Автор: Бурмакина Татьяна Михайловна
Должность: преподаватель художественного отделения
Учебное заведение: МБУДО "Завьяловская ДШИ"
Населённый пункт: с.Завьялово
Наименование материала: Методическая разработка по программе "Композиция"
Тема: Портрет на уроках композиции
Раздел: дополнительное образование
МБУДО «Завьяловская ДШИ»
Художественное отделение с. Италмас
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
по программе «Композиция»
Портрет на уроках композиции
Разработала Бурмакина Татьяна Михайловна
2022 год
с. Завьялово
Содержание:
1.Введение
2.Особенности методики преподавания портретной живописи
3. Жанр портрета
4. Историческая справка о развитии портретного искусства
5. Виды портрета
6. Этапы работы над портретом
Требования к выполнению портрета с учетом возраста
7. Заключение.
8. Список литературы
9. Приложение
1.Введение.
Практическая значимость методической работы заключается в том, что
материалы этой работы могут использоваться в практике для проведения
занятий постанковой композиции с 1-5 класса. Написание данной темы
продиктовано необходимостью изучения темы портрета
по предмету
композиции, где
теоретическая часть предполагает изучение учащимися
теории композиции, включает в себя задания по аналитической работе в
области композиции, а практическая часть основана на применении
теоретических знаний в учебном и творческом опыте.
Содержание программы включает следующие разделы и темы:
сюжетная композиция
декоративная композиция
создание художественного образа в композиции
графика
итоговая работа
Портрет способствует воспитанию любви и уважения к близким и
людям вообще, формирует умение выражать в рисунке свои чувства к ним.
Самовыражение -очень важная часть жизни ребенка.
В
процессе
обучения
совершенствуется
мышление
подростка.
Содержание и логика изучаемых в школе предметов, изменение характера и
форм учебной деятельности формируют и развивают у него способность
активно, самостоятельно мыслить, рассуждать, сравнивать, делать глубокие
обобщения и выводы. Основная особенность мыслительной деятельности
подростка — нарастающая с каждым годом способность к абстрактному
мышлению.
Для развития мыслительной деятельности можно при изучении
портретной живописи предложить детям проанализировать разновидности
портретного жанра по предложенным репродукциям.
В процессе учения подросток приобретает способность наблюдать за
предметами
и
явлениями.
Восприятие
становится
плановым,
последовательным и всесторонним. Подросток воспринимает уже не только
то, что лежит на поверхности явлений, хотя здесь многое зависит от его
отношения к воспринимаемому материалу — и ученик поражает своим
углубленным пониманием действительности.
Очень важно развивать внимательность, наблюдательность. С этой
целью детям предлагается рассказать о друге, близком человеке, знакомом
через его портрет. Нужно обратить внимание детей, что в портрете главное
не только сходство с портретируемым, но и собственное отношение
художника к человеку.
Существенные изменения в подростковом возрасте претерпевают
память и внимание. Развитие идет по пути усиления их произвольности.
Нарастает
умение
организовывать
и
контролировать
свое
внимание,
процессы
памяти,
управлять
ими.
Память
и
внимание
постепенно
приобретают характер
организованных,
регулируемых
и
управляемых
процессов.
Самое главное - применять все виды деятельности на уроках, менять их
и сочетать. Это позволит сконцентрировать внимание учащихся на предмете
и
вызовет
интерес
к
нему.
Основные виды деятельности: Рисование с натуры, по памяти и по
представлению; выполнение тематических композиций на плоскости и в
объеме
из
реальных
и
абстрактных
форм.
Индивидуальная работа на занятиях по композиции - наиболее доступный и
проверенный многолетней практикой метод повышения эффективности
познавательного процесса школьников. Он является организацией их
самостоятельной работы. На современном уроке эта деятельность занимает
исключительное место. Дело в том, что именно благодаря индивидуальной
работе ученик способен освоить большой объем знаний. Самостоятельный
вид
деятельности
школьников
включает
в
себя
выполнение
детьми
поставленной педагогом дидактической цели, придти к которой нужно за
определенное время. Это стимулирует ученика на поиск новых знаний, а
также их дальнейшее закрепление и осмысление. При этом у ребенка
формируются и развиваются необходимые умения и навыки, а учебный
материал обобщается и систематизируется. Самостоятельная работа является
эффективным средством повышения познавательного уровня учащегося.
