Автор: Боярова Ирина Васильевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МОУ " Гимназия № 20 имени Героя Советского Союза В.Б. Миронова"
Населённый пункт: город Саранск Республика Мордовия
Наименование материала: статья
Тема: " Особенности обучения леворуких детей"
Раздел: начальное образование
«Особенности обучения леворуких детей»
Учитель : Боярова И. В.
Почти все люди на земле праворукие, и только часть из них — другие, не такие, как все. Они пишут
и шьют, едят и работают левой рукой. Так им удобнее, легче, сподручнее. Но именно поэтому так
волнуются родители, заметив, что их ребенок активнее действует левой рукой.
Что это — боязнь каких-то реальных проблем или просто нежелание понять ребенка, неловкость от
того, что он “другой”? Чаще всего — это непонимание ситуации, нелепые предрассудки или просто
незнание.
О леворуких мы знаем много и... почти ничего. Существуют легенды о фантастических способ-
ностях и даже гениальности леворуких. Но это лишь легенды. Столь же бездоказательными оказыва-
ются при тщательном анализе и сведения о леворукости как патологии.
Одно очевидно: леворуким всегда было не очень уютно в праворуком мире.
В перечне наиболее известных, хотя и не всегда достоверных фактов о левшах встречаются такие:
- левши составляют примерно 10% населения и 20% всех известных талантливых людей;
- среди мужчин они встречаются чаще, чем среди женщин;
- левши чаще получают травмы и вообще живут меньше, чем правши;
- у них часто встречаются речевые нарушения;
- леворукость (а точнее - леволапость) встречается и у животных, предпочитающих, как выяснено, в
50% случаев манипулировать левой передней лапой;
- при изучении влияния домашних животных на воспитание детей был сделан вывод о том, что в
семьях левшей собаки встречаются почти в два раза чаще, чем кошки.
В художественной литературе людям с доминирующей левой рукой также уделено
определенное место, причем не только таким "настоящим" левшам, как герой известного
произведения Лескова, но и так называемым амбидекстрам, то есть одинаково владеющим обеими
руками. К последним, например, судя по описанию, принадлежал один из трех мушкетеров - Атос.
Правда, следует добавить, что многие профессиональные бойцы того времени на случай ранения
правой руки специально развивали в себе умение фехтовать и стрелять левой.
Причина самого наличия доминирующей руки окончательно не определена.
Пока нет чёткого и однозначного ответа на многие вопросы о леворукости. Ещё не открыты
загадки её происхождения, очень мало известно о психологических и физиологических особенностях
леворуких людей, но с уверенностью можно сказать, что леворукость- это индивидуальный вариант
нормы.
В данное время важность обозрения проблемы леворукости основана на постоянно растущем
числе леворуких школьников.
Попытки объяснить леворукость имеют долгую историю. Уже в древности люди знали, что среди
них есть леворукие, но не считали это каким-то нарушением.
Казалось бы, организация мозговой деятельности у левшей должна быть такая же, как у правшей,
но в зеркальном отражении. Но это совсем не так! Левша устроен и развивается совершенно по
другим законам.
Возможно поэтому левши и демонстрируют, с одной стороны, более высокие творческие
способности (жесткость устоявшихся связей может способствовать более стандартному мышлению),
а с другой - более медленное по сравнению с правшами формирование навыков деятельности,
требующей взаимодействия обоих полушарий. Для более точного определения индивидуальных
особенностей леворких детей необходимо учитывать всю совокупность ассиметрий человека.
В повседневной жизни это проявляется так: ребенок часто не слышит обращенного к нему
вопроса, часто не может объяснить смысл слова, обращенной к нему речи. Часто «левшонок» делает
неправильные выводы из прочитанного рассказа или трактует нестандартно жизненную ситуацию, а
когда левшу заставляют писать правой рукой, он не может задействовать свое правое полушарие,
ответственное за контроль речи, чтения и письма.
