Напоминание

"Дидактический материал на уроках сольфеджио и его значение в обучающем процессе"


Автор: Алейнова Татьяна Александровна
Должность: Преподаватель
Учебное заведение: МБОУДО ДШИ
Населённый пункт: Тверская обл.г Бологое
Наименование материала: Методическое сообщение
Тема: "Дидактический материал на уроках сольфеджио и его значение в обучающем процессе"
Раздел: дополнительное образование





Назад




Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного образования

« Детская школа искусств»

Тверская область, г. Бологое

Методическое сообщение на тему: «Дидактический материал на

уроках сольфеджио и его значение в обучающем процессе»

.

Выполнила:

А

ЛЕЙНОВА

Т

АТЬЯНА

А

ЛЕКСАНДРОВНА

.

ПРЕПОДАВАТЕЛЬ

МБОУДО ДШИ

Г

. Б

ОЛОГОЕ

, Т

ВЕРСКОЙ

ОБЛ

.

2022

Введение.

Игра – это основная деятельность ребёнка, через которую он познаёт окружающий

мир, находит в нём себя, общается, учится новому, приобретает навыки и знания. Игра

ребёнку необходима для саморазвития. Она всегда имеет определённую цель. В

музыкальных играх этой целью является развитие интеллекта, чувства ритма, такта,

памяти, музыкального слуха, голоса, самой творческой деятельности ребёнка. В учебном

процессе

игра является важной, неотъемлемой частью, без которой невозможно

достижение

желаемого

результата. И в этом нам помогают наглядные пособия и

дидактические материалы.

Цель: Определить роль и место музыкально-дидактической игры на уроках

сольфеджио;

Задачи: Рассмотреть использование игры в качестве метода обучения на уроках.

Игровая деятельность

выполняет следующие функции:

развлекательная

– это

основная

функция,

призванная

развлечь,

доставить

удовольствие,

воодушевить,

пробудить интерес;

эмоциональная

– повышение настроения, волнение, ощущение

соревнования,

чувство

гордости

от

одержанной

победы;

релаксационная

восстанавливает силы, снимает нервное напряжение;

коммуникативная

– вовлекает

учащихся в работу в группе, в паре с товарищем, педагогом, выводит их на взаимное

сотрудничество (считается, что игра является в какой-то мере даже более широким

фактором общения, чем речь);

самореализация

– чувство удовлетворённости от

проделанной работы.

Наглядные пособия на уроках сольфеджио.

Что такое дидактический материал? Это особый тип наглядного учебного пособия,

активирующий познавательную деятельность школьника. Это карты, таблицы, наборы

карточек и фишек, разнообразные лото и т.п.

«Вагончик» - это пособие состоит из картонного вагончика с нотами и передвижного

окошка. Педагог передвигает окошко, в нём видна нота определённой длительности или

пауза, интервал или аккорд. Ученикам предлагается быстро назвать то, что они увидят в

окошке. Цель игры: зрительное восприятие и запоминание нот, длительностей, интервалов

и аккордов.

Музыкальные ребусы – карточки для учащихся младших классов. Учащиеся угадывают на

карточке слово, составной частью которого является нота, то есть нота зашифрована в

слове. Цель игры: усвоение и запоминание нот в 1 классе и в подготовительной группе.

Игра может служить основой для подобных домашних творческих заданий.

Игра «Кто первый?» – плакат с изображением последовательно: улитки, черепахи, мышки,

зайца, совы, воздушного змея, самолёта. У каждого ученика с самого начала урока

(опроса) на столе лежит данный плакат и фишка (можно использовать простую пуговицу).

За каждый правильный ответ ученик передвигает свою фишку вперёд. Если же ученик

отвечает неверно, то фишка передвигается назад. В конце урока (опроса) подводятся

итоги с каждым учеником. Победителем является тот, кто достиг самолёта. Цель игры:

поощрение познавательных процессов детей, развитие у них самоконтроля, оценки и

самооценки. Данный вид занятий можно использовать при опросах (например правил,

терминов), викторинах.

«Разведчики» – карточки с «музыкальным кодом». Учитель раздаёт карточки с

«музыкальным кодом», на которых цифры обозначают определённую ступень лада.

Музыкально-дидактическая игра проводится на скорость. Здесь ученикам предлагается

расшифровать, раскодировать мелодию: мысленно её услышать по ступеням, узнать

песню и спеть её вслух.

Цель игры:

закрепление знаний нотной грамоты, развитие

ладового чувства и музыкальной памяти.

Домино «Тональности» - карточки, в которых с одной стороны ключевые знаки, с другой

название тональности. Ученики выкладывают карточки домино по очереди. Если игрок

кладёт неверно, то он пропускает ход.

Цель игры:

развитие зрительной памяти,

закрепление темы кварто-квинтовый круг тональностей.

Домино «Интервалы» - карточки, в которых с одной стороны цифра, с другой название

интервала. Цель игры: развитие зрительной памяти, закрепление темы интервалы.

Лото «Интервалы» - комплект из одной большой карточки и набора маленьких по числу

клеток. Каждому ученику выдаётся большая карточка. Кто первый угадывает интервал,

тот получает маленькую карточку и закрывает ею клетку на своей большой карточке.

Побеждает тот, кто быстрее закроет все клетки своей большой карточки. Цель игры:

развитие зрительной памяти, закрепление темы интервалы.

Игра «Собери ритм» предназначена для любых классов, потому что здесь возможны

варианты с разным уровнем сложности. Игра состоит из набора карточек, каждая из

которых

такт.

Такты-карточки

включают

в

себя

разнообразные

ритмические

последовательности (рисунки, фрагменты) от простейших до сложных. Игру можно

использовать в нескольких режимах:

1.

