Напоминание

ОСНОВНЫЕ ПРИЁМЫ ЗВУКОИЗВЛЕЧЕНИЯ И ПРИЁМЫ ИГРЫ НА ШЕСТИСТРУННОЙ ГИТАРЕ»


Авторы: Клюге Анастксия Игоревна, Клюге Анастасия Игоревна
Должность: Преподаватель
Учебное заведение: МБУДО "Глинищевская ДШИ"
Населённый пункт: Глинищево
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: ОСНОВНЫЕ ПРИЁМЫ ЗВУКОИЗВЛЕЧЕНИЯ И ПРИЁМЫ ИГРЫ НА ШЕСТИСТРУННОЙ ГИТАРЕ»
Раздел: дополнительное образование





Назад




Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

«Глинищевская детская школа искусств»

Методическая разработка на тему:

«ОСНОВНЫЕ ПРИЁМЫ ЗВУКОИЗВЛЕЧЕНИЯ И ПРИЁМЫ ИГРЫ НА

ШЕСТИСТРУННОЙ ГИТАРЕ»

Преподаватель:

Клюге Анастасия Игоревна

Глинищево

2020 год

СОДЕРЖАНИЕ

Стр.

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………….……….3

1.

Основные приёмы звукоизвлечения на гитаре…………………………...4

1.1.

Тирандо………………………………………………………………

1.2.

Апояндо………………………………………………………………

1.3.

Ногтевой способ звукоизвлечения…………………………………..

2. Основные штрихи и приёмы игры…………………………………………..

3. Игра в позициях……………………………………………………………

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….....

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………………

ВВЕДЕНИЕ

В настоящее время гитара получила огромную популярность во всем мире, в

частности и в нашей стране, многие музыканты-педагоги стали задумываться

о разработке профессиональной методики игры на инструменте, основанной

на научном подходе. В методике других инструментов такой подход в той

или иной степени уже существует. В гитарной же педагогике такой подход в

наше время только начинает складываться. Он развивается, опираясь на

методические

достижения

исполнителей

и

преподавателей

других

инструментов. Конечно, в XIX-XX веках уже существовали ведущие школы

игры:

итальянская

и

испанская,

есть

бесценные

труды

достойных

представителей этих «школ». Но развитие гитарного искусства происходит

настолько стремительно, что каждая отдельно взятая «школа» теряет свою

эффективность на нынешнем витке развития гитарного исполнительства.

Таким образом, возникает потребность синтеза разных «школ», методик

игры на инструменте.

Основные правила постановки игрового аппарата гитариста изложены почти

во всех учебных руководствах по игре на гитаре. Однако, бездумное

следование рекомендациям, изложенным в этих замечательных трудах,

догматическое их понимание породило в среде отечественных гитаристов

(исполнителей и педагогов) множество различных, иногда довольно нелепых

трактовок прочитанного. Это подчас оказывало негативное влияние на

развитие гитарного исполнительства.

Педагогическая и исполнительская практика показывает, что не всегда

целесообразно следовать правилам по принципу можно/ нельзя, проблема

порой требует неожиданного решения. Разнообразие физиологических

особенностей

учащихся

побуждает

к

поиску

неких

усреднённых,

«универсальных»

правил,

скорее,

исходя

из

принципа

допустимо/

недопустимо,

что

существенно

расширяет

спектр

позиционных

возможностей. В череде правил и установок необходимо выделять те, что

имеют ключевое, основополагающее значение. Именно на их выполнении

важно заострить внимание учащегося.

Программа обучения игре на гитаре учащихся детских щкол искусств

предлагает целый комплекс знаний, умений и навыков, получаемых детьми в

процессе обучения. Но главная задача педагога-гитариста – воспитать

исполнителя с набором различных игровых приемов, умением ярко, образно

и выразительно исполнять пьесы и песни.

Начиная работу с юным гитаристом, в первую очередь педагогу нужно

нацеливать его на качественное исполнение. С самых первых уроков

учащийся должен понимать, что занятия музыки – это упорный и

кропотливый труд, и только в результате этого труда в руках исполнителя

рождается музыка. На начальном этапе обучения очень важно внушить

ребенку, что прилагая усилия к обучению музыке, он учится трудиться, и это

научит его трудолюбию в любой сфере, которую он выберет.

