Напоминание

"Правописание -тся, -ться в возвратных глаголах"


Автор: Тюрина Елена Михайловна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ Глазуновская СОШ
Населённый пункт: пгт. Глазуновка
Наименование материала: конспект
Тема: "Правописание -тся, -ться в возвратных глаголах"
Раздел: начальное образование





Назад





Предмет:
русский язык.
Класс:
4 (УМК «Школа России»)
Тема урока:
«Правописание –тся, -ться в глаголах»
Тип урока:
Открытие нового знания.
Цели деятельности учителя:
создать условия для усвоения детьми нового знания, научить правильно обозначать буквами звучание [ца] на конце глаголов, развивать речь, аналитические способности, воспитывать уважительное отношение к мнению товарищей.
Планируемые результаты образования.

Личностные
: принимать внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к урокам русского языка, испытывать интерес к различным видам учебной деятельности.
Метапредметные:
добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке, применять знания и способы действий в измененных условиях.
Предметные:
писать глаголы с –тся, -ться, объясняя выбор способа действия; выделять неопределенную форму глагола и преобразовывать глагол в другой форме в начальную.
Оборудование:
учебник В.П. Канакиной «Русский язык» 4 класс. Компьютер. Листы самооценки.

Содержание урока.

Этапы урока.

Деятельность учителя.

Деятельность

обучающихся.

1. Организационный

момент.

Мотивирование к

учебной деятельности.
Цель – создание условий для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность. Прозвенел уже звонок- Начинается урок. Все друг к другу повернулись, А теперь все улыбнулись, Улыбнитесь мне, гостям И садитесь по местам. - Я вижу, у вас сегодня прекрасное настрое- ние, желаю вам обогатиться новыми знаниями, пожелать творческих успехов. - А я хочу вас познакомить с одним человеком. - Эзоп – это…. (слайд 1) - Послушайте легенду про Эзопа. - Согласны ли вы с мнением Эзопа, что язык – самая лучшая вещь в мире? Почему? - А нужно ли нам знать свой язык? Зачем? Слайд 2 Однажды богатый грек Ксанф приказал своему рабу, знаменитому баснописцу Эзопу, купить самую лучшую вещь в мире. Эзоп пошел на базар и принес… язык. «Почему ты принес язык? Неужели ты считаешь, что это самая лучшая вещь в мире? – спросил Ксанф. «Конечно- ответил Эзоп. – Разве может быть в мире что-нибудь лучше, чем язык? - Вы все правильно сказали, а теперь попробуйте поработать коллективно. Коллективная работа. (на карточках) - Здесь дана фраза, ее нужно продолжить. (Обучающая структура «Раунд тейбл». На одном листочке по очереди записываете продолжение фразы, при этом нумеруете свои ответы и передаете по кругу. У вас будут 4 разных ответа, повторяться нельзя). - Что у вас получилось? - Оцените свою работу на листах самооценки. Фраза: «Если мы будем хорошо знать язык, то сможем… (лучше понимать друг друга, правильно говорить, писать без ошибок, понимать прочитанное, интересно рассказывать). Один ученик зачитывает ответы.
- А занимаемся мы всем этим на уроках русского языка. Рассказать секреты слова Я для вас всегда готова Но на уроке будь готов Сам раскрыть секреты слов. - Сегодня вам предстоит сделать важное открытие. Для этого нужно быть внимательными и активными. Сегодня вы должны показать свои знания, проявить наблюдательность, умение анализировать и делать выводы. - Дети, посмотрите на свои руки. У мальчиков они большие, сильные, у девочек нежные, ласковые. Мы любим свои руки, ведь они могут все: и обнять друг друга, и поднять упавшего, и дать корм голодным, и красиво написать что-либо. И сегодня они нам помогут на уроке. Гимнастика для рук. 1. Вращение кистями. 2. Массаж пальчиков карандашом. 3. Встряхивание кистями. - Наши ручки готовы к работе, подпишем число (на доске)
2. Минутка

чистописания.
Запись на слайде 3. - Выпишите все буквы, кроме Б, В, Ч, У. Б Г в ч л У б В а у В г ч Б о У л - Какое слово получилось? - Составим предложение с любым глаголом, запишем его с комментированием, выполним разбор по членам. - Расскажите о глаголе из данного предложения. Глагол. ……..
3. Актуализация

знаний.
Цель – выявить знания детей по теме «Глагол». - С этой частью речи мы работали на предыдущих уроках. - Вспомним, что еще знаем о глаголе, выполним графический диктант, я буду читать вам высказывания, если вы согласны, то пишем +, если нет - (1 человек у доски). Графический диктант. 1. Глагол обозначает признак предмета. 2. Глаголы могут отвечать на вопросы что делает? что будет делать? 3. Глагол изменяется по числам и временам. 4. Глагол прошедшего времени изменяется по родам. 5. глаголы настоящего времени 3-го лица Слайд 4. - + + + +
отвечают на вопрос что делает? 6. Глаголы в неопределенной форме отвечают на вопросы что делать? что сделать? - Проверьте свою работу, сверяя со слайдом 4, проверим отвечающего у доски. - Оцените свою работу на листах самооценки. + Самоконтроль. Проверка сигнальными карточками. Самооценка.
4. Постановка

проблемной ситуации.

