Автор: Тюрина Елена Михайловна Должность: учитель начальных классов Учебное заведение: МБОУ Глазуновская СОШ Населённый пункт: пгт. Глазуновка Наименование материала: конспект Тема: "Правописание -тся, -ться в возвратных глаголах" Раздел: начальное образование
Предмет: русский язык.
Класс: 4 (УМК «Школа России»)
Тема урока: «Правописание –тся, -ться в глаголах»
Тип урока: Открытие нового знания.
Цели деятельности учителя: создать условия для усвоения детьми нового
знания, научить правильно обозначать буквами звучание [ца] на конце
глаголов, развивать речь, аналитические способности, воспитывать
уважительное отношение к мнению товарищей.
Планируемые результаты образования.
Личностные : принимать внутреннюю позицию школьника на уровне
положительного отношения к урокам русского языка, испытывать интерес
к различным видам учебной деятельности.
Метапредметные: добывать новые знания: находить ответы на вопросы,
используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на
уроке, применять знания и способы действий в измененных условиях.
Предметные: писать глаголы с –тся, -ться, объясняя выбор способа
действия; выделять неопределенную форму глагола и преобразовывать
глагол в другой форме в начальную.
Оборудование: учебник В.П. Канакиной «Русский язык» 4 класс.
Компьютер. Листы самооценки.
Содержание урока.
Этапы урока.
Деятельность учителя.
Деятельность
обучающихся.
1. Организационный
момент.
Мотивирование к
учебной деятельности.
Цель – создание условий
для возникновения у
учеников внутренней
потребности включения
в учебную деятельность.
Прозвенел уже звонок-
Начинается урок.
Все друг к другу повернулись,
А теперь все улыбнулись,
Улыбнитесь мне, гостям
И садитесь по местам.
- Я вижу, у вас сегодня прекрасное настрое-
ние, желаю вам обогатиться новыми
знаниями, пожелать творческих успехов.
- А я хочу вас познакомить с одним
человеком.
- Эзоп – это…. (слайд 1)
- Послушайте легенду про Эзопа.
- Согласны ли вы с мнением Эзопа, что язык
– самая лучшая вещь в мире? Почему?
- А нужно ли нам знать свой язык? Зачем?
Слайд 2
Однажды богатый грек
Ксанф приказал своему
рабу, знаменитому
баснописцу Эзопу, купить
самую лучшую вещь в
мире. Эзоп пошел на
базар и принес… язык.
«Почему ты принес язык?
Неужели ты считаешь,
что это самая лучшая
вещь в мире? – спросил
Ксанф. «Конечно- ответил
Эзоп. – Разве может быть
в мире что-нибудь лучше,
чем язык?
- Вы все правильно сказали, а теперь
попробуйте поработать коллективно.
Коллективная работа. (на карточках)
- Здесь дана фраза, ее нужно продолжить.
(Обучающая структура «Раунд тейбл». На
одном листочке по очереди записываете
продолжение фразы, при этом нумеруете
свои ответы и передаете по кругу. У вас
будут 4 разных ответа, повторяться нельзя).
- Что у вас получилось?
- Оцените свою работу на листах
самооценки.
Фраза: «Если мы будем
хорошо знать язык, то
сможем…
(лучше понимать друг
друга, правильно
говорить, писать без
ошибок, понимать
прочитанное, интересно
рассказывать).
Один ученик зачитывает
ответы.
- А занимаемся мы всем этим на уроках
русского языка.
Рассказать секреты слова
Я для вас всегда готова
Но на уроке будь готов
Сам раскрыть секреты слов.
- Сегодня вам предстоит сделать важное
открытие. Для этого нужно быть
внимательными и активными. Сегодня вы
должны показать свои знания, проявить
наблюдательность, умение анализировать и
делать выводы.
