Напоминание

"Выявление и преодоление ошибок на письме у младших школьников"


Автор: Чернова Татьяна Вячеславовна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МБОУ СОШ №8
Населённый пункт: г.Ноябрьск, ЯНАО
Наименование материала: памятка для родителей
Тема: "Выявление и преодоление ошибок на письме у младших школьников"
Раздел: начальное образование





Назад





I.

ФОНЕМАТИЧЕСКИЙ

АНАЛИЗ

И

СИНТЕЗ
В процессе игр дети учатся определять наличие и место заданного звука в слове , вычленять из слова первый или последний звук , определять последовательность и количество звуков в слове .
1.

Угадай

-

ка
Дети учатся определять количество звуков в слове , придумывать слова с заданным количеством звуков . Ребёнку дается карточка с написанной на ней цифрой . Он придумывает слово с количеством звуков , соответствующим указанной цифре .
2.

Узнай

,

кто

ты
Из первых звуков сложи слово . Муха , остров , лужа , одежда , день , ель , цирк . ( Молодец )
3.

Последний

звук
Вычленить последний звук в слове , записать , составить слово . Хожу , дом . ( Ум )
4.

Внимание

,

на

старт

!
Взрослый показывает картинку . Нужно выделить первый звук в ее названии , затем подобрать у себя изображения предметов , начина - ющихся с этого же звука ( можно устно ) . Определить сколько звуков в каждом слове , сколько слогов в слове .
5.

Кто

дальше
На доске или листе бумаги две дорожки , разделенные на клеточки . Участвуют два ребёнка — они водители . У каждого машинка , ракетка или лодка . Дается по три хода . Нужно подобрать как можно длиннее слова ( каждое деление — слог или звук ).
6.

Кто

быстрей
В течение двух минут : а ) составить как можно больше слов на определенный звук ; б ) составить предложение с большим количеством слов ; в ) составить слова из 1,2, 3 и более слогов . В течение трех минут составить 3 слова и 3 предложения и т . п .
7.

Звук

и

буква
а ) Написать 2 буквы и 3 звука . Записать буквы , которые не обозначают звука . Назвать слово с заданным звуком и составить с этим словом предложение и т . п . б ) Подобрать и записать слово , в котором 4 буквы и 4 звука ; слово , в котором количество букв равно количеству звуков , больше или меньше . в ) Подобрать слово , начинающееся с пятой буквы алфавита . Составить с ним предложение . Произвести звуко - буквенный анализ слова . г ) Назвать слова с двумя гласными . Определить количество звуков , букв , слогов . д ) Записать первые буквы диктуемых слов .
8.

Игра

в

кубик
Дети бросают кубик и придумывают слово , состоящее из такого же количества звуков , сколько выпало на кубике .
9.

Цепочка

слов
Взрослый называет слово , каждое следующее должно начинаться с последней буквы предыдущего слова . ( Дом — мак — кот и т . д .)
10.

Составь

слово
Детям предлагается слово , например , картинка . За определенный отрезок времени нужно составить как можно больше слов , состоя - щих изданных букв : карта , ракита , рана , тина , тара , рак , кит , нитка , танк .
11.

Различные

ребусы

,

кроссворды

.

II.

СЛОГОВОЙ

АНАЛИЗ

И

СИНТЕЗ
Игровые приемы служат для закрепления умения делить слова на слоги , вычленять из слова заданный слог , определять количество слогов в слове .
1.

Только

гласные
Взрослый называет слова , а ребёнок указывает только гласные , записывает их .
2. 1,2,3,4
а ) Ребенку предлагаются картинки . Ему необходимо разложить их по группам в зависимости от количества слогов . б ) Ведущий показывает картинки , а дети выбирают в соответствии ; со своим номером : 1 — в слове должен быть один слог , 2 — в слове 2 слога и т . д .
3.

Шифровальщики
а ) Выделить устно из слов первый слог . Хорек , рокот , шорох , хорошо , носорог , отлично . б ) Выделить в словах первые слоги , записать . Составить из них предложение . Улей , домик , машина , луна , жаба . ( У дома лужа .) в ) Детям нужно выделить в словах ударные слоги ( письменно ) и составить из них предложение . Горы , пилоты , сова , без , удочка , зима , капуста , красота , яма , рисунок , маленький . ( Голова без ума — пустая сума ). г ) Выписать третий по счету слог . Из полученных слогов составить слово , обозначающее часть речи : Учительница , дорога , кимоно , пение , пастила , гостеприимство . ( При - ла - га - тель - но - е .)
4.

