Автор: Бортник Виктория Владимировна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МБУ ДО "ДШИ №7"
Населённый пункт: г. Самара
Наименование материала: педагогический проект
Тема: "Ансамбль собирает друзей"
Раздел: дополнительное образование
МБУ ДО «ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ №7» г.о. Самара
Педагогический проект
«АНСАМБЛЬ СОБИРАЕТ ДРУЗЕЙ»
Автор: педагог дополнительного образования Бортник В.В.
Паспорт проекта
Наименование
учреждения
МБУ ДО «ДШИ №7» г.о. Самара
Автор проекта
Бортник В.В.
Полное
название проекта
Педагогический проект «Ансамбль собирает друзей»
Аннотация проекта
Проект представляет собой ряд мероприятий ОО, адресованных
учащимся, родителям, педагогам и направленных на
формирование познавательной и коммуникативной культуры
личности.
Тип проекта
творческий
Срок реализации
учебное полугодие
Основания
для разработки
проекта
Национальная образовательная инициатива
«Наша новая школа» (утв. Президентом РФ
от 4 февраля 2010 г. N Пр-271)
Исполнители и
участники
проекта
преподаватели ДШИ;
учащиеся по классу гитары (ансамбль «Вдохновение»);
учащиеся музыкально-инструментального и вокального
отделений ДШИ;
родители учащихся.
Инновационные
технологии
проблемно-исследовательские
личностно-ориентированные
развивающие
игровые
интегрированные
Компьютерные
информационные
технологии
При создании проекта были использованы ресурсы сети
Интернет, презентации Power Point.
Этапы
реализации проекта
апрель 2022 г. – октябрь 2022 г., долгосрочный
I этап – Подготовительный (апрель).
Этап включает обоснование актуальности темы, определение
цели и задач проекта, работу над методической и нотной
литературой, разработку проекта.
II этап – Реализация проекта (апрель-октябрь).
Практическая реализация проекта: организация, подготовка и
проведение открытых выступлений, участие в выездных
культурных мероприятиях.
III этап – Заключительный (октябрь) – итоги.
Проведение анализа деятельности, оформление результатов,
планирование дальнейшей работы.
Проектный продукт
Для педагога:
1.
Презентация «Как повысить мотивацию учащихся ДШИ».
2.
Открытая репетиция для родителей «Практика ведения
вокально-инструментального ансамбля в ДШИ».
3.
Конкурсы «Ярче звезд», «Золотая струна», «Восхождение
творческих звезд».
4.
Фестиваль ДШИ «Весенний калейдоскоп».
5.
Концерт ансамблевой музыки «Учитель и Ученик»
(учащиеся и педагоги ДШИ).
Для учащихся:
1.
Экскурсия по Филармонии и посещение концерта
ансамблевой музыки «Концертный вернисаж».
2.
Открытая репетиция вокально-инструментального ансамбля.
3.
Участие в конкурсах «Ярче звезд», «Золотая струна»,
«Восхождение творческих звезд».
4.
Выступление на фестивале ДШИ «Весенний калейдоскоп».
5.
Посещение музыкального лагеря «Moving club camp»
(концерты и лектории музыкантов).
6.
Участие в концерте «Учитель и ученик».
Контроль за
исполнением
Результаты контроля проявляются в публичных выступлениях,
концертах, фестивалях, конкурсах, методических работах.
Обоснование проекта
Эффективным способом музыкального развития детей является игра в ансамбле, в
том числе, с педагогом, позволяющая совместными усилиями создавать художественно-
осмысленные трактовки произведений, развивающая умение слушать друг друга,
гармонический слух, формирующая навыки игры ритмично, синхронно. Ансамблевое
музицирование доставляет большое удовольствие ученикам и позволяет им уже на
первом этапе обучения почувствовать себя музыкантами. А позитивные эмоции всегда
являются серьезным стимулом в индивидуальных занятиях музыкой.
