Автор: Алейнова Татьяна Александровна
Должность: Преподаватель
Учебное заведение: МБОУДО ДШИ
Населённый пункт: Тверская обл.г Бологое
Наименование материала: Методическое сообщение
Тема: "Дидактический материал на уроках сольфеджио и его значение в обучающем процессе"
Раздел: дополнительное образование
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
дополнительного образования
« Детская школа искусств»
Тверская область, г. Бологое
Методическое сообщение на тему: «Дидактический материал на
уроках сольфеджио и его значение в обучающем процессе»
.
Выполнила:
А
ЛЕЙНОВА
Т
АТЬЯНА
А
ЛЕКСАНДРОВНА
.
ПРЕПОДАВАТЕЛЬ
МБОУДО ДШИ
Г
. Б
ОЛОГОЕ
, Т
ВЕРСКОЙ
ОБЛ
.
2022
Введение.
Игра – это основная деятельность ребёнка, через которую он познаёт окружающий
мир, находит в нём себя, общается, учится новому, приобретает навыки и знания. Игра
ребёнку необходима для саморазвития. Она всегда имеет определённую цель. В
музыкальных играх этой целью является развитие интеллекта, чувства ритма, такта,
памяти, музыкального слуха, голоса, самой творческой деятельности ребёнка. В учебном
процессе
игра является важной, неотъемлемой частью, без которой невозможно
достижение
желаемого
результата. И в этом нам помогают наглядные пособия и
дидактические материалы.
Цель: Определить роль и место музыкально-дидактической игры на уроках
сольфеджио;
Задачи: Рассмотреть использование игры в качестве метода обучения на уроках.
Игровая деятельность
выполняет следующие функции:
развлекательная
– это
основная
функция,
призванная
развлечь,
доставить
удовольствие,
воодушевить,
пробудить интерес;
эмоциональная
– повышение настроения, волнение, ощущение
соревнования,
чувство
гордости
от
одержанной
победы;
релаксационная
–
восстанавливает силы, снимает нервное напряжение;
коммуникативная
– вовлекает
учащихся в работу в группе, в паре с товарищем, педагогом, выводит их на взаимное
сотрудничество (считается, что игра является в какой-то мере даже более широким
фактором общения, чем речь);
самореализация
– чувство удовлетворённости от
проделанной работы.
Наглядные пособия на уроках сольфеджио.
Что такое дидактический материал? Это особый тип наглядного учебного пособия,
активирующий познавательную деятельность школьника. Это карты, таблицы, наборы
карточек и фишек, разнообразные лото и т.п.
«Вагончик» - это пособие состоит из картонного вагончика с нотами и передвижного
окошка. Педагог передвигает окошко, в нём видна нота определённой длительности или
пауза, интервал или аккорд. Ученикам предлагается быстро назвать то, что они увидят в
окошке. Цель игры: зрительное восприятие и запоминание нот, длительностей, интервалов
и аккордов.
Музыкальные ребусы – карточки для учащихся младших классов. Учащиеся угадывают на
карточке слово, составной частью которого является нота, то есть нота зашифрована в
слове. Цель игры: усвоение и запоминание нот в 1 классе и в подготовительной группе.
Игра может служить основой для подобных домашних творческих заданий.
Игра «Кто первый?» – плакат с изображением последовательно: улитки, черепахи, мышки,
зайца, совы, воздушного змея, самолёта. У каждого ученика с самого начала урока
(опроса) на столе лежит данный плакат и фишка (можно использовать простую пуговицу).
За каждый правильный ответ ученик передвигает свою фишку вперёд. Если же ученик
отвечает неверно, то фишка передвигается назад. В конце урока (опроса) подводятся
итоги с каждым учеником. Победителем является тот, кто достиг самолёта. Цель игры:
поощрение познавательных процессов детей, развитие у них самоконтроля, оценки и
самооценки. Данный вид занятий можно использовать при опросах (например правил,
терминов), викторинах.
«Разведчики» – карточки с «музыкальным кодом». Учитель раздаёт карточки с
«музыкальным кодом», на которых цифры обозначают определённую ступень лада.
Музыкально-дидактическая игра проводится на скорость. Здесь ученикам предлагается
расшифровать, раскодировать мелодию: мысленно её услышать по ступеням, узнать
песню и спеть её вслух.
Цель игры:
закрепление знаний нотной грамоты, развитие
ладового чувства и музыкальной памяти.
Домино «Тональности» - карточки, в которых с одной стороны ключевые знаки, с другой
название тональности. Ученики выкладывают карточки домино по очереди. Если игрок
кладёт неверно, то он пропускает ход.
Цель игры:
развитие зрительной памяти,
закрепление темы кварто-квинтовый круг тональностей.
Домино «Интервалы» - карточки, в которых с одной стороны цифра, с другой название
интервала. Цель игры: развитие зрительной памяти, закрепление темы интервалы.
Лото «Интервалы» - комплект из одной большой карточки и набора маленьких по числу
клеток. Каждому ученику выдаётся большая карточка. Кто первый угадывает интервал,
тот получает маленькую карточку и закрывает ею клетку на своей большой карточке.
Побеждает тот, кто быстрее закроет все клетки своей большой карточки. Цель игры:
развитие зрительной памяти, закрепление темы интервалы.
Игра «Собери ритм» предназначена для любых классов, потому что здесь возможны
варианты с разным уровнем сложности. Игра состоит из набора карточек, каждая из
которых
такт.
Такты-карточки
включают
в
себя
разнообразные
ритмические
последовательности (рисунки, фрагменты) от простейших до сложных. Игру можно
использовать в нескольких режимах:
1.
