Автор: Горбылева Ольга Михайловна Должность: учитель начальных классов Учебное заведение: МБОУ школа-интернат №13 Населённый пункт: Иркутская область, г. Иркутск Наименование материала: Литературное чтение. Конспект урока Тема: В.М. Гарин-Михайловский "Лягушка-путешественница" Раздел: начальное образование
Образовательные: познакомить детей с произведением В.М. Гаршина «Лягушка – путешественница»; его идейно- с
смысловым и художественным содержанием; продолжить работу над совершенствованием навыка чтения.
Развивающие: развивать образное и логическое мышление, воссоздающее творческое воображение детей, устную речь
учащихся, умение анализировать, обобщать, сопоставлять, формировать коммуникативные навыки в ходе групповой работы.
Воспитательные: воспитывать чувство ответственности за свои поступки, взаимоуважение, умение работать дружно.
Формируемые УУД
Личностные : учебно-познавательная мотивация, мотивационная основа учебной деятельности, учебно-познавательный
интерес, адекватное понимание причин успеха / неуспеха в учебной деятельности.
Регулятивные : волевая саморегуляция, осуществление самоконтроля по результату деятельности.
Познавательные : анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, аналогия, структурирование знаний, построение
логической цепи рассуждений, постановка и формулирование проблемы, умение находить дополнительную информацию,
используя справочную литературу, рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов
деятельности.
Коммуникативные : планирование учебного сотрудничества, достаточно полное и точное выражение своих мыслей в
соответствии с задачами и условиями коммуникации, формулирование и аргументация своего мнения и позиции в
коммуникации, учет разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций.
Тип урока:
Комбинированный
Ресурсы:
Оборудование учащихся:
разрезные карточки с пословицами;
листы настроения.
Организация пространства
Фронтальная работа, групповая работа, индивидуальная работа
Ход урока
Этап урока/время
Деятельность
учителя
Деятельность
ученика
Задания для учащихся, выполнение которых
приведет к достижению запланированных
результатов
Планируемые результаты
Предметные
УУД
I. Организационный
момент./1 мин.
Цель.
Включение детей в
деятельность на
личностно-значимом
уровне.
Мотивирует
учащихся на
работу.
Приветствуют
учителя.
Прозвенел звонок веселый.
Мы начать урок готовы.
Будем слушать, рассуждать
И друг другу помогать.
Внутренняя
позиция
школьника.
Положительное
отношение к
процессу познания.
II. Речевая разминка./ 4
мин.
Цель.
подготовить
артикуляционный
аппарат учащихся
на доске:
Утка моя,
селезнюха моя,
не летай за реку,
не клюй песку,
не тупи носку
проговаривают в
слух:
1.Птичим базаром
2. с
вопросительной
интонацией
3. с утвердительной
интонацией
4. только
существительные
5. быстро
6. медленно
7. по слогам
8. скороговоркой
(кто быстрее?)
III. Постановка
учебной задачи. / 3
мин.
Цель.
Формулирование темы
урока
Организует
работу учащихся
по
формулированию
темы урока, в
форме
подводящего
диалога.
Формулируют тему
урока, определяют
жанр произведения.
У вас на партах лежат листочки с текстом,
прочитайте его жужжащим чтением, отгадайте
загадку.
На болоте кто живет?
Громко квакая поет?
Спит в кувшинках –
без подушки?
Это видимо ……… (Лягушка
).
Умение
формулировать тему
урока.
Учиться
предполагать.
.
IV. Проверка
домашнего задания./ 10
мин.
организует
работу учащихся
Читают текст
выразительно по
абзацам на оценку.
Воспитывают
культуру слушания
V. Музыкальная
физкультминутка. / 1
мин.
Цель . Повышение
умственной
работоспособности и
сохранения здоровья
детей
Читает
стихотворение.
Мы весёлые лягушки, мы зелёные подружки.
Рано утром умывались,
Полотенцем растирались.
Ручками хлопали, ножками топали.
Влево, вправо наклонялись
И обратно возвращались.
Вот здоровья в чём секрет!
Всем друзьям физкульт-привет!
VI. Закрепить знания
содержания сказки.
Выборочное чтение./ 5
мин.
Задаёт вопросы
по тексту.
1 .Как жилось
лягушке в
болоте?
2. Почему она
решила
путешествовать?
3. Каким
способом она
решила
путешествовать
на утках ?
4. Почему она не
долетела до юга?
Отвечают на
поставленный
вопрос,
ориентируясь по
книге, читая в слух.
Воспитывать
культуру слушания.
Учиться читать
выборочно.
Анализировать и
характеризировать
эмоциональное
состояние и
чувства
окружающих.
Находить
информацию,
необходимую для
ответа на вопрос.
Умение читать
вслух
.
Вторичрое
закрепление
пройденного:
Учитель задаёт
вопросы:
Учащиеся отвечают
на них.
