Напоминание

"Все люди разные или разговор о толерантности"


Автор: Громова Светлана Анатольевна
Должность: социальный педагог
Учебное заведение: ГБУ ЦССВ "Спутник"
Населённый пункт: город Москва
Наименование материала: Конспект занятия
Тема: "Все люди разные или разговор о толерантности"
Раздел: дополнительное образование





Назад




Государственное бюджетное учреждение

города Москвы

Центр содействия семейному воспитанию «Спутник»

Конспект занятия на тему

«Все люди разные или разговор о толерантности»

Социальный педагог: Громова Светлана Анатольевна

2022 год

1

Тема: «Все люди разные или разговор о толерантности».

Цели:

знакомство с понятием «толерантность», историей этого понятия и значением

в современном обществе;

профилактика девиантного поведения и неприязни по отношению к

окружающим к людям.

Задачи:

говорить об актуальности толерантных отношений в современном обществе

и их значении в формировании личностных качеств человека;

развивать умение правильно и адекватно воспринимать себя и других людей,

оценивать степень своей терпимости и отношение к окружающим;

работать над развитием внимания, памяти и творческого воображения

воспитанников;

способствовать формированию конструктивного общения с окружающими;

воспитывать чувство коллективизма, сплочённости и способствовать

развитию уважительного отношения друг к другу.

Формы и методы работы:

занятие с элементами проблемного урока,

использование сюжетно-ролевой игры,

творческая групповая работа.

Оборудование:

- фрагмент видеоролика «День толерантности»,

- плакаты и иллюстрации (размер А4) о толерантности,

- фон для поделки (лист ватмана голубого цвета),

- карта мира

- Заготовка вазы в виде сердца (на листе бумаги размером А3),

- белая и цветная бумага,

- ножницы,

- клей,

- серединка для бумажных цветов в виде кружка или смайлика,

показывающего настроение человека,

- цветочная композиция из разных цветов,

- плакат со схемой основных принципов толерантности,

- текст сообщения для игры,

- мольберт,

- текстовые записи на бумаге:

Толерантность – это гармония в многообразии людей.

Мы разные, но мы вместе.

Относись людям так, как хочешь, чтобы относились к тебе

2

ХОД ЗАНЯТИЯ

1.

Организационный момент. Постановка целей и задач.

Социальный

педагог:

Слайд 1

- Сегодня мы с вами проведем необычное занятие. Во-

первых, мы будем говорить об очень важных вещах в жизни

каждого человека и, во-вторых, выполним коллективную

творческую работу. На нашем мероприятии речь пойдёт о

толерантности и правильных отношениях между разными

людьми.

2.

Беседа о толерантности и значении этого понятия.

Социальный

педагог

ПЛАКАТ

1)

Вступительное слово

- Многим из нас хорошо известно, что в современном

обществе людям приходится много взаимодействовать

между собой и активно общаться. Россияне много

путешествуют по миру, учатся и работают в других

странах, помогают представителям других народов

решать какие-то важные проблемы, например,

экологические, экономические, медицинские и многие

другие.

Там мы встречаемся и знакомимся с множеством

разных людей. При этом все они выглядят по-разному,

имеют разный оттенок кожи, разрез глаз,

национальность, манеру одеваться, говорят на разных

языках и имеют разные культурные традиции. Можно

говорить о том, что все они являются представителями

различных национальностей. Это носители разных

культур и традиций, и также они представляют собой

разные социальные слои общества.

- Где ещё можно встретить таких людей, если не

выезжать из России?

(Ответы детей)

- Действительно, и мы правильно заметили, что такие

люди живут и в нашей стране, и мы часто встречаемся с

ними в метро, школе, поликлинике, торговых центрах и

даже в нашем учреждении.

По этой причине очень важно, чтобы мы с вами

научились уважать культуру и ценности, как своего

3

Социальный

педагог

ПЛАКАТ

Слайд 2

народа, так и других народов, культур и религий, а также

умели правильно находить между собой точки

соприкосновения.

