Автор: Чудайкина Екатерина Павловна
Должность: Преподаватель изобразительного искусства
Учебное заведение: МУДО "ДШИ им. М.А. Балакирева" г.Ярославля
Населённый пункт: г Ярославль, Ярославская обл.
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Творческий марафон «Традиций живая нить» в рамках межшкольного сотрудничества и посвящается году «Нематериального культурного наследия и декоративно -прикладного искусства»
Раздел: дополнительное образование
Творческий марафон
«Традиций живая нить»
в рамках межшкольного сотрудничества
и посвящается году
«Нематериального культурного наследия и декоративно -прикладного искусства»
В мероприятии участвуют две ДШИ : учащиеся 4 класса художественного отделения
ДШИ им.М.А.Балакирева преподаватель Чудайкина Е.П. и учащиеся 2 класса
декоративно- прикладного искусства ДШИ им.Е.М. Стомпелева г.Ярославля
преподаватель Мухина С.Н.
Все мероприятие состоит из творческих заданий ,в которых учащиеся показывают свои
знания в изучении русских народных промыслов .
Цель: Расширить кругозор учащихся в области ДПИ и наладить межшкольное
сотрудничество
.
Ознакомление детей с народным искусством и нематериальным
культурным наследием народов России.
Задачи:
Образовательные :
-познакомить учащихся с географией народных промыслов России ,историей и
художественной ценностью
-закрепить и расширить знания о народном декоративно – прикладном искусстве и
многообразием элементов росписей;
Развивающие:
-развивать эмоциональную отзывчивость детей на произведения декоративного
искусства, формировать основы эстетического восприятия;
-пробуждать любознательность в области народного декоративно-прикладного искусства;
-развивать художественно-творческие способности у детей, привычку вносить элементы
прекрасного в жизнь;
-совершенствовать технические умения и навыки работы с разнообразными материалами;
-развивать мелкую моторику рук;
Воспитывающие:
-формировать у детей уважительного отношения к народной культуре, традициям,
обычаям народов России
-развивать коммуникативные качества личности
-развивать коллективные навыки
Сценарий
Полюбить Россию можно лишь тогда, когда увидишь всю прелесть русской природы,
сквозь душу пропустишь трагическую и героическую историю русского народа,
удивишься красоте архитектурных ансамблей, послушаешь прекрасную музыку,
прикоснешься к истинным творениям русского народа.
Земля наша Русская испокон веков славилась своими добрыми мастерами, людьми
которые создавали и создают своими руками сказочную красоту.
Для того чтобы любить, необходимо все это видеть и знать.
В России народных художественных промыслов великое множество, вот и сегодня мы
познакомимся с некоторыми из них.
Ведущий
Здравствуйте, гости дорогие,
Малые и большие!
У нас сегодня ярмарка - шумный базар.
Здесь найдёте на любой вкус товар!
Что же у тебя там за товары? Зазывала ты хваткий и зазываешь без оглядки.
А, может, у нас самих есть товары не хуже?
Да у тебя и сноровка не та.
А на моём прилавке береста.
Берестоплетение
Письмена сохраняла от лжи береста
И служила художнику лучше холста.
К белизне этой нежно щекою прильну,
Уносясь от реальности в ту старину.
Белая береза... Пожалуй, это самое любимое дерево в России..
О белоствольной красавице сложено много песен, легенд, чудесных сказок, с ней связаны
и старинные обряды.
Береста как простой материал издавна использовалась для изготовления различных
бытовых и художественных изделий. Собирают бересту ранним летом, когда в дереве
прекращается движение сока. До наших дней дошли берестяные грамоты, найденные при
раскопках в Великом Новгороде и других городах Издавна на Руси из бересты делали
нужные для хозяйства и удобные вещи — плели корзины и короба. А в берестяных туесах
хранили мед и ягоду, сметану и масло... В такой «упаковке» все долго оставалось свежим.
А еще из бересты делали шкатулки и ларцы, всевозможные коробочки, посуду и лапти.
Задание №1
Наш первый конкурс командная работа .
Оценивается слаженность команды, интересный подход, фантазия, текст, рисунки.
Конкурс оценивается на 5 балла Время выполнения 10 минут.
Вам дается бумага, краски, кисти. Создать берестяную грамоту для будущего
поколения.
Музыка. Фон
Ведущий:
Подваливай валом!
По дешёвке продаём!
Чуть не даром отдаём!