Актуальность проекта заключается в творческом развитии учащихся и их социальной
адаптации через участие в ансамбле «Вдохновение». Проект ориентирован на приобщение к
ценностям духовной культуры и обеспечивает их духовно-эстетическое, нравственное и
интеллектуальное развитие.
Проблема,
которая находится в основе проекта, заключается в необходимости
совершенствования форм работы в учреждениях ДО по формированию интереса учащихся к
музыкальному искусству через использование возможностей, заложенных ансамблевом
музицировании.
Основной идеей проекта является формирование у учеников чувства любви и интереса к
музыкальному искусству, как части общемировой культуры, на основе разнообразных форм
практической деятельности на занятиях ансамблем и во внеурочной деятельности.
Гипотеза:
Проект логично вписывается в работу ДШИ, предусматривает развитие навыков
творческой деятельности и коммуникативных навыков учащихся (с учетом их возрастных
особенностей) и совместной деятельности детей и взрослых.
Целью проекта является развитие творческой личности учащихся, обновления форм,
методов и приемов педагогического воздействия, развитие коммуникативных навыков.
Педагогические задачи:
1. Изучить государственные документы и методическую литературу по данному вопросу.
2.
Использовать
современные
педагогические
технологии
обучения
и
воспитания,
позволяющие развивать интеллектуально-творческие качества личности обучающихся.
3. Показать пути создания развивающей среды, обеспечивающей новую качественную
ступень в интеллектуально-творческом воспитании с помощью музыкально-исполнительской и
творческой деятельности обучающихся.
4. Разработать цикл мероприятий, направленных на организации совместной творческой
деятельности и досуга родителей и обучающихся.
5. Представить результаты опыта по интеллектуально-творческому воспитанию в ДШИ
средствами искусства на методических и творческих публичных выступлениях.
Образовательные задачи:
1.
Формировать познавательные интересы учащихся на основе любви к музыкальному
искусству.
2. Расширить музыкальный кругозор учащихся путем включения в репертуар произведений
разножанровой направленности.
3. Выявлять интересы учеников в творческой деятельности и реализовать их через участие в
ансамблевой игре.
4. Повышать педагогическую культуру родителей на основе совместной деятельности.
Воспитательные задачи:
1. Формировать у учеников потребность в творческой деятельности.
2. Формировать у учащихся навыки совместной творческой работы (коллективной
творческой деятельности).
3. Способствовать коммуникативному развитию детей на основе положительного опыта
совместной деятельности.
4. Обеспечивать взаимодействие между педагогами и родителями в воспитании учащихся.
Ожидаемый результат:
повышение у учащихся потребности в творческой деятельности;
возрастание потребности учеников в совместной творческой деятельности;
реализация
творческого
потенциала
каждого
обучающегося
в
различных
видах
деятельности;
возрастание заинтересованности родителей в успехах своих детей.
Для успешного апробирования и практической реализации всех направлений проекта
необходимо одно учебное полугодие.
В основу реализации проекта положены следующие инновационные приемы и
технологии:
личностно-ориентированная направленность;
деятельностный
подход
как
средство
интеллектуально-творческого
воспитания
в
результате практической деятельности.
В проекте предусмотрены различные виды деятельности: совместное музицирование,
участие в концертной и конкурсной деятельности, игра, беседа, пение.
В результате происходит углубление и расширение знаний, исполнительских навыков,
приобретается
опыт
коммуникативного
общения,
коллективных
действий,
то
есть
приобретается опыт социализации, что очень важно в ДШИ, где обучение ведется в
индивидуальном порядке. Совместные выступления создают ситуацию успеха, заставляют
учащихся поверить в себя и свои возможности, раскрывают их творческий потенциал.
В ходе работы над проектом был разработаны внеклассные мероприятия, которые
предполагают участие в проектной деятельности.
При этом важно учитывать возрастные особенности детей, обучающихся в ДШИ.
Необходимо выбрать такие формы работы, при которых проводимые мероприятия будут
интересны и ребенку младшего школьного возраста и подростку.
