Напоминание

"Привитие вокальных навыков в процессе распевания"


Автор: Крон Татьяна Ивановна
Должность: Преподаватель
Учебное заведение: МБОУ ДО ДШИ
Населённый пункт: Тверская обл.г Бологое
Наименование материала: Методическое сообщение
Тема: "Привитие вокальных навыков в процессе распевания"
Раздел: дополнительное образование





Назад




Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного образования

« Детская школа искусств»

Тверская область, г. Бологое

Методическое сообщение на тему:

«Привитие вокальных навыков в процессе

распевания»

.

Выполнила:

К

РОН

Т.И..

ПРЕПОДАВАТЕЛЬ

МБОУДО ДШИ

Г

. Б

ОЛОГОЕ

, Т

ВЕРСКОЙ

ОБЛ

.

2022

Введение

Детское вокальное пение – один из самых распространенных,

общедоступных

видов

музыкально-эстетического

воспитания

детей, это – коллективное музицирование, процесс творчества,

процесс обучения; это – возможность обратиться к хоровой музыке

как к источнику и способу развития ребенка. Воспитательные и

образовательные возможности хоровых занятий влияют не только

на развитие эмоционально-эстетической сферы ребенка но и на его

интеллектуальное развитие, на формирование речи, мышления.

Вокальные задачи в процессе распевания

В процессе

хоровых

занятий

развивается

и

воспитывается

певческий голос, музыкальный слух, вырабатываются певческие

умения и навыки. А необходимым условием выработки певческих

навыков

являются

вокальные

упражнения,

то

есть

целенаправленные

повторяемые

специально

организованные

вокальные действия используемые при распевании. Распевание-

подготовка исполнительского аппарата певцов к репетиции или

концерту, в ходе которого организм каждого участника хора

настраивается на качественное голосообразование. Без владения

элементарными

навыками

вокальной

техники

невозможно

настроить голосовой аппарат на певческий режим.

Настройка голосового аппарата, «разогревание» его, и работа

над

вокально-техническими

навыками-две

стороны

процесса

распевания, которые тесно связаны.

Распевая хор следует постоянно контролировать качество

певческого звука, то есть заботиться о правильной технике

голосообразования. Иначе, распевание лишено смысла. С другой

стороны, работая над элементами вокальной техники, необходимо

учитывать

степень

распетости

голосов,

тесситурную,

динамическую нагрузку. Материалом для распевания может быть

художественный репертуар (отдельные фрагменты), что позволяет

избежать сухой технической работы. Но могут быть отрицательные

моменты, так как не учитываются все технические задачи.

Упражнения необходимо умело подбирать, сообразуясь с уровнем

подготовки певцов, с характером предстоящих исполнительских

задач;

упражнение

нужно

скомпоновать,

учитывая

законы

2

разогрева голосового аппарата и применять их методически верно.

Важно сделать этот процесс с живым, интересным, творческим и

грамотным.

Начинать распевание нужно с выработки единого дыхания: то

есть единый вдох, короткая задержка и «включение» звука по руке

дирижёра. Наиболее рациональным приёмом является пение

закрытым ртом (рот закрыт, зубы разомкнуты как можно шире, что

даёт ощущение резонирования в верхних резонаторах и помогает

нахождению высокой позиции звука).

Упражнение 1

Пение закрытым ртом по тонам и полутонам вверх и вниз.

Затем, это упражнение исполняется на слогах ма, мо, да, до. Рот

открывается естественным движением челюсти вниз, без лишних

движений губами. Формы рта получается вертикально- овальная.

Упражнение 2

На выработку цепного дыхания. Поётся ровным, мягким звуком с

разными нюансами p, f.p вверх и вниз по полутоном на гласных, а,

о, у.

Упражнение 3

На выработку активного дыхания. Поступенное движение вниз

от V к I ступени с одновременным использованием legato и staccato.

3

Упражнение 4

На активизацию голосовых связок. Полезно при вялом тонусе

голосовой мышцы, а также для выработки чёткой дикции. Пение

staccato на слоги да и ди

Упражнение 5

На выработку кантилены: нисходящие поступенное движение на

слоги, ми-а, ди-а.

Упражнения 6

На сглаживание, выравнивание регистра. Это хорошо осваивать на

исполнении Ч8. Верхний звук петь на опёртом дыхании, а нижний-

в высокой позиции, не «садясь» на него.

4

Динамика- важнейшее средство музыкальной выразительности.

Работая над нюансом форте надо помнить, что в нём должны быть

заложены элементы piano. Forte нельзя находить через твёрдую

атаку, через мышечный нажим; оно зависит от опорности дыхания,

от эмоциональной наполненности. В свою очередь, в piano должны

присутствовать

элементы

форте,

то

есть

насыщенность

и

активность дыхания. Piano «снятое» с дыхания звучит тускло вяло.

Самый

сложный

динамический

приём-

филировка

звука.

Филировать, это значит уметь «гнуть» звук, гибко владея всей

шкалой динамических оттенков. Это требует равномерности, силы

и гибкости выдоха.Crescendo

выполняется следующим образом:

включить

звук

на

pianissimo,

постепенно

ускорять

выдох,

увеличивать его силу и плотность атаки. При выполнении

diminuendo все действия производить в обратном порядке, причём

звук нужно постепенно затемнять.

Упражнения могут быть самыми различными и преследовать

многообразные цели: развивать голос, расширять его диапазон,

укреплять дыхание, настраивать позиционно высоко, вырабатывать

кантилену, ровность голоса, его подвижность, гибкость, чистоту

интонации, развивать гармонический слух, четкость дикции,

единую манеру звукообразования

Заключение

К

распеванию,

как и

ко

всякому

другому разделу урока,

необходима тщательная и серьезная подготовка, продуманность

общих задач и цели каждого занятия. Только в этом случае работа

будет эффективной и поможет наиболее быстрому усвоению основ

певческого

искусства.

Стоит

отметить,

что

цель

каждого

упражнения должна быть понятна детям, только тогда они смогут

активно работать над ее осуществлением.

5

Специальные упражнения и попевки подбираются соответственно

уровню певческого развития учащихся и усложняются постепенно

в процессе обучения. На занятиях хора техническая работа должна

сочетаться с работой над музыкальной выразительностью, и тогда у

детей разовьются не только певческие навыки, но и музыкальный

вкус, и художественные представления. Главное чтобы ребенок пел

естественно, красиво и с удовольствием, выявляя свою вокальную

индивидуальность.

Хорошо

продуманная

методически

верная

система

распевания

в

хоре,

является

залогом

успешного

профессионального роста.

Не заложив фундамента, не добиться

успехов!

Список литературы.

1.Дмитриев Л.Б Основы вокальной методики-М.: Музыка,1968г.

2. Назаренко И.К. Искусство пения-Музыка Москва 1968г.

3.

Струве Г. Школьный хор . – Москва: Просвещение, 1981г.

6



В раздел образования