Напоминание

Художественная обработка ткани


Автор: Мухлынина Нина Ивановна
Должность: преподаватель отделения декоративно-прикладного искусства
Учебное заведение: Муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования Ордынского района Новосибирской области "Ордынская детская школа искусств"
Населённый пункт: р.п. Ордынское Новосибирской области
Наименование материала: рабочая программа по учебному предмету
Тема: Художественная обработка ткани
Раздел: дополнительное образование





Назад




Администрация Ордынского района Новосибирской области

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

Ордынского района Новосибирской области

«Ордынская детская школа искусств»

Рассмотрено на заседании

Педагогического совета

«9» «Сентября » 2022г.

Протокол № 1

УТВЕРЖДЕНО:

Приказ № 82-д

От 09 Сентября 2022г.

Директор МБУДО «ОДШИ»

_______________ А.В. Аносова

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

в области изобразительного искусства

«Декоративно-прикладное искусство»

Рабочая программа по учебному предмету

«Художественная обработка ткани»

Срок реализации: 3 года

Возраст обучающихся: 10-12 лет

Автор-составитель:

Мухлынина Нина Ивановна,

преподаватель высшей

квалификационной категории

р.п. Ордынское

2022г

Структура программы

I. Пояснительная записка……………………………………………………………3

- Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе;

- Срок реализации учебного предмета;

- Объём учебного времени и виды учебной работы;

- Форма проведения учебных аудиторных занятий;

- Цель и задачи учебного предмета;

- Обоснование структуры программы учебного предмета;

- Методы обучения.

II. Содержание учебного предмета………………………………………………….6

- Учебно-тематический план;

- Содержание тем и разделов.

III. Требования к уровню подготовки обучающихся…………………………….11

-

Требования к уровню подготовки обучающихся на различных этапах обучения.

IV. Формы и методы контроля, система оценок…………………………………..16

-

Аттестация, цели, виды, форма, содержание;

-

Критерии оценок.

V. Методическое обеспечение учебного процесса…………………………………17

- Методические рекомендации преподавателям;

- Самостоятельная работа обучающихся;

- Материально-технические условия реализации учебного процесса.

VI. Список литературы……………………………………………………………….19

-

Литература;

-

Учебная литература.

2

I.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе

Программа

учебного

предмета

«Художественная

обработка

ткани»

имеет

художественную

направленность.

Данная

программа

способствует

развитию

художественных способностей и эстетического вкуса обучающихся.

Издавна рукоделие на Руси было традиционным занятием женщин. Шитье,

вязание, вышивка нитками, обработка ткани, ее крашение, украшение различными

орнаментами стало самостоятельным видом декоративно-прикладного искусства. Это

творческое занятие отличается, например, от шитья одежды по выкройкам так, как работа

с нитками, лоскутками, означает работу с цветом, фактурой ткани, с формой фрагментов

орнамента. Лоскутное шитье, изготовление кукол-оберегов, вышивка, мережка, роспись

по ткани – это творческий процесс, требующий воображения, интуиции, эмоционального

самовыражения. Работы в технике аппликации, вышивки, создание традиционных

народных и современных кукол, а также росписи по ткани и ковроткачества формируют

такие качества, как настойчивость, умение доводить начатое дело до конца, воспитывают

аккуратность и усидчивость, способствуют развитию личности учащегося.

Особенности программы

- интегрированный подход к обучению;

- сохранение единого образовательного пространства на основе преемственности

содержания основного и дополнительного образования детей;

- обеспечение благоприятной эмоциональной атмосферы; доброжелательность со стороны

педагога;

- поощрение высказываемых оригинальных идей;

- новизна и разнообразие образовательных направлений, приёмов и форм работы с целью

развития творческой одаренности детей;

- использование личного примера творческого подхода к решению проблем;

- представление детям возможности активно задавать вопросы и проявлять инициативу.

Новизна программы

заключается в том, что она составлена из обязательных

образовательных ступеней и дополнительных специальных творческих заданий, которые

дают возможность детям углубить свои знания, отработать умения и навыки. Программа

рассчитана на 3-х летнее обучение и охватывает самые разнообразные методы и техники

работы с тканью и нитками, как в традиционном стиле, так и в современной трактовке.

Новизна программы заключается еще и в том, что она включает в себя обучение детей

различным

видам

декоративно-прикладного

искусства,

способствует

возрождению

утраченных народных промыслов, позволяет осваивать различные техники исполнения

изделий прикладного творчества, а также знакомит с новыми, современными ремеслами,

современными материалами. Программа также позволяет обучающимся научиться

простым приемам ручного труда, которые являются основой любого вида творчества.

Данная программа позволяет обучающимся, изучив разнообразные техники декоративно-

прикладного искусства, органично включать их в дальнейшем, в систему обучающих

проектов. Программа способствует разработке методических приемов обучения учащихся,

выбору новых объектов и способов творческой деятельности.

Актуальность программы. Сегодня работа, с такими традиционными материалами, как

лён, мешковина, джут (лоскутная техника, вышивка, мережка, плетение, ковровое

плетение, роспись по ткани и пр.), переживает, по-настоящему, второе рождение и

широко применяется для изготовления одежды, аксессуаров, предметов украшения

интерьера и современного быта. Лоскутное или расписанное изделие, созданное своими

руками, согревает, украшает и выражает индивидуальность мастера. В процессе

изготовления изделий развивается творческое мышление, это сказывается на умственном

развитии детей, так постепенно образуется система специальных навыков и умений.

Приобщение детей к искусству лоскутного текстильного дизайна оказывает влияние на

3

формирование их художественного вкуса, воспитывает терпение и аккуратность,

обогащает внутреннюю жизнь ребенка.

Педагогическая

целесообразность программы

заключается в том, что программа

направлена на мотивацию личности к творчеству и познанию, в ней созданы условия для

культурного и профессионального самоопределения. Она поможет обучающимся овладеть

разнообразными техниками

изучаемых предметов, приучить к самостоятельному

творчеству, раскрывая при этом творческие способности каждого обучающегося, поможет

быть сосредоточенным и усидчивым, терпеливым и аккуратным, бережливым. Программа

дает возможность вернуть обучающихся к культуре, научить создавать изделия

декоративно- прикладного искусства своими руками, и видеть результат своего труда.

