Автор: Савицкас Марина Михайловна Должность: учитель начальных классов Учебное заведение: МАОУ СОШ №1 Населённый пункт: г. Тобольск Наименование материала: методическая разработка Тема: "Белоствольная берёзка – Символ Родины моей!..." Раздел: начальное образование
Тема: «Белоствольная берёзка – Символ Родины моей! ...»
Цель: Ознакомление учащихся с березой, как символом России.
Задачи:
- Познакомить с березой, как символом страны, национальным деревом;
развивать у детей познавательный интерес, желание наблюдать, исследовать, получать
новые знания;
- Формировать представления о жизни растения, его развитии и связи с другими
живыми организмами;
- Воспитывать экологически грамотное поведение, желание оберегать и заботиться о
природе.
1. Мотивационный этап.
- Ребята, посмотрите внимательно на доску. Здесь написано то, о чём мы будем с
вами
говорить.
Это
слово
составлено
из
заглавных
букв,
но
у
каждой
буквы
отсутствует один элемент. Догадайтесь, что здесь написано? (ДЕРЕВО).
2. Введение в тему.
- Сегодня мы будем знакомиться с деревом, которое является символом нашего
государства. А как называется наше государство? (Российская Федерация).
- А какие символы нашего государства вы знаете? (Гимн, герб, флаг).
- Что означает слово «символ», нам прочтет … (ребенок читает, а на слайдах
показаны символы образцы). Слайд.
Символ (из греч. σύμβολον) — это знак,
изображение
какого-нибудь
предмета
или
животного для обозначения качества объекта; условный знак каких-либо понятий, идей, явлений.
(Материал из Википедии)
- Но сегодня мы познакомимся именно с деревом, которое является символом
России. А вот о каком дереве будем говорить, узнаете, отгадав загадку:
Не заботясь о погоде,
В сарафане белом ходит,
А в один из тёплых дней
Май серёжки дарит ей. Слайд.
-
Красавицей
русских
лесов
называют
люди
березу. (Иллюстрации
берёзы)
Посмотрите:
стройная,
с
тонкими
длинными
ветвями
и
раскидистой
кроной,
она
привлекательна во все времена года. Ее все знают, это самое распространенное дерево.
- На прошедшем занятии вы получили задание: из различных источников узнать
о берёзе. Всю информацию, которую вы находили, приносили мне, и мы её оформляли
на листах,
для создания книги мини-энциклопедия «Все о березе». (Показ папки-
книжки).
- Так вот сегодня на уроке
мы обобщим всё то, что вы узнали о берёзе и
выясним, почему именно береза, так любима и почитаема
в России? А вы, как
думаете? (Ответы детей). Слайд - вопрос.
- Что нужно сделать, что бы ответить на этот вопрос? (Ответы детей). Слайды
(Изучить: стихи и песни русских поэтов; значение слова «береза»; обряды и обычаи,
связанные с березой).
-
Мы
как
настоящие
исследователи
сегодня
на
уроке
раскроем
характер
символического образа берёзы. Слайд – цель. Объектом нашего исследования будет
… (береза). Слайд. Наше предположения,
если русским народом так воспевается
береза, то она является символом и гордостью России. Слайд.
4. Работа по теме. Слайд.
- Работать будем по группам. Каждая группа получает задания.
Они находятся
у вас в конверте, который лежит на столе. На обсуждение задания вам даётся время –
пять
минут.
Затем
каждая
группа
защищается.
Поэтому
обсудите,
как
вы
будете
представлять свою работу.
Задание №1
1. Прочитай из различных источников значение слова «береза».
2. Из предложенных природных материалов
(сухие листья, кора, веточки, срез
дерева) выделите, что относиться к березе и объясните, почему вы так считаете.
3. Проведите исследование с корой:
Возьмите темную ткань и потрите ей кору березы. Что вы увидели?
4. Рассмотри кору березы. Ответь на вопрос: зачем берёзе черные черточки? Что
вы знаете о коре?
Береза - лиственное дерево с белой (реже темной) корой и с сердцевидными листьями.
(По
Ожегову)
Береза – дерево Веtula, вид белая. (По Далю)
Береза – лиственное дерево с белой корой. (По Ушакову)
Русское название березы лингвисты связывают с глаголом беречь. Это обусловлено тем, что
славяне считали березу даром богов, оберегающим человека.
Наша белоствольная береза – единственная в мире растений, с белым стволом. Ярко-белый
цвет ее коре придает органический краситель бетулин. Любопытно, что береста ее состоит из клеток,
так тесно спаянных между собой, что они образуют прочный, почти пробковый слой, непроницаемый
для воды и газов.
Часто спрашивают, отчего на березе черные черточки? Научное название их "чечевички". Это
специальные отдушины, через которые летом к внутренним тканям ствола проходит воздух. Без
чечевичек дерево буквально задохнулось бы.
В древности, когда пергамент стоил дорого, писали на бересте. До нас дошли берестяные
грамоты, прочитав которые, учёные историки смогли много узнать о жизни наших предков.
