Напоминание

"Ансамбль собирает друзей"


Автор: Бортник Виктория Владимировна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МБУ ДО "ДШИ №7"
Населённый пункт: г. Самара
Наименование материала: педагогический проект
Тема: "Ансамбль собирает друзей"
Раздел: дополнительное образование





Назад




МБУ ДО «ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ №7» г.о. Самара

Педагогический проект

«АНСАМБЛЬ СОБИРАЕТ ДРУЗЕЙ»

Автор: педагог дополнительного образования Бортник В.В.

Паспорт проекта

Наименование

учреждения

МБУ ДО «ДШИ №7» г.о. Самара

Автор проекта

Бортник В.В.

Полное

название проекта

Педагогический проект «Ансамбль собирает друзей»

Аннотация проекта

Проект представляет собой ряд мероприятий ОО, адресованных

учащимся, родителям, педагогам и направленных на

формирование познавательной и коммуникативной культуры

личности.

Тип проекта

творческий

Срок реализации

учебное полугодие

Основания

для разработки

проекта

Национальная образовательная инициатива

«Наша новая школа» (утв. Президентом РФ

от 4 февраля 2010 г. N Пр-271)

Исполнители и

участники

проекта

преподаватели ДШИ;

учащиеся по классу гитары (ансамбль «Вдохновение»);

учащиеся музыкально-инструментального и вокального

отделений ДШИ;

родители учащихся.

Инновационные

технологии

проблемно-исследовательские

личностно-ориентированные

развивающие

игровые

интегрированные

Компьютерные

информационные

технологии

При создании проекта были использованы ресурсы сети

Интернет, презентации Power Point.

Этапы

реализации проекта

апрель 2022 г. – октябрь 2022 г., долгосрочный

I этап Подготовительный (апрель).

Этап включает обоснование актуальности темы, определение

цели и задач проекта, работу над методической и нотной

литературой, разработку проекта.

II этап – Реализация проекта (апрель-октябрь).

Практическая реализация проекта: организация, подготовка и

проведение открытых выступлений, участие в выездных

культурных мероприятиях.

III этап – Заключительный (октябрь) – итоги.

Проведение анализа деятельности, оформление результатов,

планирование дальнейшей работы.

Проектный продукт

Для педагога:

1.

Презентация «Как повысить мотивацию учащихся ДШИ».

2.

Открытая репетиция для родителей «Практика ведения

вокально-инструментального ансамбля в ДШИ».

3.

Конкурсы «Ярче звезд», «Золотая струна», «Восхождение

творческих звезд».

4.

Фестиваль ДШИ «Весенний калейдоскоп».

5.

Концерт ансамблевой музыки «Учитель и Ученик»

(учащиеся и педагоги ДШИ).

Для учащихся:

1.

Экскурсия по Филармонии и посещение концерта

ансамблевой музыки «Концертный вернисаж».

2.

Открытая репетиция вокально-инструментального ансамбля.

3.

Участие в конкурсах «Ярче звезд», «Золотая струна»,

«Восхождение творческих звезд».

4.

Выступление на фестивале ДШИ «Весенний калейдоскоп».

5.

Посещение музыкального лагеря «Moving club camp»

(концерты и лектории музыкантов).

6.

Участие в концерте «Учитель и ученик».

Контроль за

исполнением

Результаты контроля проявляются в публичных выступлениях,

концертах, фестивалях, конкурсах, методических работах.

Обоснование проекта

Эффективным способом музыкального развития детей является игра в ансамбле, в

том числе, с педагогом, позволяющая совместными усилиями создавать художественно-

осмысленные трактовки произведений, развивающая умение слушать друг друга,

гармонический слух, формирующая навыки игры ритмично, синхронно. Ансамблевое

музицирование доставляет большое удовольствие ученикам и позволяет им уже на

первом этапе обучения почувствовать себя музыкантами. А позитивные эмоции всегда

являются серьезным стимулом в индивидуальных занятиях музыкой.