Ведь, с одной стороны, она является учебным заданием, то есть объектом
деятельности школьника. С другой стороны, индивидуальная деятельность –
это форма проявления мышления, памяти и творческого воображения, что
расширяет и углубляет объем уже полученных знаний. Однако стоит иметь в
виду, что при этом важно осуществление контроля со стороны учителя и его
своевременная помощь при возникших затруднениях
Цель – не просто запомнить какие-то знания по предмету,
а научиться использовать эти знания в решении различных задач:
выделять главное, определять понятия, находить причины и тому подобное.
Также используя те средства информации, которые привычны ребенку.
2.Особенности методики преподавания портретной живописи
В методических пособиях, программах, изучение раздела «Портретная
живопись» на уроках проводится в контексте изучения других видов
живописи.
В литературе, в различных рекомендациях, статьях большое внимание
уделяется различным видам деятельности школьников. Учителя, психологи
советуют активно использовать разные виды деятельности на уроках и во
внеурочное время.
В последнее время часто упоминается исследовательская деятельность
и особенно метод проектов. Такая форма организации учебной деятельности,
как проект, дает возможность учащимся увидеть реальную практическую
значимость предмета, его взаимосвязи не только с другими школьными
дисциплинами, но и с социумом, во многом определяющим ценностные
ориентации школьников. Автор проекта должен проявить не только умение
ориентироваться в информации по предмету, но и осознание своей
сопричастности мировой культуре, воображение, умение синтезировать
художественную информацию, способность быть сотворцом произведения и
придавать конечному продукту художественную форму, адекватную смыслу
изучаемого материала.
Создание некой образности привлекает учащихся и создаёт условия для
речевого общения, пробуждая у детей добрые чувства.
Культуроведческий
и
воспитательный
потенциал
использования
портретной живописи на уроках реализуется в методической системе,
предусматривающей:
развитие речи учащихся на основе восприятия живописных
полотен и выражения своего понимания картин в коммуникативно-
целесообразных
высказываниях
различных
типов
речи
(описание,
повествование, рассуждение);
обогащение словаря и грамматической речи учащихся путем
овладения искусствоведческими понятиями, для выражения авторского
замысла в своих устных высказываниях или сочинениях;
расширение
культурного
кругозора
учащихся
на
основе
искусствоведческих текстов;
воспитательный потенциал портретной живописи связан, прежде
всего, с мировоззренческим характером, со спецификой искусства создавать
целостную
картину
мира
в
ярких
чувственных
образах,
напрямую
обращённых к чувствам и эмоциям человека;
развивающий потенциал портретной живописи напрямую связан
с использованием характерных для культурологии и искусствоведения
методов анализа, в частности культурно-исторического сравнительного
анализа,
который
позволяет
решать
задачи
развития
у
школьников
системного взгляда на мировую художественную культуру.
Анализ методической литературы показал, что учителям, педагогам
приходиться создавать свои авторские программы, придумывать свои
методики для проведения блока уроков. Проблема портретного искусства
постоянно привлекала внимание художников, историков искусства от
древности до наших дней.
3.Жанр портрета
К этому жанру относятся произведения изобразительного искусства, в
которых запечатлен внешний облик конкретного человека (или группы
людей). Каждый портрет передает индивидуальные, присущие только
портретируемому черты. Однако внешнее сходство не единственный, да и,
пожалуй, не главный критерий художественного достоинства портрета.
Искусство портрета требует, чтобы наряду с внешним сходством в облике
человека отражались его духовные интересы, социальное положение,
типические черты той эпохи, в которую он жил.
К тому же автор портрета, показывает личное отношение к модели, его
собственное
мировоззрение,
его
творческая
манера
накладывают
на
произведение зримый отпечаток. Искусство портрета насчитывает несколько
тысячелетий.
4.Историческая справка о развитии портрета
Уже в Древнем Египте скульпторы, не углубляясь во внутренний мир
человека, создавали довольно точное подобие его внешнего облика.
Идеализированные, как бы приобщенные к прекрасному миру богов и ми-
фических героев, образы поэтов, философов, общественных деятелей были
распространены в пластике Древней Греции.
Поразительной
правдивостью
и
одновременно
жесткой
опре-
деленностью психологической характеристики отличались древнеримские
скульптурные
портреты.