Целесообразность объясняется еще и тем, что в программе заложены такие принципы,

как: индивидуальность, доступность, преемственность, результативность.

Также целесообразность программы состоит в том, что именно в школьном возрасте

эмоциональное

реагирование

представляет

собой

способ

понимания

ребёнком

особенностей окружающего мира. Реализация программы принимает занимательный

характер,

предполагает

систему

увлекательных

упражнений

математической

направленности (деление на равные части круга, квадрата, полоски, нахождение центра и

т.п.). Педагогическую целесообразность образовательной программы мы видим и в

формировании у обучающихся самостоятельности, в предоставлении возможностей для

самовыражения, в развитии социальной инициативы, творческого потенциала при

выполнении

индивидуальной

работы.

Таким образом,

разнообразие деятельности

помогает более эффективно повысить и удержать интерес у обучающихся к занятию.

Срок реализации учебного предмета

Срок реализации учебного предмета «Художественная обработка ткани» - 3 года в

рамках

дополнительной

общеразвивающей

общеобразовательной

программы

«Декоративно-прикладное искусство» с 3-х летним сроком освоения. Программа

реализуется со 2 класса обучения по ДООП «Декоративно-прикладное искусство».

Школа имеет право реализовывать данную программу:

в сокращенные сроки;

по индивидуальным учебным планам.

Программа рассчитана на 3 года обучения по 34 часа в год.

Объем учебного времени и виды учебной работы

Вид учебной

работы,

аттестации,

учебной нагрузки

Затраты учебного времени, график

промежуточной аттестации

Всего

часов

Классы

2

3

4

Полугодия

1

2

3

4

5

6

Аудиторные занятия

(в часах)

16

18

16

18

16

18

102

Самостоятельная

работа (в часах)

-

-

-

-

-

Максимальная

учебная нагрузка (в

часах)

16

18

16

18

16

18

102

Вид промежуточной

аттестации

-

-

-

В

-

В

В - выствка

Форма проведения учебных аудиторных занятий

4

Программа составлена в соответствии с возрастными возможностями и учетом

уровня

развития

детей.

Форма

организации

аудиторных

занятий

-

групповая.

Количественный состав групп от 4 до 10 человек, для обучающихся второй смены

общеобразовательной школы определяется МБУДО «ОДШИ» (не менее 2 человек).

Занятия проводятся 1 раз в неделю по 1 академическому часу (45 минут).

Цель и задачи учебного предмета

Цель программы – это создание условий для развития и реализации творческого

потенциала детей и формирование у них навыков декоративно-прикладного творчества.

Задачи учебного предмета

воспитательные:

воспитывать у обучающихся чувство гражданственности, любви к истории своего

народа через изучение народных художественных промыслов, национальных

традиций;

бережное от

ношение к традиционной культуре

своего народа, культур

е своего края,

чувству любви и

уважения к труду, творчеству народных мастеров;

привить навыки экологической культуры.

развивающие:

развивать у школьников образное и ассоциативное мышление;

эстетический вкус и чувство прекрасного;

творческий подход к работе;

чувство воображения, композиционного мышления

образовательные:

обучение пластической грамоте (изучение техник и приёмов росписи народных

мастеров, цветовых решений, композиционных средств выражения посредством

практических заданий, упражнений);

формирование художественного видения, поэтического восприятия жизни)

личностные:

познавательный интерес к декоративно - прикладному искусству, как к одному из

видов изобразительного искусства;

навык самостоятельной работы и работы в группе при выполнении практических

творческих работ;

ориентации на понимание причин успеха в творческой деятельности;

способность к самооценке на основе критерия успешности деятельности;

основы закладки социально ценных личностных и нравственных качеств:

трудолюбие,

организованность,

добросовестное

отношение

к

делу,

инициативность, любознательность, потребность помогать другим, уважение к

чужому труду и результатам труда, культурному наследию;

Обоснование структуры программы учебного предмета

Обоснованием структуры программы являются методические рекомендации

МБУДО «ОДШИ» «Структура программы учебного предмета» и «Рекомендации по

организации

образовательной

и

методической

деятельности

при

реализации

общеразвивающих программ в области искусств» письмо Минкультуры России от

19.11.2013г. № 191-01-39/06-ГИ, отражающие все аспекты работы преподавателя с

обучающимся.

Программа содержит следующие разделы:

- сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение учебного

предмета;

- распределение учебного материала по годам обучения;

- описание дидактических единиц учебного предмета;

- требования к уровню подготовки обучающихся;

- формы и методы контроля, системы оценок;

5

- методическое обеспечение учебного процесса.

Методы обучения

Для воспитания и развития навыков творческой работы учащихся в учебном

процессе применяются следующие основные методы:

- индивидуальный:

позволяет адаптировать содержание, методы, тему занятия к

индивидуальным особенностям детей и вовремя вносить коррекцию в их деятельность.

Основу обучения составляют учебные задачи на:

- качественное выполнение технологии и приёмов в работе с различными материалами;

- цветового решения композиции;

- формирование гармоничного сочетания формы и цвета;

- исправления дефектов на изделиях в разных технологических стадиях;

-систематизирование орнамента по направлениям народных промыслов

- достижение стилевого единства в работе с куклами, народной вышивке;

- формирование образного представления и воображения.

- словесный:

- урок-лекция (объяснение, беседа, рассказ);

- наглядный (показ, наблюдение, демонстрация приемов работы);

- практический;

- эмоциональный (подбор ассоциаций, образов, художественные впечатления);

-

игровой

(занятие-сказка,

занятие-путешествие,

динамическая

пауза,

проведение

экскурсий и др.);

- частично поисковый: поиски решения поставленной задачи;

- демонстративный:

- показ преподавателем этапов построения видов орнамента;

- демонстрация слайдов и образцов расписных изделий;

- рисование мелом на доске;

-

демонстрация

преподавателем

предметов

народного

искусства

и

рассказ

об

изготовлении и украшении орнаментами этих предметов.

Демонстративный метод является ведущим на занятии и используется для закрепления

теоретического материала.

Учебно-наглядные пособия подготавливаются к каждой теме занятия. Для ведения

занятий используются книги, альбомы, журналы с иллюстрациями, образцы изделий

народных промыслов.

