Автор: Руденская Елена Владимировна
Должность: преподаватель теоретических дисциплин
Учебное заведение: Муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования Ордынского района Новосибирской области "Ордынская детская школа искусств"
Населённый пункт: р.п. Ордынское Новосибирской области
Наименование материала: методический доклад
Тема: "Использование здоровьесберегающих технологий в учебном процессе ДШИ"
Раздел: дополнительное образование
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
Ордынского района Новосибирской области
«Ордынская детская школа искусств»
Методический доклад
«Использование здоровьесберегающих технологий
в учебном процессе ДШИ»
Составитель:
Руденская Елена Владимировна
преподаватель первой
квалификационной категории
Ордынское
2022
Содержание
1. Вступление…………………………………………………………………………………….3
2. Суть понятия « здоровье». Основы здоровьесбережения………………………………….3
3. Здоровьесберегающие технологии в школе…………………………………………………4
4. Заключение…………………………………………………………………………………….6
5. Используемая литература…………………………………………………………………….8
2
1.
Вступление.
Здоровье — это главное жизненное благо.
(Я. Корчак)
Актуальность темы: «Здоровый ребенок – успешный ученик».
Цель методического доклада:
Рассмотрение здоровье сберегающей технологии в
деятельности детской школы искусств.
Исходя из поставленной цели, разработкой данного методического доклада мы ставим
перед собой следующие задачи:
1. Освоить здоровьесберегающую технологию (в дальнейшем – ЗСТ) в условиях ДШИ.
2. Сформировать здоровую среду для воспитания обучающихся.
Одной из актуальных и социально значимых проблем современности является
здоровьесбережение населения. Ее частный аспект – здоровьесбережение обучающихся
образовательных учреждений и учреждений дополнительного образования. В наше
насыщенное скоростями время эта проблема становится весьма злободневной. По данным
различных исследователей, численность школьников без психических и физических
отклонений за годы обучения уменьшается в 3-5 раз и составляет 10-20%. Растет число
детей с отклонениями в психофизическом развитии, с дефицитом внимания и с
девиантным поведением в обществе. Учитывая, что здоровье ребенка, его нормальный
рост и развитие во многом определяются средой, в которой он живет, особая
ответственность за его здоровье возлагается на систему образования, с которой он
непосредственно связан на протяжении значительного периода своей жизни. В связи с
этим
приобретает
особую
значимость
формирование
здоровьесберегающей
компетентности обучающихся не только в общеобразовательных школах, но и в
учреждениях дополнительного образования, в которых обучается большое количество
детей.
Что же такое «здоровьесбережение»?
2.
Суть понятия «здоровье». Основы здоровьесбережения.
Здоровье
–
это
состояние
полного
физического,
психического
и
социального
благополучия человека.
Уровни здоровья: физический и психологический.
Факторы, формирующие здоровье ребенка:
1.
Наследственность генетическая (15-20%).
2.
Воздействие природной среды (экология10-15%).
3.
Воздействие социальной среды (окружение 15-20%).
4.
Уровень оказания медицинской помощи (10-15%).
5.
Образ жизни человека (до 50%).
Основные факторы, способствующие сохранению и укреплению здоровья детей в
школе:
1. Эффективные технологии обучения.
2. Рациональный режим обучения.
3. Сбалансированное питание.
4. Психологическая и социальная поддержка.
5. Рациональный двигательный режим.
6. Оптимальная учебная нагрузка.
7. Условия, соответствующие СанПиНам.
8. Охрана психического здоровья.
9. Своевременные медицинские услуги.
Проведенный
анализ
многочисленных
медицинских,
психологических,
педагогических источников позволил осуществить этимологический анализ понятия «ЗС».
Понятие «здоровье», согласно определению Всемирной организации здравоохранения, -
3
это
состояние
полного
физического,
психического
(духовного)
и
социального
благополучия, а не просто отсутствие болезней как физических дефектов. Понятие
«сбережение» в словаре русского языка трактуется как «сберегать…сохранить в
целостности…не дать пропасть, исчезнуть…уберечь от ущерба». «ЗС» как научная
проблема исследуется учеными – педагогами М.М. Безруких, Б.Ф. Квашой, В.И.
Коваленко, Г.Н. Сериковым, Н.К. Смирновым и др. Исследуемое явление понимается
учеными как процесс сохранения и укрепления здоровья обучающихся, повышения
ценностного отношения к их собственному здоровью.
В докладе «ЗС» понимается, как процесс сохранения и укрепления здоровья
обучающихся на основе создания здоровьесберегающей среды обучения и формирования
у обучающихся ценностного отношения к своему здоровью. Исследование показывает,
что обучающиеся одновременно в 2-х школах подвержены значительным перегрузкам.
