Автор: Лебедева Инесса Владимировна
Должность: Педагог ДО
Учебное заведение: МБУ ДО ДШИ № 7 Советского района
Населённый пункт: г. Самара, Самарская область
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Работа над артикуляцией
Раздел: дополнительное образование
РАБОТА НАД АРТИКУЛЯЦИЕЙ.
РЕЧЕВЫЕ УПРАЖНЕНИЯ.
Цель занятия : Улучшение дикции и качества звука, путем
работы над активностью артикуляционного аппарата.
Задачи:
Обучающие:
-обеспечить у обучающихся формирование знаний об
особенностях работы артикуляционного аппарата;
-обобщить и систематизировать ранее полученные знания по
теме “Артикуляция”.
Развивающие:
-создать условия для развития у детей дикционных навыков в
разнообразных темпах;
-развивать эмоционально-образную сферупсихологических
процессов(воображения, мышления, памяти).
Воспитательные:
-повышать уровень самооценки обучающихся;
-поощрять стремление к самосовершенствованию и
самореализации.
Дикция является основным средством донесения слов
поэтического текста хорового произведения до слушателей.
Принято различать три вида произношения: бытовое,
сценическая речь и певческое. Бытовую речь мы применяем в
разговоре с собеседником. Сценическая речь схожа с
певческой,но несколько отличается. Певческую речь принято
использовать в вокальныхи хоровых произведениях.
Исполнителям необходимо одновременно петь и произносить
слова. Основой хорошей дикции является спланированная
работа над произношением гласных и согласных. Однако
сама дикция не может сделать речь понятной для слушателей.
Чтобы добиться хорошего исполнения в хоре, важна большая
музыкальная педагогическая работа с певцами, необходимо
воспитывать с самого раннего возраста, развивая у них
необходимые вокально-хоровые навыки. Ведь, как нам
известно, дети в таком возрасте очень хорошо впитывают
информацию.
Работая над дикцией, преподаватель обычно старается
научить, как можно чётче и яснее произносить согласные.
Это совсем неплохо потому, что именно ясность согласных
помогает, понять текст песни. Формирование гласных и
произношение их так же необходимо. Под хорошей дикцией
подразумевается четкое и легкое произношение,чистое
звучание каждой гласной и согласной в отдельности, а так же
слов и фраз в целом. Ясность и чёткость произношения слов
и даже отдельных слогов в большей мере зависит от
подвижности артикуляционного аппарата певца (рот, губы,
язык, мягкое и твёрдое нёбо). Поэтому при работе над
дикцией необходимо тренировать артикуляционный аппарат.
Артикуляционный аппарат - это часть голосового
аппарата,формирующий звуки речи, а органы, входящие в
его состав -артикуляционные органы. Работа этих органов,
направленная на создание звуков речи (гласных, согласных)
называется артикуляцией.К артикуляционному аппарату
относятся: ротовая полость (щеки, губы,зубы, язык, челюсти,
небо), глотка, гортань. Надо помнить, что ротовая полость -
это очень важный резонатор (подвижный резонатор),
от"архитектуры" которого зависит качество звука.Первое
условие работы артикуляционного аппарата - естественность
и активность. Добиваться активной естественности можно
через снятие различных зажимов и стимуляции четкой
работы различных мышц и органов.Конечно, очень просто
сказать: "снятие зажимов", - но ведь их надо сначала
обнаружить и только после длительной работы перед
зеркалом и с постоянным вниманием, эти недостатки начнут
исчезать. В этой работе помогут простейшие упражнения,
которые активно используются на занятиях театральной
студии и вокальных и хоровых уроках.
Великие учителя вокала всегда обращали внимание на то, что
гласные -"носители" вокального звука, они занимают почти
всю длительность интонируемого звука. Согласные
максимально укорачиваются, произносятся предельно четко
и ясно. В этом кроется один из секретов кантилены. Гласные
являются как бы оболочкой, в которую облекается певческий
звук, поэтому воспитание певческого голоса начинается с
работы над формированием вокальных гласных. На этих
звуках вырабатываются все основные вокальные
качества голоса. От правильного формирования вокальных
гласных зависит художественная ценность певческого голоса.