Предложенные методы работы в рамках данной программы являются наиболее

продуктивными при реализации поставленных задач и цели.

II.

Содержание учебного предмета

Учебно-тематический план

1 год обучения

п/п

Название тем

Максимальная

учебная нагрузка

Самостоятельная

работа

Аудиторные

занятия

1

Тема: Введение. Рукоделие на

Руси. Техника безопасности.

Инструменты и материалы.

1

-

1

2

Тема: Семантика русской

вышивки. Орнамент, его виды.

Рисование геометрического и

растительного орнамента

4

-

4

3

Тема: Виды швов. Простой крест

1

-

1

Строчечный шов

1

-

1

Тамбурный шов

1

-

1

Французский узелок

1

-

1

6

Стебельчатый шов

1

-

1

Сметочный шов

1

-

1

Болгарский крест

1

-

1

Гладь простая и художественная

1

-

1

4

Тема: Вышивка народов мира

3

-

3

5

Тема: Вышивка изделий.

Вышивка салфетки орнаментом

(крестик)

3

-

3

Вышивка на салфетке цветочного

орнамента гладью

3

-

3

Вышивка салфетки тамбурным

швом (петушок)

3

-

3

Вышивка салфетки «Сирень»

(французский узелок)

3

-

3

Вышивка панно «Домики» в

современном стиле

3

-

3

6

Тема: Мережка. Виды мережки.

2

-

2

7

Изготовление салфеток в технике

«мережка»

1

-

1

ИТОГО

34

34

2 год обучения

п/п

Название тем

Максимальная

учебная нагрузка

Самостоятельная

работа

Аудиторные

занятия

1

Тема: Введение. Куклы в жизни

человека. Типы назначения кукол:

обрядовые, обереги, игровые

куклы

1

-

1

2

Тема: Народная игрушка.

Тряпичные куклы и обереги,

куклы-ангелы

2

-

2

3

Тема: Изготовление кукол:

подорожница, колокольчик,

зерновушка

3

-

3

4

Изготовление панно из кукол

«Хоровод на Масленицу»

коллективная работа)

3

-

3

5

Тема: Изготовление кукол из

ниток: мартинички, птицы,

«божий глаз», «мотанка»

2

-

2

6

Тема: Русский костюм.

Изготовление кукол на

национальные мотивы.

Изготовление белорусской куклы

«Лялька»

3

3

7

Тема: Современные формы

изготовления кукол из ниток и

ткани: текстильная кукла

4

4

8

Тема: Изготовление панно на тему

сказок А.С.Пушкина с

использованием кукол из ниток

2

2

7

9

Тема: Лоскутная мозаика.

Лоскутная техника шитья.

Выполнение из ткани простых

композиций (квадраты,

треугольники, полоски).

4

4

10

Тема: Вторая жизнь джинсовой

ткани. Изготовление панно

«Город»

3

3

11

Изготовление панно « Цветочная

поляна» Коллективная работа.

2

2

12

Изготовление украшений из

джинсовой ткани с

использованием бус, кружева,

лент и пр.

2

2

13

Тема: Изготовление плоских кукол

из лоскутов, с пришиванием или

приклеиванием их на основу.

2

2

14

Выставка работ.

1

1

ИТОГО

34

34

3 год обучения

п/п

Название тем

Максимальная

учебная нагрузка

Самостоятельная

работа

Аудиторные

занятия

1

Тема: Введение. Ковроткачество.

Виды ковров.

1

-

1

2

Тема: Техника ручного ткачества:

ворсовая, гладкошерстная,

ковровая вышивка, «репс»,

уточный репс, обвивка «косичка»,

палас-дорожка.

12

-

12

3

Тема: Гобелены. История

возникновения гобелена,

характерные особенности. Виды

гобеленов.

1

-

1

4

Тема: Технология изготовления

мини-гобеленов. Плетение и узлы:

репсово-полотняное, саржевое,

двойное, сумаховое.

8

-

8

5

Тема: Технический рисунок, эскиз.

2

-

2

6

Тема: Выполнение мини-гобелена

по составленному эскизу

4

-

4

7

Тема: Современные

технологические приемы работы с

нитками. Ниткография.

2

-

2

8

Самостоятельная работа.

3

-

3

9

Итоговая выставка

1

-

1

ИТОГО

34

-

34

Содержание тем и разделов

8

1 год обучения

1.

Тема: Введение.

Рукоделие на Руси. Техника безопасности. Инструменты и материалы.

Задачи:

Познакомить обучающихся с основными материалами для вышивки, их

разнообразием, подвести к пониманию необходимости соблюдения техники безопасности.

Познакомить с материалами для вышивки: канва, мулине, иглы, пяльцы, схемы. Показ

образцов изделий. Типы канвы для вышивки. Техника безопасности при выполнении

вышивки.

2.

Тема: Семантика русской вышивки.

Орнамент, его виды. Рисование геометрического и растительного орнамента

Задачи: Показать богатую историю вышивки в мире и в нашей стране; ознакомить с

основными видами вышивки – гладью и крестом. Рассказать об истории вышивки, типах

вышивки

3.

Тема: Виды швов

Шов «Вперёд иголку». Шов «строчка» («назад иголку»). Упражнения шитья в технике:

простой крест, болгарский крест, строчечный шов, тамбурный шов, стебельчатый шов,

французский узелок, гладь простая, гладь художественная.

Задачи:

Научить

технике

выполнения

шва,

совершенствовать

навыки

работы;

способствовать развитию эстетического вкуса.

4.

Тема: Вышивки народов мира.

Задачи: Познакомить с различными техниками вышивки стран мира.

5.

Тема: Вышивка изделий.

Задачи:

Закрепить

умение

вышивать,

способствовать

развитию

воображения,

эстетического вкуса, воспитанию ответственности, желания быть успешным.

6.

Тема: Мережка. Виды мережки.

Задачи: Познакомить обучающихся с русским народным искусством обработки салфеток,

полотенца в технике мережки, ее разновидностях. Добиваться равномерного набора нитей

для связки в пучки; развивать мышление, умение правильно закрепить нитку;

воспитывать эстетический вкус, аккуратность.

