Напоминание

«Использование информационных технологий на уроке сольфеджио»


Автор: Клепикова Наталья Викторовна
Должность: Преподаватель
Учебное заведение: МБОУДО ДШИ
Населённый пункт: Тверская обл.г Бологое
Наименование материала: Методическое сообщение
Тема: «Использование информационных технологий на уроке сольфеджио»
Раздел: дополнительное образование





Назад




Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного образования

« Детская школа искусств»

Тверская область, г. Бологое

Методическое сообщение

на тему:

«Использование информационных технологий на

уроке сольфеджио».

Выполнила:

Клепикова Наталья Викторовна

преподаватель МБОУДО ДШИ,

г. Бологое, Тверской обл.

2022г.

Введение

Музыкально-компьютерные технологии – очень молодая и динамично

развивающаяся область знаний. Она находится на стыке между техникой и

искусством, представляющим человеку постоянно совершенствующиеся

инструменты для творчества, обучения и научных исследований.

Компьютеризация, как процесс внедрения электронно-вычислительной

техники в различные сферы деятельности общества , затронул музыкальное

образование ещё на рубеже XX-XXI веков. Именно тогда появились первые

интерактивные программы, на развитие музыкального слуха.

Использование информационных технологий в образовательном процессе

даёт учителю большие возможности при проведении урока, делает урок

более увлекательным, запоминающимся, наглядным, позволяет по-новому

использовать

га

уроках

музыки

текстовую,

звуковую

и

видеоинформационную часть, обогащает методические возможности урока,

придаёт ему современный уровень.

Использование

информационных

технологий

на

уроке

сольфеджио

На уроке сольфеджио использование информационных технологий решает

ряд важнейших задач, прежде всего это повышение интереса к музыке и к

учебно-познавательной деятельности, реализации творческого потенциала

учащихся. Кроме того, применение наглядного материала такого рода на

занятиях по сольфеджио продуктивно как с младшими школьниками, так и с

более старшими.

Учитывая возрастные психологические особенности детей 6-8 лет, со слабо

развитым

абстрактным

мышлением,

лучше

всего

они

усваивают

теоретические знания именно в наглядно-игровой форме. Таким образом,

учебный процесс становится для ребёнка психологически комфортным и, что

наиболее важно, влияет на качество усвоения материала.

Говоря о детях старшего возраста, то и здесь работа с компьютером

позволяет удержать внимание и интерес к предмету за счёт различных форм

работы.

На сегодняшний день создано достаточно большое количество

компьютерных обучающих музыкальных игр, интерактивных тренажёров и

других

мультимедийных

программ,

направленных

на

закрепление

теоретических знаний, развитие практических слуховых навыков.

2

В

данной

работе

представим

классификацию

многочисленных

мультимедийных программ, выявив возможности и особенности сочетания

инновационных и традиционных форм работы.

Основные виды работы на уроках сольфеджио (ориентация на 1 год

обучения)

Традиционные

Инновационные

Проверка усвоения теоретических знаний

Наглядные пособия: «ноты-

пуговочки», «музыкальное лото»;

Ребусы, загадки,кроссворды.

Ноты-магниты (использование

магнитной доски с нотоносцем);

Интерактивные тесты с картинками

(«нотки-картинки», «Клавиши фортепиано»,

«Ноты в скрипичном ключе»)

Вокально-интонационные упражнения

Начальный этап: выработка певческой установки (правильное положение

корпуса, работа над дыханием и дикцией)

Пение попевок, секвенций;

Пение тетрахордов;

Пение гамм под фортепиано;

Пение ступеней по столбице;

Пение вокальных комплексов;

Пение мажорного и минорного

трезвучий от звуков;

Подготовка к двухголосному пению:

пение двухголосных попевок или

коротких песен с педагогом.

