Напоминание

Организация и методика проведения клубного часа или занятий по интересам


Автор: Поповкина Наталья Алексеевна
Должность: Воспитатель группы продленного дня
Учебное заведение: Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 323
Населённый пункт: Невского района, г.Санкт-Петербурга
Наименование материала: Статья
Тема: Организация и методика проведения клубного часа или занятий по интересам
Раздел: начальное образование





Назад




Организация и методика проведения клубного часа или

занятий по интересам.

ФГОС НОО предусматривает реализацию основной образовательной

программы начального общего образования через урочную и внеурочную

деятельность. Одной из моделей организации внеурочной деятельности

обучающихся является работа групп продленного дня ( ГПД).

К концу дня дети начинают ощущать усталость и появляется необходимость

в переходе от учебной работы к другим видам деятельности. Для того чтобы

эта деятельность стала для школьников полноценным отдыхом, воспитателю

нужно заинтересовать детей. Педагогу следует всегда иметь разнообразные

интересные предложения для детей и соответствующий материал. При этом

следует помнить, что некоторые дети регулярно выбирают для себя один вид

деятельности (например, только рисование или только лепка).

Несмотря на то, что у ребёнка может быть какой-либо любимый вид работы,

следует по максимуму использовать возможности для разностороннего

развития способностей детей и их интересов. Именно эту цель преследуют

занятия по интересам или клубный час.

Одной из важных задач в работе с детьми в ГПД является забота о том,

чтобы часы досуга, свободные от выполнения домашнего задания, проходили

увлекательно, интересно и способствовали реализации творческих

способностей детей.

Клубный час - это форма организации внеурочной деятельности учащихся,

направленная на рациональное использование свободного времени в целях

разностороннего совершенствования личности школьников, развития их

индивидуальных склонностей и способностей, удовлетворения

разнообразных интересов учащихся в рамках часа интересного досуга.

Воспитатель готовит его заранее, ставит цель, задачи, определяет приемы и

методы воспитательного воздействия. При необходимости можно привлечь к

участию воспитанников, родителей, членов педагогического коллектива -

педагога-организатора, музыкального руководителя, библиотекаря,

работника музея и др. В клубе возможны более разнообразные формы и

методы занятий: беседы-споры, обсуждение книг и статей, инсценировки,

игры-драматизации, заочные путешествия, конкурсы, турниры и др.

Определим требования, которым должно соответствовать клубное занятие:

содержание должно отличаться новизной и необычностью,

вызывать у детей восторг и удивление, а также активное

стремление взяться за дело, узнать нечто новое;

происходит свободное общение детей между собой, а также с

воспитателем и со взрослыми, принимающими участие в занятии;

должно стать для младших школьников своего рода школой

самовоспитания.

Основными требованиями, которым должен отвечать клубный час,

являются :

• содержание клубного часа должно отличаться новизной, необычностью,

привлекательностью для детей, вызывать у них активность, стремление

побыстрее взяться за увлекательное дело;

• клубные часы должны быть своеобразной школой самовоспитания

младших школьников, их познания самих себя и окружающих людей;

• клубный час предполагает свободное общение, творческое взаимодействие

детей друг с другом, воспитателем и теми взрослыми, которые принимают

участие в клубном занятии, что способствует воспитанию у младших

школьников отношений дружбы и товарищества, навыков сотрудничества и

культуры общения.

В методической структуре клубного часа можно выделить несколько

последовательных этапов:

Подготовительный этап предполагает организацию психологического

настроя детей на будущий клубный час.

Мобилизующий этап предваряет основную деятельность младших

школьников на занятии клубного часа. Необходимо привлечь внимание детей

к самой теме клубного часа, переключить их от предыдущих занятий,

установить границы порядка и дисциплины в условиях занятия по интересам.

Основной этап реализует главное содержание клубного часа. Задача

воспитателя: поддержание общения и сотрудничества детей.

Завершающий этап предполагает общее осмысление всего, что

происходило на клубном часе. Необходимо, чтобы сами учащиеся

высказались по главным вопросам: что было хорошо, интересно, весело; что

было плохо, не получилось, не понравилось; что нового ты узнал, сделал;

чему научился сам и чему научил товарища, кому было хорошо от наших

затей, кому плохо; что хотел бы повторить.

Клубные часы имеют большой потенциал для воспитания у детей чувства

коллективизма, отношений дружбы и товарищества, навыков

сотрудничества, культуры общения, самовоспитания.