7.

Тема: Изготовление салфеток в технике «мережка».

Задачи: Умение работать со схемами, с нитками, выполнять самостоятельно работу.

Правильно делать обработку края изделия.

2 год обучения.

1.

Тема: Введение. Куклы в жизни человека. Типы назначения кукол:

обрядовые, обереги, игровые куклы.

Задачи:

Знакомство со славянскими куклами-оберегами, с некоторыми сторонами

культуры русского народа.

2.

Тема: Народная игрушка.

Тряпичные куклы и обереги, куклы-ангелы

Задачи: Выяснить, как наши предки использовали куклу-оберег, понять их назначение,

научиться своими руками изготавливать обереги. Познакомить с обычаями, связанными с

историей куклы и её назначением. Научить мастерить кукол без ножниц и иголки из

ткани.

Способствовать

художественному

и

творческому

развитию обучающихся,

формированию ручной умелости.

3.

Тема: Изготовление кукол: подорожница, колокольчик, зерновушка.

Задачи: Научиться различать игровые, обрядовые и обереговые куклы и изготавливать

некоторые их них самостоятельно. Кукла-оберег из ткани своими руками.

4.

Изготовление панно из кукол «Хоровод на Масленицу» (коллективная работа)

Задачи: Опираясь на определенные образы, а именно, представления о семье,

традиционном укладе жизни, праздниках, изготовить коллективное панно, используя

приемы и навыки изготовления кукол.

9

5.

Тема: Изготовление кукол из ниток: мартинички, птицы, «божий глаз»,

«мотанка».

Задачи:

Народные

куклы

являются

частью

традиционной

культуры.

Научиться

изготовливать кукол из подручных материалов, используя

шпагат, джутовые и

шерстяные нитки. Уяснить основные понятия: кукла, народная кукла, тряпичная кукла,

современная кукла, обереговые, обрядовые, игровые куклы.

6.

Тема: Русский костюм. Изготовление кукол на национальные мотивы.

Изготовление белорусской куклы «Лялька».

Задачи: Изготовить из ткани с разными наполнителями методом мотания Ляльку-

мотанку.

Изучить

новый

приём

техники

изготовления

куклы-оберега.

Выяснить

отличительные особенности народной тряпичной куклы.

7.

Тема:

Современные

формы

изготовления

кукол

из

ниток

и

ткани:

текстильная кукла.

Задачи: Овладение обучающимися основных приемов обработки ткани, навыки работы на

швейной машине, изготовление бескаркасных и каркасных кукол, овладение техникой

изготовления. Упражнения по выполнению приемов работы.

8.

Тема: Изготовление панно на тему сказок А.С.Пушкина с использованием

кукол из ниток.

Задачи: развить навык поиска информации для выполнения художественной задачи с

использованием учебной и дополнительной литературы в открытом информационном

пространстве. Использовать знания о народном костюме и приемы изготовления куклы-

мотанки.

9.

Тема: Лоскутная мозаика. Лоскутная техника шитья. Выполнение из ткани

простых композиций (квадраты, треугольники, полоски).

Задачи: Формировать у обучающихся чувство ритма посредством техники лоскутного

шитья. Научиться пользоваться трафаретами, вырезать детали из

ткани, аккуратно

наклеивать.

Расширить кругозор школьников о декоративно-прикладном ремесле–

лоскутное шитье.

10. Тема: Вторая жизнь джинсовой ткани. Изготовление панно «Город»

Задачи: Разработать и выполнить изделия из старой джинсовой ткани и твердых бытовых

отходов и способствовать формированию экологической культуры обучающихся. Изучить

информацию о происхождении джинсовой ткани и джинсовых изделий.

11. Тема: Изготовление панно «Цветочная поляна». Коллективная работа

Задачи: Развить творческую самореализацию личности учащихся на основе активной

социально значимой деятельности. Накопить обучающимися эмоционально-позитивного

опыта вторичного использования вещей.

12. Тема: Изготовление украшений из джинсовой ткани с использованием бус,

кружева, лент и пр.

Задачи: Развить творческую самореализацию личности учащихся на основе активной

социально значимой деятельности. Накопить обучающимися эмоционально-позитивного

опыта вторичного использования вещей.

13. Тема: Изготовление плоских кукол из лоскутов, с пришиванием или

приклеиванием их на основу.

Задачи: На основе полученных знаний изготовить куклу по собственному представлению,

кусочки ткани, ленты, нитки.

Приобщить обучающихся к ручному труду, развить

творческие способности.

Выставка работ.

3

год обучения.

1.

Тема: Введение. Ковроткачество. Виды ковров.

Задачи:

История

возникновения

ручного

ткачества,

характерные

особенности.

Знакомство с народным творчеством мастеров ткачества. Зарисовка вариантов натяжения

нитей основы, техник плетения, запись основных терминов.

10

2.

Тема: Знакомство с технологией и техникой народного ткачества.

Задачи: Воспитание у обучающихся трудолюбия, аккуратности исполнения работы,

умения

определять

и

исправлять

недостатки.

Усвоение

техники

выполнения

и

пользования техническими приемами при работе с тканью.

3.

Тема: Гобелены. История возникновения гобелена, характерные особенности.

Виды гобеленов.

Задачи: Формирование художественного мышления, как основы развития творческой

личности, художественных знаний, умений и навыков по изготовлению мини-гобеленов,

развитие ремесленных навыков.

4.

Тема: Технология изготовления мини-гобеленов. Плетение и узлы: репсово-

полотняное, саржевое, двойное, сумаховое.

Задачи: Формирование навыков плетения, наиболее приемлемых для изготовления мини-

гобеленов

(репсовое-полотняное,

саржевое,

двойное,

сумаховое).

Знакомство

с

выполнением ворсовых узлов, соединения нитей. Освоение навыков использования

инструментов. Работа по эскизу с учетом общего замысла.

5.

Тема: Технический рисунок, эскиз.

Задачи:

Выполнение технического рисунка по наиболее удачному варианту эскиза,

определение направления нитей утка по отношению к рисунку. Цветовое решение

рисунка с учетом тональности, образа, замысла. Разработка эскизов с учетом специфики

ручного ткачества (направление нитей утка, основы), выполнение технического рисунка в

цвете

(теплая

или

холодная

гамма).

