"Выявление и преодоление ошибок на письме у младших школьников"
Автор: Чернова Татьяна Вячеславовна Должность: учитель-логопед Учебное заведение: МБОУ СОШ №8 Населённый пункт: г.Ноябрьск, ЯНАО Наименование материала: памятка для родителей Тема: "Выявление и преодоление ошибок на письме у младших школьников" Раздел: начальное образование
СИНТЕЗ
В
процессе
игр
дети
учатся
определять
наличие
и
место
заданного
звука
в
слове
,
вычленять
из
слова
первый
или
последний
звук
,
определять
последовательность
и
количество
звуков
в
слове
.
1.
Угадай
-
ка
Дети
учатся
определять
количество
звуков
в
слове
,
придумывать
слова
с
заданным
количеством
звуков
.
Ребёнку дается
карточка
с
написанной
на
ней
цифрой
.
Он придумывает
слово
с
количеством
звуков
,
соответствующим
указанной
цифре
.
2.
Узнай
,
кто
ты
Из
первых
звуков
сложи
слово
.
Муха
,
остров
,
лужа
,
одежда
,
день
,
ель
,
цирк
.
(
Молодец
)
3.
Последний
звук
Вычленить
последний
звук
в
слове
,
записать
,
составить
слово
.
Хожу
,
дом
. (
Ум
)
4.
Внимание
,
на
старт
!
Взрослый
показывает
картинку
.
Нужно
выделить
первый
звук
в
ее
названии
,
затем
подобрать
у
себя
изображения
предметов
,
начина
-
ющихся
с
этого
же
звука
(
можно
устно
) .
Определить
сколько
звуков
в
каждом
слове
,
сколько
слогов
в
слове
.
5.
Кто
дальше
На
доске
или
листе
бумаги
две
дорожки
,
разделенные
на
клеточки
.
Участвуют
два
ребёнка
—
они
водители
.
У
каждого
машинка
,
ракетка
или
лодка
.
Дается
по
три
хода
.
Нужно
подобрать
как
можно длиннее
слова
(
каждое
деление
—
слог
или
звук
).
6.
Кто
быстрей
В
течение
двух
минут
:
а
)
составить
как
можно
больше
слов
на
определенный
звук
;
б
)
составить
предложение
с
большим
количеством
слов
;
в
)
составить
слова
из
1,2, 3
и
более
слогов
.
В
течение
трех
минут
составить
3
слова
и
3
предложения
и
т
.
п
.
7.
Звук
и
буква
а
)
Написать
2
буквы
и
3
звука
.
Записать
буквы
,
которые
не
обозначают
звука
.
Назвать
слово
с
заданным
звуком
и
составить
с
этим
словом
предложение
и
т
.
п
.
б
)
Подобрать
и
записать
слово
,
в
котором
4
буквы
и
4
звука
;
слово
,
в
котором
количество
букв
равно
количеству
звуков
,
больше
или
меньше
.
в
)
Подобрать
слово
,
начинающееся
с
пятой
буквы
алфавита
.
Составить
с
ним
предложение
.
Произвести
звуко
-
буквенный
анализ
слова
.
г
)
Назвать
слова
с
двумя
гласными
.
Определить
количество
звуков
,
букв
,
слогов
.
д
)
Записать
первые
буквы
диктуемых
слов
.
8.
Игра
в
кубик
Дети
бросают
кубик
и
придумывают
слово
,
состоящее
из
такого
же
количества
звуков
,
сколько
выпало
на
кубике
.
9.
Цепочка
слов
Взрослый
называет слово
,
каждое
следующее
должно
начинаться
с последней
буквы
предыдущего
слова
. (
Дом
—
мак
—
кот
и
т
.
д
.)
10.
Составь
слово
Детям
предлагается
слово
,
например
,
картинка
.
