Напоминание

проектная деятельность на урока изобразительного искусства


Автор: Дзотова Зарина Артуровна
Должность: учитель изобразительного искусства
Учебное заведение: М МБОУ гимназия4
Населённый пункт: город Владикавказ
Наименование материала: статья
Тема: проектная деятельность на урока изобразительного искусства
Раздел: начальное образование





Назад




Проектная деятельность обучающихся в объединениях дополнительного образования

История метода проектов

Основоположником педагогического метода проектов считается Дж.Дьюи (1859-1952 ),

американский философ-прагматик, психолог и педагог.

С начала ХХ века метод проектов становится необыкновенно популярным в американской школе.

В 1910-е годы профессор Коллингс, организатор продолжительного эксперимента в одной из

сельских школ штата Миссури, предложил первую в мире классификацию проектов:

1. Проекты игр

2. Экскурсионные проекты

3. Повествовательные проекты

4. Конструктивные проекты

На рубеже 1910-20-х годов метод проектов входит в практику отечественной школы. Это история,

полная драматизма. Сначала – «перспективный», а вскоре и «универсальный метод». Через пять с

небольшим лет – «легкомысленное прожектерство». Так колебались оценки метода проектов в

официальной педагогике.

Организация проектной деятельности

На современном этапе жизни, в условиях сосуществования разных программ, акцент

переносится на воспитание подлинно свободной личности, формирование у детей способности

самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, тщательно обдумывать принимаемые

решения и четко планировать действия, эффективно сотрудничать в разнообразных по составу и

профилю группах, быть открытыми для новых контактов и культурных связей. Это требует

широкого внедрения в образовательный процесс альтернативных форм и способов ведения

образовательной деятельности. Этим обусловлено введение в образовательный контекст учебных

заведений методов и технологий на основе проектной деятельности обучающихся.

Технология проектной деятельности в объединениях дополнительного образования.

В основе организации проектной деятельности обучающихся лежит метод учебного проекта – это

одна из личностно ориентированных технологий, способ организации самостоятельной

деятельности воспитанников, направленный на решение задачи, интегрирующий в себе

проблемный подход, групповые методы, рефлексивные, презентационные, исследовательские,

поисковые и прочие подходы.

Проект, с точки зрения обучающегося,- это возможность делать что-то интересное

самостоятельно, в группе или самому, максимально используя свои возможности.

Проект, с точки зрения педагога - это интегративное дидактическое средство развития, обучения и

воспитания, которое позволяет вырабатывать и развивать следующие компетентности:

-анализа проблемного поля, выделение подпроблем, формулировка ведущей проблемы,

постановка задач;

-целеполагания и планирования деятельности;

-самоанализ и рефлексия;

-презентации деятельности и ее результатов;

-готовить материал для проведения презентации в наглядной форме, используя для этого

специально подготовленный продукт проектирования;

-поиска необходимой информации, ее систематизации и структуризации;

-применение знаний, умений и навыков в различных, в том числе и нестандартных ситуациях;

-выбора, освоения и использования технологии адекватной проблемной ситуации и конечному

продукту проектирования;

-проведение исследования.

Выполнение проекта начинается с планирования действий по разрешению проблемы (с

определения продукта и формы презентации). Наиболее важной частью плана является

пооперационная разработка проекта, в которой указан перечень конкретных действий с

указанием выходов, сроков и ответственных. Но некоторые проекты (творческие, ролевые) не

могут быть четко спланированы от начала до самого конца. Каждый проект обязательно требует

исследовательской работы учащихся. Результатом работы над проектом является продукт. В

общем виде это средство, которое разработали участники проектной группы для разрешения

поставленной проблемы.

Проблему перегрузки учащихся в ходе работы над проектом может решить проектное занятие.

Это один из возможных способов. Ведь если проектная деятельность является образовательной

технологией, то она должна быть применима на занятии. Исходя из того, что проектная

деятельность основана на самостоятельной познавательной деятельности, проведение проектных

занятий возможно при изучении тем, которые обучающиеся могут в принципе изучить

самостоятельно. Мини-проекты разрабатываются на одном занятии или на сдвоенных занятиях. С

помощью мини-проектов возможно освоение целых тем.

Практика показала, что проект - это неотъемлемая часть современного занятия в области

дополнительного образования.

Библиография

Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении: Пособие для учителей и

студентов педагогических вузов. – М.: АРКТИ, 2008.

Полат Е.С., М.Ю. Бухаркина, М.В.Моисеева, А.Е. Петрова “Новые педагогические и

информационные технологии в системе образования”. М., 2004.

Кульневич С.В. Не совсем обычный урок: Практическое пособие. – Воронеж. 2006.

Лакоценина Т.П., Алимова Е.Е., Оганезова Л.М. Современный урок. Часть 4: Альтернативные

уроки. – Из-во “Учитель”, 2007.



В раздел образования



Поделиться в социальной сети Одноклассники