Автор: Кучерук Лариса Викторовна
Должность: Преподаватель
Учебное заведение: МБОУДОДШИ
Населённый пункт: Тверская обл.г Бологое
Наименование материала: Методическое сообщение
Тема: "Работа над полифонией в классе фортепиано ДШИ"
Раздел: дополнительное образование
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
дополнительного образования
« Детская школа искусств»
Тверская область, г. Бологое
Методическое сообщение
на тему:
«Работа над полифонией в классе фортепиано ДМШ»
Выполнила:
Кучерук Лариса Виктровна
преподаватель МБОУДО ДШИ,
г. Бологое, Тверской обл.
2022
СОДЕРЖАНИЕ
Введение………………………………………………………………..3
ГЛАВ 1 Принципы работы над полифоническими произведениями в
фортепианном классе ДШИ………………………………………….…………..4
1.1Этапы разучивания полифонической пьесы ………………………………..5
1.2Часто встречающиеся недостатки при игре полифонических пьес……….6
Заключение……………………………………………………………………….7
Список литературы………………………………………………………………8
2
Цель методической работы заключается в попытке выявить основные
педагогические и методические принципы для развития полифонического
мышления в фортепианном классе ДШИ
Задачи данной работы:
*выявить основные аспекты работы над полифонией в разных возрастных
группах (в младших, средних и старших классах).
* выявление проблем изучения полифонической музыки
* изучение исполнительских проблем
* особенности исполнения полифонической музыки
Введение
Приобщение к миру полифонической музыки – непременное условие
гармоничного развития пианиста. Полифоническая музыка является одним из
древнейших областей музыкального искусства и имеет огромное и богатое
прошлое, которое при изучении того или иного произведения необходимо
знать для стилистически грамотного и верного его исполнения. А понимание
стилистических особенностей полифонической музыки является ключом к
пониманию всех музыкальных стилей.
Воспитание полифонического мышления, полифонического слуха, то есть
способности
дифференцированно
воспринимать
и
воспроизводить
на
инструменте несколько сочетающихся друг с другом в одновременном
развитии звуковых линий – один из важнейших и наиболее сложных этапов
музыкального воспитания. Этот особый навык необходимо развивать у
учащихся непрерывно, начиная с первого года обучения.
Играет ли ученик
гомофонно-гармоническую
или
полифоническую
пьесу,
ему
всегда
необходимо понять логику движения элементов фактуры, найти главные и
второстепенные ее линии, построить музыкальную перспективу разных
планов звучания.
Выразительное исполнение полифонических произведений невозможно
без активного участия интеллекта. Полифоническая музыка, подразумевая
активную комплексную работу всех внутренних процессов, таких как память,
ощущение, мышление, восприятие, воображение, внимание, вместе с этим,
является отличным инструментом для их развития.
3
ГЛАВ 1
Принципы работы над полифоническими
произведениями в фортепианном классе ДШИ
Полифония – трудный материал для восприятия. Поэтому работу над
простейшими формами полифонического изложения следует начинать на
первом же году обучения. Играя ансамбли, ученик совершает первый шаг к
овладению фортепианным полифоническим стилем исполнения – умением
слушать одновременно два звуковых плана (Б. Милич «Маленькому
пианисту»: «Кошечка», «По малину в сад пойдём», «Выйду ль я на
реченьку»). Далее ученик осваивает двухголосие в простейшей его форме,
знакомится с основными видами полифонии:
1.
Подголосочная полифония характерна для русской народной песни.
В основе лежит развитие главного голоса. Остальные голоса возникают
как ответвления от основного (подголоски), которые способствуют
обогащению общей распевности мелодического развития
Т
Например,
«Ивушка», обработка К. Акимова; «Утёнушка луговая», обработка И.
Берковича
2.
Контрастная полифония основана на сочетании различных
мелодических линий. Например, Т. Салютринская «Русская песня»; Д.
Тюрк «Баю-баюшки» (сб. Б. Милич «Фортепиано» 1 класс),
3.
Имитационная полифония. На простейших песенках знакомим
ученика с имитацией, связываем с явлениями из жизни (перекличка
групп играющих детей, имитация как «эхо», как разговор, беседа).
