Автор: Никифорова Наталия Николаевна
Должность: преподаватель специальных дисциплин
Учебное заведение: ГАПОУ СО Вольский педагогический колледж им. Ф.И.Панферова
Населённый пункт: г. Вольск Саратовская область
Наименование материала: Преподавание междисциплинарного курса Легоконструирование и робототехника
Тема: Создание блока интерактивных тренажеров для начальной школы
Раздел: начальное образование
Создание блока интерактивных тренажеров для начальной школы
XXI век – это век новейших компьютерных разработок и цифрового
оборудования. Огромное разнообразие технических средств даёт учителю
возможность сделать познание окружающего мира увлекательным для ребёнка
любого возраста. Одной из таких новинок является набор Lego WeDo, который
включает в себя конструктор и программное приложение к нему. Главная цель
современного
школьного
образования
–
научить
детей
учиться,
т.е.
самостоятельно ставить перед собой учебные цели, разрабатывать пути их
достижения, оценивать свои достижения. В соответствии с ФГОС НОО это
становится возможным благодаря формированию совокупности универсальных
учебных действий (УУД), представленных четырьмя блоками: личностным,
регулятивным,
познавательным
и
коммуникативным.
Особый
интерес
представляют для нас регулятивные УУД, которые отражают способность
учащегося строить учебно-познавательную деятельность, учитывая все её
компоненты (цель, мотив, прогноз, средства, контроль, оценку).
Лего-конструирование
и
образовательная
робототехника
-
это
новая
педагогическая технология, представляет самые передовые направления науки и
техники, является относительно новым междисциплинарным направлением
обучения, воспитания и развития детей.
Использование конструктора LEGO WeDo помогает в достижении целого
комплекса образовательных целей: Развитие словарного запаса и навыков
общения при объяснении работы модели. Установление причинно-следственных
связей. Анализ результатов и поиск новых решений. Коллективная выработка
идей,
упорство
при
реализации
некоторых
из
них.
Экспериментальное
исследование, оценка (измерение) влияния отдельных факторов. Проведение
систематических
наблюдений
и
измерений.
Использование
таблиц
для
отображения
и
анализа
данных.
Построение
трехмерных
моделей
по
двухмерным чертежам. Логическое мышление и программирование заданного
поведения модели. Написание и воспроизведение сценария с использованием
модели для наглядности и драматургического эффекта. Основные принципы
обучения
с
использованием
конструктора LEGO
Education
WeDo:
Программирование, использование ПО, проектирование и создание рабочей
модели. Использование ПО для получения информации. Работа с простыми
механизмами,
зубчатыми
колесами,
рычагами,
шкивами,
трансмиссией.
Измерение времени и расстояния, прибавление, вычитание, умножение,
деление, оценка, произвольность, использование переменных. Написание
статей и рассказов. Обучение навыкам интервьюирования и интерпретирования.
Ведь сегодняшним школьникам предстоит:
- работать по профессиям, которых пока нет,
- использовать технологии, которые еще не созданы,
-
решать
задачи,
о
которых
мы
можем
лишь
догадываться.
ЛЕГО-конструирование одна из самых известных и распространённых ныне
педагогических систем, широко использующая трёхмерные модели реального
мира и предметно-игровую среду обучения и развития ребёнка. ЛЕГО в переводе
с датского языка означает «умная игра».
ЛЕГО конструктор побуждает
работать, в равной степени, и голову, и руки учащихся.