Мероприятия по реализации проекта
№
Мероприятие
Название
Срок
Ответственные
Организация педагогической работы
1
Работа над репертуаром для
ансамбля
текущий материал
апрель
педагог
2
Открытая репетиция для
родителей
«Практика ведения
вокально-
инструментального
ансамбля
в ДШИ»
апрель
педагог
3
Выступление на
методическом заседании
презентация
«Как повысить
мотивацию учащихся
ДШИ
май
педагог
4
Подготовка выступлений,
концертов
«Весенний
калейдоскоп»,
«Учитель и ученик»
май,
октябрь
педагог
Работа с учащимися
1
Экскурсия по Филармонии и
посещение концерта
ансамблевой музыки
«Концертный
вернисаж»
апрель
педагог, участники
ансамбля
«Вдохновение»
2
Открытая репетиция
вокально-
инструментального
ансамбля
«Вдохновение»
апрель
педагог, участники
ансамбля
«Вдохновение»,
родители
3
Участие в конкурсе
«Ярче звезд»
апрель
ансамбль
«Вдохновение»
4
Участие в конкурсе
«Золотая струна»
май
трио
«Вдохновение»
5
Выступление на фестивале
ДШИ
«Весенний
калейдоскоп»
май
педагоги и
учащиеся ДШИ
6
Посещение музыкального
лагеря (концерты и лектории
музыкантов)
«Moving club camp»
июль
педагог, участники
ансамбля
«Вдохновение»,
родители
7
Участие в концерте
ансамблевой музыки
«Учитель и ученик»
октябрь
педагоги и
учащиеся ДШИ
8
Участие в конкурсе
«Восхождение
творческих звезд»
октябрь
ансамбль
«Вдохновение»
Работа с родителями
1
Беседа с родителями
презентация
«Как повысить
мотивацию учащихся
ДШИ
апрель
педагог
2
Открытая репетиция
вокально-
инструментального
ансамбля
«Вдохновение»
апрель
педагог, участники
ансамбля
«Вдохновение»,
родители
3
Посещение музыкального
лагеря (концерты и лектории
музыкантов)
«Moving club camp»
июль
педагог, участники
ансамбля
«Вдохновение»,
родители
4
Консультирование
родителей
апрель-
октябрь
педагог, родители
Контроль за реализацией проекта
открытые репетиции, концертные выступления, фестивали;
участие в конкурсах, призовые места;
методические работы педагога, презентации;
участие родителей во внеурочной работе.
Анализ проведенных мероприятий. Реализация проекта позволяет утверждать, что наша
гипотеза
подтвердилась:
развитие
познавательного
интереса
учеников,
творческих
и
коммуникативных навыков происходит эффективнее при участии в ансамбле, совместном
музицировании, общении.
Развивающая
среда,
созданная
в
проекте,
помогла
осуществить
его
основные
направления. Совместные выступления, поездки вызвали интерес учащихся к деятельности, а
явилось стимулом для совершенствования исполнительского уровня. В проекте создана
ситуация успеха, побуждающая учащихся поверить в свои силы, раскрывают их творческий
потенциал,
позволяет успешно социализироваться.
Применение
проектных технологий
способствует
развитию
познавательного
мышления,
формирует
необходимые
коммуникативные навыки на основе совместной деятельности и взаимного общения.
Литература
1. Виницкий А. У гитары есть тайна. – Москва, 2005.
2.
Ганзбург Г. Ваш ребенок и музыка. – М.: Музыка, 1996.
3.
Дудинский К.А. Проблематика мотивации учащихся ДМШ по классу гитары. – Тамбов,
2007.
4.
Козлов В. Обучение без мучения / Гитарист. – Вып. № 5, 2003.
5.
Маркова А.К., Матис Т.А., Орлов А.Б. Формирование мотивации учения. – С-
Петербург, 2006.
6.
Маслоу А. Мотивация и личность. – Москва, 2004.
7.
Петрушин В.И. Музыкальная психология. – М.: Пассим, 1994.