Маленький левша нуждается в нестандартном подходе. Изучение особенностей левшей
осложняется тем, что левши вовсе не являются однородной группой. Существуют различные
причины левшества, от которых может зависеть развитие тех или иных качеств у ребенка. Кроме
того, встречается «скрытое левшество». Но и это не все. Ребенок может быть леворуким, но не
абсолютным левшой. Чтобы разобраться во всем многообразии этих проявлений, прежде всего
необходимо разграничить понятия "леворукость" и "левшество".
Леворукость определяет только ведущую руку, тогда как левшество - комплексная характеристика,
отражающая большую активность правого полушария головного мозга (в отличие от правшей, у
которых доминирует левое полушарие). Таким образом, если ваш ребенок предпочитает все делать
левой рукой, то с уверенностью можно утверждать, что он леворукий. Однако, является ли он
левшой в целом, можно судить только после выявления у него ведущего глаза, ведущей ноги и
ведущего уха.
При обучении в школе, конечно, самой важной является характеристика ведущей руки, так как
малышу предстоит освоить такой сложнейший вид деятельности, как письмо. Поэтому в
дальнейшем речь пойдет главным образом о леворукости, однако нельзя игнорировать другие виды
проявлений левшества, т. к. они также могут влиять на успешность обучения детей.
Использование левой или правой руки в качестве ведущей (так называемая "рукость") является
отражением мозговой организации психической деятельности человека. Ее нельзя изменять по
своему усмотрению, так как любое вмешательство, особенно в раннем возрасте, приводит к
непредсказуемым последствиям, которые, что особенно опасно, могут проявляться не сразу, а через
несколько лет.
Левшам нелегко дается то, что связано с необходимостью быстрого переключения с одного
процесса на другой. Внешне это может проявляться в характерных "застреваниях" в начале любого
вида деятельности, в том числе речевого высказывания.
У детей-левшей также часто возникают проблемы при выполнении сложных движений, что
особенно заметно при необходимости быстрых несинхронных действий обеих рук. Часто дети
жалуются, что им "мешают" руки или ноги, если приходится выполнять сложное гимнастическое
упражнение или танец.
Еще одна особенность левшей заключается в том, что они хуже воспринимают (не путать с
"видят"!) то, что расположено слева от них. Показывая ребенку книжку с картинками, разместите ее
так, чтобы она находилась немного правее от него.
Очень часто это маленькие грязнули и лентяи. Их неважная успеваемость, часто трактуемая
преподавателями как умственная несостоятельность, объясняется факторами психологическими и
педагогическими: они столь чувствительны, что ни на что не способны в состоянии душевного
дискомфорта, и у них так организован мозг, что они по-другому воспринимают учебный материал.
Учителей они приводят то в восхищение, то в недоумение тем, что умеют нестандартно ответить на
простые вопросы. Они крайне медлительны и «тянут» показатели всего класса назад, когда дело
касается техники чтения или скорости решения задач. Они рассеянны и несобранны, неграмотно
пишут, но часто получают положительные оценки за содержание по устным предметам. В их
тетрадях, в комнате и в мыслях постоянный беспорядок. На любой призыв к упорядоченности они
реагируют безразлично. Когда они «уходят» в свой внутренний мир, то не слышат обращенного к
ним вопроса, чем тоже раздражают и учителей, и родителей.
Мир детей-левшей так причудлив и многообразен, что в суете его не так просто разгадать.
Общение с этим ребенком, обучение этого ребенка возможно только на эмоциях, только на
уважении и понимании его особенностей, только на желании найти, раскопать и увеличить его
оригинальные возможности.
О леворукости ребенка можно судить с трех месяцев. Однако все прогнозы до пятилетнего возраста
малоэффективны. Если выбор ведущей руки определяется к трем годам, интенсивность ее
использования существенно возрастает. В этом случае ведущая рука окончательно формируется к 9-
10 годам. До этого возраста ребенок является существом правополушарным. По мере развития
речевых функций происходит усиление роли левого полушария и в процессе развития возможна
смена ведущего полушария.
