Напоминание

Функциональная грамотность во 2 классе


Автор: Сидорова Марианна Яновна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ СОШ №2 им.И.С.Иванова с.Сунтар
Населённый пункт: с.Сунтар
Наименование материала: Рабочая программа по внеурочной деятельности
Тема: Функциональная грамотность во 2 классе
Раздел: начальное образование





Назад




МБОУ «Сунтарская СОШ№2 им И.С.Иванова»с.Сунтар

МР «Сунтарский улус(район)»

Рабочая программа

по внеурочной деятельности

«Функциональная грамотность»

для класса 2 класса

на 2022- 2023 учебный год

учителя:

Сидоровой Марианны Яновны

1

Пояснительная записка

Рабочая программа

курса внеурочной деятельности «Функциональная грамотность»

составлена на основании следующих нормативно-правовых доку-

ментов:

Федерального закона«Об образовании в Российской Федерации»

Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования

Федерального базисного учебного плана

Учебного плана МБОУ ССОШ№2 им.И.С.Иванова

Основной образовательной программы начального общего образования МБОУ ССОШ№2 им.И.С.Иванова

Положения о рабочей программе МБОУ ССОШ№2 им.И.С.Иванова

Курс призван помочь обучающимся в их культурной самоидентификации и направлен на формирование способности обучающихся к саморазвитию,

повышению уровня мотивации к обучению и познанию, ценностного отношения к знаниям.

Программа содержит :планируемые результаты освоения учебного процесса, содержание учебного предмета, тематическое планирование с уче-

том рабочей программы воспитания образовательной организации.

Цель программы: развитие функциональной грамотности обучающихся 2 класса как индикатора качества и эффективности образования, равенства досту-

па к образованию.

Задачи:



стимулирование интереса младших школьников к знаниям в разных областях современной науки, поддержка стремления ребёнка к самостоятельному

изучению окружающего мира;



формирование коммуникативной компетентности в сотрудничестве, развитие умения самостоятельно и совместно принимать решения (умение вести

диалог, координировать свои действия с действиями партнеров по совместной деятельности), создание ситуаций комфортного межличностного взаимодей-

ствия;



формирование позитивной самооценки и взаимоуважения, социально адекватных способов поведения;



развитие психофизиологических способностей ребёнка: памяти, мышления, творческого воображения;



формирование способности адаптироваться к внешней среде и функционированию в ней;



приобретение знаний о способах самопознания, нахождения и обработки информации

Программа нацелена на развитие:



способности обучающегося формулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных контекстах. Эта способность включает ма-

тематические рассуждения, использование математических понятий, процедур, фактов и

инструментов, чтобы описать, объяснить и предсказать явления. Она помогает понять роль математики в мире, высказывать хорошо обоснованные сужде-

ния и принимать решения, которые необходимы конструктивному, активному и размышляющему гражданину (математическая грамотность);



способности обучающегося понимать, использовать, оценивать тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих це-

лей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни (читательская грамотность);

2



способности обучающегося осваивать и использовать естественнонаучные знания для распознания и постановки вопросов, для освоения новых зна-

ний, для объяснения естественнонаучных явлений и формулирования основанных на научных доказательствах выводов в связи с естественнонаучной

проблематикой; понимать основные особенности естествознания как формы человеческого познания; демонстрировать осведомленность в том, что есте-

ственные науки и технология оказывают влияние на материальную, интеллектуальную и культурную сферы общества; проявлять активную гражданскую

позицию при рассмотрении проблем, связанных с естествознанием (естественнонаучная грамотность);



способности обучающегося принимать эффективные решения в разнообразных финансовых ситуациях, способствующих улучшению финансового

благополучия личности и общества, а также возможности участия в экономической жизни (финансовая грамотность).

Планируемые результаты изучения курса «Функциональная грамотность»

Метапредметные и предметные результаты

Читательская грамотность

Учащийся находит и извлекает информацию из текстов ;

-оценивает содержание прочитанного с позиции норм морали и общечеловеческих ценностей;

-формулирует собственную позицию по отношению к прочитанному.

Математическая грамотность

Учащийся находит и извлекает математическую информацию в различном контексте ;

-объясняет содержание прочитанного с позиции норм морали и общечеловеческих ценностей;

-формулирует собственную позицию по отношению к прочитанному

-формулирует собственную гражданскую позицию в конкретных ситуациях общественной жизни на основе математических знаний с позиции норм морали

и общечеловеческих ценностей .

