Напоминание

конспект урока по теме "Наречие как часть речи".


Автор: Стащенко Людмила Александровна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МАОУ "Гимназия"
Населённый пункт: город Валдай, Новгородская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: конспект урока по теме "Наречие как часть речи".
Раздел: начальное образование





Назад




Конспект урока по русскому языку в 4 классе

Технология развивающего обучения (система Л.В. Занкова)

Тема урока: Наречие как часть речи.

Тип урока: урок открытия новых знаний

Цель урока: дать общую характеристику о наречии как части речи, показать отличие

наречия от других частей речи.

Формы работы:

· фронтальная

· самостоятельная

· групповая

Оборудование: учебник «Русский язык» А.В.Поляковой 4 класс, мультимедийный

проектор, компьютерные слайды

Ход урока.

1. Организационный момент.

Учите русский годы кряду

С душой, с терпением, с умом.

Вас ждет великая награда.

И та награда в нем самом!

- Мне хочется, чтобы весь наш урок был окрашен только радужными красками.

- Запишем число, классная работа.

2. Минутка чистописания.

- Мы повторяем правильное написание букв и их соединения.

- Вам будут предложены довольно простые вопросы, однако работа усложняется тем, что

её придётся выполнять в быстром темпе. Ваша задача: прослушав вопрос, как можно

быстрее дать ответ, записав его в тетради. Итак, приступаем!

В слове земля безударная гласная …

Звук парный звуку {г}. Запишите букву, которой он обозначается…

В слове перрон удвоенная согласная …

Пунктуационный знак, похожий на действие деление…

Парная согласная в слове зуб…

Повторяющаяся гласная в слове карандаш…

Непроизносимая согласная в слове праздник…

У существительных женского рода после шипящих на конце пишется …

- Давайте проверим себя и посмотрим на экран. Поднимите руку у кого всё верно. Если

есть ошибки у кого-то, не расстраивайтесь. Надеюсь, в следующий раз получится лучше.

(е к р : б а д ь)

- Среди данных графических знаков найдите лишний. Почему?

- Посмотри внимательно на оставшиеся буквы. Какое задание вы бы предложили?

- Из данных букв составьте слово, запишите его (декабрь).

- Дайте характеристику.

(Словарное слово, непроверяемая безударная гласная е,

существительное м.р., 2 скл, неодуш, нариц и.п.,

двенадцатый месяц календарного года (31 сутки).

3. Актуализация знаний.

- Декабрь – первый месяц зимы. Как говорится в пословице: в декабре семь погод на

дворе: сеет, веет, дует, кружит, мутит, рвет, метет.

(Эту и другие пословицы вы сможете найти в сборнике «Пословицы и поговорки»)

- Но не только в устном народном творчестве мы можем найти сведения об этом месяце,

многие поэты посвящали стихи этому зимнему месяцу.

Декабрь.

Декабрь год кончает, а зиму начинает.

Реки покрывает он прочно гладким льдом.

И Рождество справляют, и Новый год встречают

Все люди этим белым морозным декабрём.

- Посмотрите на 2 строку этого стихотворения. Какое задание можно предложить к

данному предложению? (Разобрать по членам и частям речи)

- Поднимите руку, кто разобрал всё предложение без сомнений.

- А теперь тот, кто засомневался?

Проблема

- С какой проблемой вы столкнулись?

- 1 уч. Как обозначить слово « прочно» в предложении?

- 2 уч. Какой частью речи и членом предложения

выражено слово « прочно»?

- Давайте разберемся. Ваши предположения. Поставьте вопрос и назовите

словосочетание.

4. Выход на тему урока учащимися.

- А кто знает, что это за часть речи?

. Это наречие.

- Откуда знаете?

- Какой будет тема урока?

Тема урока: « Наречие»

- Сегодня на уроке мы побываете в роли исследователей. Попробуйте сформулировать по

нашей теме вопросы. Чтобы вы хотели узнать об этой части речи? Для этого поработаем

в группах.

- Подготовьте 2 тонких и 1 толстый вопрос. (Схема вам в этом поможет)

(Тонкие вопросы, требующие простого, односложного ответа.