Существует несколько факторов, влияющих на происхождение леворукости и значительного
увеличения левшей в последнее время.
Чаще всего встречается так называемое генетическое левшество. Самым благоприятным фактором
можно считать, когда леворукость передается по наследству. До настоящего времени не известны
точно механизмы передачи этого признака, но достоверно установлено, что леворукость в 10 - 12 раз
чаще встречается в семьях, в которых левшой является хотя бы один из родителей. Обычно у
генетических левшей не наблюдается ярко выраженных проблем с обучением, адаптацией.
Второй вид - это "компенсаторное" левшество, связанное с каким-либо поражением мозга, чаще -
его левого полушария, когда в праворукоориентированной семье рождается леворукий ребенок. В
результате беременности и родов, протекающих с осложнениями, в случае какой-либо травмы,
болезни на раннем этапе развития ребенка, у него могут возникнуть микропоражения левого
полушария головного мозга, тогда за счет механизмов компенсации правое полушарие берет на себя
дополнительные функции левого, как следствие, возникает патологическое или компенсаторное
левшество. Таким образом, левая рука становится ведущей, то есть более активной при выполнении
бытовых действий, а впоследствии, чаще всего и при письме.
У таких детей почти всегда
наблюдаются отклонения в развитии речи, сложности при овладении навыками письма и т.п. Чем
раньше родители обратятся к нейропсихологу, тем больше возможности будет у специалиста помочь
подобному ребенку.
У ребенка с нарушениями деятельности одного из полушарий головного мозга почти наверняка
будут наблюдаться отклонения в развитии речи, моторики и т. п. Следует отметить, что леворукость в
этом случае нельзя рассматривать как причину этих отклонений. Они, как и леворукость, являются
следствием одних и тех же причин.
Третий вид - это "вынужденное" левшество. Выбор ведущей руки у таких левшей обычно связан
с травмой правой руки, но может быть и результатом подражания родным или друзьям.
Психологические особенности леворуких детей.
На
протяжении
всей
эволюции
люди,
отличавшиеся
от
большинства
какими-то
индивидуальными особенностями, например, левши, вызывали интерес и удивление. Однако
отношение к левшам, как и другим «белым воронам» зачастую было настороженным, а иногда и
резко отрицательным. «Следы» такого отношения остались во многих языках. Например, в русском
языке существует до сих пор множество примеров такого рода. "Левый товар" - товар, проданный
налево, т. е. незаконным образом, или товар фальшивый, подделанный. Аналогично можно
рассматривать значение словосочетаний "левый доход", "левые деньги", "левым образом" и т. п.
Подобная окраска слова "левый" встречается и в выражениях, не относящихся к финансам: "как
левая нога захочет", "левая сторона", "встать с левой ноги" и др.
В латинском, греческом, французском, немецком, английском, китайском языках синонимами
слова левый являются фальшивый, незаконный, неловкий, неумелый, неуклюжий и даже злой,
подлый, нечестный. Учитывая связь языка и сознания, вряд ли стоит удивляться негативному
стереотипному восприятию левшей "праворуким" большинством.
В наше время, когда ломаются многие стереотипы, люди становятся более терпимы к различным
проявлениям индивидуальности.
Ребенок-левша – намного отличается от своих сверстников. Обычно это очень эмоциональные
дети, с яркой художественной одаренностью. Уже в возрасте трех лет они проявляют тягу к
рисованию, лепке, музыке, танцам. Как пример назовем таких гениальных людей: Микеланджело,
Леонардо да Винчи, А. Пушкин, Л. Толстой, Ф. Шопен, Ч. Чаплин.
Нередко родители, замечая склонность ребенка к предпочтению левой руки, стремятся
исправить этот “недостаток”. Чаще всего это происходит насильственно. В тоже время, широко
известны случаи, когда ребенок стремится делать все, как взрослый или подчиняется просьбе
родителей, стремясь заслужить их похвалу (даже если выполнение действия ему не очень удобно). В
таких случаях родители могут и не подозревать, что их ребенок левша.
