Напоминание

"Какие бывают животные"


Автор: Кормильцева Оксана Николаевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "Средняя общеобразовательная школа № 59"
Населённый пункт: город Курск
Наименование материала: конспект
Тема: "Какие бывают животные"
Раздел: начальное образование





Назад





Урок окружающего мира

во 2 классе
Программа: «Школа России»
Тема

Какие бывают животные?

Тип урока
Комбинированный урок
Дидактическая

цель
Деятельностная цель: Обобщить знания детей о животных, на этой основе разделить животных на группы (насеко- мые, птицы, рыбы, звери) Образовательная цель: Выявить отличительные особенности насекомых, рыб, птиц, зверей; научить различать груп - пы животных по их характерным признакам (целенаправленно и последовательно раскрывать доступные экологиче - ские зависимости) Воспитательная цель: - Воспитывать любовь и бережное отношение к природе, чувство милосердия, нормы поведения в природной среде. - Прививать интерес к предмету; - Воспитывать у учащихся чувства товарищества, культуры общения, чувства взаимовыручки.
Планируемые

результаты
Личностные УУД: - Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности. Метапредметные: - Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; уметь высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника; уметь работать по кол - лективно составленному плану; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспектив - ной оценки; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта харак - тера сделанных ошибок; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей (Регулятивные УУД). - Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; учиться работать в группе, форму - лировать собственное мнение и позицию (Коммуникативные УУД). - Уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке, (Познавательные УУД). Предметные: - Расширить кругозор детей о природе. - Дать представление о невидимых нитях в природе. -Осознают необходимость бережного отношения к животным; научатся приводить примеры животных разных групп; выявлять зависимость строения тела животного от его образа жизни; находить в рассказах новую ин формацию; вы- ступать с сообщениями.
Основные понятия
насекомые, птицы, рыбы, звери
Ресурсы:

- основные
Окружающий мир. Учебник для 2-го класса. Часть 1. - рабочая тетрадь

-дополнительные
- карточки для самостоятельной работы, тест, монеты
Организация
Фронтальная работа, индивидуальная работа, групповая работа
Сценарий урока

Этапы урока

Обучающие и

развивающие

компоненты,

задания и

упражнения

Деятельность учителя

Осуществляе-

мая деятель-

ность обучаю-

щихся

Формы

организа-

ции совза-

имодей-

ствия

Формируемые

умения

Проме-

жуточ-

ный

контрол

ь

1

2

3

4

5

6

7

I.

Моти-

вирование к

учебной дея-

тельности.
(
Организа-

ционный мо-

мент
) Эмоциональ- ная и психо- логическая подготовка Прозвенел, друзья, звонок! Начинается урок. Мы сегодня снова будем наблюдать, Выводы делать и рассуждать, А чтобы урок пошёл каждому впрок, Активно в работу включайся, дружок! -Давайте улыбнемся друг другу. Хорошо, когда день начинается с улыбки. Попробуйте сохранить такое доброе настроение в течение всего урока. Приветствуют учителя. Органи- зуют свое рабочее место, проверяют наличие индиви- дуальных учеб- ных принадлеж- ностей на столе Фронталь- ная
Регулятивные:
контролируют свои действия Наблюде- ние
II.

Актуа-

лизация зна-

ний

1.

Про-

верка домаш-

него задания

Викторина

«Какие бывают

растения?»
- Эти растения имеют мягкие сочные стебли. (
Травы
.) - Эти растения имеют листья в виде пластинок. (
Лиственные
.) - Эти растения имеют несколько довольно тонких одревесневших стеблей — стволиков. (
Кустарники
.) - У этих растений листья в виде иголок (хвоинок). (
Хвойные
.) - У этих растений от корня отходит один толстый стебель - ствол. (
Деревья
.)
-
На прошлом уроке мы с вами путешествовали по лесу и познакомились с разными группами растений. Какие растения вы встречали в лесу? (Малина, черника, морошка, береза, сосна…)
- Отгадайте растения по признакам и назовите к какой

группе оно относится.
Уточнить понятие растения, опреде- ление названия растения по его характерным при- знакам, выделение групп растений, распределение растений в соот- ветствующие группы Фронталь- ная
Регулятивные:
осу- ществляют контроль, корректировку и оценку собственной деятельности. Устные ответы, наблюде- ние