Толстые вопросы, требующие подробного, развёрнутого ответа.)

Тонкие вопросы

- Какой частью речи являются слова, которые отвечают на вопрос как?

- Что обозначают слова этой части речи?

- Как изменяются слова данной части речи?

- Каким членом предложения является?

- Какие существуют правила правописания слов данной части речи?

Толстые вопросы

- Что будет, если исчезнут эти слова из нашей речи?

- Для чего используем эти слова в нашей речи?

- Как вы думаете, на какие ещё вопросы могут отвечать эти слова?

- У нас получилось много вопросов, на которые надо ответить. Работа предстоит

сложная. Но у нас всё это получится, если будем работать сообща, помогать друг другу

и добросовестно относится к выполняемой работе.

5. Открытие нового знания.

- Составим план изучения данной части речи:

1. Часть речи …….

2. Отвечает на ? ………

3. Роль ……….

4. Обозначает …………..

5. Изменяемая или неизменяемая часть речи …………

6. В предложении является …………..

- План – конспект у каждого из вас, который мы будем заполнять по ходу наших

открытий.

- Для открытия нового знания выполним задание на карточках.

Задание:

Прочитайте предложения. Найдите в них выделенные слова и

попытайтесь поставить к ним вопросы. Запишите выделенные слова в тетради

вместе с вопросами. (работаем в парах)

1группа.

Впереди огромная лиловая туча поднималась из-за леса. Я возвращался с охоты вечером.

2 группа.

Какой-то зверёк слабо и жалобно пискнул между камнями.

3 группа.

Неохотно и несмело солнце смотрит на поля (Ф.Тютчев)

4 группа.

Уж солнца луч ложится косо, вдали проглянула река. (А.Майков)

5 группа.

Темный лес, что шапкой принакрылся чудной и заснул под нею крепко, непробудно.

(И.Суриков)

6 группа.

И свежо, морозно, вкусно заскрипел капустный лист. (А.Твардовский)

7 группа.

В конюшне налево и направо в стойлах стояло около тридцати лошадей.

- Проверим выполнения задания.

(Где?) впереди, (когда?) вечером.

(Как?) слабо, (как?) жалобно.

(Как?) неохотно, (как?) несмело.

(Как?) косо, (где?) вдали.

(Как?) крепко, (как?) непробудно.

(Как?) неохотно, (как?) морозно, (как?) вкусно.

(Где?) налево, (где?) направо.

- Встретились ли слова, которые отвечают на вопрос как?

- Теперь обратимся к учебнику, откроем с 121 упр. 180, в нём дан ряд предложений, с

которыми вы работали. Прочитаем, какой же частью речи являются выделенные слова?

(Это наречия)

- На какие вопросы может отвечать наречие?

Правило с.121

– Найдите, используя правило на с.121, какие вопросы мы не выделили? – запись в

таблицу

- Обратимся ещё раз к предложениям, с которыми мы работали. Почитайте их без

наречий, а теперь с наречиями.

- Что заметили? Изменилось ли предложение?

(Стало скучным, не эмоциональным)

- Какую роль выполняют наречия в нашей речи?

(украшают её, делают её более точной и выразительной)

Писатель Максим Горький сказал о наречиях: «Русский язык необыкновенно богат

наречиями, которые делают нашу речь точной, образной, выразительной».

Рассказ о наречии. Словарь

Наречия появились в русском языке позже других частей речи (имен: сущ., прил.,

числительных и глаголов). Слово НАРЕЧИЕ – очень старое, оно встречается в

древнерусском языке. Корень речь как бы связывает его с глаголом. Древние римляне

называли эту часть речи «ПРИГЛАГОЛИЕМ» (это буквальный перевод). Русские

грамматисты назвали её точно также.

- А почему? Вы догадались?

Потому что, это слово стоит при глаголе и поясняет его.

- Что же будет обозначать наречие, если оно поясняет глагол?

Если глагол обозначает действие, значит, наречие

будет обозначать признак этого действия.

Чтобы найти наречие – найди глагол и поставь

от него вопрос

Физминутка.