Что отличает леворуких детей?
• Повышенная чувствительность; • повышенная ранимость;
• чрезмерная впечатлительность; • тревожность;
• обидчивость; • раздражительность;
• сниженная работоспособность; • повышенная утомляемость.
Исследованиями
доказано,
что
леворукие
дети
обладают
определенной
спецификой
познавательной деятельности. Внимание левшей недостаточно устойчиво, ребенок не может
длительное
время
концентрироваться
на
одном
объекте,
отмечается
снижение
скорости
распределения и переключения внимания. Леворукие дети не могут быстро ориентироваться в
ситуации и переходить от одной деятельности к другой. Они испытывают трудности концентрации
внимания на нескольких объектах. Левшам сложно одновременно совершать ряд действий и
следить за несколькими явлениями, не теряя ни одного из поля своего внимания.
Особенности восприятия леворуких дошкольников проявляются в замедленном осмыслении
взаимоотношений
между
частями
целого
изображения,
в
снижении
способности
к
дифференцированному
восприятию.
У
левшей
несколько
снижен
объем
кратковременной,
долговременной, произвольной образной памяти.
У левшей отмечается особая стратегия переработки информации - аналитический стиль
познания. В процессе решения поставленных задач левши склонны обращать внимание на детали,
застревать на составляющих компонентах, при этом целостная картина зачастую получается
неточной, иногда искаженной.
У большинства левшей наблюдаются трудности в различении правого и левого направлений
пространства и в целом худшее выполнение пространственных задач. Поэтому леворуким в большей
степени свойственны затруднения при овладении навыком письма.
Зрительно-пространственные функции у левшей, как и у праворуких, выполняются правым
полушарием головного мозга, в то время, как задания по зрительно-пространственной ориентировки
лучше выполняются такими детьми левой рукой. Поэтому переучивание леворукого ребенка часто
сказывается не только на
его речевых способностях,
но и нарушает процесс
овладения
ориентировкой в пространстве, так как угнетаются функции правого полушария. При этом страдает
зрительно-двигательная координация, умение анализировать пространственные отношения между
объектами, ослабляется внимание, замедляется темп интеллектуальной деятельности.
Леворукие дети эмоционально чувствительны, ранимы, тревожны, обидчивы, раздражительны,
у них снижена работоспособность и повышена утомляемость. У детей с вынужденной леворукостью
почти всегда можно наблюдать снижение адаптивных возможностей, повышенную возбудимость,
тревожность, неврозоподобные расстройства.
Традиционное обучение в школе ориентировано на праворуких и правшей, что создает
определенный «информационный стресс» при обучении в традиционной школе детей-левшей. В
результате
усиленной
работы
левого
полушария
появляется
повышенная
утомляемость,
отвлекаемость и забывчивость. И, как следствие недостаточной активности ведущего правого
полушария – раздражительность, непоседливость, беспокойство.
Для значительной части леворуких детей в начальной школе характерны трудности
формирования навыков письма, чтения и счета.
И проблема не только в том, что ребенок пишет другой рукой, нежели остальные (не только и не
столько в темпе письма). Важно, сформированы или нет у него межполушарные связи, глазо-
двигательные связи (рука-глаз), а также связи со слуховым анализатором (глаз-ухо-рука).
Маленький левша в четыре года легко пересказывает целые страницы «прочитанного» им текста, а
потом выясняется, что каждая из отдельных букв ему неизвестна.
Трудности левшей при обучении чтению также могут быть связаны с нарушениями пространствен-
ного восприятия или зеркальным восприятием. Это могут быть:
- перестановки букв местами и даже чтение текста зеркально,
- могут быть замены букв близкими по конфигурации,
Нарушение или недостаточность развития зрительно-пространственного восприятия, зрительной
памяти
и
зрительно-моторной
координации,
нередко
встречающиеся
у
левшей,
ведут
к
возникновению следующих трудностей:
1.