- Дети, посмотрите на свои руки. У
мальчиков они большие, сильные, у девочек
нежные, ласковые. Мы любим свои руки,
ведь они могут все: и обнять друг друга, и
поднять упавшего, и дать корм голодным, и
красиво написать что-либо. И сегодня они
нам помогут на уроке.
Гимнастика для рук.
1. Вращение кистями.
2. Массаж пальчиков карандашом.
3. Встряхивание кистями.
- Наши ручки готовы к работе, подпишем
число (на доске)
2. Минутка
чистописания.
Запись на слайде 3.
- Выпишите все буквы, кроме Б, В, Ч, У.
Б Г в ч л У б В а у В г ч Б о У л
- Какое слово получилось?
- Составим предложение с любым глаголом,
запишем его с комментированием,
выполним разбор по членам.
- Расскажите о глаголе из данного
предложения.
Глагол.
……..
3. Актуализация
знаний.
Цель – выявить знания
детей по теме «Глагол».
- С этой частью речи мы работали на
предыдущих уроках.
- Вспомним, что еще знаем о глаголе,
выполним графический диктант, я буду
читать вам высказывания, если вы согласны,
то пишем +, если нет - (1 человек у доски).
Графический диктант.
1. Глагол обозначает признак предмета.
2. Глаголы могут отвечать на вопросы что
делает? что будет делать?
3. Глагол изменяется по числам и временам.
4. Глагол прошедшего времени изменяется
по родам.
5. глаголы настоящего времени 3-го лица
Слайд 4.
-
+
+
+
+
отвечают на вопрос что делает?
6. Глаголы в неопределенной форме
отвечают на вопросы что делать? что
сделать?
- Проверьте свою работу, сверяя со слайдом
4, проверим отвечающего у доски.
- Оцените свою работу на листах
самооценки.
+
Самоконтроль. Проверка
сигнальными карточками.
Самооценка.
4. Постановка
проблемной ситуации.
Сообщение темы и
цели урока.
Цель – активизация
мыслительной
деятельности,
формулирование темы
урока.
- Обратите внимание на слайд 5.
Грамоте, пригодит…ся, учит…ся - , всегда.
- Составьте из слов пословицу.
- Как вы понимаете смысл пословицы?
-Запишите пословицу, оставляя окошки в
словах.
- Что можете сказать о словах учиться,
пригодится?
- Какие это глаголы?
- Что мы уже знаем о возвратных глаголах?
- Чем интересен этот суффикс?
- Какое значение приобретают глаголы с
суффиксом – ся?
- Вызвало ли у вас затруднение написание
этих глаголов?
- Кто догадался, какова тема нашего
сегодняшнего урока?
- Какую задачу поставим перед собой?
Грамоте учиться – всегда
пригодится.
- Грамота нужна на
протяжении всей жизни.
Образованным людям
легче разбираться в
каких-либо делах.
- Это глаголы.
- Возвратные.
- У них есть суффикс –ся.
- Он стоит в конце слова.
Раньше был самостоя-
тельным словом –
местоимением, писался
отдельно и обозначал
«себя», «сам».
- Обозначают действие,
которое возвращается к
себе или предмету.
- Да, когда надо писать ь,
а когда нет,ж ведь везде
слышится [ца].
- Правописание –тся,
-ться в возвратных
глаголах.
- Выяснить, когда у
глаголов нужно писать –
тся, а когда –ться.
5. Открытие нового
знания. Наблюдение
над правописанием
–тся, -ться.
Цель – организация
деятельности учащихся
по успешному воспри-
ятию и осмыслению
нового материала.
- Сейчас вам предстоит выступить в роли
исследователей, работа эта ответственная.
Составим план исследования (на слайде 6).
- Как вы думаете, с чего нужно начать?
- Обсудите в парах.
- К какому выводу пришли?
Слайды 7,8,9
1. Поставит к глаголу
вопрос
2. Выяснить, что влияет
на написание – тся, -ться.
3. Сделать вывод.