Выдающимся
явлением
своего
рода
были
живописные
портреты
ритуально-магического
назначения,
которые
создавались в Египте в I в. до н. э. — IV в. н. э. (по месту находки позднее
они стали называться фаюмскими). В эпоху средневековья, когда в
европейском искусстве царили отвлеченные религиозно-мифологические
образы, некоторые мастера создавали психологически точные портретные
произведения. (Такова, например, статуя графини Уты в городском соборе
Наумбурга; скульптурные портреты собора св. Вита в Праге и др.)
Настоящий
расцвет
портретное
искусство
пережило
в
эпоху
Возрождения, когда высшим началом, главной ценностью мироздания была
признана героическая, действенная человеческая личность. Множество своих
современников — поэтов, ученых, властителей — запечатлел великий
итальянский художник Тициан. В XVII в. в европейской живописи на первый
план выдвигается камерный, интимный портрет в противоположность
портрету парадному, официальному, направленному на возвеличивание и
прославление изображаемых. Лучшие черты испанского национального
характера — скромную сдержанность, чувство собственного достоинства
раскрывает в портретах карликов-шутов (1640-е гг., Прадо, Мадрид) другой
великий портретист XVII в. — Д. Веласкес.
С начала XVIII в. портретный жанр активно развивается в русском
искусстве. Сложный, неоднозначный образ служивого человека Петровской
эпохи обрисован в «Портрете напольного гетмана» (1720-е гг., ГРМ), напи-
санном И. Н. Никитиным. О русском искусстве рубежа двух веков, как и в
более ранний период, портрет занимает важное место. Значительность и
многообразие произведений в "Портретах в русской живописи конца XIX -
начала XX века. Достаточно назвать такие имена, как И.Е. Репин, В.И.
Суриков, В.А. Серов, М.А. Врубель, К.А. Коровин, Ф.А. Малявин, К.А.
Сомов, М.В. Нестеров, С.В. Малютин, А.Я. Головин, Л.С. Бакст, Б.Д.
Григорьев, А.Е. Яковлев, К.С. Петров-Водкин.
Русское искусство, предреволюционных десятилетий, развивавшееся в
сложных исторических условиях, - явление неоднозначное и многоплановое.
Отразившее коренные сдвиги в общественных отношениях и настроение
революционного подъема в стране, оно отличалось противоречивостью и
остротой художественных исканий. Все это должно было неизбежно
сказаться и на портрете, прошедшем за тридцать лет, как и живопись в
целом, насыщенный событиями путь. Хотя среди портретов 1910-х годов
встречаются
работы
абстракционистского
плана,
портрет
все
же
не
представлял
для
чисто
формальных
экспериментов
столь
широких
возможностей, как, например, пейзаж или натюрморт. Объяснялось это
отчасти своеобразием жанра, заключавшемся в особенно тесной зависимости
художника от натуры, в большей ответственности перед ней. Именно в
портрете поэтому отчетливее, чем где-либо, прослеживается стойкость
реалистических традиций, яснее вырисовывается связь с предшествующими
достижениями. Произведения В.Г. Перова, И.Н. Крамского, Н.Н. Ге и в
особенности И.Е. Репина, покорявшие высоким гуманизмом и пристальным
вниманием к человеку, стали отправной точкой для творчества ряда
художников следующего поколения. Многие из них не могли пройти и мимо
искусства замечательных мастеров XVIII -первой половины XIX века Д.Г.
Левицкого, К.П. Брюллова, О.А. Кипренского.
Движение портретного искусства рассматриваемого периода шло не в
едином потоке, а устремлялось по нескольким руслам, тем не менее в нем
достаточно ясно выявляется как общая направленность, так и смена форм
выражения, каждая из которых отмечена определенными стилистическими
чертами. Соответственно менялись подход к натуре, характер и тип портрета,
живописно-пластические
приемы.
Творчество
некоторых
художников
укладывается в рамки определенного стилистического направления, у других
оно далеко выходит за его пределы.
Во второй половине XVIII в. работали прославленные портретисты Ф.
С. Рокотов, создатель образов, полных тончайшей духовности (портрет В. И.
Майкова, ок. 1765, ГТГ), Д.Г.Левицкий, в своих парадных и камерных
портретах подчеркивавший душевную широту и гармоническую цельность
своих моделей (портрет А. Ф. Кокоринова, 1769—1770, ГРМ; портреты
воспитанниц
Смольного
института,
ок.
1773—1776,
ГРМ),
В.
Л.
Боровиковский, автор женских портретов, пронизанных тонким лиризмом
(портрет М. И. Лопухиной, 1797, ГТГ).