восприятия и запоминания сложных конфигураций букв при чтении и соответственно
медленный темп;
2.
формирования зрительного образа букв, цифр (нарушение соотношения элементов, ребенок
путает сходные по конфигурации буквы, цифры, пишет лишние элементы или не дописывает
элементы букв, цифр);
3.
выделения и различения геометрических фигур, замена сходных по форме фигур (круг - овал,
квадрат - ромб- прямоугольник);
4.
копирования;
5.
неустойчивый почерк (неровные штрихи, большие, растянутые, разнонаклонные буквы);
6.
зеркальное написание букв, цифр, графических элементов;
7. очень медленный темп письма.
Сколько трудностей вокруг поджидает маленького левшу, а особенно в школе, созданной для
правшей.
Обучая левшу, следует максимально автоматизировать извне как можно больше операций,
используемых им в повседневной жизни.
Первым шагом должна стать маркировка левой руки ребенка. На нее можно надеть часы, браслет,
колокольчик, красную ленточку. Таким образом, вы даете левше прекрасную опору для дальнейших
манипуляций с внешним пространством – ведь оно строится вначале от его собственного тела, а уж
потом превращается в абстрагированные пространственные представления. Теперь он знает, что
«слева» – это «там, где красная ленточка». На это знание можно нанизывать обширный репертуар
сведений о внешнем мире.
Для примера: читать, писать, рассматривать комиксы всегда (!) следует от «красной ленточки»;
буква «Я» или цифра «9» головкой повернута к «красной ленточке», а «К» или «6» от нее
отворачиваются. При арифметических действиях в столбик вычитание, сложение, умножение
направляются к «красной ленточке», а деление – от нее.
Следующий крайне важный момент: ни в коем случае не пытаться абстрагировать внешнее
пространство, объясняя что-либо левше. Он все должен пощупать, прочувствовать своим телом,
руками.
Как правило, психическое развитие левшей сопровождается характерной и достаточно
устойчивой тенденцией к псевдоигнорированию ими той части внешнего пространства, которая
расположена слева от них. С точки зрения коррекционной это требует постоянной тренировки
следующего рода: он вратарь, а вы забиваете ему мяч в разные углы ворот, особенно часто в тот
угол, который от него слева.
То же – при игре в бадминтон, в теннис и т.п. Понятно, что в школе левша должен сидеть так, чтобы
доска находилась от него как можно правее. Расположение парты должно соответствовать его
ведущему глазу и уху, то есть быть как можно левее, ведь чаще всего поле зрения левши сдвинуто
именно вправо. Сидеть леворукий малыш должен так, чтобы его не толкали под руку, значит, на
парте слева. Не стоит сажать левшу на проходе, он очень чувствителен к постоянному движению
между партами, да и порядок на его рабочем месте часто оставляет желать лучшего. При письме,
рисовании, чтении свет должен падать с правой стороны. Рекомендуется повернуть тетрадь или лист
бумаги так, чтобы верхний правый угол лежал с наклоном вправо, а верхний левый угол
располагался напротив груди.
При обучении письму леворукого ребенка, тем более имеющего отклонения в развитии мотори-ки
и зрительно-пространственного восприятия, особое внимание следует уделить вербальному
(словесному) описанию движения, а также уточнению действий, по ходу их — выделению основных
элементов, точки начала движения и направления движения.
Для того чтобы такое объяснение было эффективным, следует вести его, повторяя несколько раз
с одновременным показом или выполнением действия самим учеником. Это позволит избежать
ошибок в выполнении движений, которые легко закрепляются в процессе формирования навыка, но
практически не поддаются переучиванию.
Могут возникнуть трудности и при чтении. Леворукие дети нередко теряют строку и делают
попытки читать справа налево или из середины текста. Во избежание таких проявлений ребенку
нужно напомнить, откуда началось чтение, а можно ориентировать его по «маркированной» руке.
