Напоминание

"Множественное число имён существительных и необычный царь Пётр I"


Автор: Кочегарова Татьяна Петровна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ СОШ № 8
Населённый пункт: Кызыл
Наименование материала: конспект,
Тема: "Множественное число имён существительных и необычный царь Пётр I"
Раздел: начальное образование





Назад





Урок русского языка и истории.

Тема: «Множественное число

имён существительных и

необычный царь Пётр I»

Тема: « Множественное число имён существительных и необычный царь

Пётр I».

Цель:

1.Закрепление знаний учащихся об изменении имён существительных по

числам. Окончания имён существительных в И. п. во множественном числе.

2. Расширить знания учащихся о правлении Петра I

3. Повторить род, падеж, склонение имён существительных.

4. Развитие устной и письменной речи при работе с текстом.

5. Привитие в детях патриотизма, чувство гордости за свою Родину.


Оборудование:

1.

Доска

2.

Индивидуальные карточки с текстом.

3.

Презентация на экране телевизора

Ход урока:

Орг. Момент
. 1. Организация класса. 2. Сообщение темы и цели урока: Сегодня у нас необычный урок. Нам предстоит работать на уроке с двух сторон:
1.

Как лингвисты – специалисты по лингвистике.

А с другой стороны

2.

Как историки – это специалисты по истории.

Тема по русскому языку :

«Множественное число имён существительных»
А по истории, что это за тема вы определите сами.
1.

Минутка чистописания:
Откройте тетради, запишите число, классная работа. Выполним минутку чистописания. Я называю слово, говорю характеристику определённого звука, а вы у себя в тетрадях запишите заглавную и строчную букву, обозначающую этот звук.
БИЛЕТ
– выпишите букву, которая обозначает согласный, твёрдый, парный глухой звук /Тт/
КОСТЁР
– гласный, ударный. /Ёё/
РИСУНОК
– согласный, мягкий, не парный /Рр/
НАПРАВО
– согласный, твёрдый, парный, глухой /Пп/ В результате у детей в тетрадях записи:
Тт Ёё Рр Пп
Подумайте, какое слово зашифровано:
Пётр
Как вы думаете, какая тема будет по истории? Тема по истории –
« Пётр I.- необычный царь. Его правление и заслуги для

России».

I. Повторение и закрепление изученного:

А) Пётр
- дайте характеристику этому слову по плану:
1. Часть речи 2. Падеж 3. Род 4. Число 5. Одушевлённое или неодушевлённое 6. Собственное или нарицательное
Теперь точно также дайте характеристику словам по рядам
Первый ряд -
корабль
Второй ряд –
море
Третий ряд -
служба
(Во время этой работы три ученика работают по карточкам, выполняют фонетический разбор слов)
народ, холоп, флот.

Б)
Это с точки зрения лингвистов мы охарактеризовали это слово. А с точки зрения исторической – кто такой ПётрI? Почему он необычный царь?
В русской истории Пётр I был самым необычным царём: любознательный,

трудолюбивый. Руки его были вечно в работе, с них никогда не сходили

мозоли. За свою жизнь он освоил 15 ремесленных специальностей. Пётр был

кораблестроителем, плотником и кузнецом.
Из слов, которые на экране составьте предложение о самом любимом занятии ПетраI Слова:
ДЕЛО, ПЁТР, МОРСКОЕ, ЛЮБИЛ, ОСОБЕННО.

В) Выполните синтаксический разбор
. Что это за разбор? Это разбор по членам предложения:
находим главные и второстепенные

члены предложения.
Назовите главные члены предложения:
подлежащее и сказуемое
. Подлежащее отвечает на вопросы:
кто? или что?
Сказуемое отвечает на вопросы:
что делать? что сделать?
Второстепенные члены предложения:
дополнение, определение,

обстоятельство.
Дополнениеотвечает на вопросы
косвенных падежей.
Определение отвечает на вопросы
: какой?, какая?, какое?, какие?
Обстоятельство отвечает на вопросы:
где?, куда?, откуда?

Какое дело любил ПётрI?

Г) Морское –
подберите к этому слову однокоренные слова и выделите корень.
II. Работа по новой теме урока:
О стремлении Петра I учиться морскому делу мы узнаем из текста на карточках, которые лежат у вас на столах. Прочитайте текст.( читает ученица) Текст:
Пётр познакомился с корабельным делом ещё в юности. Сначала он

целые дни пропадал на Яузе, затем перебрался на Плещеево озеро, а затем –

на Белое море. Наконец исполнилось его страстное желание: он увидел

морские просторы и множество кораблей. У архангельских корабелов было

чему поучиться: их корабли уступали английским лишь внешне, но

мореходные качества были превосходными. Царь учился кораблестроению

во время путешествия за границу, где наблюдал строительство кораблей от

закладки до спуска на воду. С топором в руках русский царь – богатырь

работал на иностранных вервях. В Голландии и Англии в общей сложности

он проработал на вервях восемь месяцев. После четырёхмесячной работы в


Амстердаме, по словам Петра, он «своими трудами корабль построил и на

море спустил».
Внимательно посмотрите на слова подчёркнутые в этом тесте. В каком числе употреблены эти слова?
Как отличить существительные в ед. ч. от существительных во мн. ч.?
Выпишите эти имена существительные, измените их во мн. ч и выделите окончания. Какие окончания у этих имён существительных:
-и-, -ы-, -а-, -я-.

Вывод делают сами учащиеся.

III. ФИЗМИНУТКА

IV. Работа по учебнику.
Давайте проверим наш вывод по учебнику стр.107. Чтение правила.
V. Самостоятельная работа: упр.242.

VI. Закрепление

Упражнение 241 работаем у доски по цепочке.

ВЫВОД:

-Чем отличаются имена существительные в ед. ч. от существительных во мн.

ч.?

– окончанием

-Какие окончания у имён существительных в И. п. во мн. ч.?

- -и-, -ы-, -а-, -я-.

ВЫВД ПО ИСТОРИИ:

Пётр I много сделал для России, названный современниками Великим, был

первым государем, кто осознал, что если в России останутся прежние

порядки , она будет расхищена внешними врагами.

В начале XVIII в. при Петре I, был создан первый русский флот, ставшим

одним из сильнейших в Европе, открыт первый музей, начато серьёзное

изучение старины, напечатана первая русская газета, введён новый

календарь.

Пётр I вошёл в историю как царь – реформатор, Пётр I был суров,

требователен, порой жесток и непримирим.

1721 год – важнейшая дата в истории России. Пётр I принял титул

императора, и Россия стала называться уже Российской империей.

Пётр I, всю свою жизнь стремился сделать Россию великой державой.

И мы с вами должны стремиться сделать великой свою Родину, любить её,

защищать, преумножать её богатство.

- Что вы можете для этого сделать?/ответы учеников/

- Нужно любить Родину, гордиться страной, в которой мы живём, беречь её.

Начать можно с самого малого: посадить дерево, беречь природу, не

загрязнять улицы, и многое другое

И тогда наша Родина будет пусть не сразу, но всё равно будет самой лучшей

и красивой!

VII. ИТОГ УРОКА.

VIII. Домашнее задание: стр. 107 ( п.) упр.243

Оценки за урок.


В раздел образования