слайд 17)

Молодцы, вы хорошо поработали. И нас с вами ожидает последнее

испытание.

8.Наша последняя остановка в городе

"Умники и умницы" (слайд 18)

Составьте и запишите себе в тетрадь 2 предложения. Первое предложение

должно начинаться с имени на букву Д, второе - с имени на букву Т.

Ребята, зачитывают свои предложения (слайд 19 )

Молодцы! Хорошо поработали и справились со сложными заданиями

. 9. Итог занятия.

Рефлексия

Вот и конец нашей прогулки. Нам пора возвращаться обратно в школу.

Спасибо вам за интересное и увлекательное занятие!

- Какие звуки учились различать на занятии? (звуки [т] и [д])

- Что самое главное про них запомнили? (звук [т] – глухой, [д] – звонкий)

- У каждого на парте ребята лежат смайлики.

Кому было интересно на уроке, тот выбирает улыбающееся лицо,

а кому понравилось кое-что, лицо без улыбки,

а кому всё не понравилось – грустное. ( слайд 20)

Я думаю, что каждый из вас сегодня по итогам урока заслужил, чтобы

получить титул "Умник" или "Умница"

Урок закончен До свидания! До новых встреч! Слайд 21)



В раздел образования