Если эти способы не дают эффекта, малыш может попробовать закрыть текст и открывать только
читаемый слог. Причем, сначала это лучше сделать взрослому, а вскоре и юный читатель освоит эту
хитрость. Так придется продолжать до тех пор, пока не автоматизируется нужное направление и
темп слежения за строкой. Все занятия нужно проводить систематически, но их продолжительность
не должна превышать 20 минут. Потом малышу нужен отдых. А, восстановив силы, можно
продолжить занятие еще на 15-20 минут.
Заключение
Проблемные дети... Мы все чаще называем так леворуких и медлительных, одаренных и
гиперактивных — самых разных, тех, чьи особенности мы, взрослые, просто плохо знаем. Нам с ними
трудно, но главное — им очень трудно с нами, непонимающими взрослыми. Быть трудным, не таким
как все — очень сложно, и ребенок чаще всего терпит неудачу. Но это дети, которых мы не
понимаем.
Поэтому самая главная проблема таких детей не в них, а в нас. Непонимание — это нежелание
разобраться в причинах неудач ребенка, неадекватные требования, это стремление заставить, это
постоянное недовольство, укоры, угроза наказаний, это бессилие ребенка, его неуверенность, страх,
невозможность изменить ситуацию. И снова — недовольство взрослых. Сначала только родителей,
бабушек и дедушек, затем воспитателей и учителей. Пресс непонимания с каждым годом становится
все сильнее.
Взрослые склонны винить в неудачах самого ребенка, забывая, что далеко не всегда успех
зависит от желания или нежелания, не считаясь с тем, что их требования очень часто не
соответствуют возможностям детей.
Леворукие и медлительные дети наиболее часто страдают от непонимания взрослых, от их
желания "переделать" природу — заставить леворукого быть "как все" — праворуким, а
медлительного — быстрым. Стремление родителей и педагогов "не ждать милостей от природы"
всегда плачевно. Однако нельзя сказать, что желающих сделать ребенка таким, "как я хочу",
становится меньше.
Проблемы леворуких и медлительных детей связаны не столько с их особенностями, сколько с
незнанием и непониманием этих особенностей педагогами и родителями, с неумением вовремя
помочь ребенку, с нетерпением и жесткостью невыполнимых требований, с желанием обвинить
ребенка и раздражением от собственного бессилия и безуспешных попыток добиться своего.
Необходимо
понимать, что растущее отчуждение ребенка, его раздражительность, страхи,
конфликтность, его неверие в собственные силы, его "не хочу" — это результат нашего непонимания.
Это те проблемы, которые возникли из-за нашего незнания, нежелания и неумения помочь.
К сожалению, в нашей стране еще нет научно разработанной методики обучения письму
леворуких детей, нет и методики их работы на уроках труда (ведь даже ножницы ему нужны другие).
Поэтому наши левши учатся выполнять все учебные действия также, как и правши. И все-таки
существует ряд рекомендаций, реализуя которые в практике школьного обучения можно облегчить
жизнь таким детям:
1.
Необходимо помочь левше организовать свое рабочее место, изменить при письме наклон
тетради, положение предплечий, правильно взять ручку, позаботиться о том, чтобы свет падал
справа;
2.
не следует требовать от левши правонаклонного письма, более целесообразным для них будет
писать прямо;
3.
категорически противопоказано требовать от него безотрывного письма;
4.
любые двигательные действия нужно раскладывать на элементы, объясняя пошагово, каждый
элемент должен выполняться осознанно;
5.
желательно выполнять специальные упражнения, играть с ребенком в игры, развивающие
зрительное восприятие и зрительно-моторную координацию;
6.
необходимо вести работу с родителями леворукого ребенка, объясняя им причины и следствия
особенностей их сына/дочери, советуя, как помочь ребенку преодолеть те объективные трудности,
которые уже имеются, и сохранить психическое и физическое здоровье ребенка;
7.