Главный плюс – это реализация через Лего-конструирование целого
комплекса
современных
личностно-ориентированных
технологий,
направленных на партнёрство, сотрудничество и сотворчество педагога и
ребёнка:
- личностно-ориентированная
технология: направлена
на
гуманное
отношение к детям
и включает в себя: педагогическую любовь к детям,
заинтересованность
в
их
судьбе;
оптимистическую
веру
в
ребенка;
сотрудничество,
мастерство
общения;
отсутствие
прямого
принуждения;
терпимость к детским недостаткам. И идет от ребенка к развитию его
способностей. Поэтому педагоги должны создавать каждому ребенку ситуацию
успеха, одобрения, поддержки, доброжелательности, чтобы каждый день,
проведенный
ребенком
в
школе,
приносил
ему
радость;
предоставлять
возможности
и
помогать
детям,
реализовать
себя
в
различных
видах
деятельности;
- технология
сотрудничества: направлена
на
создание
основы
для
коммуникативного взаимодействия, приводит к повышению статуса ребенка в
социальных контактах и повышению компетентности ребенка в разных видах
детской деятельности и в области отношений с другими людьми;
- педагогическая технология - метод проектов: метод проектов – это
способ достижения дидактической цели посредством детальной разработки
проблемы (ее технологизации), которая должна завершиться вполне реальным,
осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом.
Уникальность использования технологии в том, что она позволяет развивать у
детей не только личностных, интеллектуальных, физических качеств, но и
способности разрешения проблем в самостоятельной и совместной деятельности
детей;
- игровые педагогические технологии: создание творческой атмосферы
обучения.
Образовательные решения LEGO представляют собой междисциплинарные
практико-ориентированные инструменты, которые позволяют разжечь интерес к
учёбе,
отличаются
гибкостью
и
могут
быть
легко
интегрированы
в
существующие учебные планы. Сейчас в интернете можно найти методические
материалы,
соответствующие
ФГОС,
которые
предлагают
разнообразные
учебные сценарии, тесно связанные с повседневной жизнью учеников и
включающие пошаговые задания и решение задач с открытым решением.
(на слайде)Используя решения LEGO Education, учащиеся начальной школы:
научатся анализировать задачи и находить возможные решения;
будут развивать навыки совместной работы и общения, участвуя в
учебном процессе наряду со своими сверстниками;
научатся рассматривать неудачи как путь получения нового опыт
научатся
понимать,
как
из
частей
складывается
единая
функционирующая система.
Для организации работы с детьми по робототехнике необходимы: ноутбук
(компьютер),
интерактивный
конструктор
Lego
Education
WeDo
(лего
эдьюкейшн веду), программное обеспечение к интерактивному конструктору.
Начинать работу с интерактивным конструктором целесообразней с готовых
моделей. В комплект конструктора входит 12 готовых моделей. Задания
разделены на четыре темы: «Удивительные механизмы», «Дикие животные»,
«Игра в футбол», «Приключения». Для каждой модели есть пошаговые
инструкции и образец создания программного обеспечения для «оживления»
модели.
Комплект заданий позволяет учащимся работать в качестве юных
исследователей, инженеров, математиков и даже писателей, предоставляя им
инструкции, инструментарий и задания для межпредметных проектов. Учащиеся
собирают и программируют действующие модели, а затем используют их для
выполнения задач, по сути являющихся упражнениями из курсов естественных
наук, технологии, математики, информатики, развития речи.
Программное обеспечение к интерактивному конструктору.
Интерфейс программы понятен и прост в работе. Программа
устанавливается очень легко. Дети сразу ориентируются в программе при
первом знакомстве с ней. Программная среда устроена таким образом, что
ребенок не пишет программу, а составляет ее из готовых блоков. В его
распоряжении имеется палитра, из которой он может брать готовые блоки,
перетаскивать их на рабочее поле и встраивать их в цепочку программы (с
помощью этих программ модели «оживают»). Кроме них имеются и Блоки для
управления
клавиатурой
и
дисплеем
компьютера,
микрофоном
и
громкоговорителем. Программное обеспечение автоматически обнаруживает
каждый мотор или датчик.
Алгоритм организации образовательной деятельности.
Организация образовательной деятельности с LEGO WeDo состоит из 4
этапов: Установление взаимосвязей, Конструирование, Рефлексия и Развитие.