Задание №2
1. У вас на столе лежат различные части дерева, рассмотри их.
2. Подумай, можно ли из предложенных частей собрать берёзу. Отбери только те
части растения, которые относятся к берёзе. Объясни, почему?
3.
Покажи
всем
ребятам,
собранную
березу,
прикрепляя
листы
на
доску.
Закончи предложения:
Высота берёзы … .
Продолжительность жизни берёзы … .
Кора у берёзы … .
Берёза растёт … .
Из берёзы делают … .
Это береза. У нее белый, тонкий, стройный ствол. На ветках листья округлой формы. Питается
береза с помощью корней. Береза — это большое лиственное дерево. Чаще всего растет в лесу. В
городе люди сажают березы, чтобы сделать воздух чистым. Из коры березы делают различные
поделки. Весной на березе появляются почки, которые превращаются в листочки. Зеленой береза
стоит все лето. Осенью листья желтеют и опадают. Зимой голые ветки покрыты снегом.
Берёзы достигают высоты 10 – 25 (максимум 45) м, диаметр ствола 25-120 (максимум до 150)
см. Крона имеет чаще всего яйцевидную форму. Кора берёзы – береста у многих видов белая.
Продолжительность жизни берёзы от 40 до 120 лет. Цветение с 8-15 лет, в насаждениях – с 20-30 лет
обильное
и
почти
ежегодное. Берёза
светолюбива,
успешно
растёт
в
различных
климатических
условиях, морозостойка, переносит многолетнюю мерзлоту, засухоустойчива, малотребовательна к
плодородию и влажности почвы, поэтому встречается на каменистых, и на бедных песчаных почвах,
и на торфяниках. Берёза заходит далеко на север и на юг, поднимается высоко в горы. Одной из
первых она поселяется на сосново-еловых вырубках. Весной берёза одна из первых пробуждается в
лесу: ещё лежит снег, а около неё уже проталинки, на дереве набухли оранжевые серёжки…
А
осенью берёзка в числе первых спешит надеть красивый золотой убор…
Берёза широко используется во многих отраслях народного хозяйства. Из неё делают паркет,
фанеру, домашнюю утварь и другие изделия. Берёза устойчива к газу и пыли. Она имеет большое
значение
для
очистки
воздуха,
поэтому
успешно
применяется
в
озеленении,
в
создании
рекреационных зон.
Задание №3
1. У вас на столах: репродукции картин известных художников; стихотворения
русских поэтов. Подбери прилагательные к слову «береза». Запишите их на листочке.
2. Собранный материал распределите на группы.
(Эпитеты: Русская, кудрявая, белоствольная, стройная, щедрая, красивая, светлая, чистая,
нежная,
женственная,
святая, белая,
белоствольная,
весёлая,
высокая,
грустная,
густая,
задумчивая, зелёная, кудрявая, милая, молодая, нарядная, нежная, печальная, поникшая, пышная,
робкая, серебристая, тонкая, юная и т.д.).
6. Динамическая пауза.
- Нет дерева в России, которому так повезло. Березу воспевали в фольклоре, и в
литературе, и в музыке, и живописи, около березы проводили различные игры. Вот и
мы проведем динамическую паузу около нашей березы. Проведет её …
Посмотри берёзка
Мы к тебе идём.
Наступило утро, солнышко проснулось.
И берёзки к солнцу потянулись, (руки вверх, на носочках)
Поздоровались, друг с дружкой
Наклонившись в стороны. (наклоны в стороны),
С солнцем поздоровались,
Радуясь дню новому! (руки вверх, помахать ими).
Вывод: Вы описали берёзу, как дерево.
(Но
нам
ещё
нужно
разобраться,
почему
именно берёза пользуется
такой
популярностью?)
7. Работа с текстом.
-
Почему
же
именно
береза
пользуется
на
Руси
такой
популярностью?
Доказательства вы найдете в тексте о березе, которые я вам каждому раздам. Ваша
задача: найти ключевые слова, которые характеризуют березу, как символ, подчеркнуть
эти слова в тексте. После окончания работы вы по «цепочке» их прочтете.
Издревле стройная белоствольная березка стала символом России. И хотя березы растут во
всем мире, нигде их не любят и чтят так, как у нас на родине. Берёза – дерево, символизирующее
весну и воскресение, месяц апрель – берёзозол. воплощением небесного сияния, света
Так было во все века. Ведь береза в славянской мифологии также считалась священным
деревом.
Порой
не
только
дуб,
но
березу
почитали
наши
предки
как
мировое
древо.
Это
представление осталось в древнем заговоре: «На море-океяне, на острове Буяне стоит береза белая
вниз ветвями, вверх кореньями»
Русское название березы связывают с глаголом «беречь». Это объяснялось тем, что славяне
считали березу даром богов, оберегающим человека. С березой связана славянская руна - Берегиня -
Береза, Судьба, Мать, Земля.
