Автор: Сташенко Ксения Николаевна
Должность: Учитель начальных классов
Учебное заведение: Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 392 с углубленным изучением французского языка Кировского района Санкт -Петербурга
Населённый пункт: Санкт-Петербург
Наименование материала: статья
Тема: этапы формирования орфографического навыка
Раздел: начальное образование
Практическая работа по теме: «Этапы формирования орфографического навыка».
Русский язык. 2 класс. Учеб. для общеобразоват. учреждений с прил. на электрон.
носителе. В 2 Ч. Ч. 1 / В. П. Канакина, В. Г. Горецкий. 3-е изд. – М.: Просвещение,
2013. – 93с.
Тема: «Правописание слов с безударным гласным звуком в корне».
Цель урока: создание условий для успешного формирования у учащихся умения
распознавать и проверять безударные гласные звуки в корне слова.
1 этап. Мотивационный. Цель: активизация познавательного интереса детей.
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
- Ребята, сегодня к нам придёт гость, а что это будет
за гость вы отгадаете сами.
- Что за нелепый человек
Пробрался к нам в 21 век.
Морковкой нос, в руке – метла,
Боится солнца и тепла.
- Правильно, это Снеговик. Он приготовил для вас
задания.
- Снеговик рассказал мне историю, она произошла с
его друзьями – Димой и Колей. Послушайте её.
«Дима написал своему другу Коле
записку: «Приходи сегодня вечером с мечом,
сыграем».
Коля записку прочитал и пообещал
прийти. Собрались ребята после уроков.
- Мяч будет, - сказал товарищам Дима – Колька
принесёт. Пришёл Коля, а в руках у него вместо
мяча был деревянный меч. Ребята расстроились, что
не придётся поиграть в футбол».
- Как вы думаете, почему так получилось?
- Какое правило не знал автор записки?
- Исходя из этой проблемы, назовите тему нашего
урока?
- Какую цель мы поставим перед собой?
- Мы знаем, что ученые продумали правила
грамотного письма, которые, видимо, не знает
Дима. Давайте и мы, как ученые, попробуем найти
ответ, как же правильно выбрать букву для
безударного гласного.
- Снеговик.
- Мальчик не знал правило и написал
неправильно слово «мячом».
- Правило о правописании
безударных гласных в корне слова.
- Правописание безударной гласной в
корне слова.
- Учиться писать слова с безударной
гласной в корне слова.
2 этап. Ориентировочный. Цель: определение тех понятий, которые «сигналят» об
области поиска орфограммы.
Снеговик приготовил еще одно задание, но подул
сильный ветер и некоторые буквы улетели. Давайте
вернём их обратно в слова.
- Посмотрите, какие буквы пропущены?
- Как же мы будем выполнять это задание?
Вспомните, когда мы гласный звук слышим четко?
(Правило 93 стр.)
- Подберем к слову СОСНА проверочное слово, где
бы гласный звук произносился чётко, не вызывал
сомнения.
- сОсны под ударением какой слышим звук?
Значит, в безударном слоге какую вставляем букву?
- Ребята, обратите внимание, для проверки
слова сосна мы подобрали проверочное слово сосны
- это однокоренные слова?
- А почему вы так считаете?
- Следующее слово. Зима. Подберите проверочное
слово, где бы гласный звук произносился чётко, не
вызывал сомнения.
- зИмний, под ударением какой звук слышим?
Значит, в безударном слоге какую вставляем букву?
- Ребята, а для проверки этого слова мы подобрали
проверочное слово зимний - это однокоренные
слова?
- А в первом случае, какое проверочное слово
подобрали, однокоренное?
- Какой вывод можем сделать?
-
Открываем учебник на 96-й странице. Читаем
правило в рамочке про себя.
- Теперь вслух.
- Гласные.
- Под ударением.
- сОсны.
- О.
- О. сОсна.
- Нет.
- Это одно и тоже слово, только
изменилась форма слова (был один
предмет стало много) и безударный
стал ударным.
- зИмний.
- И.
- И. зИма.
- Да.
- Нет. Изменили форму слова.
- Чтобы правильно написать
безударную гласную букву в корне
слова, можно либо подобрать
однокоренное слово с ударным
гласным звуком, либо изменить
форму слова.