Занимаясь с учащимися, педагог должен опираться на индивидуальные

особенности каждого ребенка. Исследования в области физиологических и

психических возможностей, а также особенностей мышления каждого

ученика

помогает

преподавателю

определить

методы

развития

исполнительских

качеств

для

каждого

ученика.

Важно

внимательно

наблюдать в процессе урока за тем, насколько быстро ученик воспринимает

информацию, перенимает навыки игры на гитаре, самостоятельно следит за

свободой игрового аппарата, прислушивается к качеству звукоизвлечения во

время собственного исполнения.

Качество

звука,

музыкально-выразительные

средства

произведения

напрямую зависит от начальных исполнительских навыков, первых приемов

игры на гитаре, а любой грамотный исполнительский прием невозможен без

хорошей посадки и постановки рук. Поэтому формирование игрового

аппарата начинающего гитариста педагог должен ставить «во главу угла»

всего обучения – от начального этапа до выпускного класса.

Основные приёмы звукоизвлечения на гитаре

Одним из важнейших моментов работы в классе гитары является способ

звукоизвлечения и приёмы игры. Конечно этому должна предшествовать

правильная посадка, правильная постановка рук. Звук на гитаре извлекается

посредством щипка, или, точнее, удара по струнам кончиками пальцев

правой руки. Движение пальцев при игре

вызывается сокращением

мускулов. Большой палец производит щипок от себя, указательный, средний

и безымянный пальцы производят щипок к себе ( мизинец в игре не

участвует ).

Сила удара исходит от третьего сустава. Приготовленный для удара

палец должен находиться перпендикулярно по отношению к струне. При

таком положении соприкосновение придаёт большую силу удару, дела его

более богатым обертонами.

Тирандо

В игре на гитаре существуют два основных приёма звукоизвлечения: trando

(триандо) и apoyando (апояндо). Как правило, в основном используется

первый приём, в то время как второй-особый прием со своими условиями

применения.

Тирандо – основной приём игры на шестиструнной гитаре, базовый, которым

может исполняться большинство видов музыкальной фактуры в гитарной

практике. Итак, тирандо-это такой приём, когда после звукоизвлечения по

струне палец не останавливается не соседней струне, а возвращается в

исходное положение. Палец проходит выше струны, немного внутрь ладони.

Тирандо применяется при использовании арпеджио, арпеджиато, двойных

нот, аккордов, а также когда одновременно звучат соседние струны.

Движение пальцев при игре тирандо достаточно экономные. Кончик пальца

описывает небольшую дугу в направлении ладони и освобождает струну

вместо

того,

чтобы задержаться

на

ней.

Пальцы

словно

пружинки

автоматически возвращаются к струне после извлечения звука, которое

происходит без напряжения, но при этом есть ощущение натянутости

струны. Таким образом, достигается максимальная свобода

и высокая

скорость движения пальцев.

Для тренировки тирандо полезно играть гаммы во всех тональностях.

Главное пр этом – не напрягать излишне кисть, следить за правильностью

движений, доводя владение ими до автоматизма. Безусловно, этот приём

развивается при игре арпеджио, поэтому необходимо как можно раньше

вводить различные упражнения, последовательности арпеджио в практику

учащегося.

Условное обозначение этого приёма «^».

Апояндо

Другим приёмом игры шестиструнной гитаре является апояндо,

или

apoyando. Вот как звучит определение этого приёма: «Апояндо (от

итальянского apoyando, опираясь; Щипок с опорой) – приём игры на гитаре,

щипок, после которого палец опирается на соседнюю струну. Приёмом

апояндо

исполняются

гаммаобразные

пассажи,

а

также

кантилена,

требующая особенно глубокого и полного звука».

Апояндо исполняется пальцами правой руки, в том числе и большим.

Технология приёма такова. Кончик пальца касается струны, при этом её не

нужно «защипывть», подцеплять снизу. Далее палец слегка продавливает

струну по направлению к деке, при этом струна смещается на 1-2мм. Затем

Палец движется строго к соседней струне, так, чтобы, освободив струну,

остаться на соседней.

Апояндо – исп. «с опорой». Апоядно иногда называют – «удар», «щипок

с

опорой»,

«скользящий

удар».

Удары

указательного,

среднего

и

безымянного пальцев правой руки, направленные сверху вниз, то есть по

направлению к деке, состоит из трёх моментов:

1. Подготовительный момент – палец над струной в полусогнутом

положении.

