Напоминание

«Слово. Словосочетание. Предложение.».


Автор: Иванова Наталья Сергеевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ Школа №144 имени Маршала Советского Союза Д.Ф.Устинова г.о. Самара
Населённый пункт: Самара
Наименование материала: методическая разработка
Тема: «Слово. Словосочетание. Предложение.».
Раздел: начальное образование





Назад




Технологическая карта урока

Предмет

Русский язык

Класс

3 класс

Учитель:

Иванова Наталья Сергеевна

УМК

Образовательная система «Школа России», «Русский язык»,

автор Канакина В.П.

Тема урока

«Слово. Словосочетание. Предложение.».

Цель урока

формировать умение составлять предложение, находить

в предложении словосочетания

умения устанавливать связь слов в предложении.

развивать орфографическую зоркость, речь, внимание,

память, восприятие на слух, умение работать в паре.

Тип урока

Решение учебной задачи.

Планируемые

результаты

предметные:

сформировать представления учащихся о словосоче-

тании;

формировать умение выполнять разбор предложения по

членам;

развивать устную речь;

развивать

орфографическую

зоркость;

(работа

с

непроверяемыми орфограммами);

личностные:

формировать ценностное отношение к русскому языку;

воспитывать доброжелательность, терпимость;

метапредметные:

формировать

умение

анализировать,

обобщать

материал;

формировать

умение

проверять

себя

и

оценивать

результаты учебной деятельности;

формирование

умения

грамотно

строить

речевые

высказывания

в

соответствии

с

задачами

коммуникации;

Образовательные

ресурсы

Учебник. «Русский язык. 2 класс», орфографический

словарь. В. П. Канакина, В. Г. Горецкий

ПК, мультимедиа-проектор, экран.

Вступление

Учитель: К. Паустовский говорил: «Истинная любовь к своей стране

немыслима без любви к своему языку». Наш с вами родной язык – это

русский

язык.

И

тема

нашего

урока:

«Слово.

Предложение.

Словосочетание».

Начнем урок со словарной работы.

1.

Словарная работа.

Дидактическая игра «Шифровка»

Вот так горе! Вот беда

В словах запутались слова

Кто помочь словам готов?

(на экране слова)

СОБАКА, РОЩА, КАМЫШ, ВОДА, РОМАН, НАРОД

Задание: из каждого слова взять только первый слог и составить новое слово.

Полученные слова записать на доску:

СОРОКА ВОРОНА

Молодцы! А третье слово вы узнаете, если отгадаете загадку:

«На шесте – дворец,

Во дворце певец».

Записать на доске третье слово:

СКВАРЕЦ

Дети замечают ошибку. Исправляют ее. Доказывают, почему надо писать О, а не А.

что общего у всех слов? (безударная гласная О).

На какие группы можно разделить эти слова? Какое слово лишнее? Почему?

(скворец, так как оно не словарное, гласную О можно проверить. В нем два слога).

Дети делают запись в тетрадь, ставят ударение, выделяют безударную гласную:

Соро

́

́

́

́

́

́

́

ка воро

́

на скворе

́

ц

А что у этих слов общее? (ударение падает на второй слог)

О чем мы сейчас говорили? О словах.

Вывод: Слово – основная единица языка (вывод на экране)

Физкультурная минутка.

Сегодня буем складывать слова.

Шаг налево, шаг направо.

Выше руки, голова.

А сейчас потянемся.

Нам работать нравится.

Тихо сядем и опять

Будем думать и писать,

Предложения составлять.

Вторая подтема урока :

«Предложение».

Самостоятельная работа.

Сейчас вы будете работать в парах. Возьмите желтые полоски. Прочитайте на них

слова (капель, звенит, весенняя). Составьте из них предложения. Чтобы правильно

составить слова в предложения, задайте вопросы – помощники:

1)

О ком или о чем говорится в предложении? (кто? или что?)

2)

Что о нем говорится? (что делает? Что сделал?)

3)

Какой он? Какая? Какие?

Прочитайте, какое предложение у вас получилось? (аналогичная работа с

розовыми и зелеными полосками, на которых расположены следующие слова:

большие, чернеют, сугробы, идет, весна, ранняя, деревьях, почки, на, набухли)

Прочитайте все предложения. Можно поставить слова в предложении в другом

порядке?

Можно сказать, что у вас получился текст? Почему? Докажите. (предложения связаны

между собой по смыслу, записаны в определенном порядке. Можно определить тему,

основную мысль текста заголовком «Весенняя капель»).

Запишите предложения. Подчеркните главные

члены предложения. Как еще

называют главные члены предложения? (Это основа предложения).

Работа с картинками о весне. Озвучиваются автор и название картины: Ф. Рушиц

«Весна», А. Герасимов «Лед прошел». (картинки на экране).

Учитель: Соответствуют ли картины нашей теме «Весна»?

(Да, на картинах ранняя весна).

Вывод: предложение – это группа слов, которая выражает законченную мысль.

Первое слово в предложении пишется с заглавной буквы, в конце предложения

ставится . ? ! знаки. (вывод на экране)

Физкультурная минутка

Ветер тихо клен качает.

Вправо, влево наклоняет.

Раз наклон, два наклон.

Зашумел листвою клен.

Третий этап урока: «Словосочетание»

Учитель: В предложениях вы подчеркнули главные члены. Какие слова вы не

подчеркнули? Как они называются? (Второстепенные члены).

Поставьте к ним

вопросы. От какого слова?

Капель (какая?) весенняя.

Что получилось? (Словосочетание).

Внимание! Внимание!

Вот словосочетание.

В нем ходят парами слова,

Но не равны у них права.

В нем слово главное всегда

С зависимым шагает.

А кто тут главный без труда

Вопрос определяет.

Вопрос от главного идет

К зависимому слову и наоборот,

Запомни это твердо.

Учитель: Запишите словосочетание. Составим словосочетания из других

предложений.

Сугробы (какие?) большие

Весна (какая?) ранняя

Набухли (на чем?) на деревьях

Что не образует словосочетание? (главные члены)

Почему? (они составляют нераспространённое предложение)

Вывод: словосочетание – это два (или более) слова, связанных по смыслу, из

которых одно зависит от другого.

Молодцы! Итак, что же такое слово? Предложение? Словосочетание дети повторяют

выводы.

Закрепление.

Игра «Собери стихотворение». Разноуровневые задания.

1.

Змейка

Задание: найдите предложения. Расставьте знаки препинания

2.

Задание: расставьте слова на свои места.

По дорогах бегут лужи

На полях ручьи.

Скоро стужи зимней

После выйдут муравьи.

3.

Задание: Составьте предложения, замените картинки словами.

Пробирается

валежник сквозь лесной.

Стали

петь песни.

и расцвел.

Проверка: каждая группа, начиная с первой, зачитывает то, что у них

получилось.

Учитель: Что у вас получилось? Стихотворение С. Я. Маршака «Апрель».

Ученики читают стихотворение с выражением.

Молодцы!

В конце урока мне хочется опять напомнить вам слова К. Паустовского: «Истинная

любовь к своей стране немыслима без любви к своему языку».

Благодаря русскому языку вы можете учиться, трудиться, добиваться успехов,

открывать для себя каждый день что-то новое.



В раздел образования