никогда не проявлять негативного отношения к леворукости, использовать особенности такого
ребенка в классе для привития детям уважения индивидуальных особенностей каждого человека,
терпимости по отношению к проявлению свойств, не характерных большинству.
Рекомендации учителю
Уделите леворукому ребенку немного личного времени:
•
Полюбите левшу. Внесите в отношения с ним как можно больше доверительности и тепла, но
не панибратствуйте. Держите дистанцию. Будьте ему не приятелем, а учителем – лицом, на которое
возложена организация обучения и контроль за ним.
•
Не торопите левшу. Если он не успевает делать задания вместе со всеми, попробуйте давать
ему индивидуальные задания на карточке.
•
Постарайтесь сделать так, чтобы он при детях не демонстрировал свою несостоятельность –
например, не читал вслух, если у него с этим плохо. Остерегайтесь резких высказываний в его адрес.
•
Хвалите левшу за все, что у него получается. При похвале эти дети буквально расцветают.
•
Левша легко освоит материал, если попросить его «додумать» самому: например, придумать
концовку рассказа, а затем рассказать, как развивался сюжет у автора. Кстати, остальным детям это
тоже понравится.
•
Левша усваивает все, что он потрогал руками, понюхал, зарисовал. Расскажите об этом
родителям, разрешите ему на отдельном листочке, когда вы рассказываете устно, рисовать что-либо
связанное с темой вашего объяснения.
ПРИЛОЖЕНИЕ
Предлагаю вашему вниманию несколько тестов на определение “рукости” ребёнка.
При определении моторной системы используются следующие тесты:
• Переплетение пальцев рук
Предложите ребёнку сложить руки в замок. Тест выполняется быстро без подготовки.
Считается, что у правшей сверху ложится большой палец правой руки, а у левшей - левый.
• Скрещивание рук, или "Поза Наполеона"
Сложить руки на уровне груди. Принято считать, что у правшей правая кисть лежит сверху на
левом предплечье.
• Аплодирование
• Проведение вертикальных линий
• Одновременное действие обеих рук.
Рисование круга, квадрата, треугольника. Движения, выполняемые ведущей рукой, могут быть
более медленными, но более точными. Линии фигур, нарисованные ведущей рукой, - более
чёткие, ровные, меньше выражен тремор, углы не сглажены, точки соединения не расходятся.
Желательно выполнять это задание с закрытыми глазами, тогда есть возможность более
чётко выделить нарушение формы, пропорций фигуры, которая рисуется не ведущей рукой.
• Скорость движений и сила ведущей руки больше, чем неведущей. Для оценки скорости можно
использовать число простукиваний указательным пальцем за 10 секунд или число точек (каса-
ний ручки) плоскости листа. Задание выполняется трижды, затем рассчитывается среднее
значение.
• Силу каждой руки необходимо измерить три раза ручным динамометром и рассчитать среднее
значение. Ведущей считается рука, превосходящая по силе неведущую на 2 кг.
При определении слухо-речевой системы используют тесты :
• "Шепот"
Экспериментатор что-то говорит испытуемому шепотом. При равенстве остроты слуха. Испытуе-
мый подставляет к говорящему ведущее ухо, то есть ухо, которым легче и быстрее осознается
услышанное.
• "Тиканье часов"
Испытуемому предлагается оценить громкость тиканья часов тем и другим ухом. При этом отме-
чается, к какому уху он подносит часы в первый раз и одинаково ли слышит тиканье разными
ушами.)
Для определения зрительной системы можно использовать тесты:
• Моргание одним глазом
• Рассматривание в подзорную трубу
• Проба Розенбаха (Определение ведущего глаза. Испытуемый держит вертикально в вытянутой
руке карандаш и фиксирует его взглядом на определенной точке (лучше по отношению к любой
вертикальной линии), отстоящей на 3-4 м, оба глаза при этом открыты. Затем попеременно
закрывает один и другой глаз. Ведущим считается глаз, при закрытии которого карандаш
смещается в его сторону.)
• Карта с дырой