Формирование

художественного

вкуса,

наблюдательности. Знакомство с различными вариантами оформления. Формирование и

закрепление навыков создания технических рисунков с учетом темы и выбранного образа,

формирование изображения с помощью линии, пятна

6.

Тема: Выполнение мини-гобелена по составленному эскизу.

Задачи: Выполнение мини-гобелена по разработанному рисунку с учетом техник

плетения и соединения нитей. Формирование навыков плоскостного ткачества с учетом

возрастных особенностей. Закрепление навыков создания мини-гобеленов: умение ткать

по эскизу, подбирать технику плетения, соединять нити, корректировать форму с учетом

рисунка, выделять плановость, фактуру, срезание нитей основы, закрепление нитей

основы.

7.

Тема:

Современные

технологические

приемы

работы

с

нитками.

Ниткография.

Задачи:

Формирование

навыков

плоскостной

работы

с

шерстяными

нитками.

Практическая работа. Приклеивания шерстяных нитей к основе (картон) по рисунку.

Оформление работы в рамку.

III.Требования к уровню подготовки обучающихся

Требования к уровню подготовки обучающихся на различных этапах обучения

По окончании освоения учебного предмета «Художественная обработка ткани»

обучающиеся должны знать:

- основы художественных знаний о роли цвета в оформлении предметов быта;

- о художественных промыслах ковроткачества, вышивки;

- отличительные особенностях разных техник и приёмов в вышивке, народных оберегов,

кукол и при изготовлении гобеленов;

- основные понятия и терминологию; национальные традиции и символику в искусстве

орнамента.

-виды

народного

декоративно-прикладного

искусства

в

области

художественной

обработки ткани.

- технологию производства предметов декоративно- прикладного искусства;

-владеть художественными материалами, техникой вышивки, плетения из ниток,

техникой изготовления кукол;

11

-создавать проекты разных предметов среды, объединенные единой стилистикой;

- правила техники безопасности при работе с материалами и инструментами;

- технические термины и понятия, используемые в опыте мастеров прикладного

искусства;

-основные требования при составлении эскиза и композиции;

- понятие о ДПИ, технику и приёмы изготовления изделий из ткани (гобелен), ниток

(ковровая и художественная вышивка), бумаги (аппликация);

- композиционные построения изучаемых видов росписи по ткани (батик):

- особенности работы с гуашью, акрилом;

- правила организации рабочего места;

- отличительные особенности изготовления ковровых изделий (ворсовый, гладкий,

ковровая вышивка);

должны уметь:

- владеть техникой художественной обработки ткани;

- использовать разнообразные швы в художественной вышивке;

- правильно выполнять задания по совету преподавателя;

- грамотно анализировать выполненное изделие;

- ориентироваться в цветовой гамме (теплые, холодные цвета, контраст и пр.);

- пользоваться инструментом, подбирать нужные материалы;

- самостоятельно изготавливать изделия по собственному замыслу и эскизу;

- контролировать правильность выполнения работы;

- работать различными художественными материалами и оборудованием в различных

техниках, предусмотренных программой.

Прогнозируемые результаты

к концу первого года обучения дети будут уметь:

- работать с клеем, ножницами, иглой, проволокой, соблюдая технику безопасности;

- работать с шаблонами, калькой, линейкой и т.д.;

- осуществлять декоративную работу изделия;

- самостоятельно контролировать качество изготовленного изделия;

- владеть простыми навыками работы с тканью, фетром, драпом и другими материалами;

-изготавливать простые аппликации, составлять композиций из смешанных материалов

(ткань, нитки шерстяные, джут);

- изготавливать брелки из фетра, драпа;

- изготавливать изделия бытового назначения из драпа и фетра, лоскутков ткани и ниток с

применением различной фурнитуры;

- выполнять геометрический орнамент из лоскутов ткани (наклеивание на основу),

- выполнять

сюжетные композиции из лоскутов ткани с последующей дорисовкой

деталей фломастером;

- изготовлять панно (коллективная работа);

- изготавливать изделия по собственному эскизу;

- самостоятельное изготовление шаблонов;

знать:

- технологию изготовление различных видов аппликации;

- основные приёмы и техники изготовления бумажной аппликации;

- технологический процесс изготовления аппликации из ткани, ниток и различных

материалов;

- виды швов, используемых в аппликации;

- принципы работы с фетром, замшей, кожей и кусочков меха;

- основные термины и понятия, текстильные материалы, умение различать их и

пользоваться ими, ориентируясь в цветовой гамме;

- выполнение сюжетных композиций из лоскутов ткани с последующей дорисовкой

деталей фломастером;

12

- изготовление панно (коллективная работа).

к концу второго года обучения дети будут уметь:

- выполнять технические рисунки;

- выполнять такие швы, как гладь, счетные швы, французский узелок и пр., мережки;

декоративно – отделочные швы;

- определять расход ткани для различных изделий, место расположения декоративного

оформления, пропорции и характер рисунка;

- разрабатывать несложные композиции декоративного оформления;

- изготовление декоративного панно в смешанной технике вышивки;

- изготовление различных видов мережки, техника ее выполнения;

- владеть приемами и техникой искусства ниткографии.

знать:

- характерные особенности вышивок народов России, приёмы и технику русской

вышивки, виды швов (крестик, гладь, тамбурный шов);

- приемы и технику вышивки народов мира (французский узелок, болгарский крестик,

китайская «роза»);

- правила безопасной работы при вышивании;

- самостоятельно работать с технологической схемой;

- экономно расходовать материал;

- основы композиции;

- правила ухода за вышитыми изделиями;

- технологическую последовательность выполнения простейших ручных швов, перевод

рисунка на ткань;

- основные виды декоративных швов и последовательность их выполнения на разных

фактурах ткани с подбором соответствующих ниток;

- виды и свойства ткани, ниток и других материалов, применяемых для вышивки;

- основные дефекты вышивки, причины их возникновения и их устранение;

- основы проектной деятельности.