Актуальность проекта заключается в творческом развитии учащихся и их социальной

адаптации через участие в ансамбле «Вдохновение». Проект ориентирован на приобщение к

ценностям духовной культуры и обеспечивает их духовно-эстетическое, нравственное и

интеллектуальное развитие.

Проблема,

которая находится в основе проекта, заключается в необходимости

совершенствования форм работы в учреждениях ДО по формированию интереса учащихся к

музыкальному искусству через использование возможностей, заложенных ансамблевом

музицировании.

Основной идеей проекта является формирование у учеников чувства любви и интереса к

музыкальному искусству, как части общемировой культуры, на основе разнообразных форм

практической деятельности на занятиях ансамблем и во внеурочной деятельности.

Гипотеза:

Проект логично вписывается в работу ДШИ, предусматривает развитие навыков

творческой деятельности и коммуникативных навыков учащихся (с учетом их возрастных

особенностей) и совместной деятельности детей и взрослых.

Целью проекта является развитие творческой личности учащихся, обновления форм,

методов и приемов педагогического воздействия, развитие коммуникативных навыков.

Педагогические задачи:

1. Изучить государственные документы и методическую литературу по данному вопросу.

2.

Использовать

современные

педагогические

технологии

обучения

и

воспитания,

позволяющие развивать интеллектуально-творческие качества личности обучающихся.

3. Показать пути создания развивающей среды, обеспечивающей новую качественную

ступень в интеллектуально-творческом воспитании с помощью музыкально-исполнительской и

творческой деятельности обучающихся.

4. Разработать цикл мероприятий, направленных на организации совместной творческой

деятельности и досуга родителей и обучающихся.

5. Представить результаты опыта по интеллектуально-творческому воспитанию в ДШИ

средствами искусства на методических и творческих публичных выступлениях.

Образовательные задачи:

1.

Формировать познавательные интересы учащихся на основе любви к музыкальному

искусству.

2. Расширить музыкальный кругозор учащихся путем включения в репертуар произведений

разножанровой направленности.

3. Выявлять интересы учеников в творческой деятельности и реализовать их через участие в

ансамблевой игре.

4. Повышать педагогическую культуру родителей на основе совместной деятельности.

Воспитательные задачи:

1. Формировать у учеников потребность в творческой деятельности.

2. Формировать у учащихся навыки совместной творческой работы (коллективной

творческой деятельности).

3. Способствовать коммуникативному развитию детей на основе положительного опыта

совместной деятельности.

4. Обеспечивать взаимодействие между педагогами и родителями в воспитании учащихся.

Ожидаемый результат:

повышение у учащихся потребности в творческой деятельности;

возрастание потребности учеников в совместной творческой деятельности;

реализация

творческого

потенциала

каждого

обучающегося

в

различных

видах

деятельности;

возрастание заинтересованности родителей в успехах своих детей.

Для успешного апробирования и практической реализации всех направлений проекта

необходимо одно учебное полугодие.

В основу реализации проекта положены следующие инновационные приемы и

технологии:

личностно-ориентированная направленность;

деятельностный

подход

как

средство

интеллектуально-творческого

воспитания

в

результате практической деятельности.

В проекте предусмотрены различные виды деятельности: совместное музицирование,

участие в концертной и конкурсной деятельности, игра, беседа, пение.

В результате происходит углубление и расширение знаний, исполнительских навыков,

приобретается

опыт

коммуникативного

общения,

коллективных

действий,

то

есть

приобретается опыт социализации, что очень важно в ДШИ, где обучение ведется в

индивидуальном порядке. Совместные выступления создают ситуацию успеха, заставляют

учащихся поверить в себя и свои возможности, раскрывают их творческий потенциал.

В ходе работы над проектом был разработаны внеклассные мероприятия, которые

предполагают участие в проектной деятельности.

При этом важно учитывать возрастные особенности детей, обучающихся в ДШИ.

Необходимо выбрать такие формы работы, при которых проводимые мероприятия будут

интересны и ребенку младшего школьного возраста и подростку.

