Автор: Громова Светлана Анатольевна
Должность: социальный педагог
Учебное заведение: ГБУ ЦССВ "Спутник"
Населённый пункт: город Москва
Наименование материала: Конспект занятия
Тема: "Все люди разные или разговор о толерантности"
Раздел: дополнительное образование
Государственное бюджетное учреждение
города Москвы
Центр содействия семейному воспитанию «Спутник»
Конспект занятия на тему
«Все люди разные или разговор о толерантности»
Социальный педагог: Громова Светлана Анатольевна
2022 год
1
Тема: «Все люди разные или разговор о толерантности».
Цели:
знакомство с понятием «толерантность», историей этого понятия и значением
в современном обществе;
профилактика девиантного поведения и неприязни по отношению к
окружающим к людям.
Задачи:
говорить об актуальности толерантных отношений в современном обществе
и их значении в формировании личностных качеств человека;
развивать умение правильно и адекватно воспринимать себя и других людей,
оценивать степень своей терпимости и отношение к окружающим;
работать над развитием внимания, памяти и творческого воображения
воспитанников;
способствовать формированию конструктивного общения с окружающими;
воспитывать чувство коллективизма, сплочённости и способствовать
развитию уважительного отношения друг к другу.
Формы и методы работы:
занятие с элементами проблемного урока,
использование сюжетно-ролевой игры,
творческая групповая работа.
Оборудование:
- фрагмент видеоролика «День толерантности»,
- плакаты и иллюстрации (размер А4) о толерантности,
- фон для поделки (лист ватмана голубого цвета),
- карта мира
- Заготовка вазы в виде сердца (на листе бумаги размером А3),
- белая и цветная бумага,
- ножницы,
- клей,
- серединка для бумажных цветов в виде кружка или смайлика,
показывающего настроение человека,
- цветочная композиция из разных цветов,
- плакат со схемой основных принципов толерантности,
- текст сообщения для игры,
- мольберт,
- текстовые записи на бумаге:
Толерантность – это гармония в многообразии людей.
Мы разные, но мы вместе.
Относись людям так, как хочешь, чтобы относились к тебе
2
ХОД ЗАНЯТИЯ
1.
Организационный момент. Постановка целей и задач.
Социальный
педагог:
Слайд 1
- Сегодня мы с вами проведем необычное занятие. Во-
первых, мы будем говорить об очень важных вещах в жизни
каждого человека и, во-вторых, выполним коллективную
творческую работу. На нашем мероприятии речь пойдёт о
толерантности и правильных отношениях между разными
людьми.
2.
Беседа о толерантности и значении этого понятия.
Социальный
педагог
ПЛАКАТ
1)
Вступительное слово
- Многим из нас хорошо известно, что в современном
обществе людям приходится много взаимодействовать
между собой и активно общаться. Россияне много
путешествуют по миру, учатся и работают в других
странах, помогают представителям других народов
решать какие-то важные проблемы, например,
экологические, экономические, медицинские и многие
другие.
Там мы встречаемся и знакомимся с множеством
разных людей. При этом все они выглядят по-разному,
имеют разный оттенок кожи, разрез глаз,
национальность, манеру одеваться, говорят на разных
языках и имеют разные культурные традиции. Можно
говорить о том, что все они являются представителями
различных национальностей. Это носители разных
культур и традиций, и также они представляют собой
разные социальные слои общества.
- Где ещё можно встретить таких людей, если не
выезжать из России?
(Ответы детей)
- Действительно, и мы правильно заметили, что такие
люди живут и в нашей стране, и мы часто встречаемся с
ними в метро, школе, поликлинике, торговых центрах и
даже в нашем учреждении.
По этой причине очень важно, чтобы мы с вами
научились уважать культуру и ценности, как своего
3
Социальный
педагог
ПЛАКАТ
Слайд 2
народа, так и других народов, культур и религий, а также
умели правильно находить между собой точки
соприкосновения.