В первой половине XIX в. главным героем портретного искусства
становится романтическая личность, разнообразная в своих проявлениях.
Мечтательность и одновременно склонность к героическому порыву, живая
естественность лица и нарочитая эффектность позы переплетаются в
принадлежащем кисти О. А. Кипренского портрете гусара Е. В. Давыдова
(1809, ГРМ). Романтическая вера в неисчерпаемость духовных сил человека-
творца запечатлена в автопортретах О. А. Кипренского («Автопортрет с
альбомом в руках», 1823, ГТГ) и К. П. Брюллова (1848, ГТГ).
В 1860—1870-е гг. демократическое обновление русского искусства,
становление
реализма,
в
полной
мере
сказавшееся
в
деятельности
передвижников, непосредственно затронули и портретную живопись. Одно
из главных мест занял особый вид портрета — портрет-тип, где человек,
изображаемый во всей своей психологической сложности, оценивался еще и
по его роли в обществе, воссоздавался в неразрывном сочетании его
индивидуальных и типических черт. Выше мы видели, как воплощал это
сочетание Н. Н. Ге в образе Герцена.
Последователями Н. Н.Ге на этом пути стал И. Н. Крамской (портрет
Л. Н. Толстого, 1873, ГТГ), создавший портретную галерею выдающихся
современников.
Вся жизнь и творчество Крамского — ответ на этот вопрос. Художник
большого творческого темперамента, глубокий и оригинальный мыслитель,
он всегда боролся за передовое реалистическое искусство, за его идейность и
демократическую содержательность. С 1870 г. Крамской — учредитель и
идейный вождь Товарищества передвижных художественных выставок,
страстный пропагандист реализма в искусстве. Особое место в портретном
творчестве Крамского занимают образы крестьян.
Высшие достижения в создании портретов-типов принадлежат И. Е.
Репину: он находит у своих моделей неповторимо-конкретные, только им
присущие позы, жесты, выражения лиц и передает с их помощью и духовные
особенности личности, и ее социальную характеристику.
Одним из факторов, изменивших в конце XIX века облик портретных
произведений, был пленэр. В обращении к пленэру многие русские
художники увидели возможность "двинуться" к солнцу, воздуху, воз-
можность для разрешения световых, цветовых и пространственных задач.
Пленэрная живопись, восходящая еще к творчеству А.А. Иванова, в русском
искусстве второй половины XIX века связана прежде всего с именами В.Д.
Поленова и И.Е. Репина.
Одна из главных тем жанровых полотен Репина — типичные моменты
жизни русского революционера-народника («Арест пропагандиста», 1880—
1892; «Отказ от исповеди», 1879—1885 и «Не ждали», 1884— 1888, все в
ГТГ).
Опыт Репина в области пленэрного портрета был продолжен и
обогащен живописцами младшего поколения - его учеником В.А. Серовым и
К.А. Коровиным, произведения которых - "Девочка с персиками" (1887),
"Девушка, освещенная солнцем" (1888), "Хористка" (1883), портрет Т.С.
Любатович (1886?) - явились для современников подлинным откровением. В
этих работах показан не только характер портретируемых и присущие им
индивидуальные особенности, фигуры девушек тесно связаны с внешней
средой, все пронизано светом и воздухом.
Пленэр во многом обогатил русскую живопись, но при этом он таил в
себе определенную опасность, в особенности для живописи портретной. Он
вносил в нее момент мимолетности, сиюминутности, что при чрезмерном
увлечении световыми и цветовыми эффектами грозило потерей в портрете
человека. Тем не менее на протяжении 1890-х годов и даже двух первых
десятилетий XX века ряд русских художников умело использовали при
портретировании
как
пленэр,
так
и
некоторые
приемы
импрессионистической техники.
Портрет в русской живописи конца XIX - начала XX века - явление
большого художественного масштаба. Он необычайно многообразен то
своим формам, стилистическим особенностям, изобразительному языку.
Самые
высокие
проявления
жанра
характеризуются
творческим
осмыслением
натуры,
поэтической
образностью,
обогащением
выразительных средств, артистизмом.
После Великой Октябрьской революции деятельность многих мастеров
кисти получила новое направление. Малютин, Бродский, Петров-Водкин,
Нестеров, Сарьян, П. Кузнецов, Машков, Кончаловский, Альтман, Лентулов,
Осмеркин и многие другие влились в ряды советских художников и стали
строителями искусства социалистического реализма.