Использование Караоке-плейеров

(

например, разучивание песни «ДО,ре,ми» из

мюзикла Ричарда Роджерса «Звуки музыки»)

Пение гамм под мультимедийные

ролики

(показаны ноты на нотном стане и

клавиатура ,на которой последовательно

разными цветами выделяются клавиши,

согласно звучащим ступеням гаммы; звук-

пение-игра фортепиано фонограмма).

Метро-ритмические упражнения

Пение мелодии на ритмослоги;

Работа с ритмическими карточками;

Воспроизведение ритмического

рисунка знакомых песен на

различных шумовых инструментах;

Художественное тактирование

антонимов, стихов, ритмических

комплексов;

Тактирование под звучащую музыку;

Дирижирование в размерах 2/4,2/4;

Проработка ритмических комплексов

в размерах 2/4, 2/4;

Чтение ритма с листа (прохлопать со

счётом)

Ритмический аккомпанемент;

Ритмическое двухголосие:

Просмотр видеороликов, знакомящих

с длительностями нот;

Воспроизведение ритмических

рисунков под мультимедийные

ролики, (на фоне звучащего

музыкального сопровождения

учащиеся должны исполнить

ритмический рисунок, показанный на

экране);

Интерактивные мультимедийные

программы, которые можно

объединить в одну группу и назвать

ритмические примеры (задания:

заполнить такты нужными

длительностями в указанных размерах,

Решить ритмический пример,

3

ритмическая партитура, ритмический

канон.

складывать или вычитать

длительности);

Двигательные игры и упражнения, а

также элементарные танцевальные

движения под яркую ритмичную

музыку (в записи), в т.ч. под

современную музыку различных

танцевальных жанров;

Дирижирование под знакомую музыку

в записи);

Узнавание известной (или пройденной

ранее песни по ритмическому рисунку.

Сольфеджирование

Пение по нотам с дирижированием по

учебнику;

Пение с сопровождением и без

сопровождения;

Пение выученных песен от разных

звуков;

Двухголосие: каноны.

Как подготовка-сольмизация

(проговаривание звуков в ритме) под

мультимедийные ролики.

Пение по нотам знакомой мелодии

(нотный текст представлен на экране и

сопровождается звучанием: на первом

этапе мелодия дублируется, затем

звучат отдельные такты, далее только

опорные звуки).

Пение нотами знакомой мелодии .

представленной на экране, с

музыкальным сопровождением, не

дублирующим мелодию.

Двухголосие: видео-каноны с

аранжировками; мультимедийные

ролики с двухголосными номерами (на

экране нотами записаны 2 голоса,

звучит 1 голос, задание: спеть 2 голос).

Упражнения на клавиатуре

Игра тетрахордов, гамм;

Игра попевок от разных звуков ;

Игра тонов и полутонов;

Игра тонического трезвучия в

пройденных тональностях.

Играют вместе на напечатанной

клавиатуре одновременно с игрой

педагога.

Играют по очереди на фортепиано.

Игра тетрахордов, гамм;

Игра попевок от разных звуков;

Игра тонов и полутонов;

Игра тонического трезвучия в

пройденных тональностях.

Играют по цепочке с места на

синтезаторах

4

Слуховой анализ

А) целостный анализ: определение характера музыкального фрагмента,

жанровых особенностей, средств музыкальной выразительности, особенностей

формообразования.

Музыка звучит в живом исполнении

(игра преподавателя на фортепиано);

Подробный анализ мелодии:

Анализ её структуры, логики

построения и развития (направление

мелодической линии, скачки,

повторность, секвентность и т.д.),

узнать знакомые мелодические и

ритмические обороты.

Оркестровая музыка в записи,

звучание музыки сопровождаетсч

сюжетным видеорядом или

художественными иллюстрациями. В

данном случае акцент делается на

определение размера , темпа,лада,

регистра, динамических оттенков,

особенностей формы, образного

содержания музыки.