2. Удар кончиком пальца по струне, причём сила удара исходит от

третьего сустава пальца.

3. После удара палец останавливается на соседней струне, опираясь на

неё в том же положении, как во время удара и затем снова принимает

положение подготовительного момента.

Условные обозначения этого приёма «V». Так же апояндо используется

большим пальцем.

Апояндо используется при исполнении мелодии, одиночных звуков,

гамм, гаммаобразных пассажей. Извлечь несколько звуков одновременно

этим приёмом невозможно.

Ногтевой способ звукоизвлечения

Ногтевой способ, когда звук извлекается при помощи ногтей на пальцах

правой руки. Профессиональная игра на гитаре осуществляется ногтевым

способом, который ввел ещё Ф.Таррега. Этот способ является наиболее

употребительным и заключается в следующем: кончики подушечек пальцев

(ближе к ногтю) касаются струн и почти одновременно струна скользит под

ноготь, который и заставляет струну звучать. От такого удара звук делается

сильным и ярким. При игре ногтевым способом, ногти не должны быть

длиннее 1,5 – 2 мм над уровнем подушечек пальцев, должны иметь

полукруглую форму и концы их должны быть хорошо отшлифованы.

Большой палец при этом способе извлекает звук краешком подушечки. За

ногтями нужно тщательно следить, придавая им одну и ту же форму, размер,

и ни в коем случае не допускать шероховатостей – всё это отражается на

звуке. В настоящее время, когда гитара – это инструмент с нейлоновыми

струнами,

мягкие

кончики

пальцев,

«подушечки»,

не

могут

стать

полноценным предметом звукоизвлечения, обеспечивающим извлечение

полноценного

звука.

Использование

ногтей

в

качестве

предмета

звукоизвлечения на нейлоновых струнах улучшает звуковые возможности и

технику игры. В пользу извлечения звука ногтем говорят как чистота и

яркость извлекаемого звука, так и большая точность при попадании на

струны. Длина ногтей для каждого исполнителя строго индивидуальна.

Каждый выбирает оптимальную длину и способы ухода за ними. Но есть

некоторые правила, общие для всех и подтвержденные практикой. Например,

когда ногти слишком длинны, звук становится «стеклянным», пальцы

застревают при быстром движении, ногти мешают. Но стоит укоротить их,

как к исполнителю возвращаются привычные ощущения.

Основные штрихи и приёмы игры

Легато. Легато (итал. legato «связанный») в музыке — приём игры на

музыкальном инструменте, связное исполнение звуков, при котором имеет

место плавный переход одного звука в другой, пауза между звуками

отсутствует. Применяется для достижения плавной и связной звучности при

воспроизведении

двух

или

более

рядом

стоящих

звуков,

певучей

(кантиленой) мелодии, певучих музыкальных фраз, эпизодов или частей

пьесы. Первая нота всякой слигованной группы нот получает акцент. В

гитарной

технике

легато

используется

как

приём,

который

имеет

первостепенное значение. Легато показывает, что ноты играются или поются

гладко и связно. То есть, в переходе от ноты к ноте не должно быть никакой

промежуточной паузы.

Нисходящее легато. Если ноты над знаком лиги записаны в низходящем

порядке, такое легато называют нисходящим.

В следующем примере необходимо сразу поставить два пальца левой

руки на нужные струны и лады грифа, затем извлечь первый звук пальцем

правой руки, а последующий – путём «сдёргивания» пальца левой руки с

данной струны так, чтобы второй звук был воспроизведён чисто и в должной

последовательности. Несколько проще извлекать техническим легато второй

звук, когда он попадает на открытую струну (неприжатую).

Пример:

Восходящее легато. Если ноты над знаком лиги записаны в восходящем

порядке, такое легато называют восходящим. Оно исполняется следующим

образом: второй звук и следующие за ним извлекается за счёт отвесного

«падения» нужного пальца левой руки на нужный лад.

Пример:

Смешанное легато. В музыкальных произведениях бывают моменты, где

в одной музыкальной фразе встречаются все способы легато. Смешанное

легато включает в себя восходящее и нисходящее легато, следующие

непрерывно одно за другим.