2)
Озвучивание цели занятия
- Разговор на эту тему я веду сегодня с вами не случайно,
потому что знания о толерантности и терпимости нам
всем очень необходимы для нашего спокойного и
мирного существования.
3)
Упражнения «Чем мы похожи?» и «Чем мы не
похожи с тобой?» (для создания непринуждённой
и доброжелательной атмосферы в группе детей).
- Я предлагаю вам сейчас сыграть со мной в одну
маленькую игру. Я начну её в роли водящего и буду
просить кого-то из вас выйти в круг на основе какого-
либо реального или воображаемого сходства
(несходства) с собой.
- Например: «Марианна, выйди, пожалуйста, ко мне,
потому что у нас с тобой одинаковый цвет волос, мы
одного роста и похожи тем, что живём вместе в одной
семейной группе». Далее она выходит в круг и
аналогично делает приглашение другому воспитаннику.
Игра продолжается до тех пор, пока все члены группы не
окажутся в круге.
- Мы поиграли и немного расслабились, стали с
пониманием относиться друг к другу, а теперь давайте
попробуем сделать вывод, о том, что можно найти среди
совершенно разных людей?
(Ответы детей: человек в любом другом человеке
может найти сходство и различие с собой).
4)
Беседа о множественности понятия
«толерантность»
- Конечно же, кто-то из вас уже слышал слово
«толерантность»? Кто знает, что оно обозначает?
(Ответы детей)
- Слово «толерантность», по-русски « терпимость»,
4
СХЕМА ИЗ
БУМАЖНЫХ
СТРЕЛОК
имеет множественные значения:
Во-первых, это умение терпеть и выдерживать кого-либо,
а также мириться с чем-либо,
Во-вторых, это умение принимать и признавать
существование кого-либо и примиряться с этим,
И, в-третьих, толерантность означает быть
снисходительным к чему или кому-либо.
Толерантность = Терпимость
Умение терпеть, выдерживать присутствие кого-либо и
мириться с этим.
Умение принимать, признавать существование кого-
либо и примиряться с этим фактом.
Умение быть снисходительным к чему или кому-либо.
- Какое из этих трёх определений вам лично подходит
более всего?
(Ответы детей)
- Как вы думаете, что же объединяет эти определения
вместе?
(Ответы детей)
5)
Создание проблемной ситуации
- Ребята, подумайте, почему понятие «толерантность»
так актуально в настоящее время?
(Ответы детей)
3.
Просмотр видеоролика о толерантности и её принципах.
Социальный педагог
Слайд 3
- Сейчас мы с вами просмотрим
фрагмент фильма о толерантности.
Будьте внимательны во время
просмотра, запоминайте историю и
основные правила толерантного
поведения.
5
4.
Обсуждение и обобщение изученного материала.
Социальный
педагог
Построение
схемы «Цветок
«толерантности»
на столе
1) Беседа по материалу видеоролика
- Итак, мы только что посмотрели фрагмент
видеофильма. Я думаю, что теперь всем нам стало
понятно, что толерантность – это важное личностное
качество для каждого человека. Она нужна человеку для
его успешной жизни и адаптации в новых или
неожиданных условиях. Приведите примеры таких
ситуаций.
(Ответы детей)
- Именно по этим причинам, мы должны научиться
не только правильно воспринимать самих себя, но и
понимать тех людей, которые живет рядом с нами.
- В фильме, который мы с вами смотрели, прозвучали
слова о принципах толерантности. Что значит слово
«принцип»? Кто может объяснить?
(Ответы детей: это правила, на которых основывается
данное понятие)
- Какие принципы толерантности вы запомнили?
(Ответы детей)
- Какие существуют документы, подтверждающие права
человека ?
(Ответы детей: Декларация о правах человека,
Конституция РФ, Уголовный кодекс РФ).
2) Упражнение: «Цветок толерантности»
- Вспомнить основные принципы толерантных
отношений между людьми нам поможет маленькая игра.
Назовём её «Цветок толерантности».
