Автор: Шен Алёна Анатольевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ СОШ №1
Населённый пункт: г Сургут
Наименование материала: статья
Тема: «Формирование интереса к учебной деятельности младшего школьника посредством использования современных образовательных технологий»
Раздел: начальное образование
«Формирование интереса к учебной деятельности младшего школьника
посредством использования современных образовательных технологий»
Актуальность темы
Современный образовательный стандарт делает акцент на умение
применять знания, упор на знания как средство развития личности, то есть,
нацелен не только на предметные результаты, но и провозглашает важность
метапредметных результатов. Один из метапредметных результатов, «умение
работать с текстами, с рисунками, таблицами и простейшими схемами с
целью отбора источников, поиска и извлечения информации для создания
собственных устных или письменных текстов, ответов на вопросы,
аргументации своей точки зрения».
Результаты международного
исследования
TIMSS-2007
, среди младших школьников - 6 место из 59. У
испытуемых возникли затруднения при изложении своих мыслей в
письменной форме и при работе с материалом, представленным в
нетекстовом формате.
Проблема
Я вижу проблему, выпускник начальной школы должен уметь работать
с текстами, таблицами, схемами, уметь создавать устные и письменные
тексты, аргументировать свою точку зрения, а именно с этим у испытуемых
возникли затруднения при выполнении заданий. Значит у обучающихся не
сформирован интерес работать с информацией и с информацией
представленной в иной нетекстовой форме.
Цель
Ввести в систему деятельности учителя образовательные технологии
как средства формирующие интерес учащихся учиться и обеспечивающие
положительную динамику результата обучения в школе.
Задачи
определить условия, необходимые для формирования интереса
обучающихся;
сформировать у учащихся умение самостоятельной работы с
информационными источниками;
сформировать умение работать с информацией, представленной в
нетекстовой форме;
разработать блок-схемы для организации учебной деятельности
младших школьников;
разработать таблицы требований по предметам, для отслеживания, как
ученики овладевают умениями по использованию знаний.
1
По мнению ученых, психологов и педагогов, слово «интерес»
обозначает: «особое внимание к чему-нибудь», «стремление к познанию
объекта или явления», «мотив или мотивационное состояние» и др.
По мнению доктора педагогических наук, профессора Галины
Ивановны Щукиной, под влиянием интереса развивается:
мыслительная активность;
умственная деятельность приобретает более сосредоточенный характер
- появляется раздумье, размышление;
включаются не только приобретаемые школьником знания, но и
процесс овладения знаниями и процесс учения в целом.
Каким же требованиям должен отвечать педагогический процесс,
наиболее благоприятный для формирования личности, желающей учиться.
Одно из условий развития интереса, по мнению, Г.И. Щукиной – это
максимальная опора на активную и поисковую мыслительную деятельность
учащихся.
Для того чтобы поставить ученика в активную позицию на уроке, я
применяю следующие технологии и приемы:
приемы технологии развития критического мышления (Ч. Темпл и Д.
Стилл);
блок-схемы (В.Ф. Шаталов);
Работая по образовательной системе «Школа 2100», где все
предметные УМК основываются на совокупности нескольких технологий
(проблемно-диалогическая технология, технология продуктивного чтения,
проектная технология, технология ООД), но использую приемы технологии
развития критического мышления, с целью:
развить умение структурировать, алгоритмизировать
информационные материал;
развить умение работать с информацией, представленной в
нетекстовой форме;
развить умение самостоятельной работы с информационными
источниками;
развить умение читать тексты с пониманием.
развить аналитическое мышление.
На уроках, с использованием приемов ИНСЕРТ, КЛАСТЕРЫ учащиеся
отслеживают, подтверждают, опровергают или расширяют знания, новые
идеи. Дети являются не пассивными слушателями, а активно ищут
2
информацию, соотносят то, что они усвоили с собственным практическим
опытом.
Прием ИНСЕРТ использую при работе с выводами, правилами, после
открытия учащимися новых знаний по изученной теме на уроках
математики, русского языка, окружающего мира, истории.
Например, после «открытия» учащимися новых знаний о том, что
последний согласный звук корня в однокоренных словах может меняться.