- Если глагол отвечает на
вопро что делать? то
- Посмотрите на схему, вы были правы.
Глагол.
что делать? что делает?
что сделать? что сделает?
что сделают?
- ться - тся.
- Что можете сказать о глаголах,
отвечающих на вопросы что делать? что
сделать?
- Что можете сказать о глаголах,
отвечающих на вопросы что делает? что
сделает?
- Как дополнить схему, используя наши
выводы.
Глагол.
что делать? что делает?
что сделать? что сделает?
что сделают?
н.ф. 3-е л., ед. и мн.ч
- ться - тся.
- Сверьте свои выводы с правилом в
учебнике на с. 104.
- Вы решили поставленную задачу?
- В результате решения что получили?
- Как им будем пользоваться?
- Вернитесь к пословице, заполните окошки.
- Расскажите, что получилось?
- Оцените свою работу на листах
самооценки.
пишется – ться, а если на
вопро что делает?, то –
тся.
- Это глаголы неопреде-
ленной формы.
- Это глаголы 3-го лица
ед. и множ числа.
Читают правило вслух.
- Да.
- Алгоритм работы по
правописанию –тся, -ться
в глаголах.
Рассказывают правило.
Вставляют в слова
пропущенные буквы.
Самооценка.
6. Физкультминутка.
Цель – реализация
двигательной актив-
ности.
-Я буду называть возвратные глаголы с
сочетание –ца. Девочки приседают, если в
глаголах есть ь, мальчики, если его нет.
Бояться, боится, соревнуется,
соревноваться, хвалится, хвалиться,
играться, играются, слышится,
торопится, получиться, кататься,
торопится, пробежаться.
Дети приседают.
7. Первичное закреп-
ление.
Цель- применение
На доске запись:
Друзья познают…ся в беде.
Дело мастера боит…ся.
- Какое задание нужно выполнить?
- Вставит, где надо ь.
знаний в типовых
условиях.
- Как будете работать?
- Объясните смысл пословиц.
- Что можно сказать о глаголе из
предложения?....
- Оцените свою работу.
Работа по учебнику.
Упр. 219 (3 предложения)
- По алгоритму.
( Учащиеся выходят по
одному к доске, вставля-
ют пропущенную букву,
объясняют смысл
пословицы). Другие
записывают в тетрадь.
1 человек работает у
доски.
8. Самостоятельная
работа с самопровер-
кой.
Цель – включение
полученных знаний в
общую систему знаний.
- Записать в тетрадь слова в два столбика.
Слова диктует учитель:
Купается, купаться, веселятся, веселиться,
волнуется, волноваться, боится, бояться.
1 человек работает у
доски самостоятельно.
Самоконтроль с образцом
на доске, оценка при
помощи сигнальных
карточек.
9. Рефлексия учебной
деятельности.
Цель – организация
рефлексии и самооценки
учениками собственной
учебной деятельности.
- Вспомните, какую цель вы ставили перед
собой в начале урока?
- Чему научились?
Запомни!
Прежде чем глагол писать
Не забудь вопрос задать.
Если мягкий знак в вопросе,
То в глагол его мы вносим.
(Открываем запись на схеме).
- Посмотрите на свои листы самооценки.
- Кто считает, что выполнил эту задачу?
- Кому еще стоит поработать над этой
темой?
- Выяснить, когда у
глаголов нужно писать
- тся, а когда –ться.
- Писать в глаголах –тся,
-ться.
Сигнализируют карточ-
ками.
10. Домашнее задание.
Творческое домашнее задание.
- Послушайте продолжение легенды о
языке.
«Хорошо, - сказал Ксанф. – Иди теперь на
базар и принеси самую худшую в мире
вещь.» Эзоп ушел и принес… язык.
- Подумайте, почему Эзоп считает язык
«самой худшей вещью в мире».
- Спасибо за работу.
- Отметки будут следующие…..