- Во время подготовки к нашему занятию, я очень
волновалась, перепутала и рассыпала все его лепестки.
Мне нужно помочь его собрать. Сейчас вы возьмёте эти
лепестки со словами и подумаете, какие из них подходят
или не подходят к понятию «толерантность». Далее мы
их прикрепим к серединке цветка, а те, которые окажутся
лишними, со стола уберём.
6
- Что общего было в тех словах, которые мы собрали в
цветок?
(Ответы детей: все они отражают хорошие качества
человека, которые помогают нам принять других
людей).
- А почему нам не подходят оставшиеся лепестки?
(Ответы детей: эти слова обозначают нетолерантные
понятия).
Предлагаемые слова
Драка,
злость,
сострадание,
уважение,
соперничество,
уважение,
сотрудничество,
мир и согласие,
дружба,
обида,
ненависть,
прощение,
гармония,
примирение
3) Разговор о терпимости к людям-инвалидам
- Итак, только что мы с вами представили основные
правила толерантного поведения в виде схемы, похожей
на прекрасный цветок с разными по цвету лепестками.
Вам он ничего не напоминает?
(Ответы детей)
7
Иллюстрация к
сказке В.
Катаева
«Цветик-семи-
цветик»
Слайд 4
ПЛАКАТ ПРО
ИНВАЛИДОВ
- Честно говоря, мне этот цветок напомнил об одной
детской сказке. Её написал В. Катаев и называется она
«Цветик – семицветик». Кто её читал?
- В ней говорится о девочке Жене, которой подарили
волшебный цветик-семицветик. На нём было всего семь
лепестков, и он мог выполнить любые семь желаний.
Первые шесть желаний Женя потратила впустую на
всякую ерунду (игрушки, сладости, путешествие) и
никакого удовольствия от этого не получила. И только
сорвав последний лепесток, она смогла сделать по-
настоящему очень доброе дело! Кто знает, какое это было
желание?
(Ответ детей: Женя помогла мальчику–инвалиду,
который не мог ходить, стать здоровым. Мальчик стал
ходить и бегать, также как остальные здоровые дети).
- Понятие толерантных отношений также включает в себя
принятие и уважение людей с ОВЗ, потому что они тоже
отличаются от нас с вами и нуждаются в нашей заботе и
поддержке. Помните, пожалуйста, об этом!
- Итак, что значит «принимать других людей»?
(Ответы детей: это отношение к другим людям, как к
себе самому)
Относись людям так, как хочешь, чтобы относились
к тебе.
5.
Игра «Испорченный телефон».
Социальный
педагог
Слайд 5
– Наш разговор продолжается, и мы уже сумели понять, что
толерантность даёт возможность людям слышать и понимать
друг друга. Прежде всего, она предполагает терпимое и
спокойное отношение ко всему иному, в чём-то непохожему
на тебя. Это чувство позволяет принять внешность других
людей, их мнение и иной образ мыслей.
- Но совсем не секрет, что нередко и по разным причинам,
люди случайно или специально могут искажать какие-либо
официальные факты и информацию, и тогда они
превращаются в слухи и сплетни.
8
ЧТЕНИЕ
ТЕКСТА
Социальный
педагог
- Сейчас мы попробуем представить похожую ситуацию на
примере игры в «Испорченный телефон» и узнаем, каким
образом всё это происходит.
- Для этой игры нам понадобятся 4 человека. Они встают и
становятся подальше, чтобы не ничего не слышать, а я
предлагаю первому из воспитанников внимательно
прослушать (прочитать) текст. Затем приглашается один из
ребят, стоящих в отдалении. Первый, кто получил
информацию, пересказывает её тихо (на ухо) только что
подошедшему ребёнку. Так повторяется 4 раза, пока все
ребята не узнают сообщение.
Примерный текст сообщения
В связи с новой вспышкой заболеваемости
«короновирусом» и новым увеличением количества
заболевших, несколько дней будут отменены все
учебные занятия в школах и колледжах.