Большую роль играет портрет в советском искусстве. Потребность
запечатлеть
образ
нового
человека,
отмеченного
такими
духовными
качествами,
как
коллективизм,
революционная
целеустремленность,
стимулировала дальнейшее развитие реалистического портрета-типа; такие
произведения, как «Председательница» Г. Г. Ряжского (1928, ГТГ), «Пар-
тизан» Н. И. Струнникова (1929, ГТГ), «Академик И. П. Павлов» М. В.
Нестерова (1935, ГТГ), стали емкими символами эпохи социалистического
переустройства общества. Целостный, живой и многогранный образ В. И.
Ленина воссоздает «Лениниана» скульптора Н. А. Андреева — уникальная
серия, состоящая более чем из 100 скульптурных портретов вождя проле-
тариата (1919—1932, Музей В. И. Ленина и ГТГ).
Лучшие качества советских людей нашли отражение в портретах
периода Великой Отечественной войны. Широко и многопланово развивался
советский портрет в послевоенные годы. Типические, устойчивые черты
народного характера воплощал в образах крестьян-земляков А. А. Пластов.
Неожиданные композиционные ракурсы, контрасты локальных цветовых
пятен подчеркивают остроту психологической характеристики в работах П.
Д. Корина. Т. Т. /Салахова («Композитор Кара Караев», 1960, ГТГ).
Значительность характеров, постоянная готовность к действию ощущаются
за внешней бесстрастностью персонажей картины Д. И. Жилинского
«Гимнасты СССР» (1964, ГТГ). Современный советский портрет не только
позволяет глубже заглянуть во внутренний мир нашего современника, но и
активно участвует в формировании новых духовных ценностей советского
общества.
Одной из существенных граней этого жанра остается запечатление в
живописи,
графике,
скульптуре
образов
выдающихся
советских
го-
сударственных и общественных деятелей, а также представителей науки,
культуры и искусства. О большом общественном интересе к жанру портрета
свидетельствуют регулярно проводимые в последние годы специальные
выставки портрета.
5.Виды портрета
Портрет,
согласно
определению
во
многих
энциклопедиях
и
справочниках – изображение человека или группы людей с помощью
художественных средств – живописи, гравюры, скульптуры, а в последнее
время ещё и фотографии.
Художественный портрет – это самостоятельный жанр, который может
различаться
по
поджанрам,
например,
исторический
портрет
–
это
изображение кого-либо из исторических личностей, часто по воспоминаниям
или литературным описаниям, а иногда – и по воображению автора. Картины
- портреты – на таких изображениях можно увидеть человека во взаимосвязи
с окружающими его вещами, природой, интерьером.
Костюмированный
портрет
–
человек
изображен
в
виде
мифологического, литературного или исторического персонажа, либо же
человек изображен в каком-то национальном костюме, например, в XIX веке
был очень распространен портрет в русском костюме.
Автопортреты – это портреты художников, написанные с помощью
зеркального изображения. Только по автопортретам мы и знаем портреты
великих художников мира. В последнее время получил распространение
также портрет по фотографии. Считается, что хорошо написанный портрет -
это не просто поразительное сходства портрета с оригиналом, на портрете
должна быть передана внутренняя сущность позирующего, то есть не только
физические, но и духовные черты человека.
В разные времена были распространены разные виды портретов.
Когда-то были модны «парадные портреты», примеры таких картин –
портреты русских офицеров в парадной военной форме или европейских
монархов, в частности, портреты русских царей. В понятие «русский
парадный портрет» входит и женский портрет – живопись с участием
моделей-женщин почти всегда парадная, ведь редкая женщина согласится
позировать перед художником не «во всей своей красе». Такими качествами
обладает русский портрет 18 века, в это же время возникает и такой поджанр
портрета, как семейный портрет – картина, изображающая всю семью на
одной
картине.
Такими
семейными
портретами
часто
пополнялась
портретная галерея.
После стал моден совсем другой вид портрета – когда художник
стремился изобразить естественность и спонтанность.
Какой-то период времени было модно все историческое, и на портретах
также стали часто изображаться исторические личности
Портреты так же бывают одиночные и групповые На одиночных
портретах мы видим одного человека, а на групповых- группы людей.
Портреты занимают ведущее положение в музеях мира.