Товар достоин любого молодца,
Привезли его из славного Городца.
Городетская роспись.
Городецкая роспись – как ее нам не знать.
Здесь и жаркие кони, молодецкая стать.
Здесь такие букеты, что нельзя описать.
Здесь такие сюжеты, что ни в сказке сказать.
Посмотрите на роспись – сочность красок манит.
Городецкая роспись душу нам веселит.
На высоком берегу Волги стоит древний Городец. По преданию, основал его еще в XII
веке князь Юрий Долгорукий как сторожевую крепость.
Жители Городца и окрестных селений славились как умелые плотники, резчики по дереву.
Со временем городецкие мастера стали расписывать не только прялки, но и ларцы-
шкатулки, сундуки, мебель, посуду и деревянные игрушки. Городецкая роспись —
веселая, праздничная.
Городецкий стиль отличается прежде всего содержательностью. В росписях основное
впечатление дают жанровые сцены.
Задание №2
Командная работа .Каждая группа за 10 минут должна разрисовать Городецкого парня
или городецкую девушку. Один представитель команды идет на жребий.
Конкурс оценивается на 5 балл
Оценивается: использование правильных цветов в росписи .Быстрота выполнения и
слаженность команды.
Ведущий: -
Ну что за товар!
И тот хорош, И другой хорош!
Выбирай который хошь!
Диво дивное, чудо -чудное, а не товар!
Гляди какой узор!
Филимоново порадует ваш взор.
Вот домишко, дальше - лес,
Полный сказочных чудес.
У крыльца сидят котенок,
Петушок и поросенок.
Всадник на коне лихом
Скачет вдаль. Ему навстречу
В сарафане расписном
Идет девушка с ведром.
Но все это: дом, зверюшки -
Филимоновы игрушки.
Задание №3
Для задания приглашается один представитель команды.
Из разных глиняных игрушек выбрать промысел Филимоно.
За 5 минут расписать картонную игрушку .
Оценивается :правильность выбора игрушки, правильность выполнения узора, время.
Балл 5
Дуйте в дудки, бейте в ложки,
В гости к нам пришли матрёшки,
Ложки деревянные, матрёшечки румяные!
Русских много есть игрушек, и коней и погремушек,
Разноцветные флажки, расписные сундучки.
Есть ещё одна игрушка, все похожи друг на дружку.
И живут они друг в дружке –
Это русские подружки.
Матрёшке чуть больше 100 лет. Биография её начинается с одного незначительного
случая. Есть в Подмосковье старинное село Абрамцево. В 18 веке усадьбу купил богатый
человек, которого звали Савва Мамонтов. Он организовал мастерскую художников,
музыкантов, артистов.
И вот однажды к обитателям Абрамцева попала японская деревянная кукла. Это была
фигурка добротного лысого старика. Изображала она мудреца. И звали его фукурума.
Но кукла эта была не простая. Фукурума раскрывался, и в нём находилось ещё несколько
фигурок, вложенных одна в другую. Эти фигурки понравились всем, и они послужили
прообразом нашей матрёшки.
Пока наш представитель работает, мы поработаем каждый лично.
Вам выдается тест, ваша задача каждому вспомнить название промыслов матрешек,
подписать их . Чем быстрее каждый из вас справиться, тем самым принесет 1 балл
команде. Время выполнения 5 минут
Давайте разомнемся
Русские люди слагали песни и любили водить хороводы.
Ну, теперь, честной народ
На ярмарку, да в хоровод!
Хоровод «Во поле берёзка стояла» Встаем все и начинаем водить хоровод и ручеек.
Музыка
Дымково
О древней дымковской игрушке поведем сейчас рассказ.
В Дымково любили песни, пляски, в селе рождались чудо- сказки.
Вечера зимою длинные и лепили там из глины.
Все игрушки не простые, а волшебно расписные.
И пошла о Дымке слава, заслужив на это право.
Задание №4
Для задания приглашается по два представителя команды.
Вам предлагается выкройки дымковской игрушки ,ее расписать и собрать .
За 10 минут расписать картонную игрушку .
Оценивается :правильность выполнения узора, время, аккуратность, доделанность
Тары-бары-растобары,
Есть хорошие товары!
Привезли сюда
Товары самые модные,
Русские народные,
Ходит конь по бережку,
Вороной по зелёному.
Он головушкой помахивает,
Черной гривушкой потряхивает,
Золотой уздой побрякивает!