Именно по этой причине и из неофициальных
источников нам стало известно, что будет сокращено
количество праздничных и каникулярных дней в
школах города Москвы и Московской области в 3 и 4
четверти в новом учебном году.
Во время игры педагог слушает пересказы всех детей, а в
конце зачитывает первичный текст и задаёт вопрос.
- Как вы думаете, почему до последнего человека дошла
очень искаженная информация?
(Ответы детей)
6.
Рассказ о толерантности в современных условиях.
Социальный
педагог
- К сожалению, разнообразные сплетни, домысливание
услышанного и увиденного часто являются причиной не
только многих личных конфликтов между людьми, но и
разжигают различные войны, потому что вызывают
недопонимание между людьми.
- Именно по этой причине люди не должны молчать и
9
Слайд 6
терпеть, а всегда должны говорить между собой открыто, т.е.
вести между собой открытый разговор. Это диалог, в
котором на равных правах участвуют разные стороны, и это
поможет избежать непонимания между ними. Только тогда
люди научатся друг другу доверять, а миллионы взрослых и
детей перестанут страдать из-за последствий военных
конфликтов и действий террористов.
Человечество устало от
войн, насилия и терроризма.
- Это только на первый взгляд может казаться, что от
поступков и действий обычного человека не зависит ход
целой истории. В мировой истории известны девять войн,
которые начались из-за глупости людей и их недопонимания.
- Например, футбольная война, начавшаяся в 1969 году после
проигрыша команды Гондураса команде Сальвадора на
Чемпионате мира по футболу. Долгие десятилетия ранее
страны Сальвадор и Гондурас не могли договориться о том,
как именно пролегает их общая граница. Спор и
недопонимание длились с 19 века, а последней каплей в
данном конфликте стал именно проигрыш футбольной
команды.
- Если каждый из нас будет знать, как важно терпимое
отношение к другим инакомыслящим людям и сделает для
этого шаг навстречу, то можно говорить о том, что
Международный день толерантности существует не зря.
- В какой день празднуется «Международный день
толерантности»?
(Ответы детей)
7.
Выполнение коллективной творческой работы «Букет
толерантности».
Социальный
педагог
1) Вступительная беседа:
- Сегодня мы ещё раз узнали, что каждый человек,
живущий на планете Земля, индивидуален.
В чём-
либо он совершенно неподражаем, и вне всякой
конкуренции, превосходит остальных людей.
10
БУКЕТ ЖИВЫХ
ЦВЕТОВ
ПОКАЗ
ПЛАКАТОВ СО
СТЕНДА
Социальный
педагог
Показ и объяснение
- Люди, живущие на планете Земля, являются
прекрасным творением природы, как и цветы,
собранные, в одном букете. Они все разные, но будучи
вместе, представляют единую композицию и этим
радуют нас. Также должно быть и у людей - мы все
разные, но имеем равные права, и когда находимся
вместе, должны жить мирно, радовать друг друга и
высказывать уважение, чтобы как можно дольше жить
в мире и согласии.
- Символом толерантности являются ладони, которые
мы можем открыто и свободно протягивать друг
другу. Именно их мы видим на иллюстрациях,
которые я приготовила для проведения сегодняшнего
занятия.
- Вспомните, в каких случаях мы протягиваем руки
другим людям?
(Ответы детей)
- Действительно, мы протягиваем руку в разных
ситуациях, например, при встрече, если когда хотим
поздороваться друг с другом, когда хотим обнять,
пожалеть или поддержать кого-то. Именно руку
помощи мы протягиваем, когда другой человек
нуждается в нашей поддержке.
2) Объяснение последовательности выполнения
работы:
- Сегодня, в конце нашего занятия, мы с вами сделаем
«букет толерантности». Каждый цветок в нашем
букете будет уникален и не похож на остальные,
потому что сделаем мы его из наших ладошек,
которые мы соединим при помощи клея с бумажными
ладонями других детей и взрослых, сидящих за этим
столом, и превратим их в композицию из прекрасных
необычных цветков.
