Автор: Киреева Наталья Петровна
Должность: Учитель- логопед
Учебное заведение: МАОУ лицей №13
Населённый пункт: Новосибирская область Новосибирский район п.Краснообск
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Алгоритм заданий на дифференциацию фонем, имеющих акустико - артикуляционное сходство.
Раздел: начальное образование
Алгоритм заданий
на ДИФФЕРЕНЦИАЦИЮ
фонем, имеющих
АКУСТИКО-АРТИКУЛЯЦИОННОЕ
сходство.
1. Вычленить пару звуков из слов в начальной позиции (по картинке).
2. Сравнить звуки по артикуляции (сходство, различие).
3. Узнать изолированные звуки по беззвучному артикулированию.
4. Соотнести с буквами.
Дифференцировать на слух (поднять букву, когда услышишь заданный звук)
- в произношении (чтение слоговых таблиц),
- в письме (диктант слогов) звуки в слогах различного типа (прямых,
обратных, закрытых, открытых, в стечениях, сериях слогов).
5.Закончить предложение, выбрав подходящее слово (например, из пары
слов: точка - дочка).
6. Рассмотреть парные картинки. Сопоставить слова - паронимы по смыслу
и звучанию. Составить устно предложение или словосочетание.
7. Разложить в два ряда предметные картинки, в названии которых
имеются указанные звуки. Определить место звука в слове.
8. Устный диктант слов (услышав слово, поднять соответствующую букву).
9. Словарный диктант (записать слова в 2 столбика).
10. Выборочно записать из ряда диктуемых слов те, которые содержат:
сначала один звук, потом другой,
11. Рассмотреть ряд предметных картинок, содержащих в названии звуки п и
б (или любую другую пару) в четкой позиции.
12. Проговаривая хором слова-названия, ученики вычленяют парные
согласные, поднимая букву, после чего записывают этот ряд (15-20
картинок) заданными буквами,например:
п б бб пп бб (лопата, обезьяна, барабан, попугай, библиотека).
После проверки можно выполнить обратное задание: собранные,
перемешанные картинки вызванные ученики должны расставить так,
чтобы картинки соответствовали готовой записи: сапоги,
альбом,
бабушка и т.д.
13. Работа с цифровым рядом: определение места данного звука в словах
(выдвинуть соответствующую букву).
14. Прочитать и записать слово, вставляя буквы:
а) с одной из заданных букв
б) с обеими буквами
Предварительный анализ происходит с громким проговариванием
слов, подниманием соответствующей буквы, устным составлением
словосочетаний или предложений.
15. Вставить пропущенный слог:
а) устно - с перекидыванием мяча;
б) письменно (для шипящих повторить правило).
16. Назвать слова, включающие слоги, состоящие из пары
дифференцируемых звуков (чить, чать, теч, тич, жишь, сишь, чет).
17. Изменить слова по образцу (иногда наблюдается чередование
дифференцируемых звуков):
коса -косица,
блеск - блещет,
войти - войдите,
четко - четче,
густо - гуще.
18. От данных глаголов образовать новые (устно и письменно) с приставкой
до, по, от, раз(о) (для Л-Р).
Подчеркнуть пару букв разноцветными карандашами.
19. Изменить глагола по образцу (устно - с мячом и письменно), отмечая
чередование:
грустить - грущу
искать - ищу
катать - качу
скакать – скачу
возить - вожу
просить – прошу
вертеть - я верчу, он вертит
заяц - зайчик.
20. Проспрягать глагол хотеть в сочетании с глаголами учить, чертить,
читать (для дифференциации ть -ч).
21.Четко повторить пословицу, чистоговорку, потешку, загадку,
скороговорку.
22. Повторить хором загадку, запомнить разгадку.
23. Объяснить смысл пословицы, записать по памяти.
Прочитать текст, вставляя пропущенные буквы;
а)поднять соответствующую букву,
б)вписать буквы в прорези текста, отпечатанного на карточке.
24. Слуховой диктант со зрительным самоконтролем
(текст диктанта на доске для проверки).
25. Графический диктант.