"Множественное число имён существительных и необычный царь Пётр I"
Автор: Кочегарова Татьяна Петровна Должность: учитель начальных классов Учебное заведение: МБОУ СОШ № 8 Населённый пункт: Кызыл Наименование материала: конспект, Тема: "Множественное число имён существительных и необычный царь Пётр I" Раздел: начальное образование
4. Развитие устной и письменной речи при работе с текстом.
5. Привитие в детях патриотизма, чувство гордости за свою Родину.
Оборудование:
1.
Доска
2.
Индивидуальные карточки с текстом.
3.
Презентация на экране телевизора
Ход урока:
Орг. Момент .
1.
Организация класса.
2.
Сообщение темы и цели урока:
Сегодня у нас необычный урок. Нам предстоит работать на уроке с двух сторон:
1.
Как лингвисты – специалисты по лингвистике.
А с другой стороны
2.
Как историки – это специалисты по истории.
Тема по русскому языку :
«Множественное число имён существительных»
А по истории, что это за тема вы определите сами.
1.
Минутка чистописания:
Откройте тетради, запишите число, классная работа.
Выполним минутку чистописания. Я называю слово, говорю характеристику
определённого звука, а вы у себя в тетрадях запишите заглавную и строчную
букву, обозначающую этот звук.
БИЛЕТ – выпишите букву, которая обозначает согласный, твёрдый, парный
глухой звук /Тт/
КОСТЁР – гласный, ударный. /Ёё/
РИСУНОК – согласный, мягкий, не парный /Рр/
НАПРАВО – согласный, твёрдый, парный, глухой /Пп/
В результате у детей в тетрадях записи:
Тт Ёё Рр Пп
Подумайте, какое слово зашифровано: Пётр
Как вы думаете, какая тема будет по истории?
Тема по истории – « Пётр I.- необычный царь. Его правление и заслуги для
России».
I. Повторение и закрепление изученного:
А) Пётр - дайте характеристику этому слову по плану:
1.
Часть речи
2.
Падеж
3.
Род
4.
Число
5.
Одушевлённое или неодушевлённое
6.
Собственное или нарицательное
Теперь точно также дайте характеристику словам по рядам
Первый ряд - корабль
Второй ряд – море
Третий ряд - служба
(Во время этой работы три ученика работают по карточкам, выполняют
фонетический разбор слов)
народ, холоп, флот.
Б) Это с точки зрения лингвистов мы охарактеризовали это слово. А с точки
зрения исторической – кто такой ПётрI? Почему он необычный царь?
В русской истории Пётр I был самым необычным царём: любознательный,
трудолюбивый. Руки его были вечно в работе, с них никогда не сходили
мозоли. За свою жизнь он освоил 15 ремесленных специальностей. Пётр был
кораблестроителем, плотником и кузнецом.
Из слов, которые на экране составьте предложение о самом любимом занятии
ПетраI
Слова: ДЕЛО, ПЁТР, МОРСКОЕ, ЛЮБИЛ, ОСОБЕННО.
В) Выполните синтаксический разбор . Что это за разбор?
Это разбор по членам предложения: находим главные и второстепенные
члены предложения.
Назовите главные члены предложения: подлежащее и сказуемое .
Подлежащее отвечает на вопросы: кто? или что?
Сказуемое отвечает на вопросы: что делать? что сделать?
Второстепенные члены предложения: дополнение, определение,
обстоятельство.
Дополнениеотвечает на вопросы косвенных падежей.
Определение отвечает на вопросы : какой?, какая?, какое?, какие?
Обстоятельство отвечает на вопросы: где?, куда?, откуда?
Какое дело любил ПётрI?
Г) Морское – подберите к этому слову однокоренные слова и выделите корень.
II. Работа по новой теме урока:
О стремлении Петра I учиться морскому делу мы узнаем из текста на карточках,
которые лежат у вас на столах. Прочитайте текст.( читает ученица)
Текст:
Пётр познакомился с корабельным делом ещё в юности. Сначала он
целые дни пропадал на Яузе, затем перебрался на Плещеево озеро, а затем –
на Белое море. Наконец исполнилось его страстное желание: он увидел
морские просторы и множество кораблей. У архангельских корабелов было
чему поучиться: их корабли уступали английским лишь внешне, но
мореходные качества были превосходными. Царь учился кораблестроению
во время путешествия за границу, где наблюдал строительство кораблей от
закладки до спуска на воду. С топором в руках русский царь – богатырь
работал на иностранных вервях. В Голландии и Англии в общей сложности
он проработал на вервях восемь месяцев. После четырёхмесячной работы в
Амстердаме, по словам Петра, он «своими трудами корабль построил и на
море спустил».
Внимательно посмотрите на слова подчёркнутые в этом тесте. В каком числе
употреблены эти слова?
Как отличить существительные в ед. ч. от существительных во мн. ч.?
Выпишите эти имена существительные, измените их во мн. ч и выделите
окончания.
Какие окончания у этих имён существительных: -и-, -ы-, -а-, -я-.
Вывод делают сами учащиеся.
III. ФИЗМИНУТКА
IV. Работа по учебнику.
Давайте проверим наш вывод по учебнику стр.107.
Чтение правила.
V. Самостоятельная работа: упр.242.
VI. Закрепление
Упражнение 241 работаем у доски по цепочке.
ВЫВОД:
-Чем отличаются имена существительные в ед. ч. от существительных во мн.
ч.?
– окончанием
-Какие окончания у имён существительных в И. п. во мн. ч.?
- -и-, -ы-, -а-, -я-.
ВЫВД ПО ИСТОРИИ:
Пётр I много сделал для России, названный современниками Великим, был
первым государем, кто осознал, что если в России останутся прежние
порядки , она будет расхищена внешними врагами.
В начале XVIII в. при Петре I, был создан первый русский флот, ставшим
одним из сильнейших в Европе, открыт первый музей, начато серьёзное
изучение старины, напечатана первая русская газета, введён новый
календарь.
Пётр I вошёл в историю как царь – реформатор, Пётр I был суров,
требователен, порой жесток и непримирим.
1721 год – важнейшая дата в истории России. Пётр I принял титул
императора, и Россия стала называться уже Российской империей.
Пётр I, всю свою жизнь стремился сделать Россию великой державой.
И мы с вами должны стремиться сделать великой свою Родину, любить её,
защищать, преумножать её богатство.
- Что вы можете для этого сделать?/ответы учеников/
- Нужно любить Родину, гордиться страной, в которой мы живём, беречь её.
Начать можно с самого малого: посадить дерево, беречь природу, не
загрязнять улицы, и многое другое
И тогда наша Родина будет пусть не сразу, но всё равно будет самой лучшей