Установление взаимосвязей - пополнение багажа знаний происходит, когда
вновь приобретенные опыт и знания удается соединить с уже имеющимися или
сделать их стимулом, отравной точкой для нового этапа обучения.
Конструирование
- обучение и получение знаний через действие -это
принцип подразумевает и создание моделей и генерацию идей.
Рефлексия - осмысление того, что сделано, создано, модифицировано, поиск
словесной
формулировки
полученного
знания,
способов
представления
результатов опыта, путей его применения в комплексе с другими идеями и
решениями.
Развитие - поддержка творческой атмосферы, эмоциональной и физической
радости от успешно выполненной работы реализуется на этапе Развитие при
выполнении более сложных заданий, способствующих углублению полученного
опыта, развитию креативных и исследовательских навыков.
По
завершении
работы
над
моделями
можно
устроить
выставку
с
обсуждением: какие детали и механизмы были использованы для создания
данной модели, какие Блоки программы были использованы для создания
программного обеспечения, за какие действия модели отвечает каждый Блок
программы, как можно изменить программу чтобы … (модель двигалась дольше,
в другом направлении, со звуковым сопровождением и т. д.). При написании
программы можно проводить маленькие эксперименты с мощностью мотора, со
временем ожидания, с различными звуками, которые возможно вставить в
программу (хруст, который производит крокодил при пережевывании пищи,
рычание и храп льва, чириканье птичек). После создания моделей необходимо
поощрять развитие творческих способностей детей, предлагая им составить
рассказ о героях (моделях), сказки, интересные истории и т.д.
Главное
в
этом
способе
работы мотивация детей
на
дальнейшее
экспериментирование. Данный способ позволяет уделять больше времени
возможностям интерактивного конструктора, чтобы в дальнейшем пробудить
интерес к созданию своих моделей и программ к ним.
ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМООБУЧЕНИЯ
№ Задание
Результат
1
Откройте коробку Lego
WeDo
внимательно изучите ее
состав, ответьте на вопросы:
а) Детали конструктора имеют несколько цветов: белый,
красный, желтый … Имеется ли в этом система?
б) Сколько элементов конструктора можно отнести к
электронным компонентам? Перечислите их, укажите их
назначение. (Наименования можно найти в видеолекциях, в
справке среды программирования, в книге Перворобот Lego
WeDo. Книга для учителя.)
2
Установите на свой компьютер среду программирования
WeDo Software.
Сколько
конструкций
(моделей)
описано
во
вкладке
«Содержание»?
Изучите инструкцию для сборки модели «Танцующие
птицы».
В чем смысл работы учащихся с тетрадью?
3
Изучите рекомендации учителю для занятий по сборке
модели «Танцующие птицы» (Перворобот Lego WeDo. Книга
для учителя, стр. 53).
Какие учебные цели нужно достичь на этих занятиях?
4
В форме словесного алгоритма опишите работу данной
программы:
5
Составьте
программу,
которая
реализует
следующий
словесный алгоритм: семь раз подряд выполняются действия –
на «экран» выводится текст «Буря», воспроизводится звук
«Гром», воспроизводится звук «Всплеск», на экран выводится
текст «Гроза» воспроизводится звук «Бульканье».
Используете Книгу для учителя, стр.21.
6
Составьте
программу,
которая
реализует
следующий
алгоритм:
На
«экран»
среды
программирования
десять
раз
последовательно выводятся названия времен года: Зима, Весна,
Лето, Осень.
7
Выберите в коллекции среды программирования WeDo
Software одну из моделей и соберите ее.
8
Воспроизведите
образец
алгоритма
прилагаемого
к
инструкции сборки выбранной вами модели. Убедитесь в его
работоспособности,
исправьте,
в
случае
необходимости,
ошибки в алгоритме или конструкции модели.
Обсудите
с
учащимися
назначение
каждой
команды
алгоритма.
В словесной форме опишите работу алгоритма.
Придумайте собственный алгоритм работы вашей
модели. Обсудите его с учащимися. Составьте программу.
