Автор: Слобожанская Елена Борисовна
Должность: концертмейстер
Учебное заведение: МБУДО ДШИ14
Населённый пункт: г. Новосибирск
Наименование материала: ДИДАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ к мастер-классу
Тема: РАЗВИТИЕ РИТМИЧЕСКОГО СЛУХА НА УРОКАХ ХОРЕОГРАФИИ
Раздел: дополнительное образование
муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования города
Новосибирска «Детская школа искусств № 14»
ДИДАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ
к
мастер-классу
РАЗВИТИЕ РИТМИЧЕСКОГО СЛУХА НА УРОКАХ ХОРЕОГРАФИИ
(Для учащихся 1-2 классов)
Концертмейстер класса
хореографии
МБУДО ДШИ14
Слобожанская Елена Борисовна
Новосибирск, 2022
СОДЕРЖАНИЕ:
1.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
1)
ГРАФИЧЕСКИЕ ПРИМЕРЫ:
2)
ДРЕВО - ЯБЛОКО
3)
ДРЕВО ДЛИТЕЛЬНОСТЕЙ
4)
ПРИМЕР РАЗМЕРА 2-4
5)
ПРИМЕР РАЗМЕРА 2-4
6)
ПРИМЕР РАЗМЕРА 2-4
7)
ПРИМЕР РАЗМЕРА 4-4
8)
ПРИМЕР РАЗМЕРА 4-4
9)
ПРИМЕР РАЗМЕРА 4-4
10) ПРИМЕР РАЗМЕРА 3-4
11) ЗАТАКТ
2.
МАКЕТЫ ЭЛЕМЕНТОВ
12) МАКЕТ ЧЕТВЕРТНОЙ НОТЫ
13) МАКЕТ ПОЛОВИННОЙ НОТЫ
14) МАКЕТ ПАУЗЫ
3.
ФОТО
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Любой вид хореографической практики не может обойтись без музыки.
Она эмоционально окрашивает танец, ритмически и харáктерно организует
движения, задает темп, помогает распределять смысловые и динамические
акценты. Музыка выступает как дирижер хореографического действия.
Учащийся должен уметь улавливать взаимосвязь музыки и движения,
выражать характер музыкального произведения через танец. Важную роль при
этом
играет
ощущение
метроритма.
На
протяжении
всей
моей
концертмейстерской деятельности я всегда стремилась донести до коллег
необходимость дополнительной работы над ритмом и эмоциональным
осознанием музыки, начиная с самого младшего возраста.
Поэтому одной из основных целей в моей работы является
формирование
танцевальной
культуры
через
развитие
чувства
метроритма и эмоционального отклика у учащихся начальных классов
хореографии.
На решение поставленной цели направлены следующие задачи:
- развитие навыков осознанного движения под музыку в пространстве;
- развитие умения слышать музыкальную фразу, ориентироваться в
характере музыки;
- формирование музыкальной культуры;
-
развитие
образного
мышления,
художественно-творческих
способностей;
-
повышение
интереса
учащихся
к
музыке,
развитие
умения
эмоционально воспринимать ее.
Основными
педагогическими принципами
являются
системность,
доступность, последовательность, учет возрастных особенностей.
Особенно важно для концертмейстера, работающего с младшим школьным
возрастом,
понимать психофизические особенности учащихся, уметь
донести знания до ребенка в игровой форме, контролировать его внимание
к музыке на протяжении всего урока.
Для улучшения качества работы применяю следующий дидактический
материал – изображение тактов, музыкальных размеров, длинных и коротких
нот, пауз. Отдельно нотки и паузы изготавливаю из потолочной плитки,
обклеиваю самоклеящейся пленкой. Это очень удобно для освоения понятия
паузы в музыке, ведь дети сами могут разложить эти нотки «как в музыке». А
в качестве тактов («домиков для нот») могут использоваться обычные коврики
для занятий в партере. «Нотка ушла гулять, а кроватка в домике осталась – мы
должны её посчитать» - так можно рассказать про паузу в музыке и в
движении.
Мелодия – основа музыки, важнейший ее связующий элемент – ритм.
Расположение сильных долей относительно слабых и создает ритмическую
пульсацию. Рисунок этой пульсации определяет музыкальный размер.
Скорость этой пульсации и есть темп. Тембр зависит от высоты звука. Эти
основы музыкальной грамоты можно сразу применить в классе в работе над
движениями.
В большинстве, к концу 1 года обучения дети начинают четко
определять сильную и слабые доли, улавливать и прохлопывать ритмическую
пульсацию, выполнять движения в соответствии с заданным темпом и,
следовательно, «в ногу» со всеми танцорами.