2)

Озвучивание цели занятия

- Разговор на эту тему я веду сегодня с вами не случайно,

потому что знания о толерантности и терпимости нам

всем очень необходимы для нашего спокойного и

мирного существования.

3)

Упражнения «Чем мы похожи?» и «Чем мы не

похожи с тобой?» (для создания непринуждённой

и доброжелательной атмосферы в группе детей).

- Я предлагаю вам сейчас сыграть со мной в одну

маленькую игру. Я начну её в роли водящего и буду

просить кого-то из вас выйти в круг на основе какого-

либо реального или воображаемого сходства

(несходства) с собой.

- Например: «Марианна, выйди, пожалуйста, ко мне,

потому что у нас с тобой одинаковый цвет волос, мы

одного роста и похожи тем, что живём вместе в одной

семейной группе». Далее она выходит в круг и

аналогично делает приглашение другому воспитаннику.

Игра продолжается до тех пор, пока все члены группы не

окажутся в круге.

- Мы поиграли и немного расслабились, стали с

пониманием относиться друг к другу, а теперь давайте

попробуем сделать вывод, о том, что можно найти среди

совершенно разных людей?

(Ответы детей: человек в любом другом человеке

может найти сходство и различие с собой).

4)

Беседа о множественности понятия

«толерантность»

- Конечно же, кто-то из вас уже слышал слово

«толерантность»? Кто знает, что оно обозначает?

(Ответы детей)

- Слово «толерантность», по-русски « терпимость»,

4

СХЕМА ИЗ

БУМАЖНЫХ

СТРЕЛОК

имеет множественные значения:

Во-первых, это умение терпеть и выдерживать кого-либо,

а также мириться с чем-либо,

Во-вторых, это умение принимать и признавать

существование кого-либо и примиряться с этим,

И, в-третьих, толерантность означает быть

снисходительным к чему или кому-либо.

Толерантность = Терпимость

Умение терпеть, выдерживать присутствие кого-либо и

мириться с этим.

Умение принимать, признавать существование кого-

либо и примиряться с этим фактом.

Умение быть снисходительным к чему или кому-либо.

- Какое из этих трёх определений вам лично подходит

более всего?

(Ответы детей)

- Как вы думаете, что же объединяет эти определения

вместе?

(Ответы детей)

5)

Создание проблемной ситуации

- Ребята, подумайте, почему понятие «толерантность»

так актуально в настоящее время?

(Ответы детей)

3.

Просмотр видеоролика о толерантности и её принципах.

Социальный педагог

Слайд 3

- Сейчас мы с вами просмотрим

фрагмент фильма о толерантности.

Будьте внимательны во время

просмотра, запоминайте историю и

основные правила толерантного

поведения.

5

4.

Обсуждение и обобщение изученного материала.

Социальный

педагог

Построение

схемы «Цветок

«толерантности»

на столе

1) Беседа по материалу видеоролика

- Итак, мы только что посмотрели фрагмент

видеофильма. Я думаю, что теперь всем нам стало

понятно, что толерантность – это важное личностное

качество для каждого человека. Она нужна человеку для

его успешной жизни и адаптации в новых или

неожиданных условиях. Приведите примеры таких

ситуаций.

(Ответы детей)

- Именно по этим причинам, мы должны научиться

не только правильно воспринимать самих себя, но и

понимать тех людей, которые живет рядом с нами.

- В фильме, который мы с вами смотрели, прозвучали

слова о принципах толерантности. Что значит слово

«принцип»? Кто может объяснить?

(Ответы детей: это правила, на которых основывается

данное понятие)

- Какие принципы толерантности вы запомнили?

(Ответы детей)

- Какие существуют документы, подтверждающие права

человека ?

(Ответы детей: Декларация о правах человека,

Конституция РФ, Уголовный кодекс РФ).

2) Упражнение: «Цветок толерантности»

- Вспомнить основные принципы толерантных

отношений между людьми нам поможет маленькая игра.