Скажу я слово «высоко», а ты ответишь: ...

Скажу я слово «далеко», а ты ответишь: ...

Скажу я слово «потолок», А ты ответишь: ...

Скажу я слово «потерял», и скажешь ты: ...

-Проверим пункт 5 нашего плана. Понаблюдаем, изменяется ли форма наречия по родам,

числам, временам, лицам и падежам. Работаем в группах на карточках.

1,2 группа

:

Понаблюдайте!

Обсудите в группе!

Изменится ли форма наречия, если оно связано с глаголами разного числа?(Карточка)

ед. ч. мн. ч.

Образец: прилетел (когда?) рано – прилетели (когда ?) рано;

Запел (______________?)_____________ - запели (_________?) _____________ .

Проснулся (__________?)__________ - проснулись (____________?)___________.

Сделайте вывод!

Наречия по числам ________________________________________

3 группа:

Понаблюдайте!

Обсудите в группе!

Изменится ли форма наречия, если оно связано с глаголами разного рода?

м.р.

Образец: пришёл (когда?) рано;

Пришла (___________?) ___________________;

Пришло (___________?) __________________

Сделайте вывод!

Наречия по родам ________________________________________

4 группа:

Понаблюдайте!

Обсудите в группе!

Изменится ли форма наречия, если оно связано с глаголами разного времени?

пр. в.

Образец: появились (когда?) рано;

Разольются (______________?) _________________;

Цветут (____________?) _________________ .

Сделайте вывод!

Наречия по временам ________________________________________

5 группа:

Понаблюдайте!

Обсудите в группе!

Изменится ли форма наречия, если оно связано с глаголами разного лица единственного

числа?

Образец : 1л. : я встаю (когда?) рано;

2л. : ты встаёшь ( ______________?) ______________;

3л. : он встаёт (____________?) _____________ .

Сделайте вывод!

Наречия по лицам ________________________________________

6, 7 группа:

Понаблюдайте!

Обсудите в группе!

Изменится ли форма наречия, если оно связано с глаголами разного лица

множественного числа?

Образец: 1 л. : мы встаём (когда?) рано;

2л. : вы встаёте (_______?) ______________;

3л. : они встают ( ____________?) _______________ .

Сделайте вывод!

Наречия по лицам ________________________________________

8 группа:

- Понаблюдайте!

Обсудите в группе!

Можно ли изменить форму наречий рано, вперёд, назад, быстро, снизу так, чтобы они

отвечали на один из падежных вопросов:

Что? ____________________________________________

Чего? ___________________________________________

Чему? ___________________________________________

Чем? ____________________________________________

О чём? ___________________________________________

Сделайте вывод!

Наречия по падежам _______________________________________

(Проверка по группам)

- Какое исследование вы провели? Какой вывод сделали?

Отвечаем на последний пункт нашего плана.

- Как вы думает, каким членом предложения является наречие?

(ответы детей)

- И этот член предложения называется «ОБСТОЯТЕЛЬСТВО» и подчеркивается: точка,

тире

- Вернулись к нашему предложению и выделили наречие ПРОЧНО

- Составьте правило, пользуясь планом о наречии.

Наречие – это неизменяемая часть речи, которая обозначает признак действия,

отвечает на вопрос как? когда? где? и в предложении является обстоятельством.

6. Закрепление. Самостоятельная работа. Упражнение 181, с.122

7. Самопроверка

Оцените свою работу. Кто не допустил ошибок, поставьте на полях «+», кто немного

сомневается в своих знаниях – «?», кто допустил ошибки и ему нужно ещё

тренироваться, поставьте «-».

8. Итог урока

- Попробуйте сформулировать, каков ваш результат работы на уроке.

- Расскажите о наречии все, что вы узнали.

- Вам понравился наш урок?

9. Домашнее задание

Упражнение № 184

10. Рефлексия.

- Вам, ребята, предлагается выразить ваше отношение к уроку: если понравился урок – то

поднимите улыбающееся солнышко, если не понравилось, было скучно – тогда

поднимите грустное солнышко.



В раздел образования