Предлагаю сравнить свой вывод с авторским, с применением приема
ИНСЕРТ.
В корне однокоренных слов один согласный звук заменяется другим.
Такая замена называется чередованием согласных звуков.
Записывается оно так: берега - бережок [г/ж]; ухо –уши [х /ш]
Работая самостоятельно с информацией, установили, что мы знали до
чтения и что новое узнали после чтения.
Результат: читают текст с пониманием, ищут информацию, соотносят
то, что усвоили с собственным практическим опытом, развивают
аналитическое мышление.
Прием КЛАСТЕР использую на этапе актуализации знаний,
переходящий в этап «открытие» детьми нового знания и на уроках русского
языка, окружающего мира, истории.
Созданы совместно с обучающимися и используются в практике
кластеры по русскому языку
:
2 класс
Части слова
Написание большой буквы в словах
Слово
3 класс
Буквы согласных в корне слова
ъ и ьзнаки
Порядок разбора слова по составу
Части речи русского языка
Классификация орфограмм
В построение кластера внесла некоторые дополнения, для лучшей
наглядности мыслительных процессов до знакомства с источником
информации, слова и стрелки, выделяем зеленым цветом, после чтения
учебника – синим, после работы со справочной литературой, информация
3
записывается красным цветом. Достраивание кластера может переходить в
домашнее задание.
Пример построения кластера «Буквы согласных в корне слова».
Учитель. - Представьте себе большое орфографическое царство Согласных.
Оно принадлежит трем сестрам: орфограммам – буквам согласных. Кто они?
Дети.- Парные звонкие и глухие согласные. Удвоенные буквы согласных в
корне слова.
Учитель.- Чем занималась третья сестра?
Проблема
Учитель. - Работа в группе. Наблюдение.
Дети. - Группы формулируют проблемный вопрос: Почему в одних
однокоренных словах звук т не произносится, а буква пишется (грусть,
грустит, грустный, грустно)?
Учитель. – Решению этой проблемы и посвятим наш урок. Как может
называться наша новая орфограмма? (предположения детей) Проверим ваши
предположения с учебником.
Идет запись «Буквы непроизносимых согласных в корне слова». Символику
еще не знают, поэтому записывают словами. Идет дальнейшее наблюдение за
словами, внедряется графическая символика.
Кластер построен с применением условных знаков, символов.
ОРФОГРАММЫ - БУКВ СОГЛАСНЫХ
СС
Буквы
ПП
непроизносимых
ЗАПОМНИТЬ!
согласных
в
.
Созданы совместно с обучающимися и используются кластеры по
окружающему миру
:
4
2 класс
Времена года
Климат
Что изображают на карте
Природная зональность
3 класс
Тела и вещества
Круговорот веществ
Обмен веществ в организме
Экосистема болота
Пример построения кластера «Экосистема болота»
На доске:
камыш вода клюква мох лягушка
Учитель. – Что объединяет эти слова?
Дети. – Болото (запись этого слова в рамке)
Учитель. – Конечно же, вы догадались, мы сегодня будем говорить о болоте
и не просто о нем, а о том, что ….?
Дети. – Болото – это экосистема (добавляется запись «Экосистема болота»)
Учитель. – Предлагаю составить кластер. Что по этой теме вам известно?
Экосистема болота образовалось на месте
животные
на
лягушки
К Е Р водные растения
под
журавль
грязь = топь разрушители сплетаются, образуя
ил ягода мох сплавину
не замкнут
>>>
вода вязкая сфагнум не справляются с работой
убивает микроорганизмы
незаражено бактериями, связано это с кислой средой, которая убивает
микроорганизмы
росянка
5
«насекомоядное» растение, ловит насекомых не для питания, а для
получения солей и минеральных веществ
Учитель. – Достаточно ли этих знаний для полного представления? Где
можно получить недостающую информацию?
Дети. – В учебнике (читают текст, работая приемом Инсерт).
Новые факты по теме записываются, синим цветом, с целью увидеть
наглядно, что книги являются источником информации.
Идет проговаривание графического материала.
Работа с кластером продолжается и дома, где учащиеся работают с
дополнительными источниками информации (справочниками,
энциклопедиями) и фиксируют новые факты на кластере пастой красного
цвета, с целью увидеть наглядно, что справочники являются источником
информации и читать справочную литературу полезно для общей эрудиции.
