Напоминание

Особенности организации учебной деятельности младших школьников на уроках технологии


Автор: Шейхова Саида Магомедовна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "СОШ №40"
Населённый пункт: Республика Дагестан , город Махачкала
Наименование материала: Статья
Тема: Особенности организации учебной деятельности младших школьников на уроках технологии
Раздел: начальное образование





Назад




Старший преподаватель ПОУ «ГПК» Шейхова Саида Магомедовна

Особенности организации учебной деятельности младших школьников

на уроках технологии

Аннотация. Статья посвящена проблеме использования учебной работы на уроках

технологии как фактора трудового воспитания. Большое воспитательное значение имеет

использование выполнения детьми технических моделей в качестве учебных пособий

на уроках и для организации технических игр и соревнований в начальных классах.

Ключевые слова. Учебная работа, технология, трудовое воспитание , трудовые

умения, трудовые навыки.

Одним из факторов воспитания трудовых умений и навыков учащихся

начальных классов является трудовое обучение, которое осуществляется на уроках

технологии. Трудовое обучение осуществляется в начальных классах всех школ. Оно

осуществляется с учетом специфики школы, связанной с местом его расположения.

Трудовая подготовка в начальных классах общеобразовательной школы –

органическая составная часть одной системы обучения, воспитания и развития

учащихся. Она имеет своей целью:

- расширение трудового опыта детей, их знаний о производственной

деятельности людей о технике, воспитание трудолюбия, уважение к людям труда;

- развитие трудовых умений, основ трудовой культуры, умение планировать и

организовывать свою работу и работу товарищей;

- развитие и воспитание учащихся на уроках технологии: умственное,

нравственное, эстетическое и физическое.

По техническому труду в каждом из начальных классов предусматривается

работа с бумагой и картоном, с тканью, с разными материалами, техническое

моделирование.

По

сельскохозяйственному

труду

наряду

с

работой

в

классе

предусматривается работа на учебно-опытном участке и экскурсии. При реализации

каждого

из

разделов

программы

должна

проводиться

хорошо

продуманная

воспитательная работа.

Выполняя программу по организации работы с бумагой и картоном, учащиеся

начальных классов изготавливают разнообразные конструкции, изделия, учебные

пособия, игровой инвентарь. Предметы быта. Умения и навыки обработки бумаги и

картона

легко

прививаются,

помогают

овладеть

приёмами

обработки

разных

материалов, включенных в программу. При хорошо продуманной организации работы

на этих уроках учащиеся приучаются аккуратности, соблюдению порядка, экономии

материалов. Такие качества очень полезны и необходимы всем учащимся независимо от

пола и места расположения школы.

Одним из разделов технического труда является техническое моделирование.

Правильно организованные занятия по данному разделу способствуют формированию у

учащихся готовности различать машины, часто встречающиеся детям в жизни,

осознать, что работа машины облегчает труд человека. На этих занятиях учащиеся

занимаются изготовлением деталей технических игрушек, макетов и моделей, сборкой

изделий из деталей. На занятиях по данному разделу с учащимися могут проводиться

беседы на темы: «Труд людей вокруг нас», «Технические игрушки» и др. Беседы могут

проводиться и на уроке и после уроков. В целях возбуждения интереса к технике и

техническому труду могут быть также использованы экскурсии, встречи с рабочими,

инженерами, работающими на различных предприятиях, в том числе и тех, которые

относятся к малому бизнесу. Нельзя упускать и то, что на занятиях по техническому

труду учащиеся знакомятся с природными материалами: глина, песок, древесина -

работают с ними.

Правильно организованные занятия по работе с различными материалами

особенно хорошо содействуют расширению и развитию технического кругозора детей,

воспитанию активного интереса к техническому творчеству. Большое воспитательное

значение имеет использование выполнения детьми технических моделей в качестве

учебных пособий на уроках и для организации технических игр и соревнований в

начальных классах. Уже в первом классе учащиеся могут готовить простейшие

летающие модели (планер, парашют из квадрата), плавающие модели (лодочка, плот);

модели тележки, весов, качелей. Во втором классе учащиеся могут изготавливать

салфетки для завтраков, нарукавники, простейшие схематические модели машин,

зданий, весов, термометры, простейшие летающие и плавающие технические игрушки.

В третьем классе учащиеся изготавливают изделия из дерева, глины, пластилина,

папье-маше. Работа по изготовлению тех или иных вещей проходит не только на

уроках. Многие дети продолжают этим заниматься после урока. Само их увлечение -

важный показатель трудовой воспитанности.

Огромный воспитательный потенциал заключен в учебных занятиях по

сельскохозяйственному

труду.