Кони глиняные мчатся
На подставках что есть сил,
И за хвост не удержатся,
Если гриву упустил.
Весёлая белая глина,
Кружочки, полоски на ней,
Козлы и барашки смешные,
Табун разноцветных коней.
Кормилицы и водоноски,
И всадники, и ребятня,
Собаки, гусары и рыбки,
А ну, отгадайте, кто я?
Задание№5
Пока наши представителем работает, мы поработаем каждый лично.
Вам выдается тест, ваша задача каждому вспомнить название всех промыслов, которые
использовались в этих коняшках и подписать их .Чем быстрее каждый из вас
справиться, тем самым принесет 1 балл команде. Время 5 минут
Ведущий
Обратите на нас внимание, на наши усиленные старания:
Привезли товару дешёвого, Ценой доступного и грошового!
Не товар, а сущий клад! Забирай нарасхват!
Глядите, не моргайте, Рты не разевайте,
Всех красавиц в кружева одевайте!
Платки.
Город Павловский Посад
Славен мастерами,
Знают люди: стар и млад
О платках с цветами.
А на Руси женщины до конца XVII века покрывали голову белым льняным полотенцем с
вышивкой – убрус, который постепенно уступает место разноцветному платку. Слово
«платок» исконно русское, «плат» – кусок ткани.
Задание №6
Вам выдается квадрат, гуашь, кисти. Ваша задача нарисовать Павлопасадские платки
за 10 минут.
Балл -5
Задание №6
Кроссворд.
Ведущий
По ярмарке весь день ходили, Ни про кого не забыли!
Сказать, что мы купили?
Родному батюшке -туесок!
Любимой матушке - платок,
Посередине - золотой цветок!
Братьям – свистульки!
Маленьким сестрицам – По вышитым рукавицам!
Я купила расписные подносы да гребень себе в косы.
А я купила ненаглядных матрёшек да пару дорогих серёжек.
Вопрос 1
Вопрос 2
Эту посуду делают из фарфора, а расписывают ее только голубой и синей красками. Где
делают эту красивую посуду?(В Гжели. )
Вопрос 3
Эти игрушки любимы всеми. Они очень яркие и нарядные. Про них народ написал немало
прибауток, считалок, загадок. Отгадайте загадки:
– Зонтик грибком,
Руки крендельком.
Ходит девица-красавица пешком.(Дымковская барыня.)
– Бока крутые, рога золотые,
Копыта с оборкой,
На спине Егорка.(Баран с мальчиком.) Где делают эти изделия? (Дымково. )
Вопрос 4
На берегу Волги мы попали в удивительный мир русской сказки, созданной руками
мастеров. Эти умельцы делают мебель, удивительно красивые ларцы, шкатулки, прялки,
детские игрушки, а изображают на них сказочных птиц и быстрых коней. Особенно же
любимы мастерами изображать картины.
Где развивался этот промысел? (Городец.)
Вопрос 5
Есть в Подмосковье деревня, жители которой уже более полутора веков владеют
мастерством украшения всего одной вещи – подноса.
Под кистью народных мастеров – умельцев живописцев этот предмет стал
художественным произведением.
Собранные в букеты и вольно раскинувшиеся на блестящем черном фоне садовые или
полевые цветы несут людям радость жизни, поэзию вечного цветения природы. Где
этот народный промысел?
(Жостово. )
Вопрос 6
Эти изделия ярки и красочны, словно пронизаны солнцем. Роспись этой посуды
выполняется кистевыми приемами без предварительного нанесения контура рисунка.
Основной прием росписи – «травный», основные цвета: красный, чёрный ижёлтый.
Откуда пришли к нам эти горящие золотом ложки, туески, плошки? Эту посуду знают
во всем мире. А вы ее, ребята, узнали? (Хохлома. )
Вопрос 7
Вьется ниточка льняная –
Не простая:
Образует она
Кружева. Где делают кружева? (В Вологде.)
Мы сегодня здесь кончаем.
С этого базара на другой переезжаем!
И мы торговлю закрываем, восвояси уезжаем!
А теперь позвольте отдать вам
Наше нижайшее почтение,
Поблагодарить за посещение!
Приходите в другой раз. Уважим!
И одно вам скажем,
Купцов здесь было немало, Зато было много товара!
Мы с вами, гости дорогие, не прощаемся, а говорим всем:
Приходите снова к нам,
Рады мы всегда гостям.
Пришло время расставанья,
Спасибо! До свидания!