Назовём её «Цветок толерантности».

- Во время подготовки к нашему занятию, я очень

волновалась, перепутала и рассыпала все его лепестки.

Мне нужно помочь его собрать. Сейчас вы возьмёте эти

лепестки со словами и подумаете, какие из них подходят

или не подходят к понятию «толерантность». Далее мы

их прикрепим к серединке цветка, а те, которые окажутся

лишними, со стола уберём.

6

- Что общего было в тех словах, которые мы собрали в

цветок?

(Ответы детей: все они отражают хорошие качества

человека, которые помогают нам принять других

людей).

- А почему нам не подходят оставшиеся лепестки?

(Ответы детей: эти слова обозначают нетолерантные

понятия).

Предлагаемые слова

Драка,

злость,

сострадание,

уважение,

соперничество,

уважение,

сотрудничество,

мир и согласие,

дружба,

обида,

ненависть,

прощение,

гармония,

примирение

3) Разговор о терпимости к людям-инвалидам

- Итак, только что мы с вами представили основные

правила толерантного поведения в виде схемы, похожей

на прекрасный цветок с разными по цвету лепестками.

Вам он ничего не напоминает?

(Ответы детей)

7

Иллюстрация к

сказке В.

Катаева

«Цветик-семи-

цветик»

Слайд 4

ПЛАКАТ ПРО

ИНВАЛИДОВ

- Честно говоря, мне этот цветок напомнил об одной

детской сказке. Её написал В. Катаев и называется она

«Цветик – семицветик». Кто её читал?

- В ней говорится о девочке Жене, которой подарили

волшебный цветик-семицветик. На нём было всего семь

лепестков, и он мог выполнить любые семь желаний.

Первые шесть желаний Женя потратила впустую на

всякую ерунду (игрушки, сладости, путешествие) и

никакого удовольствия от этого не получила. И только

сорвав последний лепесток, она смогла сделать по-

настоящему очень доброе дело! Кто знает, какое это было

желание?

(Ответ детей: Женя помогла мальчику–инвалиду,

который не мог ходить, стать здоровым. Мальчик стал

ходить и бегать, также как остальные здоровые дети).

- Понятие толерантных отношений также включает в себя

принятие и уважение людей с ОВЗ, потому что они тоже

отличаются от нас с вами и нуждаются в нашей заботе и

поддержке. Помните, пожалуйста, об этом!

- Итак, что значит «принимать других людей»?

(Ответы детей: это отношение к другим людям, как к

себе самому)

Относись людям так, как хочешь, чтобы относились

к тебе.

5.

Игра «Испорченный телефон».

Социальный

педагог

Слайд 5

– Наш разговор продолжается, и мы уже сумели понять, что

толерантность даёт возможность людям слышать и понимать

друг друга. Прежде всего, она предполагает терпимое и

спокойное отношение ко всему иному, в чём-то непохожему

на тебя. Это чувство позволяет принять внешность других

людей, их мнение и иной образ мыслей.

- Но совсем не секрет, что нередко и по разным причинам,

люди случайно или специально могут искажать какие-либо

официальные факты и информацию, и тогда они

превращаются в слухи и сплетни.

8

ЧТЕНИЕ

ТЕКСТА

Социальный

педагог

- Сейчас мы попробуем представить похожую ситуацию на

примере игры в «Испорченный телефон» и узнаем, каким

образом всё это происходит.

- Для этой игры нам понадобятся 4 человека. Они встают и

становятся подальше, чтобы не ничего не слышать, а я

предлагаю первому из воспитанников внимательно

прослушать (прочитать) текст. Затем приглашается один из

ребят, стоящих в отдалении. Первый, кто получил

информацию, пересказывает её тихо (на ухо) только что

подошедшему ребёнку. Так повторяется 4 раза, пока все

ребята не узнают сообщение.

Примерный текст сообщения

В связи с новой вспышкой заболеваемости

«короновирусом» и новым увеличением количества

заболевших, несколько дней будут отменены все

учебные занятия в школах и колледжах.