Б) анализ элементов музыкального языка

Определение звукорядов, гамм,

отдельных ступеней лада,

мелодических оборотов, мажорного и

минорного трезвучий;

Определение стльных и слабых

долей, ритмических фигур.

Интерактивные тренажёры на

определение нот в тональности

(тренажёр «Сольфеджио онлайн»-

режим «Угадай ноту»)

Интерактивные программы на

определение гармонических

элементов: программа «Музыкальный

синтаксис»; тренажёр

«Сольфеджио. Онлайн, режим

«Мажор/Минор – отгадать

прозвучавшее трезвучие.

Музыкальный диктант

Подготовительные упражнения к

диктанту (запоминание и

воспроизведение фраз,

попевок.письменные упражнения и

т.д.);

Устный диктант;

Самодиктант;

Ритмический диктант;

Мелодический диктант в объёме 2-4

тактов.

Интерактивные тренажёры.

Например, тренажёр «Сольфеджио.

Онлайн-режим - «Музыкальный

диктант»:

проигрывается угадываемая мелодия , а

также записанная мелодия, запись

осуществляется нажатием клавиш на

клавиатуре виртуального фортепиано вверху

экрана. Перед выполнением диктанта в

настройках задаются: тональность,

количество нот, темп исполнения.

Интерактивная программа

«Музыкальная мозаика»:составление

диктанта из предложенных тактов;

Тембровые диктанты (диктанты

воспроизводятся в записи на разных

музыкальных инструментах или с

голоса.

5

Творческие задания

Допевание ответной фразы на

нейтральный слог, позднее-с

названием звуков;

Сочинение ритмического рисунка или

мелодии на предложенное

стихотворение;

Сочинение ритмического

аккомпанемента;

Досочинение мелодии;

Сочинение мелодии в определённом

жанре;

Рисунки к песням и музыкальным

фрагментам

Ритмическая импровизация под

мультимедийные ролики (даны:

художественный видеоряд,

метрическая пульсация ,фоновая

музыка; задача: по цепочке

воспроизвести небольшие

ритмические обороты-по 2 такта);

Ладовая импровизация (пение нотами

коротких мелодических оборотов в

тональности по цепочке,

даны: музыкальный фон, метрическая

пульсация).

Заключение

Актуальным и необходимым видим создание условий для эффективного

развития музыкального мышления учащихся, формирования у них слуховых

представлений, а также для раскрытия их творческого потенциала уже на

начальном этапе музыкального образования посредством активного

использования информационных технологий, что безусловно предполагает

наличие определённой материальной базы.

Отличительной чертой методики проведения занятий по сольфеджио, на

всех этапах развития музыкальной педагогики, неизменно остаётся синтез

нескольких видов деятельности – познавательной, практической и

творческой.

Комплексный подход развивает необходимые представления и навыки. При

этом следует отметить, что многочисленные и разнообразные традиционные

методы органично дополняют инновационные формы работы.

6

Список литературы

1.Белов Г.Г.. Горбунова И.И., Горельченко А.В. Музыкальный компьютер

(новый инструментарий музыканта). Санкт-Петербург, 2006.

2.Бергер Н.А.Современная концепция и методика обучения музыке. Санкт-

Петербург, 2004.

3.Зайцева Л.А.Использование информационных компьютерных технологий в

учебном процессе и проблемы его методического обеспечения. Москва,2006.

4. Развитие музыкального слуха и навыков творческого музицирования.

Методическая разработка для преподавателей ДМШ и ДШИ. Составитель

Шатковский Г.И. Москва, 2010.

5. Тараева Г.Р. Компьютер и инновации в музыке.Книга 2:Технология

презентации. «КлассикаXXI, Москва, 2007

6.Шаймухаметова Л.Н. Креативное обучение на уроках сольфеджио. Как

учить музыке одарённых детей.Учебно-методическое издание

«КлассикаXXI» Москва, 2010

7



В раздел образования



Поделиться в социальной сети Одноклассники