Сообщение темы и

цели урока.
Цель – активизация мыслительной деятельности, формулирование темы урока. - Обратите внимание на слайд 5. Грамоте, пригодит…ся, учит…ся - , всегда. - Составьте из слов пословицу. - Как вы понимаете смысл пословицы? -Запишите пословицу, оставляя окошки в словах. - Что можете сказать о словах учиться, пригодится? - Какие это глаголы? - Что мы уже знаем о возвратных глаголах? - Чем интересен этот суффикс? - Какое значение приобретают глаголы с суффиксом – ся? - Вызвало ли у вас затруднение написание этих глаголов? - Кто догадался, какова тема нашего сегодняшнего урока? - Какую задачу поставим перед собой? Грамоте учиться – всегда пригодится. - Грамота нужна на протяжении всей жизни. Образованным людям легче разбираться в каких-либо делах. - Это глаголы. - Возвратные. - У них есть суффикс –ся. - Он стоит в конце слова. Раньше был самостоя- тельным словом – местоимением, писался отдельно и обозначал «себя», «сам». - Обозначают действие, которое возвращается к себе или предмету. - Да, когда надо писать ь, а когда нет,ж ведь везде слышится [ца]. - Правописание –тся, -ться в возвратных глаголах. - Выяснить, когда у глаголов нужно писать – тся, а когда –ться.
5. Открытие нового

знания. Наблюдение

над правописанием

–тся, -ться.
Цель – организация деятельности учащихся по успешному воспри- ятию и осмыслению нового материала. - Сейчас вам предстоит выступить в роли исследователей, работа эта ответственная. Составим план исследования (на слайде 6). - Как вы думаете, с чего нужно начать? - Обсудите в парах. - К какому выводу пришли? Слайды 7,8,9 1. Поставит к глаголу вопрос 2. Выяснить, что влияет на написание – тся, -ться. 3. Сделать вывод. - Если глагол отвечает на вопро что делать? то
- Посмотрите на схему, вы были правы.
Глагол.

что делать? что делает?

что сделать? что сделает?

что сделают?

- ться - тся.
- Что можете сказать о глаголах, отвечающих на вопросы что делать? что сделать? - Что можете сказать о глаголах, отвечающих на вопросы что делает? что сделает? - Как дополнить схему, используя наши выводы.
Глагол.

что делать? что делает?

что сделать? что сделает?

что сделают?



н.ф. 3-е л., ед. и мн.ч

- ться - тся.
- Сверьте свои выводы с правилом в учебнике на с. 104. - Вы решили поставленную задачу? - В результате решения что получили? - Как им будем пользоваться? - Вернитесь к пословице, заполните окошки. - Расскажите, что получилось? - Оцените свою работу на листах самооценки. пишется – ться, а если на вопро что делает?, то – тся. - Это глаголы неопреде- ленной формы. - Это глаголы 3-го лица ед. и множ числа. Читают правило вслух. - Да. - Алгоритм работы по правописанию –тся, -ться в глаголах. Рассказывают правило. Вставляют в слова пропущенные буквы. Самооценка.
6. Физкультминутка.
Цель – реализация двигательной актив- ности. -Я буду называть возвратные глаголы с сочетание –ца. Девочки приседают, если в глаголах есть ь, мальчики, если его нет. Бояться, боится, соревнуется, соревноваться, хвалится, хвалиться, играться, играются, слышится, торопится, получиться, кататься, торопится, пробежаться. Дети приседают.
7. Первичное закреп-

ление.
Цель- применение На доске запись: Друзья познают…ся в беде. Дело мастера боит…ся. - Какое задание нужно выполнить? - Вставит, где надо ь.
знаний в типовых условиях. - Как будете работать? - Объясните смысл пословиц. - Что можно сказать о глаголе из предложения?.... - Оцените свою работу. Работа по учебнику. Упр. 219 (3 предложения) - По алгоритму. ( Учащиеся выходят по одному к доске, вставля- ют пропущенную букву, объясняют смысл пословицы). Другие записывают в тетрадь. 1 человек работает у доски.
8. Самостоятельная

работа с самопровер-

кой.
Цель – включение полученных знаний в общую систему знаний. - Записать в тетрадь слова в два столбика. Слова диктует учитель: Купается, купаться, веселятся, веселиться, волнуется, волноваться, боится, бояться. 1 человек работает у доски самостоятельно. Самоконтроль с образцом на доске, оценка при помощи сигнальных карточек.
9. Рефлексия учебной

деятельности.
Цель – организация рефлексии и самооценки учениками собственной учебной деятельности. - Вспомните, какую цель вы ставили перед собой в начале урока? - Чему научились? Запомни! Прежде чем глагол писать Не забудь вопрос задать. Если мягкий знак в вопросе, То в глагол его мы вносим. (Открываем запись на схеме). - Посмотрите на свои листы самооценки. - Кто считает, что выполнил эту задачу? - Кому еще стоит поработать над этой темой? - Выяснить, когда у глаголов нужно писать - тся, а когда –ться. - Писать в глаголах –тся, -ться. Сигнализируют карточ- ками.
10. Домашнее задание.
Творческое домашнее задание. - Послушайте продолжение легенды о языке. «Хорошо, - сказал Ксанф. – Иди теперь на базар и принеси самую худшую в мире вещь.» Эзоп ушел и принес… язык. - Подумайте, почему Эзоп считает язык «самой худшей вещью в мире». - Спасибо за работу. - Отметки будут следующие…..


В раздел образования