Например: французская песенка «Маленький охотник»; «Латышская
народная песня»
Далее разучиваются сложные полифонические произведения: Канон, фуга,
инвенция
Из многих задач, встающих на пути изучения полифонии, основной остается
работа
над
певучестью,
интонационной
выразительностью
и
самостоятельностью каждого голоса отдельно. Особенно тщательно такая
работа проводится в контрастной и имитационной полифонии.
Работая над
отдельными голосами, необходимо добиваться выразительного и певучего
исполнения их учеником. приучать ученика к комплексному решению
важных задач:
• слуховой контроль голосоведения;
• правильная аппликатура
• штрихи
• ритм
• удобные, плавные движения рук.
4
Именно с таким подходом у ученика будет воспитываться понимание
важности работы над каждым голосом полифонии На это хочется тем более
обратить внимание, так как значение работы над голосами учениками
нередко недооценивается; она проводится формально и не доводится до той
степени совершенства, когда ученик действительно может исполнить
отдельно каждый голос как мелодическую линию. Очень полезно при этом
выучить каждый голос наизусть.
1.1Этапы разучивания полифонической пьесы :
1.Ознакомление с сочинение в целом .
Приступая к работе над полифонией, необходимо, прежде всего ознакомить
ученика с произведением. Основной задачей ознакомления является охват
содержания, характера, формы произведения, выразительных свойств его
музыкальной речи. Активная роль в ознакомлении ученика со всеми этими
компонентами принадлежит педагогу. Исполнение педагогом задаваемого
произведения, сопровождаемое некоторыми теоретическими пояснениями –
наиболее
приемлемая
форма
ознакомления
с
пьесами
в
младших
классах.Одной
из
форм
ознакомления
в
младших
классах
является
совместная игра педагога с учеником произведений 2-х голосного склада.
Если ознакомление происходит не как формальный процесс, а в живой,
увлекательной и вместе с тем доступной и полезной для ученика форме, оно
активизирует
его
творческую
волю
на
выявление
и
преодоление
исполнительских трудностей.
2.Начальный разбор произведения.
В непосредственной связи с ознакомлением находится начальный разбор
произведения.
Разбор
-
анализ
нельзя
перегружать
теоретическими
выкладками.
Их
необходимо
непосредственно
связывать
с
самим
исполнением.
Уже
в
самых
несложных
2-х
голосных
полифониях
(прелюдиях, фугеттах, инвенциях) необходимо показать ученику, где
проходит тема, как она изложена в экспозиционной, средней и репризной
частях (в новом ли тональном освещении, или в ритмически измененном
виде и т.д.), где находится противосложение и как оно представлено. Вместе
с анализом – разбором, или сразу после него (пока лишь в общих чертах)
следует выявить и раскрыть музыкально-смысловую роль отдельных
элементов произведения, например: каков характер темы, противосложения
(плавный, спокойный, веселый, игривый и т.д.). Такое начало работы над
произведением более доступно и интересно для ученика. Дальнейшая работа
связана с непрерывно возникающими исполнительскими задачами в процессе
последовательного преодоления трудностей.
5
3.Разделение его на отрезки.
Части произведения – это не механическое разделение его на ряд отрезков.
Оно
должно
отвечать
музыкально-смысловому
принципу
и
исполнительскими возможностям ученика. Наметив сообща с учеником
основные большие разделы произведения, необходимо в пределах каждого из
них выделить отдельные меньшие части. В зависимости от сложности
произведения, способностей ученика, части могут быть различные по
величине.
4.Работа над голосоведением .
Работа над
голосоведением начинается
с
тщательного проигрывания
отельных голосов в пределах наиболее коротких отрезков произведения с
постепенным охватом все больших построений вплоть до законченного
раздела. Уже в работе над отдельными голосами ученик должен услышать и
выявить в своем исполнении интонационную и ритмическую характерность
мелодики имоменты естественно наступающих в ней цезур (явных и
скрытых).Совершенствуя и корректируя далее слухом звучание, ученик
вносит
в
исполнение
первые
динамические
нюансы
и
штрихи,
соответственные
смысловому
значению
мелодики.
В
2-х
голосных
произведениях указанные моменты в равной степени характерны для работы
над каждым голосом. После уяснения роли каждого голоса в законченном
отрезке произведения, необходимо приступить к работе над объединением
голосов в нем.