Результат: получается структура, которая графически отображает
размышления детей, определяет информационное поле данной темы.
Развивается умение самостоятельной работы с информационными
источниками, у обучающихся появляется потребность в систематическом
чтении и анализе прочитанных текстов. Развивается умение работать с
информацией, представленной в нетекстовой форме. Данные приемы
помогают учащимся стать более самостоятельными, мыслить критически,
создают в классе (группе) атмосферу партнерства, ответственно и творчески
относиться к учебе, способствуют развитию регулятивных, познавательных,
коммуникативных навыков.
Считаю, главным результатом работы с приемами технологии развития
критического мышления, это создание учащимися творческих работ.
Фотоколлаж детских работ представляю.
Можно сделать вывод, что использование современных
образовательных технологий формируют интерес обучающихся к учебной
деятельности.
Следующий методический прием, используемый мною в
образовательном процессе, для формирования у детей интереса к учебной
деятельности – Блок-схемы (В.Ф. Шаталов). Применяю этот прием с целью:
научить кодировать учебный материал знаками, символами,
рисунками, схемами для быстрой записи содержательного материала;
развить умение работать с информацией, представленной в
нетекстовой форме;
научить синтезировать и передавать главное содержание материала, в
любимой для детей форме – рисование;
6
научить излагать мысль последовательно;
развивать творческую и познавательную активностьобучающихся.
Схемы используются мною на всех этапах решения учебной задачи и
при подготовке домашнего задания по предмету русский язык, окружающий
мир, история.
При разработке схем применяется компьютер или мел.
Мною созданы и используются в практике схемы по русскому языку
:
2 класс
опасные
места в
словах русского
языка;
признаки текста;
части слова;
имя существительное.
3 класс
удвоенные буквы согласных в корне слова;
непроизносимые согласные в корне слова;
разбор слова по составу;
части речи в русском языке;
предложения с однородными членами.
Например, блок-схема, 2 класс «Имя существительное»
ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ
П П
КТО? ЧТО?
ПП РОД
СРЕДНИЙ
НП
7
ЧИСЛО
Блок-схемы по окружающему миру
:
2 класс
земля в космосе;
смена времён года;
природные зоны России;
наша маленькая планета Земля.
3 класс
большой круговорот веществ;
обмен веществ в организме;
экосистемы России;
животные маленькие и большие;
Блок-схемы по истории:
от Древней Руси к единой России;
Петр Великий;
«Вставай страна огромная»;
Народы России.
Например, блок-схема, 2 класс «Природные зоны России»
8
ПРИРОДНЫЕ ЗОНЫ РОССИИ
1.
ЗОНА ЛЕДЯНЫХ ПУСТЫНЬ
Северный Ледовитый океан
Зима 12 Лето 0
полярная ночь
северное полярный день
t до -60° сияние t чуть выше 0°
Многолетняя мерзлота
К
Е
Их приспосабление
9
2. ТУНДРА
Зима11
Лето 1
пурга северное
** сияние
Вечная мерзлота
К.
низкорослые стелющие
Е
.
М.
микробы ногохвостки
10
3. ЗОНА ЛЕСОВ
Зима
сезонность
Лето
-t
+t
холодная недолгая
тёплое
*>>
не засушливое
К.
лес
юг
север тайга
хвойный лиственный
смешанный
пища укрытие воздух отдых древесина ягоды грибы
11
П.
травоядные
всеядные
хи
щники
насекомоядные
зимующие перелётные
12
М.
грибы черви почвенные клещи микробы
Обучающие озвучивают информацию, данную в нетекстовой форме.
Далее идет самостоятельная работа учащихся:
чтение теоретического материала в учебнике (прием ИНСЕРТ),
выделение ключевых фактов отсутствующих в схеме;
озвучивание изображенного текста, расшифровка закодированных, с
помощью условных знаков, слов, основных понятий;
продолжение модели по данному началу;
Учитель.- Поработав с текстом самостоятельно, вы выделили
недостающие факты в блоке, достройте в тетради звенья блока.
конструирование моделей путем расширения (обогащения) содержания
входящих в его состав данных (индивидуальная работа в тетрадях).