Естественно-научная грамотность

Учащийся находит и извлекает информацию о естественнонаучных явлениях из различных текстов ;

-объясняет гражданскую позицию в конкретных ситуациях общественной жизни на основе естественнонаучных знаний с позиции норм морали и общече-

ловеческих ценностей .

Финансовая грамотность

Учащийся находит и извлекает финансовую информацию в различном контексте

-оценивает финансовые действия в конкретных ситуациях с позиции норм морали и общечеловеческих ценностей, прав и обязанностей гражданина

страны .

3

Календарно-тематическое планирование

№ п/п

Дата по

плану

Дата по

факту

Тема занятия

Основы языковой и литературной грамотности

1

Получение информации из текста

Комплексные работы, 2кл

2

Работа с текстом. Ответы на вопросы по тексту

Комплексные работы, 2кл

3

Работа с научно-популярным текстом. Продуктивное чтение.

Русский родной язык, стр.16-19, «валенки»

4

«Волшебные» слова и добрые дела

Р.Т. по развитию речи, стр.4-8

5

Человек без слова , человек без дела.

Р.Т. по развитию речи, стр.9-12

6

Меньше говори, больше делай.

Р.Т. по развитию речи, стр.13-15

7

Р.Н.Ск. Лиса и тетерев. Работа с текстом. Ответы на вопросы .

Учусь работать с текстом, стр.4-6

8

Последовательность событий. Е. Чарушин, Страшный рассказ

Учусь работать с текстом, стр.15-18

9

Значение слова. Синонимы, антонимы

10

Значение слова.

Основы математической грамотности

11

Особенности чтения текстов математических задач.

Занимательная математика.

12

Сюжетные задачи

13

Задачи на взвешивание

14

Наглядная геометрия. Задачи на разрезание и перекраивание.

15

Логические задачи.

16

Задачи на определение времени, возраста. Лента времени.

17

Представление данных в виде таблиц, графиков, диаграмм.

18

Комбинаторные задачи.

Основы естественно-научной грамотности

19

Воздух и его свойства. Углекислый газ в природе и его значение

20

Вода. Уникальность воды.

21

Зеркальное отражение. Аппликация из листьев «деревья у воды»

Левитан, «Золотая осень»

22

Мир аквариума

Естественно-научная грамотность, стр.40-49

23

Почвы и их свойства. Пр.р. Посев семян

24

Чем питаются растения.

Естественно-научная грамотность, стр.21-24

25

Раздельный сбор мусора.

Глобальные компетенции, стр.6-26

26

Как к нам хлеб на стол пришел?

Основы финансовой грамотности

27

Что такое деньги и откуда они появились

Сборник «Финансовая грамотность»

28

Какие деньги были раньше в России.

29

Современные деньги России и других стран. Защита от подделок

4

30

Откуда в семье берутся деньги.

31

На что тратятся деньги. Ситуация «новый велосипед»

32

Как с умом управлять деньгами. Как делать сбережения.

Повторение (2ч)

33

Что узнали. Чему научились.

34

Что узнали. Чему научились.

Список используемой литературы:

1.ВиноградоваН.Ф., КочуроваЕ.Э., Кузнецова М.И. Функциональная грамотность младшего школьника: книга для учителя. -М.: Российский учеб-

ник, 2018.

2.Ковалёва Г.С. Серия : «Функциональная грамотность. Учимся для жизни»Выпуск 1. -М.; СПб.: Просвещение, 2020.

- Сборник эталонных заданий «Финансовая грамотность»

-Сборник эталонных заданий

«Естественно-научная грамотность»

-

Сборник эталонных заданий

«Глобальные компетенции»

3.Рабочая тетрадь по развитию речи «Волшебная сила слов». -М.: Просвещение, 2020.

4. Шейкина С.А. Учусь работать с текстом. Тренажёр для школьников. 2 класс.- Планета,2020.

5. Кибирева Л.В. Русский родной язык. 2 класс. –М.: ООО «Русское слово-учебник»,2020.

6. Болотова Е.А., Воронцова Т.А. Комплексные итоговые работы. 2 класс .- Волгоград, 2020.

7. Лободина Н.В. Школьный словарь синонимов и антонимов. С практическими упражнениями и заданиями .- Волгоград,2020.

8.Лободина Н.В. Фразеологический словарь. Для учащихся 1-4 классов. –Волгоград, 2020.

9. Холодова О.А. Занимательная математика. 2 класс. -Изд. РОСТ, 2019.

10.

Антошина М.К. Грамотный читатель. Обучение смысловому чтению. 1-2 классы, М.: Просвещение, 2019.

5

6



В раздел образования