Автор: Елена Викторовна Ударцева
Должность: Учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "ОЦ №4 Майкопского района"
Населённый пункт: посёлок Победа Майкопского района Республика Адыгея
Наименование материала: Статья
Тема: Патриотическое воспитание на уроках русского языка в начальных классах
Раздел: начальное образование
Патриотическое воспитание на уроках русского языка в начальных классах
Ударцева Елена Викторовна,
учитель начальных классов
МБОУ «Образовательный центр № 4 Майкопского района»
(Республика Адыгея )
«Дитя входит в духовную жизнь окружающих его людей
единственно через посредство отечественного языка…»
К.Д.Ушинский
Более 80% граждан России считают русский язык родным. Он является
государственным языком Российской Федерации , языком межнационального
общения. Русский язык – это важнейшее средство передачи, средство хранения и
усвоения знаний. Язык – это часть национальной и духовной культуры, форма
проявления национального и личностного самосознания. Это важная часть истории
русского народа, способ взаимодействия с другими братскими народами.
А.Н.Толстой говорил: «Слово - дело великое». Это дар бесценный. Научить
детей умело и бережно обращаться со словом, гордиться красотой и уникальностью
русского языка - важнейшая задача учителя начальных классов.
Русский язык как учебный предмет несёт чрезвычайно высокую познавательную
ценность. Любовь к русскому языку – одно из проявлений патриотизма. Но эта
любовь не должна ограничиваться знаниями правил. Ученик должен уметь
правильно применять свои знания, т.е. грамотно и корректно излагать свои мысли;
-
различать речевые ситуации;
-
знать историю родного языка.
Важным на уроках русского языка является воспитательный аспект. Развитие
патриотического воспитания в системе начального образования
в условиях
реализации ФГОС становится особенно актуальным.
Учебная
программа
по
«Русскому
языку»
обеспечивает
достижение
выпускниками начальной школы личностных планируемых результатов:
- формирование чувства гордости за свою Родину, её историю, российский народ;
осознание этнической и национальной принадлежности;
- формирование отношения к родному русскому языку как к духовной, культурно-
исторической ценности, чувства сопричастности к сохранению его чистоты,
выразительности, восприятия языка как средства общения.
Для
достижения
данных
личностных
планируемых
результатов
в
поликультурном классе используются следующие методические приемы:
1.
Попутные
разъяснения
учителя,
раскрывающие
патриотический
смысл
содержания текстов упражнений учебника или текстов изложений.
2. Словарная работа.
3. Фронтальная беседа, раскрывающая смысл темы, по которой учащиеся будут
составлять предложения или писать сочинения.
4. Работа со словарем.
5. Написание сочинений на темы гражданственности и патриотизма.
6. Исследовательские проекты.
Важно вызвать у ребенка интерес к слову, русскому языку, правильно
научить своего ученика слушать, читать, говорить, сочинять и писать. Каждый
ребенок по природе одаренный. Один- любит творить, другой- фантазировать, а
третий-мечтать. Следовательно, важнейшая задача учителя начальных классов,
особенно в поликультурном классе,- работать не только над обогащением словаря
учащихся, но и над увеличением подвижности того активного запаса слов,
которыми владеет ученик, помочь детям связать воедино грамматический и
речевой аспект обучения, реализовать коммуникативный подход в обучении
родному языку и русскому языку как неродному.
Большая роль отводится работе со словарем. Убеждаю своих учеников
постоянно пользоваться толковыми словарями, побуждая в них интерес к отдельно
взятому слову. Мы изучаем происхождение слова совместно, ведь именно оно во
многом объясняет правописание, состав слова, произношение. Показываю слово в
структуре словосочетаний, предложений и в небольших текстах. Каждое слово
можно связать с конкретной ситуацией, ее можно обыгрывать, ведь игра для
младшего школьника является частью его повседневной жизни.
Игра развивает в детях природное языковое чутье, подготавливает их к
восприятию поэтических форм, с которыми они познакомятся в старшем школьном
возрасте. К примеру, игра «Составь слово»
Составь слова из следующих букв:
а) м, о, д а) е, р, о, м а) л, а, н, е, п, т, а
б) у, д, б б) р, ы, г, о б) к, ч, а, р, у
в) м, р, и в) а, к, у, р в) ч, а, к, о, с
Дети-билингвы могут рядом записать слово на своем родном языке.
Игра «Матрёшка»
Составление слова из нескольких слов.Учащимся предлагается несколько слов.
Количество их зависит, от того, сколько букв в задуманном учителем слове. Слова
могут задаваться разными способами:
-записаны на доске;
-являться ответом на загадку;
-определяться по значению слова;
-определяться по картинке.
К примеру, заданы слова: вес, лживость, лесть.
С данными словами может быть проведена предварительная работа, например,
по значению слова. Продолжается работа с полученным словом «вежливость».
-Объяснение значения слова.
-Подбор синонимов, антонимов.
-Составление устных предложений.
- Фонетический разбор слова.
Необходимо знакомить детей младшего школьного возраста с произведениями о
языке, о богатстве и красоте русского языка. Например, стихотворение Г. Пурга
О родном языке.
Язык твой как родная мать,
Которую не унижать нельзя, не
Оскорблять.
Его ты должен, друг, благодарить
За то, что правильно умеешь говорить.