Мероприятия по реализации проекта

Мероприятие

Название

Срок

Ответственные

Организация педагогической работы

1

Работа над репертуаром для

ансамбля

текущий материал

апрель

педагог

2

Открытая репетиция для

родителей

«Практика ведения

вокально-

инструментального

ансамбля

в ДШИ»

апрель

педагог

3

Выступление на

методическом заседании

презентация

«Как повысить

мотивацию учащихся

ДШИ

май

педагог

4

Подготовка выступлений,

концертов

«Весенний

калейдоскоп»,

«Учитель и ученик»

май,

октябрь

педагог

Работа с учащимися

1

Экскурсия по Филармонии и

посещение концерта

ансамблевой музыки

«Концертный

вернисаж»

апрель

педагог, участники

ансамбля

«Вдохновение»

2

Открытая репетиция

вокально-

инструментального

ансамбля

«Вдохновение»

апрель

педагог, участники

ансамбля

«Вдохновение»,

родители

3

Участие в конкурсе

«Ярче звезд»

апрель

ансамбль

«Вдохновение»

4

Участие в конкурсе

«Золотая струна»

май

трио

«Вдохновение»

5

Выступление на фестивале

ДШИ

«Весенний

калейдоскоп»

май

педагоги и

учащиеся ДШИ

6

Посещение музыкального

лагеря (концерты и лектории

музыкантов)

«Moving club camp»

июль

педагог, участники

ансамбля

«Вдохновение»,

родители

7

Участие в концерте

ансамблевой музыки

«Учитель и ученик»

октябрь

педагоги и

учащиеся ДШИ

8

Участие в конкурсе

«Восхождение

творческих звезд»

октябрь

ансамбль

«Вдохновение»

Работа с родителями

1

Беседа с родителями

презентация

«Как повысить

мотивацию учащихся

ДШИ

апрель

педагог

2

Открытая репетиция

вокально-

инструментального

ансамбля

«Вдохновение»

апрель

педагог, участники

ансамбля

«Вдохновение»,

родители

3

Посещение музыкального

лагеря (концерты и лектории

музыкантов)

«Moving club camp»

июль

педагог, участники

ансамбля

«Вдохновение»,

родители

4

Консультирование

родителей

апрель-

октябрь

педагог, родители

Контроль за реализацией проекта

открытые репетиции, концертные выступления, фестивали;

участие в конкурсах, призовые места;

методические работы педагога, презентации;

участие родителей во внеурочной работе.

Анализ проведенных мероприятий. Реализация проекта позволяет утверждать, что наша

гипотеза

подтвердилась:

развитие

познавательного

интереса

учеников,

творческих

и

коммуникативных навыков происходит эффективнее при участии в ансамбле, совместном

музицировании, общении.

Развивающая

среда,

созданная

в

проекте,

помогла

осуществить

его

основные

направления. Совместные выступления, поездки вызвали интерес учащихся к деятельности, а

явилось стимулом для совершенствования исполнительского уровня. В проекте создана

ситуация успеха, побуждающая учащихся поверить в свои силы, раскрывают их творческий

потенциал,

позволяет успешно социализироваться.

Применение

проектных технологий

способствует

развитию

познавательного

мышления,

формирует

необходимые

коммуникативные навыки на основе совместной деятельности и взаимного общения.

Литература

1. Виницкий А. У гитары есть тайна. – Москва, 2005.

2.

Ганзбург Г. Ваш ребенок и музыка. – М.: Музыка, 1996.

3.

Дудинский К.А. Проблематика мотивации учащихся ДМШ по классу гитары. – Тамбов,

2007.

4.

Козлов В. Обучение без мучения / Гитарист. – Вып. № 5, 2003.

5.

Маркова А.К., Матис Т.А., Орлов А.Б. Формирование мотивации учения. – С-

Петербург, 2006.

6.

Маслоу А. Мотивация и личность. – Москва, 2004.

7.

Петрушин В.И. Музыкальная психология. – М.: Пассим, 1994.



В раздел образования