Внимание

и

счет
Внимательно прослушать предложение и записать все слова , состоящие из трех слогов . Около школы был пустырь . Стадо прошло мимо нашего домика . Под окном стояла лошадь . В клетке сидит белая мышь . Весной береза оживает . { Около нашего домика стояла береза .)
III.

ЛЕКСИКО

-

ГРАММАТИЧЕСКИЙ

АНАЛИЗ
Игровые приемы , способствующие формированию умения выделять предложения из потока речи , грамматически правильно составлять предложения , вычленять из предложения слова , закрепить знание терминов « слово » , « предложение ».
1.

Журналисты
Ребёнку показывают сюжетную картинку и предлагают одним предложением сказать , что на ней нарисовано . Затем необходимо подсчитать количество слов в этом предложении .
2.

Какое

число

я

задумал

?
Ведущий предлагает детям отгадать , какое число он задумал . Для этого им нужно правильно посчитать , сколько слов в предложении , которое он скажет .
3.

Я

начну

,

а

ты

продолжи
Играть можно парами или группой . Первый ребенок говорит предложение из 2 слов . Каждый следующий должен добавлять по 1 слову , чтобы предложение получилось развернутое и красивое . Кто не придумал слово — выбывает .
4.

Кто

самый

внимательный

?
Взрослый читает предложение , а ребёнок должен определить место заданного слова ( какое по счету ) в предложении .
5.

Тишина
Взрослый читает предложение , а детям необходимо поднять цифру , соответствующую количеству слов в этом предложении . Разговоры
при этом не разрешаются , кто заговорит - проиграл .
6.

Закончи

рассказ
Ребёнку предлагают прослушать рассказ и добавить одно предложение так , чтобы рассказ оказался завершенным .
7

.

Я



тоже
Ребенок шагает на месте , пока взрослый читает рассказ . В конце предложения нужно остановиться и , если по смыслу это подходит , сказать « Я — тоже ».
Поход

в

лес
Дети пошли в лес . Они хотели набрать много грибов и ягод . Они взяли с собой корзины . Все ребята собрались на опушке и вместе вошли в лес . Он был густой , дремучий . Сосны там были высокие - высокие . Ребята стали кричать друг другу « Ау ». Лес отвечал им эхом . Грибы и ягоды быстро очутились у ребят в корзинах. Довольные, дети вернулись домой. Решение логопедических проблем потребует Вашего
желания

,

веры
и терпения .
ПАМЯТКА

ДЛЯ

РОДИТЕЛЕЙ
В нелегкой работе по преодолению недостатков речи у детей родителям необходимо :  поддерживать уверенность ребенка в том , что недостаток речи можно преодолеть , если он сам приложит к этому усилия и старания , будет выполнять требования и советы взрослых ;  правильно строить общение с ребенком , создавать условия для спокойной , неторопливой речи , внося поправки в нее не ранее , чем на этапе отработки навыка ;  проявлять выдержку , не допускать раздражительного тона ;  на этапах подготовки артикуляционного аппарата к правильному произношению звуков и закреплению звукопроизношения проводить специальные занятия ;  проследить , чтобы ребенок занимался самостоятельно , проявлял инициативу в проведении свободного времени , так как это влияет не только на развитие его познавательных способностей , но и является условием полноценного эмоционального развития .
РОДИТЕЛЯМ

ВАЖНО

ЗНАТЬ

:
 ясная , четкая речь взрослых с самого начала речевого общения с ребенком — одно из обязательных условий правильного речевого развития ;  выполнение всех условий правильного речевого и общего воспитания является самой хорошей профилактикой речевых расст ройств и избавит родителей и ребенка от тревог и переживаний , связанных с недостатками речи детей ;  занятия дадут хороший результат тогда , когда они интересны для ребенка . Если в занятия включаются однообразные упражнения , то ребенка следует убедить , что они необходимы ;  занятие не должно продолжаться свыше 15 минут , более длительная работа утомляет ребенка .  занятие не следует перегружать зад аниями . Памятка для родителей :
«

ВЫЯВЛЕНИЕ

И

ПРЕОДОЛЕНИЕ

ОШИБОК

НА

ПИСЬМЕ

У

МЛАДШИХ

ШКОЛЬНИКОВ

»

Подготовила : учитель - логопед МБОУ СОШ № 8 Чернова Т . В .
г

.

Ноябрьск

2016

г

.


В раздел образования