Убедитесь, что модель робота имеет запланированное вами
поведение.
Примеры создания простых программ
ГРОЗА
ВРЕМЕНА ГОДА
ГОЛОДНЫЙ
АЛЛИГАТОР
МЕЛЬНИЦА
ШЛАГБАУМ
ВЕСЕЛАЯ
КАРУСЕЛЬ
Актуальность рассматриваемой темы заключается в том, что в условиях
пандемии преподаватели вынуждены были проявлять усиленную онлайн-
активность. Методические разработки созданные в этот период можно и даже
нужно использовать в учебном процессе при очном обучении.
Интерактивный
—
это
английское
слово interactive,
переводится
как взаимодействующий, устанавливающий взаимосвязь,
например, диалог
между пользователем и компьютером. Интерактивный тренажер — это
составная
часть
учебного
курса,
техническое
средство
обучения,
предназначенное в первую очередь для организации дистанционного обучения и
для организации закрепления, оценивания изученного материала при очном
обучении . Тренажеры можно использовать, интегрировав их с любой системой
дистанционного обучения или использовать при обучении в коллежде — на
занятиях и дома.
Существуют различные виды тренажеров. По количеству участников
выделяют локальный (может использоваться одним учащимся) и сетевой
тренажер (используется группой). По виду основной технологии бывают
тренажеры с использованием специальной аппаратной интерфейсной части и без
нее – компьютерные тренажеры.
Чаще всего используются компьютерные тренажеры, они представляют
собой программу, предназначенную для выработки у учащихся устойчивых
навыков действий и обеспечивающую выполнение необходимых для этого
функций
преподавателя.
Такие
тренажеры
обладают
характерными
особенностями:
обеспечивают
генерацию
или
предоставляют
последовательность
готовых
заданий,
предусматривают
средства
для
выполнения этих заданий — чаще всего специальный программный модуль,
предоставляют учащемуся консультацию или образец решения задания по его
требованию, проводят анализ выполнения заданий и выдачу рекомендаций по
достижению лучших результатов.
В настоящее время в образовании используют интернет-тренажеры (онлайн-
тренажеры), созданные с помощью веб-сервисов и интерактивные тренажеры,
созданные, например, на основе макросов в PowerPoint, Excel и т. д.
У этих
тренажеров
используется
два
режима
работы:
первый
—
демонстрационный
(иллюстративный,
с
предоставлением
обучающего
материала), второй — оценочный, максимально приближенный к зачетному
тестированию.
Веб-сервисы позволяют создавать онлайн-тренажеры и проводить итоговые,
контрольные тестирования студентов по междисциплинарным курсам и учебным
дисциплинам. Достоинствами использования этих веб-сервисов являются:
бесплатность,
отсутствие
необходимости
установки
дополнительного
программного обеспечения, возможность использования с любого компьютера и
смартфона через веб-браузер при наличии интернета. Онлайн-тренажеры могут
использоваться
на
различных
этапах
занятия,
например,
при
проверке
домашнего задания или закреплении знаний.
В условиях пандемии был создан тренажер для подготовки к прохождению
тестирования по МДК Легоконструирование и робототехника для студентов
специальностей 44.02.01 Дошкольное образование и 44.02.02 Преподавание в
начальной школе Он был использован для подготовки к самостоятельной работе,
зачету, для повышения качества знаний неуспевающих студентов, пропустивших
занятия. Представляет собой тест, который содержит 15 вопросов.
Использованы
тестовые
вопросы
различных
типов:
одиночный,
множественный выбор, установление соответствия и последовательности.
Каждый вопрос включает подсказку - теоретический материал в виде текста,
картинки или видеоролика. Поэтому проходить тестирование может студент с
любым уровнем знаний. Тренажер не требует установки дополнительного
программного обеспечения, доступен с любого компьютера или смартфона,
имеющего доступ к Интернет. Незаменим в условиях дистанционного обучения.