Отгадывание

растений по

признакам

Определение

групп расте-

ний

Проверка д/з
1. Это растение встречается вдоль дорог и тропинок, будто специально растет там, чтобы помочь поранившемуся путешественнику. (
подорожник)
2. Из травы смотрит веселый фиолетовый глазок. Значит, будет хорошая погода. Перед дождём этот цветок обязательно закроется.
(фиалка)
3. Сегодня полянка золотисто-желтая от цветов, завтра – бело-пушистая. Жёлтые цветы превращаются в белые «головки», а с головок слетают легкие пушинки.
(одуванчик)
4. С запахом стебля этого растения знаком даже тот, кто никогда не бывал в лесу. Ведь у некоторых конфет такой приятный вкус и запах именно благодаря этому растению.
(

мята
) 5. Дерево с большими, красиво вырезанными листьями можно было бы назвать «музыкальным» - из его древесины изготавливают музыкальные инструменты.
(клён).
6. Ветки этого растения покрыты острыми и твердыми колючками (
боярышник)
7. Весной в лесу на этом дереве появляются «лампочки». Это почки дерева. А под Новый год на этих деревьях вспыхивают гирлянды настоящих лампочек.
(

ель)
- Молодцы, ребята! - Некоторые дети нашего класса поработали фоторепортерами и приготовили фоторассказ на тему «Красота растений» (Ответы детей.) Слушание подго- товленных сооб- щений, оценива- ние работы. Дела- ют выводы о необ- ходимости проде- ланной работы Фронталь- ная, инди- видуальная
Регулятивные:
осуществляют контроль, коррек- тировку своей дея- тельности и дея- тельности парт- неров.
Предметные:
Владеют группы растений, объеди- няют растения в группы Устные ответы
III.

Самоо-

пределение к

деятельности

1.

Определение

темы урока

Анаграммы.

Работа по учеб-

нику
(На доске анаграммы.)
КАУЛШЯГ ИЖФАР ЛООКС ЗАКОСРТЕ РАМУВЙЕ
- Расшифруйте слова, и вы узнаете тему урока. (Лягушка, жираф, сокол, стрекоза, муравей.) - Предположите, о чем мы будем говорить на уроке. (О жи- вотных.) - Прочитайте тему урока на с. 60 учебника. (Какие бывают животные? - Что вы уже знаете о животных? - Что еще хотите узнать? Слушают учителя; разгадывают ана- граммы, определя- ют тему урока, ар- гументируют свою точку зре- ния. Фронталь- ная
Коммуникатив-

ные:
умеют слу- шать и слышать, аргументируют свою точку зрения.
Личностные:
име- ют мотивацию к учебной деятель- ности. Наблюде- ние, уст- ные отве- ты

2.

Работа

над темой

урока.

Работа в груп-

пах

Выявление

отличитель-

ных призна-

ков каждой

группы
- Как вы думаете, какие учебные задачи поставим перед со бой? (Ответы детей.) - Прочитайте, что говорит об этом Муравьишка. - Прочитайте задание на с. 60. Рассмотрите животных, изображенных на рисунке. Выполните задание в парах. - Воспользуйтесь текстом, приведенным ниже. - Сегодня нам нужно провести исследование и выделить отличительные признаки каждой группы животных. Мы с вами разобьемся по группам согласно ваших карточек и начнем наше исследование. - Возьмите большой конверт - в нем ваше первое задание. - В больших конвертах подготовлены рисунки животных:
1-я группа
- окунь, ерш,
кузнечик
, карась;
2-я группа
- муха, божья коровка,
медведь
, жук;
3-я группа
- тигр, лиса,
гусь
, волк;
4-я группа
- ласточка, клест,
судак,
синица. - Рассмотрите картинки с изображением животных и найдите лишнее животное. На доску вывесить результат работы каждой группы. -Как одним словом назвать всех животных каждой группы? -Жук, кузнечик, божья коровка-
это насекомые и т.д.
На доске названия групп животных:
насекомые, рыбы,

птицы, звери
, пресмыкающиеся
-
Выявить отличительные признаки каждой группы. - Ответ на этот вопрос найдете в учебнике на стр. 50-51. -Для ответов используйте подсказку: Группа Сколько ног Чем покрыто тело. - Что узнали о животных данной группы? - Что отличает их от других групп? Определение за- дач урока, его це- лей. Формулиру- ют свои мысли, логические рассу- ждения. Работают сообща, в группах. Выслу- шивают версии собеседников, коллективно обсу- ждают их, делают выводы. Формируют груп- пы животных, вы- деляют их отличи- тельные черты, особенности.
Регулятивные:
осуществляют контроль, коррек- тировку своей дея- тельности и дея- тельности парт- неров.
Познавательные:
выделяют необхо- димую информа- цию, логически рассуждают, дела- ют выводы.
Предметные:
зна- ют отличительные особенности групп животных