Ученик

выкладывает

фишки

устного

ритмического

диктанта,

предложенного

педагогом;

2.

Педагог играет мелодию 4-8 тактов, а ученик выкладывает фишки ритма;

3.

На ритм диктанта, предложенного педагогом, каждый ученик сочиняет свой вариант

мелодии (подходит для малочисленных групп);

4.

Ученик выкладывает свой вариант ритма и сочиняет на него мелодию.

В данном пособии предложено несколько (6) вариантов ритмического диктанта в

размере 2/2,3/4,4/4. Здесь рассмотрим один, самый простой.

Играть можно командами.

Вариант 1: плакат № 1 – в нём 8 фишек с указание размера 2/4 и 44 фишки с разными

ритмическими группами, которые выполнены в разном цвете:11 в оранжевом, 11 в

зелёном, 11 в голубом, 11 в фиолетовом. В игре участвует до 4-х команд (по цветам) с

любым количеством игроков. Каждой команде выдаётся комплект фишек одного цвета.

Педагог играет мелодию из 4-8 тактов, учащиеся выкладывают её ритм. Побеждает

команда, которая первая сложила правильный ритм.

Всего дано 17 плакатов, рассчитанных на 6 вариантов работы разных по уровню

сложности. Цель игры: развитие чувства ритма, закрепление темы размер и длительности.

Игра «Собери мелодию» состоит из 18 плакатов, которые разрезаются на фишки-такты. В

данной игре предложено 18 вариантов музыкального диктанта в различных тональностях

и размерах. Плакаты представлены в 4-х цветах: голубом, оранжевом, красном,

фиолетовом. В игре участвуют до 4-х команд (по цветам) с любым количеством игроков.

Каждой команде выдаётся комплект фишек одного цвета. Педагог играет один из

предложенных вариантов мелодии, состоящей из 4-8 тактов. Учащиеся выкладывают

мелодию. Побеждает команда, которая первая сложила правильную мелодию. Цель игры:

развитие музыкальной памяти, слухового и зрительного восприятия мелодии.

Кроссворды

– одна из любимых форм работы учащихся. Вполне может заменять

обычный опрос. Давать можно в конце каждой учебной четверти в качестве итоговой

проверочной работы на знание терминов и понятий. Можно давать каждому учащемуся по

одному кроссворду, можно один кроссворд на двоих. Предпочтительнее один на двоих,

поскольку соревнование «партами» раскрепощает учащихся и намного ускоряет процесс

разгадывания. Цель игры: повторение и закрепление терминов и понятий.

Игра «Музыкальное лото» - предназначена для учащихся средних и старших классов,

состоит из 12 длинных горизонтальных карточек и множества фишек с аккордами,

тональностями, интервалами и др. (всё на 6 плакатах).

В игре могут участвовать до 12 человек. Каждый учащийся получает 1 карточку. Игру

можно использовать в 4-х режимах:

1. Режим «назвать устно» - педагог называет звуки аккорда или интервала;

2. Режим «интонирование» - педагог пропевает их;

3. Режим «игра на инструменте» - педагог играет на фортепиано;

4. Смешанный режим – часть вопросов задаётся по первому режиму, часть пропевается,

часть проигрывается на фортепиано.

Ученик также может, отвечая, называть звуки, пропевать их или играть на

инструменте.

Например: учитель берёт фишку с надписью какого-либо аккорда или др., называет (поёт,

играет) его, учащиеся смотрят в свои карточки, ищут соответствующую клетку на своей

карточке. Ученик, нашедший правильный ответ, получает фишку и закрывает ею клетку.

Выигрывает тот ученик, который первым правильно закроет все клетки своей карточки.

Цель игры:

заинтересовать учащихся, активизировать слуховое внимание, закрепить

пройденный материал, сформировать определённые интонационные навыки.

Заключение.

Игра – это мощный стимул обучения, это разнообразная и сильная мотивация учения.

Она активизирует внимание, запоминание, интерес, восприятие и мышление. Игра

способна оживить даже самую сухую информацию и сделать её более яркой и

запоминающейся. В игре возможно вовлечение каждого учащегося в активную работу, эта

форма урока противостоит пассивному слушанию и чтению. В процессе игры

интеллектуально пассивный ребёнок выполнит такую работу, которую не выполняет в

обычном учебном режиме.

Игра – это творчество. Игра – это естественный способ жизни ребёнка. Следовательно,

игра – это единственная форма обучения, не предполагающая никакого насилия над

мозгом ребёнка.

Список литературы:

1.Аннотации к наглядным пособиям и дидактическим играм по сольфеджио и

музыкальной литературе для ДМШ и ДШИ. – Киев, 1990 г.

2.Бабенко Л.В. Аннотации к наглядным пособиям и дидактическим играм по сольфеджио

для ДМШ и ДШИ. – Киев, 1991 г.

3.Ветлугина Н. Музыкальный букварь. – М. «Музыка», 1987 г.

4.Вейс П. Ступени в музыку: пособие по сольфеджио для подготовительного и 1 класса

ДМШ. Изд. 2, ред. Ройтерштейна М. – М. «Советский композитор», 1987 г.

5. Котляревская-Крафт М., Москалькова И., Батхан Л. Сольфеджио: учебное пособие

для подготовительных отделений ДМШ (разработка уроков с приложением домашних

заданий) – Л. «Музыка», 1984 г.

6.Островский А.Л. Методика теории музыки и сольфеджио: пособие для педагогов. Изд.2.

– Л. «Музыка», 1970 г.



В раздел образования



Поделиться в социальной сети Одноклассники