Какую черту характера мы увидели в лягушке?
Отступила ли лягушка от решения полететь с
утками, ведь у неё нет крыльев?
Как это её характеризует?
Попробуйте сформулировать вопрос, который
утки могли бы задать лягушке. Задайте этот
вопрос соседу по парте.
- Что испытывала лягушка, услышав удивление и
похвалу уток? (Была довольна собой)
- Какие чувства испытывала лягушка во время
полета? (Страх, любопытство, благодарность
уткам, гордость за себя.)
- Какая черта ее характера проявляется в
дальнейшем? (Хвастовство)
- Как же случилось, что лягушка сорвалась и
оказалась на земле? (Она открыла рот и
закричала)
Учить достаточно
полно и точно
выражать свои
мысли.
Умение отстаивать
свою точку зрения
Умение делать
выводы в
результате
совместной работы
VII. Гимнастика для
глаз /1 мин.
Цель. Расслабление
глаз.
Выполняет
упражнения по
методу Бейтса.
Комментирует
движения
листочка на
слайде.
Выполняют
упражнения, водя
глазами за
движущимся
листочком на
слайде.
1. Поднимаем глаза вверх - опускаем вниз. Вверх-
вниз.
2. Вправо-влево.
3. Вправо - вверх. Потом влево - вниз .
5. Рисуем прямоугольник глазами.
VIII. Закрепление
нового материала / 5
мин.
Цель. Формировать
умение анализировать
и оценивать
прочитанное.
Напоминает
детям правила
работы в группах.
Пословицы:
1 . само, себя,
наказывает,
хвастовство.
2. украшает,
человека,
скромность.
3. не
распознаешь, да,
богатого,
хвастливого.
4. Оглянись, да,
назад, хвались.
5. похвальбы, на,
два, работы, на,
рубль.
Уточняет время
работы.
Работают в микро
группах.
«Собирают»
пословицу,
определяют ее
смысл, сравнивают
смысл пословицы
со смыслом
рассказа.
- Сейчас мы закрепим материал и поработаем в
микро группах. Будем работать с пословицами.
- Необходимо будет выбрать одну из пяти
пословиц, предложенных в карточке, наиболее
соответствующую, на ваш взгляд, главной мысли
рассказа, точно передающую мораль сказки?.
Свой выбор необходимо доказать.
Учащиеся составили следующие пословицы:
Богатого да хвастливого не распознаешь.
Хвались, да назад оглянись.
На рубль работы, на два похвальбы.
Хвастовство само себя наказывает.
Скромность украшает человека.
- Итак, главную мысль произведения В. М.
Гаршина Лягушка – путешественница» можно
выразить словами русской пословицы
«Хвастовство само себя наказывает.».
Смысловое чтение,
извлечение
необходимой
информации.
Воспитывать
эмоциональную
отзывчивость к
прочитанному, к
героям и их
поступкам,
прививать
этические качества
личности - доброту,
скромность.
Оценить ситуацию
с точки зрения
моральной нормы,
правил поведения.
Анализировать
содержание
рассказа.
Умение
формулировать и
аргументировать
свое мнение,
учитывать мнения
других.
IX. Итог урока. / 2 мин
Цель.
Подвести итоги работы
на уроке
Организует
работу по
осознанию
учащимися
смысла рассказа.
Предлагает
составить
синквейн.
1строка : тема-
Развивать
наблюдательность,
умение применять
логические
операции,
сравнение,
обобщение,
воображение;
Анализировать и
текст,
восстанавливать
логику изложения.
имя
существительное
2 строка: два –
прилагательных
3 строка: три-
глагола.
4 строка:
отношение к теме
(3-4 слова)
5 строка:
синоним к теме.
X. Рефлексия./ 7 мин
Цель.
Осознание учащимися
своей учебной
деятельности,
самооценка
результатов. Работа в
группах.
Дает
возможность
учащимся
самостоятельно
оценить свое
настроение и
свою работу.
Учащиеся
самостоятельно
составляют
синквейн
1.
Лягушка
лупоглазая, толстая
хвастает, болтает, соображает.
изобретает необыкновенный способ летать
путешественница.
2.
Лягушка
сообразительная, догадливая
думает , решает, действует
летит на утках по воздуху.
мечтательница.
3.
Лягушка
мечтательная, решительная
придумывает, планирует, вдохновляет
уговаривает уток взять её
умница.
Эмоциональная
оценка урока.
Осуществление
самоконтроля по
результату,
рефлексия своей
деятельности.
XI. Домашнее задание
по выбору. / 1 мин
Записывает
задание на доске.
Записывают по
выбору задание в
дневник.
1.Нарисую героев сказки.
2.Составлю кроссворд по сказке.
3.Подготовлю вопросы для самого внимательного
читателя.
Способность
выбирать,
резюмировать
информацию,
излагать сложные
идеи, чувства и
представления в
нескольких словах.