Физкультми-

нутка

Открытие но-

вого
«У оленя дом большой» - Сегодня мы познакомимся с новыми группами животных. - Отгадайте загадки: Подрастала - Хвост растила, Платье тёмное носила. Подросла - Зеленой стала, Хвост на весла поменяла. По-блошьи прыгает, По-человечьи плавает
. (лягушка)
В мультике зовётся Клава, У неё дурная слава, Почему-то все боятся, Убегают,сторонятся. Лунтик с нею подружился, Добротою поделился, Клаву приняли друзья, Кто она? Забыла я. (
жаба
)
-
Как вы думаете, к какой группе можно отнести лягушек и жаб? - Где они обитают? ( на суше и в воде.) - Попробуйте предположить, как бы могла называться группа животных, которые обитают и на земле и в воде? - Они составляют особую группу- земноводные, могут находиться на суше и в водоеме. К этой группе будем относить еще
тритона, саламандру
. Что за чудо? Вот так чудо: Сверху блюдо, снизу блюдо. Ходит чудо по дороге Голова торчит да ноги. (
черепаха
) Бегает среди камней, Не угонишься за ней. Ухватил за хвост, но - ах! Удрала, а хвост в руках. (
ящерица
) Слушают учителя, отвечают на во- просы Рассматривают фотографии жи- вотных о которых идет речь. Выяс- няют, что общего в их внешнем виде, образе жиз- ни и т.п. Учатся грамотно формулировать свои мысли, обос- новывать сказан- ное.
Регулятивные:
под руководством учителя формули- руют учебную за- дачу
Познавательные:
выделяют и форму- лируют познава- тельную цель, структурируют знания. Устные ответы, наблюде- ние

IV.

Закреп-

ление изу-

ченного

Работа с учеб-

ником.

Физкультми-

нутка
Шелестя, шурша травой, Проползает кнут живой, Вот он встал и зашипел: Подходи, кто очень смел. (
змея
) В речке плавает бревно, Очень хочет есть оно. Пасть зубастую открыл Злой, зелёный ...(
крокодил
) - Еще одна группа- это пресмыкающиеся, к ним относятся?
-
Змеи, черепахи, ящерицы, крокодилы. - Сколько у них ног? (4 ноги). -Какой покров? (Роговые чешуйки) - Прочитайте текст на с. 61. Рассмотрите иллюстрации. Поделитесь с одноклассниками новой информацией. - О чем вы узнали? (О том, что есть еще две группы животных — пресмыкающиеся и земноводные.) Почему их так назвали? (Земноводные - так называют знакомых вам лягушек и три- тонов, которых можно обнаружить в пруду, озере и речке. Само название «земноводные» говорит о том, что живут эти животные и на земле, и в воде. Пресмыкающиеся обитают преимущественно на суше. Су- ществуют, однако, такие животные этой группы, которые часть времени проводят в воде (болотные и морские черепахи, морские змеи, крокодилы). Кожа у них покрыта роговыми чешуйками и сухая на ощупь. У некоторых пресмыкающихся роговые пластинки срослись с костями. Пресмыкающиеся мало зависят от влажности окружающего воздуха и встречаются везде — от болот до пустынь. Передние и задние ноги у пресмыкающихся выглядят почти одинаково. У змей ноги стали совсем маленькими или вовсе отсутствуют.) По дорожке, по дорожке Скачем мы на правой ножке. И по этой же дорожке Скачем мы на левой ножке. По тропинке побежим, До лужайки добежим. Слушают учителя, отвечают на во- просы, делают вы- воды на основе сказанного и про- читанного в учеб- нике. Выполнение фи- зических упраж- нений, соответ- ствующих словам стихотворения, повторяя их за учителем. Фронталь- ная Индивиду- альная, групповая (парная)
Коммуникатив-

ные:
умеют слу- шать и слышать, достаточно точно выражать свои мысли
Личностные:
по- нимают и осваива- ют социальную роль обучающего- ся; приобретают мотивацию к учеб- ной деятельности.
Регулятивные:
проговаривают по- следовательность действий, умеют высказывать своё предположение на основе работы с материалом учеб- ника;
Познавательные:
умеют ориентиро- ваться в своей си- стеме знаний: от- личают новое от уже известного с помощью учителя; добывают новые знания Устные ответы, наблюде- ние, прак- тическая деятель- ность