Пример:

Исполнение легато при быстрых темпах намного облегчает технику

правой руки. Чтобы добиться хорошей звучности легато при нисходящем

порядке звуков, надо кисть левой руки поставить в таком положении чтобы

пальцы снимались в сторону под углом 90 градусов, задевая струну снизу

вверх.

Стаккато. Стаккато — отрывистое, острое исполнение звуков, как бы

создавая паузу после каждой ноты, над которой оно поставлено. Стаккато

обозначается точками над или под нотами.

Пример:

Чтобы исполнить стаккато на гитаре, надо извлечь звук пальцем правой

руки и немедленно приложить этот палей к той струне, из которой он

извлекал звук, не давая ей отзвучать. Чем быстрее приложить палец правой

руки к струнам, тем отрывистее будет стаккато. Аккорды стаккато берутся по

такому же принципу как и отдельные ноты. Чтобы овладеть приёмом

стаккато надо начать с гамм, проигрывая их в медленном темпе, после чего

перейти к упражнениям.

Скользящий удар. В технике правой руки часто встречаются такие

моменты, когда один и тот же палец скользит с одной струны на другую,

извлекая звуки не отрываясь от струн – такой удар называется скользящим

ударом. Точнее можно сказать что это не удар, а «щипок», так как палец по

струне не ударяет, а касается, отводя её в сторону параллельно грифу, тем

самым давая звучать предыдущей струне.

При переходе с одной струны на другую большой палец правой руки не

поднимать. Скользящий удар применяется при восходящем и нисходящем

порядке звуков.

Пример:

Арпеджио. Это последовательное, поочерёдное исполнение звуков

аккорда.

Арпеджио

в

гитарной

технике

имеет

очень

большое

распространение и поэтому может считаться одним из ведущих приёмов

игры. Комбинации пальцев p, i, m, a в арпеджио очень разнообразны. Работу

над арпеджио следует начинать с более простых фигураций в медленном

темпе. Мелодический звук в арпеджио играется способом апояндо.

При исполнении арпеджио пальцы p, i, m, a извлекают звуки

преимущественно способом тирандо. Когда необходимо выделить мелодию

или подчеркнуть бас, пальцы a и p могут извлекать звуки способом апояндо.

Перед исполнением арпеджио пальцы i, m, a одновременно с пальцем p

ставятся на свои струны: i – на 3 струну, m – на 2 струну, а – на 1 струну, р –

на один из басов; а после исполнения , снова одновременно оказываются на

своих струнах, как бы подготавливая исполнение следующего арпеджио.

Пример:

Начиная работу над арпеджио нужно медленно, соблюдая во время

исполнения правила постановки правой руки: кисть неподвижна, пальцы p и i

образуют крест, плоскость ладони параллельна плоскости струн.

Арпеджиато. Это быстрое последовательное исполнение звуков

аккорда. Обозначается вертикальной волнистой чертой перед аккордом.

Может быть исполнено большим пальцем правой руки (скользящим ударом)

от басовых струн к первым струнам. Этот приём называется «poulgar»

(большой палец).

Пример:

Так же может быть исполнено одним лишь указательным пальцем

правой руки с направлением движения от первых струн к басовым. Этот

приём называется «index» (указательный палец). Приём может быть

исполнен и четырьмя пальцами – р, i, m, а. Басовые струны очень быстро

поочерёдно извлекаются пальцем «р», а 3, 2 и 1 струны точно также

извлекаются соответственно пальцами i, m, а.

Баррэ. Это один из основных приёмов техники левой руки, при котором

указательный палец левой руки прижимает одновременно несколько струн.

Различают баррэ малое и большое. При малом баррэ палец прижимает от

двух до четырёх струн, при большом пять или шесть струн. В нотах баррэ

обозначается римской цифрой которая указывает лад, и квадратной скобой

перед аккордом.

В работе над баррэ нужно следить, чтобы палец плотнее прижимал

струны к металлическому ладу, не прогибаясь в суставах, кончик пальца не

должен выходить за пределы грифа.

Во всех видах баррэ пальцы левой руки следует устанавливать на ладах

так, что бы струны не попадали на изгибы фаланг.

Пример:

Тремоло. Это быстрое многократное повторение одного звука. Наиболее

распространён способ извлечения четырьмя пальцами в последовательности

p, a, m, i, возможны и другие варианты чередования пальцев.