Не случайно занятия театральной студии и вокально-хоровые
части уроков начинаются с артикуляционной
разминки.Преподавателю нужно помнить:- в работе с
артикуляционным аппаратом важна
тренировка,сознательный контроль, внимание;- очень важна
работа с зеркалом;- в работе над "активной свободой" надо
быть к себе очень требовательным, чтобы не пропустить
никаких зажимов типа "кривого рта","бровей домиком" или
"вытаращенных глаз".Рот поющего должен быть свободен,
эстетичен, это зависит от челюстей, языка, губ. Певческое,
красивое открывание рта помогает правильному положению
языка, глотки, гортани и должной "установки"всего
голосового аппарата. Зажатая нижняя челюсть мешает
открывать рот, и через подъязычную кость это зажатие
подтягивает вверх гортань, что может явиться причиной
горлового пения. Зажатая челюсть может быть причиной
перенапряжения языка, а он - главный артикулятор гласных.
Положение языка - изменяет форму ротового резонатора и
существенно влияет на тембр голоса. Нижняя челюсть
должна быть свободна, не зажата, пассивна. Будучи
пассивной, она все же не должна сильно откидываться вниз,
бить по гортани.Она должна удерживаться мышцами щек и
углами губ, самими губами, активно произносящими
согласные.Губы принимают участие в окончательном
образовании гласных и являются основными
формирователями губных согласных. Положение губ влияет
на тембр певческого звука. Улыбка способствует осветлению
тембра."Губы должны лежать на зубах", - так говорил
М.Гарсиа.Мягкое небо играет исключительно важную роль в
голосообразовании,его положение существенно влияет на
резонаторные свойства ротоглоточного канала, форму
ротоглоточного рупора. Исследователи указывают на его
связь с гортанью и носоглоткой, что влияет на окраску звука.
По этим причинам мягкое небо должно быть в пении
постоянно вактивном состоянии. Воздействуя в нужном
направлении на подчинённые нашему сознанию
артикуляционные органы, мы можем существенно влиять на
весь голосовой аппарат.
Речевые упражнения
Варианты упражнений для постановки дыхания
Правильное дыхание помогает произносить длинные
фразы без заминок. Если вы уже натренировали
брюшное дыхание, пора научиться грамотно
распределять воздух на выдохе при произнесении речи.
Для этого рассмотрим два эффективных упражнения.
Откройте рот и дышите носом. Контролируйте,
чтобы воздух входил и выходил только через нос.
Так как мы разговариваем на выдохе, нельзя,
чтобы воздух вылетал вместе со словами, это
сбивает дыхание и нарушает плавность речи.
Упражнение учит равномерно выпускать воздух
из живота и легких во время публичного
выступления.
Встаньте, скрестите руки на груди, разведя
локти в стороны. Сделайте вдох и на выдохе
наклонитесь вперед, произнося при этом один из
гласных звуков (а, у, о). Повторите упражнение
3–4 раз, четко выговаривая каждый из звуков.
Ходим по кругу. Отрывисто ф.ф.ф.ф.ф.ф.ф.ф(можно 8
раз, можно 4), затем ш.ш.ш.ш.ш.ш.ш.ш (помогаем
руками) Затем остановк и длинное
СССССССС(выдох).
Суть упражнения: произнесите три раза следующую
линейку слогов, максимально опуская нижнюю
челюсть при проговаривании звука «А». Старайтесь
открывать рот как можно шире, чтобы звук вылетал
четко и громко, а каждый слог звучал самостоятельно,
не сливаясь с предыдущим. Слоги: БА-ГА, ВА-ГА,
ГА-ГА, ДА-ГА, РА-ГА, ЖА-ГА, ЗА-ГА.
Возьмите любой текст, вдохните животом и на
выдохе прочитайте вслух одно предложение.
Распределите воздух так, чтобы его хватило на
произнесение всего предложения. Следите, чтобы
ваша речь была равномерной, без задыханий. В
первое время может быть сложно делать это
упражнение, но постепенно вы научитесь ловить
ритм и распределять выдох так, чтобы громко и
четко зачитывать вслух длинные и запутанные
предложения.
