Автор: Синицына Анна Геннадьевна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МАУ ДО "Дворец детского (юношеского) творчества" г. Перми
Населённый пункт: г. Пермь, Пермский край
Наименование материала: статья
Тема: Игра-прогулка как новая форма совместного творчества учащихся и родителей детского театра кукол «Сказочка»
Раздел: дополнительное образование
Синицына Анна Геннадьевна,
педагог дополнительного образования высшей категории,
руководитель детского театра кукол «Сказочка»
МАУ ДО «Дворец детского (юношеского) творчества» г. Перми
Игра-прогулка как новая форма совместного творчества
учащихся и родителей детского театра кукол «Сказочка»
Сотрудничество как идея совместной развивающей деятельности
педагога,
родителей
и
учащихся,
наполненной
взаимопониманием,
проникновением в духовный мир друг друга, совместным анализом хода и
результатов этой деятельности…
Эта идея руководила всеми моими действиями в периоды «удаленки».
Вызовы, которые пандемия поставила перед родителями и педагогами, могли
уничтожить учебный процесс, построенный в театре кукол на теснейшем
тандеме «ученик-педагог» под внимательнейшим присмотром со стороны
родителей.
Пресс постоянного присутствия взрослых, бесконечных школьных
уроков
с
экрана
при
постоянных
сбоях
платформ,
приводящих
к
переживаниям необоснованных «неудач» в результатах, многочасовые
бдения перед экраном для выполнения домашних заданий, технические сбои
в сети…
Для нашего небольшого коллектива это было серьезным испытанием.
Самым важным условием было сохранение в группе «особенных» детей: 10
из 14 обучались либо в элитных школах (таким детям свойственны гипер-
ответственность и высокая степень тревожности), либо в «семейном
образовании» (всегда в ином режиме обучения, склонны выполнять только
приятные задания). Все поставлено в зависимость от моих и родительских
«технических» возможностей… Потеря (временно или навсегда) некоторых
учащихся была неизбежна.
Родители сочувствовали мне: мой режим работы был круглосуточным;
индивидуальные занятия с детьми продолжались после конференций в
Zomm; каждый нуждался в комментариях и исправлении своей работы.
Срочно были выполнены перестановки в блоках учебной программы.
Невозможность организовать тренинговую и репетиционную работу пагубно
влияла на учебный процесс… Пострадал серьезно и процесс подготовки
группой нового спектакля.
Но мы пережили самый острый момент пандемии и даже получили
дипломы лауреатов за наши удачные работы! Мы надеялись, что с началом
учебного года все будет, как раньше, несмотря на то, что не все дети пришли
на следующий год обучения. Но… «удаленка» стала велением времени.
На очередной встрече мы с родителями попытались ответить на
вопрос: «Что можно узнать о ребенке и о себе, занимаясь вместе с театром
кукол «Сказочка»? Состоялся очень серьезный разговор. Наша беседа
переросла в «мозговой штурм» на тему «Как сохранить психическое здоровье
всех членов семьи и творческий процесс в коллективе сделать более
продуктивным?»
Итогом
этой
встречи
было
взвешенное
многократно
решение
родителей ОБРАТИТЬСЯ К ДЕТЯМ с предложением организовать прогулку
с пользой для них самих (встречи во Дворце были еще запрещены). Дети
приняли эту форму занятий. Теперь мы организуем игры-прогулки во время
усиления противо-эпидемических мероприятий и в каникулярные периоды.
Так в режиме КТД родилась форма игры-прогулки, в которой
совместными решениями родителей и ребенка (некоторые пригласили к
участию брата или сестру) были урегулированы внутренние условия (весело,
познавательно,
интересно,
соответственно
этапу
учебного
процесса),
соблюдены внешние (безопасность всех участников) и создана атмосфера
праздничного ожидания новых встреч в учебное и каникулярное время .
В первой игре-прогулке учащиеся получили не только возможность
повеселиться, поваляться в снегу, эмоционально разрядиться в «Снежных
баталиях», веселой праздничной викторине «Вместе с нами в Новый год»,
пешей экскурсии «Истории «под носом» (о самых привычных объектах
культурного назначения в центре Перми, о которых многие почти ничего не
знали), приняли и вручили сами творческие и сладкие подарки. Родители
девяти семей оценили этот опыт как положительный.
Мы воспользовались методикой Коллективного Творческого Дела,
которая создана петербургскими педагогами Игорем Петровичем Ивановым
и
его
последователями
в
прошлом
столетии.
Родителям,
серьезно
занимающимся ВОСПИТАНИЕМ своих детей, она оказалась близка и
понятна.
Элементы ролевой игры, разыгрывания «домашних представлений»,
привнесенные в процесс экскурсии и прогулки, приемы «учения без
принуждения» (как проявление Педагогики сотрудничества) тоже заняли
свое место в структуре игры-прогулки на свежем воздухе.
Появилось понимание того, что в случае возникновения нового этапа
дистанционного обучения совместными усилиями мы сможем эффективно
общаться и учиться, проявляя заботу о каждом ребенке,
включающую
помощь, поддержку, заинтересованность в судьбе товарища,
наблюдая за
результатами.
Дополняя друг друга, родители и дети
во время подготовки и
проведения игры-прогулки создали атмосферу, открытую для взаимного
эмоционального
обогащения
и
саморазвития.
А
поскольку
виды
деятельности и содержание дел могут быть разными, рекомендую коллегам
обратить внимание на технологию КТД для организации мероприятий:
интеллектуально-познавательных;
информационно-коммуникативных;
художественно-творческих;
физкультурно-оздоровительных;
ценностно ориентированных;
трудовых, социальных;
досугово-развлекательных.
Реальность нашего времени подтверждает значимость такой формы
организации
воспитательного
процесса
в
детском
коллективе.
Важная
особенность коллективной деятельности — ее творческий характер. Когда
дети вместе с друзьями и родителями думают, изобретают, творят - они учатся
ценить друг друга, чувствовать себя по-настоящему нужными людям.