Недельная нагрузка обучающихся в ДШИ варьируется от 6 до 12-ти часов в неделю в
зависимости от образовательной программы, на которой они обучаются, причем средняя
нагрузка составляет – 1.5 часа в день. Уровень утомляемости обучающихся в школе
искусств порой не ниже, чем в образовательной.
Специфические признаки проявления утомления – снижение слухового внимания,
ухудшение
музыкальной
памяти,
снижение
эмоциональной
восприимчивости
и
отзывчивости на музыку, нарушение чистоты интонирования. В ходе исследования
выявлено, что в ДМШ и ДШИ по сравнению с общеобразовательными учреждениями
недостаточно
используется
ЗСТ.
Административные
работники,
преподаватели
музыкальных
школ, в основном имеющие чисто музыкальное образование, а не
педагогическое, зачастую просто недостаточно информированы в средствах, формах и
методах обучения этой технологии.
3.
Здоровьесберегающие технологии в школе.
Здоровьесберегающие технологии в школе это совокупность приемов, форм и
методов организации обучения детей без ущерба для их здоровья. Целью любой
педагогической
технологии
является
достижение
определенного
образовательного
результата в обучении, воспитании, развитии. Хотя сама технология не является
самоцелью, а лишь средством для:
- творческого развития личности ребенка;
- формирования у него состояния успешности, веры в себя;
- формирования основ мировоззрения, средство для ориентации развития ребенка на
главную цель жизни любого человека – саморазвития;
- формирования вечных ценностей, которые обеспечивают полноценную реализацию
возможностей человека во всех сферах жизни.
Классификация «ЗСТ» по характеру деятельности:
ЗСТ бывают частные, комплексные, узкоспециализированные и интегрированные.
Частные это:
Медицинские (профилактика заболеваний).
Образовательные (информационные).
Психологические (коррекция отклонений).
Социальные (профилактика).
Комплексные это:
Реабилитация здоровья (валеология).
Педагогические (содействующие здоровью).
Технологии, формирующие здоровый образ жизни.
Какие же нужны условия для сохранения и укрепления здоровья обучающихся?
1. Создание условий, форм, методов, которые бы в комплексе обеспечивали максимально
эффективное развитие и самореализацию обучающихся.
2. Обеспечение безопасных условий для обучения ребенка, для сохранения его здоровья.
Какие же факторы могут указывать на наличие проблем:
4
а) учебные перегрузки;
б) нарушения СанПиНа;
в) вредные привычки;
г) школьные стрессы и болезни.
Несколько слов о соблюдении условий СанПиНа в учебном процессе. В учебных
заведениях должны соблюдаться:
1.
Валеологическое расписание уроков (без перегрузок по количеству).
2.
Удобные ростовые подставки под корпус к инструменту.
3.
Качественное
санитарно-гигиеничекое
состояние
школы
(правильная
освещенность, комфортный воздушно-тепловой режим, меры по снижению воздействия
шума.)
Каждый преподаватель должен знать меры по предотвращению утомляемости у детей на
уроке:
- выбирать оптимальный режим и темы урока;
- чередование урока и ритмических пауз;
- артистизм и увлекающая эмоциональность в проведении урока;
- исключить излишнее шумовое раздражение на уроке;
- использовать приемы поощрения, подбадривания обучающихся;
- заканчивать урок за 1-2 минуты до звонка;
- не задерживать детей на перемену.
Хорошо вписывается в «ЗСТ» профилактика вредных привычек. Это:
- образ жизни;
- личный пример преподавателя и родителей;
- пропаганда ЗОЖ;
- воспитательные мероприятия с родителями.
Как предотвратить стрессы у обучающихся и предупредить болезни?
Надо следить за тем, чтобы ребенок не уставал чрезмерно на уроке. Смена
деятельности в процессе урока благотворно влияет на его эмоциональное состояние,
сохраняя
его
работоспособность.
Полезно
всегда
поддерживать
положительный
эмоциональный настрой, обязательно поощрять словами и хорошей оценкой за хорошо
сделанную
работу
для
обретения
морального
удовлетворения.
Таким
образом,
принципами правильной организации здоровьесберегающего учебного процесса для
преподавателя должен стать принцип: «Внимание каждому ребенку!». А для ребенка –
принцип: «Сам себе я помогу – и здоровье сберегу!»
Так в чем же заключаются основные принципы «ЗСТ»?
Прежде всего это:
- не навреди;
- принцип сознательности и активности;
- непрерывность «ЗС» процесса;
- систематичность и последовательность;
- доступность и индивидуализация;
- всестороннее и гармоничное развития личности.
К принципам правильной организации учебного процесса с точки зрения «ЗС» мы будем
относить:
- принципы непрерывности и преемственности;
-
принцип
организации
всего
учебного
процесса
соответственно
возрастным
особенностям детей;
- принцип уважительно-объективного отношения с обучающимися;
- принцип приоритета активных методов обучения;
- принцип системного чередования нагрузок и отдыха;
- постепенного наращивания оздоровительных воздействий;
- комплексного междисциплинарного подхода к обучению детей;
5
- возрастную адекватность «ЗС» процесса;
- формирование ответственности у обучающихся за свое здоровье и здоровье
окружающих людей.