- Чтобы подобрать проверочное слово
для обозначения буквой безударного
- Приведите примеры слов, где проверочное слово –
это форма слова.
- Молодцы, приведите примеры слов, где
проверочное слово – это однокоренное слово.
- Хорошо.
гласного звука в корне, надо:
а) или изменить форму слова (морЯ –
мОре – морЯ);
б) или подобрать однокоренное слово
(травА – трАвка) – так, чтобы
безударный гласный звук в корне
стал ударным. В проверочном и
проверяемых словах гласные в
ударном и безударном слогах корня
пишутся одинаково.
- часы – чАс – чАсы;
- следы – слЕд – слЕды.
- лиса – лИсий – лИса;
- летать – полЁт – лЕтать.
3 этап. Операционный (исполнительный). Цель: составление плана (алгоритма)
орфографического действия.
- Ребята, у нас еще остались слова. А как же мы
поступим с остальными?
- Так же? А что мы делали? Давайте вспомним
наши действия и запишем их последовательность.
(Алгоритм появляется на экране)
- Кто помнит наш первый шаг?
- Следующий шаг.
- Когда мы подобрали проверочное слово, что
будем делать дальше?
- Молодцы, вот такой план мы с вами составили.
Молодцы. Теперь, по этому плану проделаем ту же
работу с остальными словами.
- 1 слово.
- Так же.
- Надо поставить ударение и
определить позицию безударной
гласной в слове.
- Изменить форму слова или
подобрать несколько однокоренных
слов, в которых этот звук стоит под
ударением (в сильной позиции).
- Записываем, ставим ударение.
Выделим корень и подчеркнем
безударную гласную в слове, которую
записали.
- Тр..ва – безуд.гл. в корне слова.
- Хорошо, молодец.
- 2 слово.
- Молодцы, справились с заданием снеговика.
Подберу проверочное слово – трАвы.
ТрАва – безуд. гл. А.
- Л..сток – безуд.гл. в корне слова.
Подберу проверочное слово – лИст.
лИсток-безуд.гл. И.
4 этап. Завершающий. Цель: закрепление алгоритма орфографического действия
на практике при выполнении упражнений.
–Кто теперь скажет, так что же нужно уметь, чтобы
не повторять ошибки Саши?
– Какие способы подбора проверочных слов мы
используем для проверки безударной гласной в
корне?
– Как правильно записать с м..чом?
– Что мы посоветуем Саше?
- Конечно.
- Если буква гласного
Вызвала сомнение,
Ты её немедленно
Поставь под ударение.
Предлагаю учащимся выполнить упражнения:
Устно – 144
- Открываем учебники на 94-й странице. 144
упражнение. Прочитайте задание про себя. Затем
вслух.
- Читай.
- Читаем первую пару слов.
- Какую букву вставим?
- Здесь изменена форма слова или это
однокоренные слова?
- А найдите однокоренные слова.
(аналогично проделывается работа с оставшимися
- Ставить ударение и подбирать
проверочные слова.
Два способа. Мы можем изменить
форму числа так, чтобы безударный
гласный стал ударным, или подобрать
однокоренное слово с ударным
гласным в корне.
- с м…чом – мЯч – мЯчом.
- Выучить правило о правописании
безударной гласной в корне слова
- Прочитайте. Определите, где
записаны формы одних и тех же слов,
а где однокоренные.
- Дождь – дожди.
- Гласную О.
- Изменена форма слова.
- Дождь, дождик, дождливый.
словами)
Письменно – 145.
- Перевернули страничку. Нашли 145 упражнение.
- Прочитайте задание про себя. Теперь вслух.
- Прочитай слова 1 и 2 столбиков.
- Прочитай слова 3 и 4 столбиков.
- Первое делаем вместе со мной. Я на доске, вы в
тетрадях.
- Г..ра – безуд.гл. в корне слова.
Подберу проверочное слово – гОрка.
гОра -безуд.гл. О.
- По образцу, самостоятельно проделываем работу с
оставшимися словами.
- Прочитайте. В каких словах
написание выделенных букв надо
проверять? Почему? Найдите для
каждого из них проверочное слово.
Записываю на доске:
г..ора – горка – гора.