Читайте текст вслух по схеме: одно предложение
громко, второе – тихо. Помните про брюшное
дыхание. Теперь вернитесь к началу текста и снова его
перечитайте, но сейчас одно предложение читайте с
веселой интонацией, а другое – с грустной.
Совершенствуем артикуляцию
Если к описанному выше упражнению «Бага-Зага» вы
добавите в своей ежедневный разминочный арсенал
еще две техники по улучшению артикуляции, ваша
дикция приблизится к идеальной всего за несколько
недель тренировок.
Проговаривайте по три раза следующие линейки
слогов с чередующимися глухими и звонкими
согласными:
птпи – бдби;
птпэ – бдбэ;
птпа – бдба;
птпо – бдбо;
птпу – бдбу;
ктпти – гбдби;
кптпэ – гбдбэ;
кптпа – гбдба;
кптпо – гбдбо;
кптпу – гбдбу;
кптпы – гбдбы.
Это нормально, если в первое время у вас будет
заплетаться язык и болеть губы. Старайтесь, чтобы
звуки вылетали как пули: четко, быстро и, возможно,
немного со злостью. Следите, чтобы каждая буква
полностью проговаривалась, и тогда вас больше не
будут пугать длинные слова со сложным сочетанием
согласных.
Доведите до идеального прочтения следующим
скороговорки:
«Добыл бобыль бобов»;
«От топота копыт пыль по полю летит»;
«Шел Прокоп – кипел укроп”.
Звучание и дикция – неотъемлемая часть
сценической речи
Регулируя тембр голоса, интонацию и скорость речи,
вы можете передавать разные эмоции и создавать
дополнительный информационный посыл, оказывая
нужное воздействие на слушателя. Рассмотрим два
эффективных упражнения на каждый день для
развития способности управлять тембром и
интонацией.
Пофантазируйте на тему, каким голосом
разговаривали бы собаки, цыплята, кошки,
змеи, лисы, медведи, волки и другие животные,
если бы они могли говорить как люди. А какой
тембр голоса мог быть у офисного стула,
настольной лампы, сборника стихов?
Развлекитесь и проделайте упражнение, входя в
разные образы и тренируясь менять тембр и
громкость голоса.
Четко произносим Т (пр.рукой выдергиваем булавку),
Затем Д (л.р. выдергиваем булавку).
Затем с ускорением крутим руки в муфточке и
говорим ТД.ТД.ТД ускоряя. Остановка на РРРРРР с
руками то вверх, то внз. Интонация за руками.
К. (движение рок н ролл, локоть к коленке) Л. (другая
рука), ускоряем К.Л.
КЛ КЛ КЛ
Крутим шарик КЛЫ, КЛЭ, КЛА, КЛО, КЛУ...
ТЛ. ТЛЫ.ТЛЭ.ТЛА.ТЛО
ТЛА.ТЛА.ТЛА.ТЛО....
РРРР(как тигр) с интонацией и когтями.
Скрипят деревья (освобождение)
ТК. ТКЫ.ТКЫ.ТКЫ (I ..четв.и две восьмые)
ТКЭ. ТКЭ. ТКЭ,ТКЭ,ТКЭ,ТКЭ.
ТКА,ТКА,ТКА,ТКА
ТКЁТ...ТКЁТ (учитель-ученик)
ТКЁТ ТКАЧ (неск.раз)
ТКЁТ ТКАЧ ТКАНИ
ННА ПЛАТКИ, ННА ПЛАТКИ
ННА ПЛАТКИ ТАНЕ
...ТКЕТ ТКАЧ ТКАНИ НА ПЛАТКИ ТАНЕ
ДВЕ ГРУППЫ
Медленно 1гр.ТКЕТ.. ТКАЧ.. ТКАНИ.. ННА
ПЛАТКИ...
ТАНЕ
2гр. Быстро (все с шагами)
ТКЕТТКАЧТКАНИНАПЛАТКИ...ТАНЕ
Соединить две группы( работа над ритмом)
Стихи и скороговорки для работы над
артикуляцией: Чики-чок, Жук жуку, Шел Прокоп,
Серый Ёж, Человкчки в доме жили... Слова из
песен: Слово на ладошках.