Берегиня в славянской традиции – женский образ, связанный с защитой и материнским
оберегающим началом. В древних сказаниях под именем Берегини выступала богиня Макошь, Богиня
Мать, ведающая земным плодородием и судьбами всего живого. Эта руна является руной судьбы.
Во многих поверьях береза символизирует женское начало, обрядах, и обрядовых песнях, в
фольклорных текстах она противопоставляется дубу как мужскому символу.
Нежная береза почиталась как женский символ, считалась покровительницей юных девушек. К
ней приходили невесты и в дни радости, и в часы отчаяния. Прильнув к тонкому белому стволу,
осушали слезы, как бы впитывали веру, надежду, любовь.
Любой весенний праздник на Руси в честь пробуждавшейся природы не обходился без березы.
В Троицын день молодыми березовыми ветвями украшали церкви и дома.
Береза считается счастливым деревом, ее сажали около дома для благополучия семьи, по
случаю рождения ребенка…
Установленная в переднем углу при строительстве дома ветка березы была символом здоровья
хозяина и семьи. Березовые ветки втыкались в поле, чтобы получить хороший урожай льна и злаков.
У славян надежным оберегом считалась березовая метла, прислоненная к постели роженицы
или колыбели новорожденного.
Берёза в Славянской мифологии – это дерево Начала Жизни, дающее народу новых Русов.
Береза стала поэтическим олицетворением России. Где бы ни был русский человек, он всегда,
тоскуя о Родине, воскрешает в памяти шумящую на ветру, залитую солнцем или запорошенную
морозным инеем стройную красавицу-березку. Она воспета поэтами. О белоствольных русских
красавицах сложено много стихов. В них авторы выражают свое отношение к березе, воспевают её
красоту, показывают истинную любовь к этому красивому дереву, олицетворяющему собой Родину!
- у славян – священное, самое почитаемое дерево;
- самое распространенное дерево в России;
- первая белоствольная красавица наших лесов;
- помощница крестьян;
- оберег от злых духов;
- дивный лекарь;
- она вызывает в нас чувства, созвучные щедрой и отзывчивой русской душе;
- символ плодородия;
- символ девичества;
- источник вдохновения писателей, поэтов, художников.
7. Выразительное чтение стихотворения
- Действительно много произведений о березе: загадки, песни, пословицы,
сказки и стихи. Понравившиеся вам произведения мы оформили в книжке, а вот Юля
сочинила свое стихотворение о березе. Послушайте.
8. Интервью.
- На территории нашей школы растет береза, при рассматривании у вас возник
вопрос, а сколько лет березе и кто ее посадил? С этими вопросами вы обратились к
руководителю школьного музея школы №1- Крюковой Надежде Степановне. О своей
работе расскажет … .
Охрана леса. Почему люди вырубают леса? В основном из-за древесины. Раньше людям
казалось
-
лесов
много,
что
вырубить
их
все
просто
невозможно.
Теперь
стало
ясно:
леса
в
опасности!
Нужно
бережно
относиться
к
лесам,
вырубленные
-
обязательно
восстанавливать.
Заготовленную древесину необходимо вовремя вывозить из леса и полностью использовать. Отходы
нужно вывозить и перерабатывать. Чтобы вырубать меньше деревьев, нужно шире использовать
макулатуру. Запрещается вырубать леса по берегам рек, вокруг городов и вдоль дорог, уничтожать
лесные полосы, которые защищают поля от ветров. Из-за вырубки лесов многим животным угрожает
опасность, они теряют свои лесные дома. Охрана лесов – обязанность государства. Но не только.
Жизнь леса, его обитателей зависит от каждого из нас. Никто не должен забывать выполнять
определенные правила поведения в лесу. Одно из них: не оставлять мусора. Об острое стекло или
консервную банку может пораниться и человек, и животное. Очень опасно разведение костров в лесу.
Одна маленькая искорка может вызвать пожар. А на месте кострищ долго не растет трава. Людям лес
доставляет огромную радость своей красотой. Отдых в лесу улучшает настроение и укрепляет
здоровье человека. А сколько грибов, ягод, лекарственных растений дарит нам лес! Давайте беречь
леса!
9. Итог урока.
- Что вы узнали нового , что вам было интересно , что бы вы хотели ещё узнать ?
Слайд.
- Как вы думаете, все ли ученики знают о Берёзе, как символе России?
- А всегда ли мы может рассказать о берёзе? Что может помочь? (Созданная
нами энциклопедия).
10. Рефлексия.
- Раньше на Руси, существовал обряд «Украшения березы». На Троицу
загадав
желания - завязывали ленточки на березке. Затем,
водили хоровод в знак
благодарности.
- А
мы сегодня сделаем немного по другому,
если вам понравилась, вы
загадайте желание и завяжите – красную ленту; если вы грустили, то загадайте тоже
желание, но завяжете синюю ленту.
- Давайте встанем во круг и произнесем слова. (Произнести хором)
- Белоствольная березка –
Символ Родины моей.
Нету деревца другого
Сердцу русскому милей. (Н. Меркушова)