Занятия по интересам

Занятия по интересам способствуют воспитанию навыков целенаправленной

деятельности и работы в коллективе, учат детей работать с разными

материалами и при помощи различных инструментов. Данный вид занятий

предполагает как индивидуальную работу детей, так и работу в коллективе.

Вовлечение детей в занятия по интересам должно быть последовательным. В

первое время учащиеся не знают, чем можно заняться, и отнюдь не всегда

проявляют заинтересованность в работе. И всё же в группе обязательно

найдутся несколько человек, которые живот отреагируют на предложение

чем-нибудь заняться. Тем детям, которые хотят просто отдохнуть, можно

предложить настольные игры.

Самым простым (с организационной точки зрения) занятием является

рисование. Для проведения такого занятия требуются карандаши, краски,

кисточки, баночки для воды, бумага, чистые тряпочки. Педагогу может

показать детям несложную технику пользования кистью, красками и водой, а

также научить их начальным приёмам композиции. Детям, которые раньше

других заканчивают рисунок, хочется заняться чем-то ещё. Перед тем как

предложить им другое занятие, необходимо убедиться, что их работа

закончена, обсудить самое удачное в работе и развесить готовые рисунки на

заранее подготовленном участке стены. После рисования воспитатель может

предложить детям, к примеру, заняться изготовлением цветков из бумаги.

Изготовление цветов из бумаги предполагает обучение детей приёмам

работы с бумагой, ножницами, проволокой, а также требует умения

правильно складывать лист бумаги для вырезания. Именно этим займётся

новая группа детей. Воспитателю же следует помнить, что нельзя переходить

к новому виду работы, пока не освоен предыдущий. Со временем занятия

становятся всё более разнообразными, и это позволяет совмещать в рамках

одного занятия семь и более видов работы. Следует стремиться к тому, чтобы

дети овладели максимально разнообразными видами деятельности.

Проведение многоплановых занятий, безусловно, требует от педагога

серьёзных усилий, но это компенсируется всесторонним развитием детей и

выставками их работ. Трудовые усилия способствуют формированию

отдельных черт характера.

Многоплановые занятия позволяют также выявить способности детей. В

результате родителям можно дать совет, какие кружки и секции будут

интересны их ребёнку.

Виды работ для многоплановых занятий:

1.

Рисование карандашами, красками.

2.

Рисование цветными мелками на доске.

3.

Раскрашивание картинок в книжках-раскрасках.

4.

Изготовление с помощью проволоки цветов из цветной бумаги,

ваты, крошки пенопласта, клея, ниток.

5.

Изготовление аппликаций.

6.

Конструирование из бумаги, картона.

7.

Конструирование с использованием дерева и деталей конструктора,

белой и цветной бумаги, проволоки, ниток, батареек, лампочек с

проводами.

8.

Работа с природным материалом.

9.

Изготовление макетов из природного материала, а также бумаги,

картона, пенопласта, батареек, лампочек.

10.Изготовление учебных пособий по счёту для 1 класса с

использованием катушек, цветной бумаги, фольги, бархатной

бумаги, светофильтров.

11.Изготовление ёлочных игрушек с использованием цветной,

глянцевой, бархатной, креповой бумаги, картона, фольги,

светофильтров.

12.Выпиливание и выжигание.

13.Работа с соломкой.

14.Лепка из пластилина.

15.Вышивание.

16.Макраме.

17.Составление коллажа на заданную тему с использованием

различных печатных изданий.

Так же во время занятий на ребенка ведется и воспитательное воздействие в

различных образовательных областях:

эстетическое воспитание – формируется эстетическое отношение к

жизни (труду, природе, искусству, поведению), развивается чувство

прекрасного;

физическое воспитание предполагает правильное физическое

развитие школьника, выработку двигательных умений и навыков,

формирование гигиенических умений и навыков;

трудовое воспитание – акцент делается на практическое применение

школьниками теоретических знаний; трудовое образование является

комплексным и включает представления о технике и технологии,

умения решать практические задачи, достигать качественных

результатов;

экологическое воспитание – основной задачей является конкретная

практическая природоохранная деятельность;

нравственное воспитание – формирование нравственного создания,

воспитание и развитие нравственных чувств, выработка умений и

привычек нравственного поведения;

умственное воспитание.



В раздел образования