За
определенный
отрезок
времени
нужно
составить
как
можно
больше
слов
,
состоя
-
щих
изданных
букв
:
карта
,
ракита
,
рана
,
тина
,
тара
,
рак
,
кит
,
нитка
,
танк
.
11.
Различные
ребусы
,
кроссворды
.
II.
СЛОГОВОЙ
АНАЛИЗ
И
СИНТЕЗ
Игровые
приемы
служат
для
закрепления
умения
делить
слова
на
слоги
,
вычленять
из
слова
заданный
слог
,
определять
количество
слогов
в
слове
.
1.
Только
гласные
Взрослый
называет
слова
,
а
ребёнок
указывает
только
гласные
,
записывает
их
.
2. 1,2,3,4
а
)
Ребенку
предлагаются
картинки
.
Ему
необходимо
разложить
их
по
группам
в
зависимости
от
количества
слогов
.
б
)
Ведущий
показывает
картинки
,
а
дети
выбирают
в
соответствии
;
со
своим
номером
: 1 —
в
слове
должен
быть
один
слог
, 2 —
в
слове
2
слога
и
т
.
д
.
3.
Шифровальщики
а
)
Выделить
устно
из
слов
первый
слог
.
Хорек
,
рокот
,
шорох
,
хорошо
,
носорог
,
отлично
.
б
)
Выделить
в
словах
первые
слоги
,
записать
.
Составить
из
них
предложение
.
Улей
,
домик
,
машина
,
луна
,
жаба
. (
У
дома
лужа
.)
в
)
Детям
нужно
выделить
в
словах
ударные
слоги
(
письменно
)
и
составить
из
них
предложение
.
Горы
,
пилоты
,
сова
,
без
,
удочка
,
зима
,
капуста
,
красота
,
яма
,
рисунок
,
маленький
. (
Голова
без
ума
—
пустая
сума
).
г
)
Выписать
третий
по
счету
слог
.
Из
полученных
слогов
составить
слово
,
обозначающее
часть
речи
:
Учительница
,
дорога
,
кимоно
,
пение
,
пастила
,
гостеприимство
. (
При
-
ла
-
га
-
тель
-
но
-
е
.)
4.
Внимание
и
счет
Внимательно
прослушать
предложение
и
записать
все
слова
,
состоящие
из
трех
слогов
.
Около
школы
был
пустырь
.
Стадо
прошло
мимо
нашего
домика
.
Под
окном
стояла
лошадь
.
В
клетке
сидит
белая
мышь
.
Весной
береза
оживает
. {
Около
нашего
домика
стояла
береза
.)
III.
ЛЕКСИКО
-
ГРАММАТИЧЕСКИЙ
АНАЛИЗ
Игровые
приемы
,
способствующие
формированию
умения
выделять
предложения
из
потока
речи
,
грамматически
правильно
составлять
предложения
,
вычленять
из
предложения
слова
,
закрепить
знание
терминов
«
слово
» ,
«
предложение
».
1.
Журналисты
Ребёнку
показывают
сюжетную
картинку
и
предлагают
одним
предложением
сказать
,
что
на
ней
нарисовано
.
Затем
необходимо
подсчитать
количество
слов
в
этом
предложении
.
2.
Какое
число
я
задумал
?
Ведущий
предлагает
детям
отгадать
,
какое
число
он
задумал
.
Для
этого
им
нужно
правильно
посчитать
,
сколько
слов
в
предложении
,
которое
он
скажет
.
3.
Я
начну
,
а
ты
продолжи
Играть
можно
парами
или
группой
.
Первый
ребенок
говорит
предложение
из
2
слов
.
Каждый
следующий
должен
добавлять
по
1
слову
,
чтобы
предложение
получилось
развернутое
и
красивое
.
Кто
не
придумал
слово
—
выбывает
.
4.
Кто
самый
внимательный
?
Взрослый
читает
предложение
,
а
ребёнок
должен
определить
место
заданного
слова
(
какое
по
счету
)
в
предложении
.