Именно по этой причине и из неофициальных

источников нам стало известно, что будет сокращено

количество праздничных и каникулярных дней в

школах города Москвы и Московской области в 3 и 4

четверти в новом учебном году.

Во время игры педагог слушает пересказы всех детей, а в

конце зачитывает первичный текст и задаёт вопрос.

- Как вы думаете, почему до последнего человека дошла

очень искаженная информация?

(Ответы детей)

6.

Рассказ о толерантности в современных условиях.

Социальный

педагог

- К сожалению, разнообразные сплетни, домысливание

услышанного и увиденного часто являются причиной не

только многих личных конфликтов между людьми, но и

разжигают различные войны, потому что вызывают

недопонимание между людьми.

- Именно по этой причине люди не должны молчать и

9

Слайд 6

терпеть, а всегда должны говорить между собой открыто, т.е.

вести между собой открытый разговор. Это диалог, в

котором на равных правах участвуют разные стороны, и это

поможет избежать непонимания между ними. Только тогда

люди научатся друг другу доверять, а миллионы взрослых и

детей перестанут страдать из-за последствий военных

конфликтов и действий террористов.

Человечество устало от

войн, насилия и терроризма.

- Это только на первый взгляд может казаться, что от

поступков и действий обычного человека не зависит ход

целой истории. В мировой истории известны девять войн,

которые начались из-за глупости людей и их недопонимания.

- Например, футбольная война, начавшаяся в 1969 году после

проигрыша команды Гондураса команде Сальвадора на

Чемпионате мира по футболу. Долгие десятилетия ранее

страны Сальвадор и Гондурас не могли договориться о том,

как именно пролегает их общая граница. Спор и

недопонимание длились с 19 века, а последней каплей в

данном конфликте стал именно проигрыш футбольной

команды.

- Если каждый из нас будет знать, как важно терпимое

отношение к другим инакомыслящим людям и сделает для

этого шаг навстречу, то можно говорить о том, что

Международный день толерантности существует не зря.

- В какой день празднуется «Международный день

толерантности»?

(Ответы детей)

7.

Выполнение коллективной творческой работы «Букет

толерантности».

Социальный

педагог

1) Вступительная беседа:

- Сегодня мы ещё раз узнали, что каждый человек,

живущий на планете Земля, индивидуален.

В чём-

либо он совершенно неподражаем, и вне всякой

конкуренции, превосходит остальных людей.

10

БУКЕТ ЖИВЫХ

ЦВЕТОВ

ПОКАЗ

ПЛАКАТОВ СО

СТЕНДА

Социальный

педагог

Показ и объяснение

- Люди, живущие на планете Земля, являются

прекрасным творением природы, как и цветы,

собранные, в одном букете. Они все разные, но будучи

вместе, представляют единую композицию и этим

радуют нас. Также должно быть и у людей - мы все

разные, но имеем равные права, и когда находимся

вместе, должны жить мирно, радовать друг друга и

высказывать уважение, чтобы как можно дольше жить

в мире и согласии.

- Символом толерантности являются ладони, которые

мы можем открыто и свободно протягивать друг

другу. Именно их мы видим на иллюстрациях,

которые я приготовила для проведения сегодняшнего

занятия.

- Вспомните, в каких случаях мы протягиваем руки

другим людям?

(Ответы детей)

- Действительно, мы протягиваем руку в разных

ситуациях, например, при встрече, если когда хотим

поздороваться друг с другом, когда хотим обнять,

пожалеть или поддержать кого-то. Именно руку

помощи мы протягиваем, когда другой человек

нуждается в нашей поддержке.

2) Объяснение последовательности выполнения

работы:

- Сегодня, в конце нашего занятия, мы с вами сделаем

«букет толерантности». Каждый цветок в нашем

букете будет уникален и не похож на остальные,

потому что сделаем мы его из наших ладошек,

которые мы соединим при помощи клея с бумажными

ладонями других детей и взрослых, сидящих за этим

столом, и превратим их в композицию из прекрасных

необычных цветков.