Начиная с 1 класса учащиеся выполняют исследовательские проекты: «Придумай
загадку», «На что похожа буква», «Сочиняю сказку», «Пишу книгу», «Наш классный
журнал», « Мои домашние животные».
Воспитание патриотизма проявляется через любовь к своей стране, малой родине.
Планируя свой учебный материал, подбираю тексты диктантов, изложений, сочинений,
дидактический материал с соответствующей тематикой , например, отрывок из
стихотворения С.Васильева:
Люблю тебя, моя Россия,
За ясный свет твоих очей,
За ум, за подвиги святые,
За голос звонкий, как ручей.
При изучении местоимений использую отрывки из стихотворений адыгских поэтов,
например, И. Машбаша:
Я знаю, Адыгея так мала,
На пёстрой карте, возле гор Кавказских,
Вот вся она под кончиком указки-
Земля, что целым миром мне была…
В труде выражается любовь к своей Родине, забота о ее могуществе и процветании.
Привлекая внимание учащихся к трудовым мотивам учебных текстов, пытаюсь донести
до ума и сердца своих учеников благородную мысль о могучей силе и красоте труда.
Благодатным материалом являются пословицы и поговорки, фразеологизмы. Например,
в 4 классе при повторении темы «Правописание –тся, -ться в глаголах» вначале
записываем пословицы:
«Вместе есть – вкуснее, вместе трудиться- удовольствие. Нужно наклониться, чтобы из
ручья напиться. Где кто родится, там и пригодится. На ветку, которая не сможет тебя
выдержать,не становись.»
Прочитав пословицы, учащиеся отвечают на вопросы:
- Какая из этих пословиц применима к делам нашего класса?
-Запишите первой ту пословицу, которой вы хотите руководствоваться в своих
поступках.
-Найдите лишнюю пословицу , по какому признаку определили?
Одна из важнейших сторон патриотического воспитания- воспитание любви к родной
природе. Она закладывается в раннем детстве. Задача учителя- развивать интерес к
родной природе, любовь к ней во время знакомства с поэтическим образом Родины.
В упражнениях учебника, методических пособиях много текстов, темой которых
является описание природы - это отрывки из произведений И. Бунина, В. Пескова и
многих других. При закреплении темы «Имя существительное» использую строки
стихотворения Н. Малышевой:
Водопады, пещеры, ущелья, леса…
Улыбнись- поджидают нас всех чудеса.
Оживает старинной легенды сюжет,
Унося тебя в сказку в какой-то момент.
Систематическая работа с такими текстами позволяет перейти к составлению
собственных сочинений на тему «Любимый уголок природы», «Мой край», «Улица
моего детства», «Мой поселок».
Такие
сочинения
бывают
очень
интересные.
Дети
видят
красоту
в
самом
обыкновенном. Например, в одном сочинении читаю: «Белое огромное поле ромашек.
Я иду по нему. Головки цветов кивают мне, и я разговариваю с ними, как с живыми.
Солнце ласково светит мне, и я ощущаю необъяснимое чувство счастья. Оно
переполняет меня, и мне хочется поделить его с кем-нибудь.»
При выполнении творческих работ ребятам помогают пейзажи художников, музыка
известных композиторов, как русских, так и адыгских.
Устное народное творчество поликультурной среды позволяет глубже проникнуть в
традиционную культуру изучаемого языка, в повседневную жизнь и обогащает
активный словарный запас носителя языка и культуры. Диктант, контрольная работа-
традиционные формы контроля. Но можно более глубоко, творчески, с пользой и
перспективой на будущее, подойти к этому вопросу. В качестве итоговой работы по
русскому языку за год можно предложить интересное творческое задание-исследование
«Слово».
Схема-план работы над проектом «Слово»
1.Слово и его лексическое значение (толковый словарь).
2.История происхождения слова (этимологический словарь).
3.Слово и слова-родственники (однокоренные).
4.Слово и его синонимы (словарь синонимов).
5.Слово и антонимы (словарь антонимов).
6.Слово во фразеологических оборотах(словарь фразеологизмов).
7.Слово в фольклоре (русском и адыгейском ).
8.Слово в названиях произведений (русской, адыгейской и зарубежной литературе).
9. Слово вокруг нас (газеты, детские журналы, реклама)
10. Слово в рисунках, в твоих рисунках.
11. Слово в твоей семье.
Таким образом, русский язык- учебный предмет, познавательная ценность
которого очень высока: на таких уроках формируется мышление, прививается чувство
любви к родному языку, через язык осмысливаются общечеловеческие ценности,
воспитывается личность, патриотизм. Мы, учителя, должны успеть раньше других на
чистом листе детских душ вписать самые нужные слова, вложить в головы самые
важные мысли.
Список литературы:
1.
Адаменко,С. Воспитываем патриотов России // Народное образование - 2005 -
№ 4-С.23.
2.
Ефремова,
Г.
Патриотическое
воспитание
школьников
//Воспитание
школьников. - 2005 -№ 8.- С.17.
3.
Леонтьев, А.А. Патриотическое воспитание и национальное образование //
Начальная школа ( плюс и минус).-2002.-№ 4. - С. 4-6.
4.
Лихачев, Б.Т. Педагогика : курс лекций. - М., Юрайт, 2001 - 607 с.