Творческая

работа.
До лужайки добежим. На лужайке на лужайке Мы попрыгаем, как зайки. Стоп. Немного отдохнем. И домой пешком пойдем. 4 ученика показывают упражнения, а весь класс за ними выполняют. Физкультминутка длится 3 минуты - Приступим к творческой работе. Составим рассказ о каждой группе животных. Для этого понадобятся маленькие конверты. - Взяли их. ( В конвертах находятся заготовки для составления синквейна.) ( Синквейн- это пятистрочная стихотворная форма, используемая как эффективный метод развития образной речи, которая позволяет быстро получить результат ). - 1 гр. – насекомые удивительные, многоглазые, жужжат, стрекочут, порхают, насекомых насчитывается больше миллиона. - 2 гр. - рыбы длинные, круглые, плавают, мечут, молчат, колечки чешуи показывают возраст рыбы. - 3 гр. – птицы голосистые, разноцветные, чирикают, крякают, щебечут, птицы - покорители воздушного океана. - 4 гр. – звери, изящные, рычат, мяукают, пыхтят, звери – разные внешне существа. ( Кроме конвертов у каждой группы есть поле ,на котором будет составлен синквейн). 1.______________________ 2.______________________ 3.______________________ 4.______________________ 5.______________________ – Найти слово, которое отвечает на вопрос «кто?» и приклеить его рядом с цифрой 1. – Найти два слова, которые отвечают на вопрос «какие?» и приклеить их рядом с цифрой 2 Слушают учителя, отвечают на во- просы, обосновы- вают выбор слов Занимаются по- строением син- квейна Ориентируются в своей системе зна- ний: отличают но- вое от уже из- вестного Выделяют необхо- димую информа- цию; логически рассуждают, уста- навливают при- чинно-следствен- ные связи Групповая
Коммуникатив-

ные: у
меют оформ- лять свои мысли в устной форме; слу- шают и понимают речь других; учат- ся работать в груп- пе, формулировать собственное мне- ние и позицию
Познавательные:

у
меют ориентиро- ваться в своей си- стеме знаний: от- личают новое от уже известного с помощью учителя; добывают новые знания .
Предметные:
учатся использо- вать в речи назва- ния единиц стои- мости: рубль, ко- пейка, учатся срав- нивать разные еди- ницы стоимости.
– Найти три слова, которые отвечают на вопрос «что делают?» и приклеить их рядом с цифрой 3. – Из оставшихся четырёх слов составить предложение и приклеить его рядом с цифрой 4. Начинать со слова, напечатанного с заглавной буквы. – На пятой строке вам нужно одним словом передать свое отношение к тому, о ком составляем наш рассказ. На доске вывешивается плакат с набором слов: интересно, понравилось, удивило и т. д. Дети могут выбрать нужное слово.
Представляют по группам полученный синквейн.

На доске вывесить синквейны под названиями групп

животных.
1.
насекомые
2. удивительные, многоглазые 3. жужжат, стрекочут, порхают 4. Насекомых насчитывается больше миллиона. 5. интересно 1.
птицы
2. голосистые, разноцветные 3. чирикают, крякают, щебечут 4. Птицы – покорители воздушного океана. 5. увлекательно 1.
рыбы
2. длинные, круглые 3. плавают, мечут, молчат 4. Колечки чешуи – возраст рыбы. 5. заинтересовало 1.
звери
2. изящные, мохнатые 3. рычат, мяукают, пыхтят 4. Звери – разные внешне существа. 5. Интересно . Фронталь- ная Групповая (парная).
Регулятивные:
осуществляют контроль и оценку своей деятельно- сти, способны к саморегуляции;
Коммуникатив-

ные: у
меют оформ- лять свои мысли в устной форме; слу- шают и понимают речь других; учат- ся работать в груп- пе, формулировать собственное мне- ние и позицию
Познавательные:
создают алгоритм деятельности, строят логическую цепочку рассужде- ний
Личностные:
про- являют навыки со- трудничества Устные ответы, наблюде- ние

8.

Рефлек-

сия учебной

деятельности
- Какие открытия сделали сегодня на уроке? –Пригодятся ли знания, полученные вами сегодня, в вашей даль- нейшей жизни? -Какую работу вам хотелось бы выполнить еще? -С кем могли бы поделиться полученными знаниями? –Оцените свою работу на уроке. Отвечают на во- просы, делают вы- воды, обобщения Фронталь- ная
Регулятивные:
осо- знают важность по- лученных знаний, понимают причины успеха и неуспеха
Коммуникативные:
умеют полно и гра- мотно выражать свои мысли.


В раздел образования