Ученик
выкладывает
фишки
устного
ритмического
диктанта,
предложенного
педагогом;
2.
Педагог играет мелодию 4-8 тактов, а ученик выкладывает фишки ритма;
3.
На ритм диктанта, предложенного педагогом, каждый ученик сочиняет свой вариант
мелодии (подходит для малочисленных групп);
4.
Ученик выкладывает свой вариант ритма и сочиняет на него мелодию.
В данном пособии предложено несколько (6) вариантов ритмического диктанта в
размере 2/2,3/4,4/4. Здесь рассмотрим один, самый простой.
Играть можно командами.
Вариант 1: плакат № 1 – в нём 8 фишек с указание размера 2/4 и 44 фишки с разными
ритмическими группами, которые выполнены в разном цвете:11 в оранжевом, 11 в
зелёном, 11 в голубом, 11 в фиолетовом. В игре участвует до 4-х команд (по цветам) с
любым количеством игроков. Каждой команде выдаётся комплект фишек одного цвета.
Педагог играет мелодию из 4-8 тактов, учащиеся выкладывают её ритм. Побеждает
команда, которая первая сложила правильный ритм.
Всего дано 17 плакатов, рассчитанных на 6 вариантов работы разных по уровню
сложности. Цель игры: развитие чувства ритма, закрепление темы размер и длительности.
Игра «Собери мелодию» состоит из 18 плакатов, которые разрезаются на фишки-такты. В
данной игре предложено 18 вариантов музыкального диктанта в различных тональностях
и размерах. Плакаты представлены в 4-х цветах: голубом, оранжевом, красном,
фиолетовом. В игре участвуют до 4-х команд (по цветам) с любым количеством игроков.
Каждой команде выдаётся комплект фишек одного цвета. Педагог играет один из
предложенных вариантов мелодии, состоящей из 4-8 тактов. Учащиеся выкладывают
мелодию. Побеждает команда, которая первая сложила правильную мелодию. Цель игры:
развитие музыкальной памяти, слухового и зрительного восприятия мелодии.
Кроссворды
– одна из любимых форм работы учащихся. Вполне может заменять
обычный опрос. Давать можно в конце каждой учебной четверти в качестве итоговой
проверочной работы на знание терминов и понятий. Можно давать каждому учащемуся по
одному кроссворду, можно один кроссворд на двоих. Предпочтительнее один на двоих,
поскольку соревнование «партами» раскрепощает учащихся и намного ускоряет процесс
разгадывания. Цель игры: повторение и закрепление терминов и понятий.
Игра «Музыкальное лото» - предназначена для учащихся средних и старших классов,
состоит из 12 длинных горизонтальных карточек и множества фишек с аккордами,
тональностями, интервалами и др. (всё на 6 плакатах).
В игре могут участвовать до 12 человек. Каждый учащийся получает 1 карточку. Игру
можно использовать в 4-х режимах:
1. Режим «назвать устно» - педагог называет звуки аккорда или интервала;
2. Режим «интонирование» - педагог пропевает их;
3. Режим «игра на инструменте» - педагог играет на фортепиано;
4. Смешанный режим – часть вопросов задаётся по первому режиму, часть пропевается,
часть проигрывается на фортепиано.
Ученик также может, отвечая, называть звуки, пропевать их или играть на
инструменте.
Например: учитель берёт фишку с надписью какого-либо аккорда или др., называет (поёт,
играет) его, учащиеся смотрят в свои карточки, ищут соответствующую клетку на своей
карточке. Ученик, нашедший правильный ответ, получает фишку и закрывает ею клетку.
Выигрывает тот ученик, который первым правильно закроет все клетки своей карточки.
Цель игры:
заинтересовать учащихся, активизировать слуховое внимание, закрепить
пройденный материал, сформировать определённые интонационные навыки.
Заключение.
Игра – это мощный стимул обучения, это разнообразная и сильная мотивация учения.
Она активизирует внимание, запоминание, интерес, восприятие и мышление. Игра
способна оживить даже самую сухую информацию и сделать её более яркой и
запоминающейся. В игре возможно вовлечение каждого учащегося в активную работу, эта
форма урока противостоит пассивному слушанию и чтению. В процессе игры
интеллектуально пассивный ребёнок выполнит такую работу, которую не выполняет в
обычном учебном режиме.
Игра – это творчество. Игра – это естественный способ жизни ребёнка. Следовательно,
игра – это единственная форма обучения, не предполагающая никакого насилия над
мозгом ребёнка.
Список литературы:
1.Аннотации к наглядным пособиям и дидактическим играм по сольфеджио и
музыкальной литературе для ДМШ и ДШИ. – Киев, 1990 г.
2.Бабенко Л.В. Аннотации к наглядным пособиям и дидактическим играм по сольфеджио
для ДМШ и ДШИ. – Киев, 1991 г.
3.Ветлугина Н. Музыкальный букварь. – М. «Музыка», 1987 г.
4.Вейс П. Ступени в музыку: пособие по сольфеджио для подготовительного и 1 класса
ДМШ. Изд. 2, ред. Ройтерштейна М. – М. «Советский композитор», 1987 г.
5. Котляревская-Крафт М., Москалькова И., Батхан Л. Сольфеджио: учебное пособие
для подготовительных отделений ДМШ (разработка уроков с приложением домашних
заданий) – Л. «Музыка», 1984 г.
6.Островский А.Л. Методика теории музыки и сольфеджио: пособие для педагогов. Изд.2.
– Л. «Музыка», 1970 г.