к концу третьего года обучения дети будут уметь:

- изготавливать самостоятельно кукол из джута и ниток;

- правильно организовывать и содержать в порядке свое рабочее место;

- соблюдать технику безопасности в работе с колюще- режущими инструментами;

- работать в коллективе над изготовлением панно из кукол на свободную тему;

- работать над изготовлением панно из кукол с элементами вышивки;

- раскраивать из ткани элементы народного костюма на куклу по долевой линии;

- выбирать нужную ткань по цвету и фактуре для выполнения тряпичной куклы;

- оформлять в рамку, обрабатывать вышивкой край;

- применять полученные знания для изготовления гобелена;

- оформление края изделия, устранение дефектов при работе с нитками;

- владеть терминологией;

- выполнять простейшие виды переплетения;

- выделять главное в работе (цветом, тоном, фактурой);

- выполнять эскизы;

- законы композиции, основы цветоведения;

- работать с джинсовой тканью, для изготовления из нее сувениров, украшений,

настенных композиций для украшения интерьера;

- составлять композицию, размер, подбирать пряжу, ткани, нитки по цвету и фактуре;

- использовать фактурные и цветовые эффекты техники для воплощения идейного

замысла.

знать:

- названия инструментов и правила их использования;

- название материалов для изготовления кукол;

13

- название кукол и применение их в жизни человека;

- основные виды народных ремесел, художественных промыслов;

- основные техники изготовления народных кукол;

- основные законы композиции, пропорции;

- технологию кройки деталей из ткани, сшивание их;

- основы цветовой гаммы (холодные, теплые, контраст);

- отличительные особенности национального костюма;

- основные сведения о коврах, гобеленах;

-

основы

композиции:

принципы

построения

орнаментов

в

полосе,

квадрате,

прямоугольнике;

- основные приемы ковровой вышивки;

- орнаменты, виды орнамента;

- требования, предъявляемые к внешнему виду качества готового изделия;

- разработку эскиза к изделию;

- основы композиции;

- подготовка нитей к работе, снование нитей на рамку, станок;

- снятие изделия со станка, оформление его внешнего вида;

- правила безопасности труда, организацию рабочего места;

- материалы, приспособления, применяемые в «ковровой вышивке»,

технологические особенности изготовления гобеленов в технике «ковровая вышивка»;

- роль гобелена в современном интерьера.

Методическое обеспечение учебного процесса

Для занятий необходимо подготовить рабочие места обучающихся. На столах должны

находиться бумага, простой карандаш, ластик, ткань, ножницы, нитки или ткань,

шаблоны.

Демонстрационные пособия:

- учебная доска с прикрепленными к ней иллюстрациями задания, композиционная схема,

нарисованная мелом на доске;

- образцы, раздаточный материал из картона, плакаты, фонд работ обучающихся;

- таблицы - памятки, схемы, технологические карты, альбомы с образцами;

- индивидуальные комплекты дидактического материала для каждого обучающегося;

- изделия мастеров декоративно-прикладного искусства, схемы построения орнамента.

Необходимое дидактическое обеспечение для реализации программы:

- наглядные пособия, с последовательным изображением по теме;

- иллюстрации к каждой теме, открытки, раздаточный материал, карточки;

- видео-аудио пособия;

- схемы, технологические карты;

- предметы быта, вышитые полотенца, салфетки.

Таблицы по темам: орнамент, стилизация;

Методические пособия.

Папки практических заданий, сформированные по темам.

Фонд лучших работ обучающихся по разделам и темам.

Направлением работы по программе являются:

- изучение народного орнамента на основе практических работ, исполненных на том

материале, который используют мастера-вышивальщицы, зарисовки народных костюмов;

- составление узоров из геометрических и растительных элементов (по разделу вышивка),

введение обобщенных изображений птиц, животных;

- составление узоров на полосе с чередованием крупных и мелких форм (ритм),

симметричных узоров на квадрате, круге, прямоугольнике, овале в стиле определенной

росписи с передачей элементов, цвета и характерных композиций (по разделу

аппликация);

14

- знакомство с такими видами декоративного искусства, как народная игрушка-кукла,

формирование навыков работы с бросовым материалом и природным материалом.

Беседы на каждом занятии раскрывают содержание задания и указывают методы его

решения.

Беседа

сопровождается

наглядным

показом

репродукций,

образцов

из

методического фонда школы. В процессе обучения осуществляются межпредметные

связи. Для обеспечения результативности учебного процесса и активности обучающихся

предусмотрено максимальное разнообразие тем, техник и материалов.

Выставка работ обучающихся - это еще одна форма познания окружающего мира,

демонстрация своих творческих успехов и поощрения обучающихся. Из лучших

выставочных

работ

формируется

методический

фонд

учебных

работ,

который

используется на занятиях и в конкурсах-выставках различного уровня.

Программа предусматривает использование следующих теоретических и практических

форм по приобретению определенных умений, навыков и техники при работе

- словесные: беседа, рассказ, объяснение, убеждение, поощрение;

- наглядные: демонстрация специальной литературы (иллюстрации, репродукции,

фотоальбомы), образцов, схематических изображений, показ приёмов выполнения, показ

выполненных работ;

- практические: упражнения, выбор и подготовка материалов для работы, зарисовка,

освоение техник, помощь преподавателя;

- аналитические: наблюдение, сравнение, оценка, обсуждение выполненных работ, анализ

результатов собственного и коллективного творчества.

Виды занятий по программе определяются содержанием программы и предусматривают

теоретический блок и практический блок.

Виды практических занятий

В процессе практических занятий необходимо уделять должное внимание вопросам

технологии изготовления изделий, формированию у обучающихся общих умений и

навыков в исполнении несложных художественных изделий. На занятиях практического

обучения обучающиеся выполняют вышивку, аппликацию, роспись по ткани, ковровые

изделия по ранее составленным эскизам.

На каждом занятии проводятся беседы, инструкции (вводная, текущая, и заключительная),

направленные на осмысление обучающимися трудовых процессов и средств труда,

формирование рациональных приемов выполнения работ. Особое место в инструктаже

отводится правильному и безопасному выполнению работ, бережному отношению к

инструментам,

оборудованию,

а

также

экономному

расходованию

материала,

эффективному использованию учебного времени. В процессе выполнения практических

действий ведётся непрерывный разговор с детьми. Такая организация деятельности детей

стимулирует их речевую активность, вызывает речевое подражание, формировании и

активизации словаря, запоминанием технических терминов.