Мой основной принцип в сфере «ЗСТ» - «возвышение ребенка в педагогическом
общении». Понять, признать и принять обучающегося таким, каков он есть – важная
педагогическая позиция. Мы, преподаватели, и наши обучающиеся должны, как данность,
понять и принять афоризм, что
Здоровье – не все, Но без здоровья – ничто! (Сократ)
А теперь о факторах, влияющих на здоровье детей на занятиях. Они бывают
положительными и отрицательными.
Положительные факторы:
- использование нетрадиционных приемов и методов (разнообразить урок);
- создание комфортной среды на занятиях;
- хорошие санитарные и гигиенические условия;
- организация физкультурно-оздоровительной работы;
- использование на занятиях методов и приемов, ведущих к сохранению здоровья
(минутки отдыха).
Отрицательные:
- нарушения СанПиНа;
- слабое материальное обеспечение;
- некомфортная среда на занятии;
- использование традиционных, а подчас устаревших технологий;
- недостаточная сформированность у детей потребность вести здоровый образ жизни.
Если говорить о санитарно-гигиенических нормах, предъявляемых к занятиям, то к ним
можно отнести:
- температурный режим;
- свежий воздух в учебном помещении (необходимость проветривания);
- хорошее освещение;
- составление расписания с учетом трудности занятий;
- предупреждение утомления и переутомления;
- чередование видов деятельности;
- своевременное и качественное проведение физкультминуток;
- соблюдение правильной рабочей позы обучающегося за инструментом;
- соответствие росту ребенка классной мебели, высоты стула за инструментом.
Элементы «ЗСТ» на занятиях:
- пальчиковая гимнастика;
- физкультминутка;
- релаксационные упражнения;
- гимнастика для глаз.
Каков же ожидаемый нами результат от такой работы?
Это:
- сохранение и укрепление здоровья детей;
- создание комфортного психо-эмоционального климата на занятиях;
- формирование культуры здоровья;
- удовлетворенность участников педагогического процесса ходом и результатами проекта
«ЗСТ».
4. ЗАКЛЮЧЕНИЕ:
Рассмотрев проблему «ЗС» в учебном процессе с точки зрения теории и практики,
можно предположить, что методы и формы обучения, учитывающие возрастные
особенности детей, индивидуальный подход в предъявлении академических требований,
психологический комфорт и соблюдение санитарных норм способствуют решению этой
проблемы. Исследования показывают, что только за счет педагогических средств –
6
посредством обучения обучающегося умению учиться, общаться, регулировать свой образ
жизни, по ряду показателей можно стабилизировать, а по некоторым, даже улучшить
состояние нервно-психического здоровья ребенка. Формирование у обучающегося
культуры учебно-познавательной деятельности не только повышает эффективность
образования, но и является одним из факторов здоровьесбережения. «ЗСТ» в работе
отдельного преподавателя можно представить как системно организованное на данном
методологическом
фундаменте
сочетание
принципов
педагогики
сотрудничества,
«эффективных»
педагогических
техник,
элементов
педагогического
мастерства,
направленных на достижение оптимальной психологической адаптированности ребенка к
образовательному процессу, забота о сохранении его здоровья и воспитание у него
личным примером культуры здоровья. Таким образом, правильное функционирование
«ЗСТ» в учебном заведении - это такая организация образовательного процесса на всех
уровнях, при которой качественное обучение, развитие и воспитание учащихся не
сопровождается нанесением ущерба их здоровью, а наоборот, помогает выявлению и
расцвету юных талантов.
7
5. ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА:
1. Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие технологии. – М.АРКТИ, 2003.
2. Соковня – Семенова И.И. Основы физиологии и гигиены детей и подростков.-М,;
Академия, 1999г.
3. Сократов Н.В., Феофанов В.Н. Мотивационные основы здоровьесберегающего
обучения детей: Методические рекомендации. Оренбург; 2001г.
4. Возвышаева И.В. Охрана здоровья детей и подростков в Российской Федерации;
Законодательные и нормативные аспекты. И.В. Возвышаева. Школа здоровья. – 2001г.
№1.
5. Дополнительное образование как система технологий сохранения и укрепления
здоровья детей; Учебное пособие. Н.В. Сократов и другие.- Оренбург. 2001г.
6. Колеченко А. Энциклопедия педагогических технологий. – С-Пб.; «Каро», 2005г.
7. Лободина Н.В., Чурилова Т.Н. Здоровьесберегающая деятельность. Планирование,
рекомендации, мероприятия. – Волгоград: «Учитель», 2013г.
8