Живопись – портрет в частности – это занятие, занимающее большое
количество времени. Даже опытный художник напишет портрет только
после нескольких сеансов позирования ему модели. Средний срок написания
одного портрета в средние века составлял целый год. Но это – среднее
значение. Например, Сезанн рисовал портрет человека примерно со ста
сеансов позирования, а Гойя некоторые свои портреты рисовал за один-два
дня. Если брать современную живопись, портрет занимает четыре сеанса
позирования. Часто художник при создании портрета рисует только лицо с
натуры, а остальное – интерьер, платье – дорисовывает позже.
6. Этапы работы над портретом
Этапы работы над портретом можно разделить на 3 этапа:
1. Композиция
2. Рисунок
3. Живопись
1. КОМПОЗИЦИЯ
Составляя композицию портрета, необходимо подумать о многих
вещах,
связанных с позой модели, освещением, заранее "увидеть" цветовое
решение портрета.
Для того, чтобы портрет не был плоским, важно заранее продумать 2
перспективы, - линейную и воздушную.
Первая закладывается в рисунке, вторая - в живописи.
В портретном жанре возможен широкий диапазон образного освоения
натуры — от передачи внешнего сходства модели до раскрытия сложного
психологического состояния модели. Для максимальной выразительности
портрета требуется творческий подход как к восприятию натуры, так и к
применению изобразительных средств.
Кроме того, углубление пространства можно усилить
перекрыванием предметами друг друга и "развивающимся" фоном.
Очень важное звено творческого замысла портретиста — сочинение
обстоятельств, в которых должен быть представлен изображаемый человек.
Так как сюжет в портретном образе — вещь сравнительно редкая, то особую
роль играет среда, окружающая портретируемого, то, что принято называть
фоном. «…Удачный фон — половина дела, — говорил М.Нестеров, — ведь
он должен быть органически связан с изображаемым лицом, характером,
действием, фон участвует в жизни изображаемого лица».
Фон
в
зависимости
от
общего
замысла
произведения
бывает
различным. Он может быть частью пейзажа или интерьера. Главное — в
оптимальной согласованности его с внутренним миром портретируемого.
Следует отметить, что почти во всех случаях особую роль в характеристике
образа играют руки портретируемого. Руки, как иногда говорят — «вторые
глаза» человека, и не случайно настоящие портретисты всегда уделяют им
особое внимание.
Немаловажной деталью творческого замысла портретиста является
выбор
костюма
изображаемого
человека,
его
гармоничная
связь
с
окружающей средой.
Разрабатывая
композицию
портрета,
художник
производит
тщательный
отбор
всех
деталей
в
соответствии
с
количеством
портретируемых, типом портрета (погрудный, поясной, в рост фигуры), его
размером и форматом. Каждая деталь должна работать на художественный
образ. Характер детализации зависит и от натуры, и от творческой манеры
художника.
Заранее следует продумать и цветовое решение портрета: ведущие цветовые
и тоновые гармоничные пары, эффектные рефлексы, акценты и фактуры с
главной целью: эффектно выделить лицо.
Известные композиционные приемы:
Симметрия/ ассиметрия
Контрасты (свето-тени, фактуры, цвета, контуров, размеров)
Вертикали/ горизонтали/диагонали
Ритм (цветовые пятна, пустоты, повторяемость элементов).
2. РИСУНОК
В соответствии с выбранной композицией строится рисунок.
5 основных опорных точек для построения плечевого пояса:
1) Яремная впадина (между ключицами) - месторасположение этой
точки на портрете определяется в самую первую очередь. Из этой точки
проводится
основная
вспомогательная
вертикальная
ось,
на
которой
определяются те точки лица, которые в этом осью пересекаются.
2) Положение подбородка относительно яремной впадины и основной
вертикальной оси.
3) Положение уха: на оси, совпадающей с направлением
грудинно-ключично-сосцевидной мышцей, которая тянется от яремной
впадины к уху.
4) Положение переносицы, которая является основной опорной точкой
построения лица, да и всей головы.
5) Основание носа.
После того, как основные точки, линии и пропорции плечевого пояса
определены, можно приступать к построению головы.
Опорные точки для построения черепа:
1) От точки переносицы - главной опорной точки головы - проводятся
вертикальная и горизонтальная оси, каждая из которых делит голову на
равные части.
2) Определяется месторасположение глазничных впадин, крайние
точки которых = ширине лицевой части головы.
3)
Определяется
ширина
черепа,
которую
нужно
передать
в
сокращении.
4) 3 равные части лица: лоб (от линии роста волос до бровей), "маска"
(от бровей до основания носа) и нижняя часть (от основания носа до нижней
точки подбородка).