Пример:

Технически исполнить этот приём довольно трудно: одна и та же нота

должна одинаково ровно звучать под пальцами a,m,i. Прежде чем осваивать

тремоло, надо очень хорошо проработать этюды на разные виды арпеджио,

добиться быстрого и ровного звучания.

Мягкость тона и слитного звучания можно добиться, перенося кисть

правой руки ближе к грифу у верхней части розетки и соприкасаясь со

струнами не ногтями, а подушечками пальцев. Сила толчка струны пальцами

правой руки должна быть пропорционально ровной. Недопустимо например

пальцем «а» воспроизводить звук сильнее чем пальцем «i» и т.д.

В тремоло надо добиваться:

1. Чёткости в правой руки

2. Силы звучания

3. Темпа

Начинать тремоло с медленных упражнений для правой руки и обращать

самое серьёзное внимание на эти три условия. По мере усвоения

упражнений, нужно перейти к проработке Этюдов. Крайне полезен Этюд М.

Каркасси

(Приложение

).

Он

написан

тремоло,

перемежающимся

с

фигурацией аккордов. Этот этюд известен как один из наиболее блестящих

этюдов Каркасси.

Тремолироваться могут так же и аккорды в том случае, если один и тот

же аккорд повторяется несколько раз в быстром темпе. Тремолирующие

аккорды имеют сходство с арпеджио, их обычно применяют в тех случаях,

когда надо добиться максимального звучания.

В написании тремолирующие аккорды перечёркиваются чёрточками в

зависимости от длительности.

Пример:

Флажолеты. Это звуки флейтового характера (отдельно звучащие

обертоны у струнных инструментов).

Натуральные флажолеты. Они получаются от извлечения звука

пальцем правой руки при одновременном лёгком прикосновении подушечки

пальца левой руки к струне над металлическим ладом и быстром его снятии.

Натуральные

флажолеты

извлекаются

на

V,

VII,

XII

ладах.

Реже

употребляются флажолеты на IX, IV, II, III ладах.

Искусственные флажолеты. Трудны для исполнения. При извлечении

искусственного флажолета палец левой руки прижимает лад, палец правой

руки прикасается к струне в месте деления её на две равные части, палец

правой руки извлекает звук.

Искусственные флажолеты звучат на октаву выше звуков на прижатых

ладах. В нотах флажолеты обозначаются словом «фл», «Fl», с указанием

струны и лада.

Вибрато.

Вибрация звука в результате покачивания пальца,

прижимающего струну и кисти левой руки. Вибрато придаёт звуку певучесть

и эмоциональную окраску. Это одно из важнейших средств музыкальной

выразительности. Работа над вибрато в упражнениях и гаммах делает левую

руку более эластичной и сильной. Употребляется вибрато и в аккордах.

Следует отрабатывать вибрато отдельно каждым пальцем левой руки,

особенно внимание нужно уделить первому пальцу. В нотах вибрато

указывается редко, его применение зависит от вкуса и чувства меры

исполнителя.

Глиссандо. Это скользящий переход от звука к звуку. Такой приём в

гитарной технике часто употребляется для выразительности звучания.

Обозначается глиссандо чёрточкой, которая соединяет две ноты. При

переходе с одного звука на другой пальцы левой руки не меняются, за

исключением редких случаев.

Чтобы пользоваться приёмом глиссандо, надо знать три правила:

1. Когда палец левой руки скользит с одной ноты на другую, палец правой

руки ударяет первую ноту и вторую. Это как правило применимо к звучанию

нот в медленных темпах или длинных нотах.

Пример:

2. Если две ноты соединены лигой и глиссандо, то первая нота ударяется

пальцем правой руки, а вторая получается от скольжения пальцев левой

руки. Такое глиссандо применяется к более быстрому движению нот.

Пример:

3. Если форшлаг соединён с основной нотой глиссандо, то скольжение

пальца левой руки должно совпадать с ударом пальца правой руки.

Пример:

Глиссандо может исполняться как при восходящем порядке нот, так и

при нисходящем, при соблюдении тех же правил.

Портаменто. Приём, в котором следующий звук (или аккорд), после

воспроизведения первого, должен возникнуть за счёт остановки пальцев

левой

руки

в

нужном

месте

(ладу).