Учитель. – Если вам недостаточно той информации, которая представлена
в блоке, для содержательного рассказа, обогатите его данными.
Дома учащийся, повторив материал по учебнику, пересказывает его,
опираясь на схему.
Опрос домашнего задания на уроке с использованием схем ведется по
двум направлениям:
устно («тихий» опрос), отвечают материал учителю, «дублеру», группе,
пользуясь схемой;
письменно, по памяти воспроизвести схему на листах.
Положительные аспекты блок-схемы:
служит опорным планом рассказа учителя и учащегося;
она достаточна конкретна;
воспринимается зрительно, идет запоминание по ассоциации;
учит последовательно и аргументировано излагать свои мысли;
схема подключает и слуховую, и зрительную, и моторно-
механическую память при воспроизведении.
Результат: развивается умение работать с информацией,
представленной в иной нетекстовой форме, усвоение материала идет
постепенно, глубоко, материал многократно повторяется с привлечением
многих видов памяти,увеличивается словарный запас, развивается речь,
13
активизируется умственная деятельность, развивается умение
самостоятельной работы с информационными источниками.
Результативность опыта
Перечисленные выше педагогические средства способствуют
формированию интереса учебной деятельности младших школьников.
Указанные средства помогают сделать процесс обучения увлекательным и
интересным, что способствует преодолению трудностей в усвоении
программного материала по предмету, обеспечивая положительную
динамику результата обучения в школе.
Работа с применением блок-схем, приемов технологии развития
критического мышления дает неизмеримо лучшие результаты, потому что:
урок выстраивается в логике проблемно-диалогического обучения;
ученик превращается в равноправного участника процесса обучения;
усвоение материала идет постепенно, глубоко;
обеспечивается включение детей в активную познавательную
деятельность;
развивается умение самостоятельной работы с информационными
источниками;
у обучающихся появляется потребность в систематическом чтении и
анализе прочитанных текстов;
формируется интерес работать с информацией представленной в иной
нетекстовой форме;
развивается умение самостоятельно оценивать результат своих
действий, контролировать себя;
развивается умение находить и исправлять собственные ошибки;
развивается самостоятельность, ответственность и творческое
отношение к учебе.
Опыт может быть использован учителем предметником среднего звена,
учителем начальных классов.
14
Список использованной литературы
1.
Андреев В.И. Педагогика творческого саморазвития: инновационный курс.
Книга 2. – Казань: Изд-во Казанского университета, 1998. – 318с.
2.
Байбородова Л.В., В.В.Белкина Образовательные технологии: Учебно-
методическое пособие. – Ярославль: изд-во ЯГПУ им. К.Д.Ушинского, 2005.
– 108 с.
3.
Бутенко А.В., Ходос Е.А. Критическое мышление: метод, теория, практика.
Учеб.-метод. пособие. М.: Мирос, 2002. – 176 с.
4.
Бухвалов В.А. Развитие учащихся в процессе творчества и сотрудничества. –
М.: Центр «Педагогический поиск», 2000. – 144с.
5.
Гальперин Г.Я. Основные результаты исследования по проблеме
формирования умственных действий и понятий. – М.: Наука, 1964. – 472с.
6.
Ермолаева А.А. Моделирование на уроках в начальной школе. М.: Глобус;
Волгоград: Панорама, 2009.
7.
Заир-Бек С.И., Муштавинская И.В. Развитие критического мышления на
уроке. М.: Просвещение, 2004. – 175 с.
8.
Мередит К.С., Стилл Д.Л., Темпл Ч. Как учатся дети: свод основ: учебное
пособие для проекта ЧПКМ. – М.: 1997.
9.
Е.С. Полат. Новые педагогические и информационные технологии в системе
образования: Учебное пособие. – М. Академия, 2003. – 272с.
10. Погудина Н.П. Система работы по формированию информационно-
познавательной компетенции на уроках окружающего мира посредством
моделирования.- Волгоград, 2007.
11. Шаталов В.Ф. Куда и как исчезли тройки. - М.: Педагогика, 1980.
12. Щукина Г. И. Педагогические проблемы формирования познавательных
интересов учащихся. М., 1988.
15