5) Другие опорные точки определяют ширину носа, скулы, линию
зубов и др.
Основные пропорции головы (стандарт):
- Высота лица составляет три четверти (3/4) от общей высоты головы.
- Ширина головы на уровне глаз составляет две трети (2/3) высоты
головы.
- Ширина нижней челюсти составляет три четверти (3/4) ширины
головы (в самом широком месте головы)
-Глаза
расположены
на
линии
переносицы,
проходящей
ровно
посередине между
макушкой и кончиком подбородка
- Ширина глаза - 1/5 ширины головы.; расстояние между глазами
равняется одной ширине глаза
- Основание носа (его широкая часть) расположено на расстоянии 1/2
ширины головы от кончика подбородка
- Ширина основания носа равна ширине глаза
- Подбородок занимает 1/2 нижней части лица
- Рот расположен на линии, удаленной от кончика подбородка на 3/8
высоты головы, или, иначе, на 1/4 ширины головы вверх от кончика
подбородка.
мочка уха обычно находится на одном уровне с ноздрями
- Ухо начинается на линии, обозначающей середину между лицом и
затылком
- Ширина шеи - 1/2 от ширины головы; расстояние от кончика
подбородка до
яремной впадины колеблется от 1/4 до 1/3 высоты головы.
Важно помнить, что голова и лицо состоят не из линий, а из
плоскостей, прилегающих друг к другу и описывающих объемы.
Простые формы, к которым приближены голова и части лица:
Голова - яйцо острым концом вниз
Нос - трапециевидная призма
Глазное яблоко - шар
Нижняя губа - валик
Ушная раковина –овал
Важное правило: парные формы лица (глаза, брови, скулы, уши)
рисуются одновременно, постоянно сравниваясь между собой!
Основные этапы построения рисунка головы в профиль.
Формы носа, ушной раковины, различны и индивидуальны.
Этапы построения головы:
1)
Начнём рисунок с габаритов контура головы в профиль. Построим
квадрат.
2)
Для определения положения линии глаз, разделим квадрат пополам.
3)
Найдем линию основания носа.
4)
Из передней части глаз опускаем вертикаль для определения
границы крыльев носа.
5)
Определим лицевой угол.
6)
Проверим пропорциональное соотношение: высота уха равна высоте
носа,
уголки
губ
и
зрачки
глаз
располагаются
на
одной
вертикальной линии.
3. ЖИВОПИСЬ
Некоторые "законы" и приемы живописного написания портрета:
1. Портретное искусство не ставит целью фотографическое сходство:
требуется глубокая психологическая передача образа, умение выделить
самое главное, характерное в модели.
2.
Законченность
живописного
портрета
состоит
не
в
мелкой
проработанности деталей, а в выразительной передаче красоты натуры
3. Форма - это объем, состоящий из многочисленных плоскостей,
каждая из которых освещена по-разному.
4. Парная красочная прописка лица.
5. Постоянное сравнивание каждой детали со всей формой для
достижения максимальной целостности; именно целостность позволяет не
разрушить общий объем головы и достичь портретного сходства.
6. Портретное сходство должно быть достигнуто и в фигуре.
7.Реалистичное
исполнение:
применение
живописной
системы
отношений (верная передача цвета, тона, яркости оттенков натуры в единстве
с освещением)
8. Погружение человека в воздушную среду, задающуюся фоном.
9. Многоплановость в портрете:
- линейная и воздушная перспективы;
- выявление в лице планов цветом и фактурой (ближнего, среднего,
дальнего)
- применение в теневой части головы и лица приема - таяние контуров
форм, постепенное их сближение с фоном.
10. Закон контраста:
- ахроматических цветов
- свето-тени
- крупных цветовых пятен
- лица и фона
- фактур и контуров
- акценты
11.Прием
эмоционально
окрашенного
и
тепло-холодного
разработанного фона, уводящего вглубь картины и придающего ей особое
движение и трепетность.
12.
Минимальное
использование
белил;
темные
краски
лучше
высветлять светлыми красками других энергичных оттенков: желтыми,
охрой и пр.
13. Движение от самого светлого к самому темному на лице и в
портрете в целом.