Ожидаемый конечный результат состоит в положительной динамике развития личности

ребенка, его воображения, фантазии, способности к трехмерному изображению формы

изделия (объем, пропорции), в сохранении интереса к занятиям.

IV.

Формы и методы контроля, система оценок

Аттестация: цели, виды, форма, содержание

По результатам текущей, промежуточной и итоговой аттестации выставляются оценки:

«отлично», «хорошо», «удовлетворительно».

Во время объяснения новой темы перед выполнением каждого задания преподаватель

ставит перед учеником конкретные задачи. В зависимости от качества выполнения этих

задач оценивается работа обучающегося.

Выставляется оценка:

15

5 (отлично) - обучающийся самостоятельно выполняет все задачи на высоком уровне, его

работа отличается оригинальностью идеи, грамотным исполнением и творческим

подходом.

4 (хорошо) - обучающийся справляется с поставленными перед ним задачами, но

прибегает к помощи преподавателя. Работа выполнена, но есть незначительные ошибки.

3 (удовлетворительно) - обучающийся выполняет задачи, но делает грубые ошибки (по

невнимательности или нерадивости). Для завершения работы нужна постоянная помощь

преподавателя

Время

Контролируемые ЗУН / цель

Формы контроля

Входной контроль

В начале учебного года

(сентябрь)

Определение уровня развития

обучающихся.

Беседа, опрос.

Текущий контроль

Сентябрь - май

Определение уровня усвоения

материала. Определение

готовности к восприятию

нового материала.

Зачет, наблюдение,

просмотр работ,

практические упражнения

Промежуточный контроль

Декабрь

Определение степени

усвоения обучающимися

учебного материала.

Определение результатов

обучения.

Опрос, контрольная работа

журнал посещаемости, фото

отчет, отзывы детей и

родителей, выставка работ

за полугодие

Май

Определение степени

усвоения обучающимися

учебного материала.

Определение результатов

обучения.

Опрос, практические

упражнения, просмотр

работ самостоятельная

работа журнал

посещаемости,

фото отчет, отзывы детей и

родителей, отчетная

выставка

Критерии оценок

Высокий уровень - ребенок активно интересуется разными видами изобразительного и

декоративно-прикладного

искусства;

проявляет

индивидуальное

эмоционально-

ценностное

отношение

(выражает

эмоциями,

словами,

жестами,

мимикой);

самостоятельно и мотивированно занимается изобразительной деятельностью; получает

эстетическое удовольствие от освоения нового, достижения результата, оригинальности

замысла, открытия своих возможностей; замечает красоту и гармонию в окружающем

мире (природном, бытовом, социальном).

Средний уровень

-

ребенок проявляет интерес к изобразительному и декоративно-

прикладному искусству; замечает красивое в окружающем мире и выражает свои эмоции;

включается в сотворчество с другими детьми и взрослыми, но не очень охотно проявляет

свою инициативу в выборе сюжетов, изобразительно- выразительных средств, мотивируя

боязнью неудачи, ошибки, неуверенностью в своих силах и умениях; замыслы и результат

деятельности не всегда оригинальны и самостоятельны.

16

Низкий уровень – ребенок занимается декоративным творчеством и художественной

деятельностью лишь в специально созданной ситуации при участии и активной поддержке

со стороны взрослого (педагога, родителей); не проявляет интереса к освоению новых

художественных техник.

V.

Методическое обеспечение учебного процесса

Методические рекомендации преподавателям

1.

Главные правила художественной вышивки гладью и крестом.

Для того чтобы вышивка гладью или крестом были выполнена аккуратно, натяните ткань

на пяльцы. Стежки должны полностью покрывать ткань. Стежки должны размещаться

один за другим. Края мотива должны быть ровными. Начинайте работу с самого узкого

места элемента. До начала работы вычертите на ткани контурные линии мотивов.

Практические советы. Если вы торопитесь, возьмите более толстые нитки или возьмите

нитки в 3-4-5-6 сложений. При вышивании гладью следите за тем, чтобы стежки ложились

параллельно друг другу. Только тогда поверхность вышивки будет гладкой, ровной и

шелковистой. Избегайте длинных стежков.

Нитки бывают натуральные (из хлопка, шелка, шерсти, льна, конопли и даже крапивы) и

искусственные

(из

химических

волокон).

Нередко

натуральные

смешивают

с

синтетическими и получают нитки, совершенно новые по качеству. Счетные - выполняют

по счету нитей на тканях с полотняным переплетением, свободные – вышивают по

рисованному контуру на любых тканях. Из огромного количества швов, относящихся к

обоим видам, мы выбрали всего восемь. Эти швы составляют азбуку вышивальной

грамоты. Шов «вперед иголку», «назад иголку», стебельчатый, тамбурный, петельный,

узелки, гладь и крест.

2. Поскольку гобелен ткется вверх, то в первую очередь выполняют ту часть узора,

которая нуждается в обрамлении. Потом выполняется косая «прокидка» и только следом

за ней заполняются утком правая и левая части мотива. Цветной контур обогащает

композицию. Темный или светлый контур уменьшает контраст, объединяет самые

разнородные цвета, создает цветовую целостность. Черный контур притемняет цветовое

пятно, белый – высветляет, а серый – соблюдает нейтралитет. Контур может быть тонким

или толстым, одинаковым по толщине или разным, привлекать к себе активное внимание

или легкими штрихами слегка выхватывать фигуру из фона.

Самостоятельная работа обучающихся

Самостоятельная работа при правильной ее организации способствует получению

обучающимися более глубоких и прочных знаний по сравнению с теми, которые они

приобретают

при

сообщении

преподавателем

готовых

знаний.

Выполнение

обучающимися разнообразных по дидактической цели и содержанию самостоятельных

работ способствует развитию их познавательных и творческих способностей, развитию

мышления. Это позволяет постепенно наращивать темпы изучения программного

материала, увеличить время на решение задач, выполнение экспериментальных работ и

других видов работ творческого характера.

Самостоятельная (внеаудиторная) работа может быть использована на выполнение

домашнего задания детьми, посещение ими учреждений культуры (выставок, галерей,

музеев и т. д.), участие детей в творческих мероприятиях, конкурсах и культурно-

просветительской деятельности образовательного учреждения.