-Для работы нам понадобятся листы белой или
цветной бумаги, простой и цветные карандаши,
ножницы и клей.
- Обводим обе своих ладони на листах бумаги. Цвет
11
последовательности
работы
бумаги выбираем по желанию и по настроению.
Вырезаем ладошку, одну оставляем себе, а вторую
отдаём кому-либо из ребят, рядом с вами сидящих за
этим столом. Таким образом, наш цветок будет
состоять из двух частей - одна ладонь наша, другая -
чужая.
- Далее делаем серединку цветка. Особенно интересно
будет, если в серединку цветка вы приклеите смайлик,
на котором отображается ваше настроение и
состояние, которое вы испытываете сегодня.
- Готовый цветок отдаём нашему садовнику из числа
присутствующих детей ли гостей, он собирает наши
цветы в единый букет, приклеивает листочки, а мы
потом все вместе будем любоваться нашей общей
работой.
3) Выполнение практической работы
(участвуют воспитанники и гости, присутствующие на
занятии).
8.
Подведение итогов занятия.
Социальны
й педагог
- Вам понравилась тема нашей встречи?
- Что именно запомнилось вам и пригодится в будущей
жизни?
-Что такое толерантность и толерантные отношения?
(Ответы детей)
- Итак, «толерантность» – это правильное отношение
человека к другим людям. Она выражается в признании,
принятии и понимании им представителей иных культур.
- Закончить нашу встречу и занятие, я хотела бы словами
одной короткой притчи.
Притча о толерантности
Однажды ученик попросил учителя:
- Ты такой мудрый, всегда в хорошем настроении и никогда
не злишься. Помогите и мне быть таким.
12
Учитель согласился и попросил ученика принести
картофель и прозрачный пакет и сказал:
- Если ты на кого-нибудь разозлишься и затаишь обиду, то
возьми одну картошину, напиши на ней имя человека, с
которым ты конфликтуешь, и положи её в пакет. Но есть
условие, что этот пакет ты должен всегда носить с собой, и
каждый раз, когда на кого-то будешь обижаться, добавлять в
него новую картошину.
Прошло какое-то время. Пакет ученика наполнился
картофелинами, стал достаточно тяжёлым. Его было
неудобно носить с собой, картофель в нём стал портиться.
Он покрылся скользким налётом, стал прорастать издавать
неприятный запах.
Тогда ученик пришёл к учителю и сказал:
- Его уже невозможно носить с собой. Во-первых, пакет
слишком тяжёлый, а во-вторых картофель испортился.
Предложите что-нибудь другое.
И учитель ответил:
- То же самое происходит у тебя в душе. Просто ты этого
сразу не замечаешь. Твои поступки превращаются в
привычки, привычки превращаются в твой характер. Это он
рождает внутри тебя зловонные пороки. Я дал тебе
возможность наблюдать весь этот процесс со стороны. И
всякий каждый раз, когда ты будешь обижаться на других
или, наоборот, кого-то обижать кого-то, думай, а нужен ли
тебе такой груз?
- В жизни каждого из нас так сложились обстоятельства, что
мы сейчас находимся в центре «Спутник». И хотя мы далеко
не родственники друг другу, и внутри нас течёт разная кровь,
мы являемся одной большой семьёй. Сегодня мне хочется
пожелать, чтобы в нашей семье всегда царили доброта,
уважение и взаимопонимание, было бы как можно меньше
ссор и конфликтов.
- В качестве сувенира, напоминающего о нашей встрече
сегодня, я хочу вам подарить маленькие тёплые ладошки.
Пусть они помогут нам правильно находить истину, проявлять
сострадание, милосердие, терпимость, понимание и
признание друг друга.
13
- Будьте добрее, человечнее и спокойнее! И тогда вы увидите,
насколько ярко светит вокруг нас солнце. Всем большое
спасибо и до скорой встречи!
14