Приёмом

портаменто

можно

воспроизводить созвучия и аккорды. Сила звука в портаменто при

скольжении, в отличии от глиссандо, уменьшается.

Расгеадо. Извлечение звуков аккорда одним или несколькими пальцами

с

использованием

при

этом внешней стороны

ногтя.

При

сильном

акцентировании исполняется ударом четырёх пальцев по всем струнам, то

есть от шестой струны к первой. При слабо акцентировании выполняется

ударом указательного пальца правой руки по всем струнам. Применяется

«расгеодо» в стиле фламенко, и в современной литературе как один из

наиболее красочных гитарных штрихов.

Тамбурин. Приём, которым изображается звучание тамбурина. Он

заключается в том, что большой палец правой руки ударяет по всем струнам

сверху у подставки. Чтобы добиться яркого звучания, надо делать удар всей

тяжестью кисти правой руки, касаясь большим пальцем струн, и быстро

отнимать, давая струнам свободно звучать.

Пиццикато. Приём, имитирующий звучание смычковых инструментов,

на которых играют не смычком, а щипком пальцев. На гитаре пиццикато

возможно получить таким же приёмом – щипком, но с обязательным

приглушением струн, которое достигается наложением на струны у

подставки ребра правой ладони.

3. Игра в позиция

Позицией на гитаре называют положение кисти левой руки на грифе, при

котором возможно не сдвигая её с одного участка, сыграть заданную

последовательность звуков. Местоположение и номер позиции определяется

1-ым пальцем , над каким ладом он нависает или на каком ладу зажимает

струны. В нотах позиции обозначают римской цифрой – I, II. III и т.д. или С3,

С5, С8.

Знание позиций открывает перед исполнителем большие возможности:

1. Знание всего диапазона гитары

2. Удобство исполнения

3. Выразительность звучания

Чтобы запомнить расположение звуков в позициях, надо освоить

достаточное количество упражнений, этюдов а так же гамм, расположенных

в позициях. Изучая позиции, надо добиваться плавности перехода из одной

позиции в другую, не допускать вынужденных пауз при переходах и

рационально использовать аппликатуру правой руки.

Плавности перехода из одной позиции в другую можно добиться

следующими способами:

1. Используя открытые струны. Это значит, что во время звучания открытой

струны можно левую руку переставить в любую позицию.

Пример:

2. Посредством скольжения одного пальца, двух, трёх и четырёх. Этот способ

заключается в том, что при переходе из позиции в позицию всех пальцев

поднимать не следует, а нужно каким либо из пальцев скользить по струне до

следующего лада, не прерывая мелодии. Чем больше пальцы скользят по

струнам, тем легче и удобнее переход.

Пример:

В этом примере скользит четвёртый палец с одного лада на другой.

Перед скольжением его нужно немного ослабить и тогда передвинуть. Таким

же образом нужно выполнять и передвижение двух, трёх и четырёх пальцев.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Шестиструнная гитара инструмент трудный в техническом отношении.

Начинать обучение нужно с овладения элементарными навыками и

приёмами. Каждый новый приём и навык должен отрабатываться отдельно и

потом закрепляться в упражнениях, этюдах, пьесах.

В этюдах ученик

изучает приёмы игры на гитаре и овладевает исполнительскими штрихами. В

начальных классах это работа над освоением аккордов и несложных

фигураций арпеджио, со второго класса больше внимания нужно уделять на

левую руку (знакомство с баррэ, легато).

При переходе в старшие классы учащийся уже должен ознакомиться с

различными приёмами игры и штрихами: глиссандо, стаккато, вибрато. В

старших классах развивается техника арпеджио, легато, баррэ, включается

работа над тремоло, пассажами, сложными флажолетами, специфическими

приёмами игры на гитаре.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. А.М. Иванов-Крамской «Школа игры на шестиструнной гитаре». Ростов н/Д изд-во

«Феникс», 1999 г. – 152 с.

2. В.М. Колосов «Самоучитель игры на шестиструнной гитаре». – М.: «Крипто – логос»,

1997. – 64 с.

3. П. Агафошин «Школа игры на шестиструнной гитаре» под ред. Е. Ларичева. Москва

изд-во «Музыка» 1987.

4. А. Шумидуб «Школа гитариста – исполнителя». Москва 1999 г.



В раздел образования



Поделиться в социальной сети Одноклассники