5.Точная аппликатура.
Работа над голосами неотделима от непосредственно связанного с ней
разбора аппликатуры. Непоследовательность, случайность в использовании
различных пальцев – результат своевременно неуяснённого им отношения к
аппликатурным
приёмам.
Воспитание
самостоятельности
в
подборе
аппликатуры должна находиться в сфере пристального внимания педагога.
Прежде всего, следует обратить внимание на музыкально-смысловую роль
аппликатуры, её влияние на интонационную и ритмическую выразительность
звучания, на певучесть и плавность голосоведения. Правильная игра
полифонии – прежде всего игра с правильным ритмом. Роль педали. Все
легкие пьесы «Нотной тетради» и 2-х голосные инвенции следует исполнять
совсем без педали. На последнем этапе – работа над «ансамблевым»
соединением голосов.Необходимо развивать внимание, укреплять слуховую
память, добиться умения начинать играть с любого места.Мы должны
научить своих учеников умению слушать и слышать, прививать им общую
6
культуру, открыть эстетическую и познавательную ценность музыки,
воспитать слух, руководить воспитанием исполнительского мастерства.
Слушание и, конечно, самостоятельное исполнение полифонической музыки
поможет правильно осознать красоту и богатство музыкальной культуры.
Научить ученика осознанно «петь» произведения, содержащие контрастные
голоса, подголоски и имитации, а так же полноценно воспринимать
полифоническое
изложение,
ощущать
художественный
смысл
полифонических приемов, является одной из главных задач преподавателя
фортепианного класса.
1.2Часто встречающиеся недостатки при игре полифонических пьес.
Часто встречающиеся недостатки при игре полифонических пьес в том, что
ученик бросает звук данного голоса, не слышит его связи со всей
мелодической линией, и не переводит его в следующий по смыслу
мелодический отрывок, голос. Иногда, выдерживает какой-то звук и не
соразмеряет его затухающее звучание с силой последующего, в результате
нарушается звуковая линия, теряется выразительный смысл. В двухголосном
сочинении надо серьезно работать над каждым голосом, уметь вести его,
ощущая направленность развития, хорошо интонировать и разумеется
применять
нужные
штрихи.
Необходимо
чувствовать
и
понимать
выразительность каждого голоса и при их совместном звучании. Ученику
должно быть известно, что в разных голосах, в соответствии с их
выразительным смыслом и мелодическим рисунком, фразировка, характер
звучания, штрихи могут быть (и часто бывают) совсем различными. Это
требует не только внимательного вслушивания, но и специальной работы.
Надо уметь играть на память каждый голос, что поможет его правильному
слуховому восприятию и исполнению. Общее звучание поставит перед
учеником
задачу
и
тембрового
выявления
звуковой
линии.
Иногда
встречаются дети с недостаточно развитой координацией рук. В таких
случаях бывает полезно предварительные упражнения.
Заключение
Работа над полифоническими произведениями является неотъемлемой
частью обучения фортепианному исполнительскому искусству. Этот особый
навык необходимо развивать у учащихся непрерывно, начиная с первого года
обучения.
Достижение определенного уровня полифонической зрелости
возможно лишь при условии постепенного, плавного и непрерывного
наращивания
знаний
и
полифонических
навыков.
Перед
педагогом
музыкальной школы, закладывающим фундамент в области овладения
полифонией и полифонической техникой, всегда стоит серьезная задача:
7
научить ребенкалюбить полифоническую музыку (а также полифонию в
любой другой музыке),понимать ее и с удовольствием работать над ней.
Список использованной методической литературы
1.Г. Нейгауз “Об искусстве фортепианной игры”.
2.Б. Милич “Воспитание ученика-пианиста в 3-4 классах ДМШ”.
3.А. Артоболевская “Первая встреча с музыкой”.
4.Н. Калинина “Клавирная музыка Баха в фортепианном классе”.
5.А. Алексеев “Методика обучения игре на фортепиано”.
6. Е.Макуренкова «О педагогике В.В.Листовой».
7. Н.Любомудрова «Методика обучения игре на фортепиано».
8. А.Алексеев «Методика обучения игре на фортепиано»
8