Уроки

сельскохозяйственного

труда

знакомят

школьников

с

доступными

работами

по

выращиванию овощных

и

цветочно-

декоративных растений. Обязательным при этом является детское опытничество. Ставя

простейшие опыты, первоклассники познают зависимость роста растений от внешних

условий (тепла, света, влаги, почвы), значение замачивания и проращивания семян

перед посевом. Во II классе ученики определяют расстояния между растениями,

которые являются оптимальными для роста и развития, устанавливают зависимость

урожая от внесения в почву удобрений, от срока посева семян. В III классе школьники

определяют значение пасынкования, сравнивают влияние органических и минеральных

подкормок на рост и развитие выращиваемых растений. При правильной организации

работы все эти процедуры оказывают воздействие на сознание, чувства и поведение

учащихся, повышают уровень их воспитанности.

Особо

важное

воспитательное

значение

имеет

организация

уроков

сельскохозяйственного труда в начальных классах тех школ, которые функционируют в

сельской местности. Трудовое обучение в начальных классах сельских школ -

органическая составная часть единой системы обучения, воспитания и развития

учащихся. Она имеет целью:

а) обогащение трудового опыта детей, их представлений о сельскохозяйственной

технике и производственной деятельности людей;

воспитание

у школьников

трудолюбия, активности, самостоятельности, ответственности за порученное дело,

творческого и сознательного отношения к труду, уважения к людям труда;

б) формирование

элементарных

общетрудовых

умений

в

области

сельскохозяйственного, обслуживающего и технического труда, воспитание основ

трудовой культуры;

в) развитие

и

воспитание

учащихся

на

уроках

труда,

реализация

потенциала

умственного,

нравственного,

эстетического

воспитания

учебных занятий по трудовому обучению.

Трудовое обучение в начальных классах сельской школы должно строиться

на основе принципов систематичности, последовательности и посильности для

учащихся. Вместе с тем, обучение должно быть научным и тесно связанным с

жизнью. Важно так организовать уроки труда, чтобы обеспечить последовательность

в сообщении новых знаний в ходе их трудовой деятельности. На уроках труда уча-

щиеся

должны

также

получать

знания

не

только

относящиеся

к

сельскохозяйственному труду, но и элементарные знания по общетехническим

предметам.

Правильно

организованные

уроки

сельскохозяйственного

труда

в

сельской школе способствуют формированию и развитию у учащихся любви к

своему родному краю, осознанию того, как родители (все жители села) добиваются

должного уровня жизнедеятельности. При проведении уроков труда в начальных

классах любого типа учителю хорошо надо знать и строго выполнять правила

техники безопасности и гигиены труда, требовать неуклонного выполнения этих

правил всеми учащимися.

Все изложенное об организации трудового обучения учащихся начальных

классов

относится

и

к

тем

начальным

школам,

которые

называются

малокомплектными. К этому типу относятся те начальные школы, которые

расположены

в

небольших

селах,

аулах

и

по селках,

где

один

учитель

одновременно работает с двумя, тремя, а иногда и

четырьмя классами. В

Дагестане таких школ более 430. Часть этих школ называют однокомплектными

(там один учитель работает со всеми классами данной школы). В таких школах

занятия по трудовому обучению проводятся одновременно со всеми классами,

которые входят в данный комплект. При составлении тематических планов в этих

школах предусматриваются однотемные уроки. Но на этих уроках (по

ОДНОЙ

теме в

разных классах) учитель должен обеспечить различный уровень сообщаемых знаний

в

зависимости

от

года

обучения

детей

в

школе.

Отбор

объектов

труда,

рекомендованных программой, производится с учетом возможностей работы всех

учащихся данного комплекта.

Учитывая

местные

условия

и

возможности

школы,

учитель

может

самостоятельно подбирать изделия для практической работы учащихся. Учебный

материал по трудовому обучению для малокомплектной сельской школы в основном

соответствует содержанию программы по труду для учащихся начальных классов

обычной школы, но несколько упрощен за счет исключения электротехнических работ,

ряда вопросов в технологии материалов, сложной тематике бесед. Но вся работа по

трудовому обучению учащихся и в этих школах должна быть организована таким

образом, чтобы учащиеся полюбили уроки труда и с интересом выполняли задания,

даваемые учителем.

Каждый урок труда, который проводится в начальных классах любой школы,

нужно проводить так, чтобы учащиеся полюбили труд, стремились научиться тому,

чему учат на этих уроках. Каждый урок труда, проводимый в начальных классах

любой школы, должен быть уроком трудового воспитания. Он должен способствовать

воспитанию у учащихся трудолюбия, формированию культуры труда.

Литература

1.

Бритвина Л.Ю. Метод творческих проектов на уроках технологии //Начальная школа,

№6, 2015.

2.

Геронимус Т.М. Методика преподавания технологии с практикумом. – М.,АСТ-

ПРЕСС КНИГА, 2009.

3.

Мишарева Е.И. Методика трудового обучения. Практикум. – М., 1993.



В раздел образования