-Для работы нам понадобятся листы белой или

цветной бумаги, простой и цветные карандаши,

ножницы и клей.

- Обводим обе своих ладони на листах бумаги. Цвет

11

последовательности

работы

бумаги выбираем по желанию и по настроению.

Вырезаем ладошку, одну оставляем себе, а вторую

отдаём кому-либо из ребят, рядом с вами сидящих за

этим столом. Таким образом, наш цветок будет

состоять из двух частей - одна ладонь наша, другая -

чужая.

- Далее делаем серединку цветка. Особенно интересно

будет, если в серединку цветка вы приклеите смайлик,

на котором отображается ваше настроение и

состояние, которое вы испытываете сегодня.

- Готовый цветок отдаём нашему садовнику из числа

присутствующих детей ли гостей, он собирает наши

цветы в единый букет, приклеивает листочки, а мы

потом все вместе будем любоваться нашей общей

работой.

3) Выполнение практической работы

(участвуют воспитанники и гости, присутствующие на

занятии).

8.

Подведение итогов занятия.

Социальны

й педагог

- Вам понравилась тема нашей встречи?

- Что именно запомнилось вам и пригодится в будущей

жизни?

-Что такое толерантность и толерантные отношения?

(Ответы детей)

- Итак, «толерантность» – это правильное отношение

человека к другим людям. Она выражается в признании,

принятии и понимании им представителей иных культур.

- Закончить нашу встречу и занятие, я хотела бы словами

одной короткой притчи.

Притча о толерантности

Однажды ученик попросил учителя:

- Ты такой мудрый, всегда в хорошем настроении и никогда

не злишься. Помогите и мне быть таким.

12

Учитель согласился и попросил ученика принести

картофель и прозрачный пакет и сказал:

- Если ты на кого-нибудь разозлишься и затаишь обиду, то

возьми одну картошину, напиши на ней имя человека, с

которым ты конфликтуешь, и положи её в пакет. Но есть

условие, что этот пакет ты должен всегда носить с собой, и

каждый раз, когда на кого-то будешь обижаться, добавлять в

него новую картошину.

Прошло какое-то время. Пакет ученика наполнился

картофелинами, стал достаточно тяжёлым. Его было

неудобно носить с собой, картофель в нём стал портиться.

Он покрылся скользким налётом, стал прорастать издавать

неприятный запах.

Тогда ученик пришёл к учителю и сказал:

- Его уже невозможно носить с собой. Во-первых, пакет

слишком тяжёлый, а во-вторых картофель испортился.

Предложите что-нибудь другое.

И учитель ответил:

- То же самое происходит у тебя в душе. Просто ты этого

сразу не замечаешь. Твои поступки превращаются в

привычки, привычки превращаются в твой характер. Это он

рождает внутри тебя зловонные пороки. Я дал тебе

возможность наблюдать весь этот процесс со стороны. И

всякий каждый раз, когда ты будешь обижаться на других

или, наоборот, кого-то обижать кого-то, думай, а нужен ли

тебе такой груз?

- В жизни каждого из нас так сложились обстоятельства, что

мы сейчас находимся в центре «Спутник». И хотя мы далеко

не родственники друг другу, и внутри нас течёт разная кровь,

мы являемся одной большой семьёй. Сегодня мне хочется

пожелать, чтобы в нашей семье всегда царили доброта,

уважение и взаимопонимание, было бы как можно меньше

ссор и конфликтов.

- В качестве сувенира, напоминающего о нашей встрече

сегодня, я хочу вам подарить маленькие тёплые ладошки.

Пусть они помогут нам правильно находить истину, проявлять

сострадание, милосердие, терпимость, понимание и

признание друг друга.

13

- Будьте добрее, человечнее и спокойнее! И тогда вы увидите,

насколько ярко светит вокруг нас солнце. Всем большое

спасибо и до скорой встречи!

14



В раздел образования