14. Приемы соединения красок:
- прием мозаичного расположения мазков
- механическое смешивание на палитре
- лессировка
Этапы работы над портретом:
1.Перенос рисунка на лист(холст)
2.Свето-тональный 2-х или 3-цветный подмалевок (используемые
теплые краски: охры, умбры, земли + белила)
3.Определение
натурального
(локального)
цвета
лица
и
волос,
являющихся главной точкой отсчета всего цветового строя произведения
4. "Раскладывание" на палитре всех цветовых пятен на разделы: свет /
тень/полутень/
рефлекс,
располагая
их
на
палитре
в
той
же
последовательности, что и в натуре, для последующего переноса их на холст
5.Начинать писать с той части лица, которая наиболее ясна.
6.Прокладка крупных плоскостей цветовыми оттенками (широкие
кисти).
7. Постепенное уточнение форм.
8. Детальная проработка.
9. Обобщение.
Возрастные требования к выполнению портрета.
Выполнение портрета в изобразительном искусстве занимает одно из
главных мест. Портреты любят выполнять как малыши, так и взрослые.
Начиная с 5-6 лет можно выполнять портреты с детьми. Шестилеток
необходимо знакомить с жанром изобразительного искусства -портретом,
обучать основным пропорциям лица, знать части лица и их изображение,
учить понимать выразительные средства(цвет, линия, ритм, композиция) в
создании настроения образа, с помощью цвета стараться передавать
настроение героя.
Далее ребята должны знать повороты головы: когда лицо человека
рисуется прямо – анфас. Если лицо человека рисуется сбоку, это называется
профиль. В портрете необходимо передать объем, воздушную и линейную
перспективу, сходство и внутреннее состояние человека.
7.Заключение
Таким образом, при подготовке к урокам по выполнению портрета
была проведена большая подготовительная и практическая работа.
На занятиях учащимися были выполнены творческие работы по
созданию портрета в разных видах, стилях, в различных техниках
например, Мокрушина Полина выполнила работу портреты в стиле
поп-арт «Моя семья»,довольно экстравагантный стиль, покоряющий
необычностью фактур, насыщенностью красок, экспериментами с передачей
изображения.
Первый портрет - Полины (себя) и двоюродной сестры Арины.
Второй портрет – родного брата Ярослава и двоюродной сестры
Маргариты. (Приложение 1.)
Поздеева Полина - работа автопортрет с сестрой «Летний день»
(Приложение 2).Вот что она рассказывает о своей работе: На картине я
изобразила нас с сестрой. Вокруг
поле усыпанное цветами. Сзади
возвышается лес, который одет в свои яркие наряды . Все эти пейзажи
открываются для нас с сестрой. Можно любоваться этими просторами ,
наслаждаясь каждой минутой проведенной вместе.
В данных работах ученики постаралась показать основные занятия,
полученные на уроках, свое отношение к изображаемому, внутренний мир,
характер героев.
Из опыта работы я хочу отметить, что портрет, как отдельный жанр
изобразительного искусства, очень интересен и дошкольникам и взрослым
детям. Они очень заинтересовываются тем, чтобы передать сходство
человека, а в дальнейшем и внутреннее состояние людей…Старшие
школьники стараются передать уже свое отношение к своему произведению.
8. Список используемой литературы
1. Аникушин М. О портретном творчестве / Художник. – 1973. – №3.
2.Аксенов Ю.Г.Рисунок и живопись Руководство для самодеятельных
художников Том 1/ Искусство.- М., 1963.
3.Аксенов Ю.Г.Рисунок и живопись Руководство для самодеятельных
художников Том 2/ Искусство.- М., 1963.
4. Зингер Л.С. О портрете. Проблемы реализма в искусстве портрета / –
М.: 1969.
5. Искусство портрета / Под ред. А. Г. Габричевского. – М., 1928.
6.Манизер М.Г.Школа изобразительного искусства / Искусство.- М.,
1965. – №3.
Приложение
Приложение1. Мокрушина Полина - портреты в стиле поп-арт «Моя
семья».
Фото и эскизы
Дипломная работа «Моя семья»
(портреты в стиле поп- арт)
Приложение 2
Поздеева Полина работа «Летний день»
Приложение 3
Симанова София «Портрет учительницы»
Приложение 4
Шемякина Полина «Портрет Г.А.Кулаковой»
Приложение 5
Чувашева Мария «Победители соревнований с известными
лыжницами»
Приложение 6
Шемякина Полина «Портрет Г.А.Кулаковой -взгляд в прошлое»
Приложение 6
Медведева Анна «Победители соревнований»
Приложение 7
Новикова Элина «Спортивная семья»