Самостоятельные работы по композиции просматриваются преподавателем еженедельно.

Оценкой отмечаются все этапы работы: сбор материала, эскиз, итоговая работа.

Необходимо дать возможность ребенку глубже проникнуть в предмет изображения,

создав условия для проявления его творческой индивидуальности.

17

Материально- технические условия реализации учебного процесса

Кабинет, учебные столы, стулья разного уровня, доска, компьютер.

Инструменты и

материалы. Ножницы, иглы, игольницы, рамки для изделий, клей ПВА, «горячий клей»,

крючки для вязания, ножи канцелярские, краски, пастель, кисти, машинка ножная

швейная «Подольск». Хлопчатобумажные нитки, льняные ткани, шерстяная пряжа,

фурнитура, тесьма, кружево, нетканый наполнитель, вата, деревянные бусины разных

размеров, пяльцы, проволока. Крючок для вязки ворсовых узлов; колотушка для

пробивания уточной нити, гребень для оправки ворса; пряжа, рамки для гобелена, изделия

мастеров

декоративно-прикладного

искусства,

шаблоны,

бумага

цветная,

картон,

наполнитель для кукол, фурнитура и иголки, нитки и другие материалы.

18

VI.

Список литературы

Литература

1.

Алексеевская Н. Волшебные ножницы. — М.: Лист, 1998.

2.

Брыкина Е.К. «Творчество детей с различными материалами», Педагогическое

общество России, М: 2002г.

3.

Выгонов В.В. Изделия из бумаги. — М.: Издательский дом МС, 2001.

4.

Гусакова М.А. «Подарки и игрушки своими руками» (для занятий с детьми

старшего дошкольного и младшего школьного возраста). – М: ТЦ «Сфера», 2000. – 112 с.

(Серия «Вместе с детьми»)

5.

Долженко Г.И. 100 поделок из бумаги. — Ярославль: Академия развития, 2002.

6.

Дубровская Н.В. Аппликация из гофрированной бумаги. СПб.: ООО «Издательство

«Детство-Пресс», 2010.

7.

Климова Н.Т.Примерные программы по обучению обучающихся изготовлению

изделий народных художественных промыслов 5-11классы под ред. Н.В. Евстегнеевой.

Русская народная вышивка. - М.:»Просвещение». (Профессиональное образование)

8.

Кобитино И.И. Работа с бумагой; поделки и игры. — М.: Творческий центр

«Сфера», 2000.

9.

Коротеева Е. И. Азбука аппликации / Е. И. Коротеева. — М., 2009.

10.

Коротеева Е. И. Весёлые друзья-фантики: аппликация из фантиков/ — М 2009

11.

Коротеева Е. И. Озорные подружки-нитки: аппликация из ниток / Е. И. Коротеева.

— М., 2009

12.

Лаврова С. А. Русские игрушки, игры, забавы. М.: Белый город, 2014. 48 с.

13.

Литвиненко В.М., Аксенов М.В. «Игрушки из ничего», Издательство «Кристалл»,

Санкт - Петербург, 1999 г.

14.

Е.В.

Хлопцева

«Гобелен-это

модно.

Сумки,

пояса,

панно».

Издательство

«Феникс»2007.

15.

Ю. Мамонтова «Гобелены и ширмы», издательство «Школа флористики».

Учебная литература

1.

Антоначчо Мара «Вышиваем крестом. Новые схемы и орнаменты», 2009.

2.

Гусева А.Г. «Нетканый гобелен», Москва, издательство «Культура и традиции»,

2007 г.

3.

Н.П. Бесчастнов «Изображение растительных мотивов», Москва, издательство

«Владос», 2008 г.

4.

Бетти Барнден Вышивка. Энциклопедия, 2003.

5.

Донна Кулер «Вышиваем крестом. Практический курс для начинающих», 2007.

6.

Карпенко Е.Л.Узоры вышивки крестом. Мн.: Современный литератор, 1999

7.

Королёва В.Д. Живописная вышивка гладью. Цветы и плоды. Санкт - Петербург

«Паритет» 2003

8.

Г.М. Логвиненко «Декоративная композиция», Москва, издательство «Владос»,

2008 г.

9.

Молотова, В.Н. Декоративно-прикладное искусство: учебное пособие / В.Н.

Молотова. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Форум, 2010. - 288 с.

10.

Рассел, Б. Художественная вышивка: узоры, схемы, инструкции: пер. с англ. - М.:

Ниола 21-й век, 2002. - 112 с.: ил.

11.

И.Н. Наниашвили. Вышивка крестом. Клуб семейного досуга. Белгород, 2010г.

12.

К. Маерова, К. Дубинская «Русское народное прикладное искусство» Москва,

«Русский язык» 1990 г.

13.

Популярная энциклопедия «Рукоделие» Москва, Научное издательство «Большая

Российская Энциклопедия» 1992 г.

14.

19

15.

Роговцева Н. И., Данилина В. М., Чернышова Н. С. Технология. 1 класс. Учебник.

М.: Просвещение, 2019. 127 с.

16.

Роговцева Н. И,, Фрейтаг И. П,, Богданова Н. В. Технология. 1 класс. Учебник. М.:

Просвещение, 2019. 127 с.

17.

Роговцева Н. И., Фрейтаг И. П., Богданова Н. В. Электронное приложение к

учебнику Технология 1 класс. М.: Просвещение, 2011.

18.

Е.С. Розанова. Новая энциклопедия вышивки. - М.: АСТ, 2011г. Изобразительные

мотивы в русской народной вышивке / Музей народного искусства; сост. Г.П. Дурасов,

Г.А. Яковлева. - М.: Советская Россия, 1990. - 320 с., илл.

19.

.

Н.

Уталишвили

«Эксклюзивный

гобелен».

Техника,

приемы,

изделия

(энциклопедия).

20.

Федюшкина.И.С. Вышивка от простого шва к сложному узору. - М.: ИПК

ПРОФИЗДАТ.

21.

С.Хромова «Гобелены» издательство «Профиздат»2008 6. «Гобелен своими

руками», практическое пособие. В, Шичанина издательство «Корона принт»2001.

20



В раздел образования