5.
Тишина
Взрослый
читает
предложение
,
а
детям
необходимо
поднять
цифру
,
соответствующую
количеству
слов
в
этом
предложении
.
Разговоры
при
этом
не
разрешаются
,
кто
заговорит
-
проиграл
.
6.
Закончи
рассказ
Ребёнку
предлагают
прослушать
рассказ
и
добавить
одно
предложение
так
,
чтобы
рассказ
оказался
завершенным
.
7
.
Я
—
тоже
Ребенок
шагает
на
месте
,
пока
взрослый
читает
рассказ
.
В
конце
предложения
нужно
остановиться
и
,
если
по
смыслу
это
подходит
,
сказать
«
Я
—
тоже
».
Поход
в
лес
Дети
пошли
в
лес
.
Они
хотели
набрать
много
грибов
и
ягод
.
Они
взяли
с
собой
корзины
.
Все
ребята
собрались
на
опушке
и
вместе
вошли
в
лес
.
Он
был
густой
,
дремучий
.
Сосны
там
были
высокие
-
высокие
.
Ребята
стали
кричать
друг
другу
«
Ау
».
Лес
отвечал
им
эхом
.
Грибы
и
ягоды
быстро очутились у ребят в
корзинах. Довольные, дети вернулись домой.
Решение
логопедических
проблем
потребует
Вашего желания
,
веры и
терпения
.
ПАМЯТКА
ДЛЯ
РОДИТЕЛЕЙ
В
нелегкой
работе
по
преодолению
недостатков
речи
у
детей
родителям
необходимо
:
поддерживать
уверенность
ребенка
в
том
,
что
недостаток
речи можно
преодолеть
,
если
он
сам
приложит
к
этому
усилия
и
старания
,
будет
выполнять
требования
и
советы
взрослых
;
правильно
строить
общение
с
ребенком
,
создавать
условия
для
спокойной
,
неторопливой
речи
,
внося
поправки
в
нее
не
ранее
,
чем
на
этапе
отработки
навыка
;
проявлять
выдержку
,
не
допускать
раздражительного
тона
;
на
этапах
подготовки
артикуляционного
аппарата
к
правильному
произношению
звуков
и
закреплению
звукопроизношения
проводить
специальные
занятия
;
проследить
,
чтобы
ребенок
занимался
самостоятельно
,
проявлял
инициативу
в
проведении
свободного
времени
,
так
как
это
влияет
не
только
на
развитие
его
познавательных
способностей
,
но
и
является
условием
полноценного
эмоционального
развития
.
РОДИТЕЛЯМ
ВАЖНО
ЗНАТЬ
:
ясная
,
четкая
речь
взрослых
с
самого
начала
речевого
общения
с ребенком
—
одно
из
обязательных
условий
правильного
речевого
развития
;
выполнение
всех
условий
правильного
речевого
и
общего
воспитания
является
самой
хорошей
профилактикой
речевых
расст
ройств
и
избавит
родителей
и
ребенка
от
тревог
и
переживаний
,
связанных
с
недостатками
речи
детей
;
занятия
дадут
хороший
результат
тогда
,
когда
они
интересны
для
ребенка
.
Если
в
занятия
включаются
однообразные
упражнения
,
то
ребенка
следует
убедить
,
что
они
необходимы
;
занятие
не
должно
продолжаться
свыше
15
минут
,
более
длительная
работа
утомляет
ребенка
.
занятие
не
следует
перегружать
зад
аниями
.
Памятка
для
родителей
:
«
ВЫЯВЛЕНИЕ
И
ПРЕОДОЛЕНИЕ
ОШИБОК
НА
ПИСЬМЕ
У
МЛАДШИХ
ШКОЛЬНИКОВ
»
Подготовила
:
учитель
-
логопед
МБОУ
СОШ
№ 8
Чернова
Т
.
В
.
г